Как часто, играя в какую-нибудь старую, всеми позабытую и, явно не справедливо, низко оценённую игру, вы думаете, что это какая-то ошибка? Что не может быть такая прекрасная, такая интересная игра быть чем-то действительно плохим, может даже призираемым? Вот как с DmC: Devil May Cry, например. Отличный же, интересный слешер, с кучей оружия и комбинаций; для новичков прекрасно подходит, так как не требует многодневных тренировок для набивания стиля и запоминания всех комбо. Чем не слешер десятилетия? Но нет, Данте у нас не тот, комбо одной кнопкой набивается, сюжет без пафоса, демоны разноцветные, и вообще это не Devil May Cry уже, а какая-то попса для подростков. Вот примерно из-за такого брюзжания мы часто теряем действительно хорошие проекты. Однако DmC: Devil May Cry словил в основном фанатский хейт, в отличии от Turok Evolution, на который поплевались практически все кому не лень. Давайте посмотрим на игру поближе и попытаемся понять, что же с ней не так.
Собственно, начинается всё с того, что провидец Таркин, из Затерянных Земель, ищет некоего Сына Камня, который должен стать Туроком и победить злостных мужикозавров, угнетающих народ Таркина. Тем временем, в другом измерении, индеец Тал'Сет ведёт кровопролитную войну с колонизаторами. Встретившись лицом к лицу со своим заклятым врагом, капитаном Тобиасом Брукнером, Тал'Сет сбрасывает его с обрыва и, отброшенный активировавшимся порталом, падает следом за капитаном, аккурат в открывшуюся червоточину, ведущую в Затерянные Земли. Приземление было жёстким, но нашему краснокожему герою повезло, его нашли местные жители и отвезли в свою деревню, где Таркин, с помощью магии, буквально вытянул Тал'Сета с того света. Уходя, Таркин приказал отвести индейца к нему, как только тот проснётся. Отсюда и стартует первая глава.
В отличии от предыдущих частей, Evolution является вполне себе линейным шутером. Больше никаких сборов душных ключей, больше никаких запутанных карт, знай себе беги вперёд, маши топором, да из лука стреляй. Сразу же нам презентуют динозавров, как хищных, так и мирно пасущихся травоядных. Не знаю уж как было в третьей части, но только за первую главу я увидел больше динозавров, чем в первой и второй играх вместе взятых. Тут тебе и стегозавры, и трицератопс с детёнышем, и компсогнаты - это такие мелкие хищные твари, с их нападения ещё "Парк юрского периода 2" начинается; в общем действительно эдакий парк. По мимо динозавров, можно встретить всякую разную живность, типа гигантских черепах, лемуров, обезьян и так далее. Нормальные такие альтернативно-доисторические джунгли, жаль пространство не шибко большое, особо не разгуляешься, но и на том спасибо, раньше даже этого не было.
Тут же мы встречаемся с мужикозаврами, официально появившимися во второй части, хотя по идее существовали они ещё в первой. ИИ у них туповат, однако при этом они всё равно часто прячутся за укрытиями, пытаются убежать или даже сдаться, если выбить у них из рук оружие. Да, вы не ослышались, разумные противники здесь могут просто от вас убежать в панике. Вы вообще много шутеров с такой механикой, вот так сразу, назовёте? Мне лично в голову не один не лезет, хотя я определённо в подобные проекты играл.
Процесс умерщвления противников достаточно занимателен, ибо расчленёнка никуда не делась, так что головы при попадании взрываются, руки отрываются, ноги разлетаются. Арсенал для членовредительства гораздо более скромный, по сравнению с предыдущими частями. Для ближнего боя у нас есть топорик, для снайперского огня лук с несколькими типами стрел, пистолет, конечно же дробовик, автомат, разворачивающийся в пулемёт, ракетница, плазмопушка, какой-то куб и ещё несколько пух, одной из которых я толком не понял как пользоваться. Кажется, она работает по принципу пылесоса или гравипушки, подхватывает противника и размалывает его гравитацией. Впрочем, пользоваться придётся в основном автоматопулемётом, дробовиком, топориком, луком и иногда ракетницей, так как оружие регулярно отбирают, а возвращают далеко не всё. Это не говоря о том, что не все пухи забиндены на цифровые клавиши, часть приходится перелистывать через кнопки следующего-предыдущего оружия, что весьма неудобно.
Бегают все эти мужикозавры, лемуры и прочие динозавры на просторах пятнадцати глав, поделённых на несколько локаций. Честно говоря, мне показалось, что уровней в этот раз многовато, я даже немного устал от игры, не смотря на чрезвычайное разнообразие мест, в которых нам придётся побывать.
Начинаем мы, как вы уже поняли, в джунглях с водопадами и динозаврами, затем садимся на... ПТЕРАНОДОНА, на которого навешан пулемёт с ракетницей, что превращает игру в эдакий симулятор истребителя Миг-29. Полетать за игру придётся несколько раз, но каждый раз будет по своему офигителен, ощущается совершенно невероятно, даже не смотря на глючное управление в ПК-версии.
После полёта, оказываемся в пещерах и на открытых пространствах, где дадут что-то типа миниатюрного тираннозавра убить, а потом, по классике, из турельки пострелять. Дальше ночная стелс-миссия, с совершенно необязательным стелсом, во вражеском лагере; потом лютый замес в тюрьме для военнопленных, вызывающей флэшбеки от Wolfenstein; миссия по сопровождению за каким-то хреном кому-то нужного старейшины, который, по счастью, бессмертен; развалины древнего храма с ловушками и сектантами, ещё один полёт на птеродактиле и наконец здоровенный футуристичный город, где игра превращается в Звёздные Войны, там даже СЕНАТ есть, чёрт возьми. Если бы на этих миссиях топорик заменили на лазерный меч, я бы не удивился вообще. Короче говоря, играть в это реально весело и интересно, даже не смотря на крайне фиговый ПК-порт.
И вот тут мы приходим к тому, с чего начали. Что не так с этой игрой? Почему о ней все забыли? А самое главное, почему даже я, которому, казалось бы, игра понравилась, ставит ей всего лишь три звезды?
Ну, начнём с банального - графика. 2002-2003 год, что там у нас выходит? Unreal Tournament 2003, Tom Clancy's Ghost Recon, Red Faction 2 и много чего ещё. Почти любая из этих игр имеет гораздо более продвинутую графику, чем Turok Evolution. Можно, конечно, сделать скидку на то, что Турок всё же консольная игра, но где-то в том районе на PS2 вышла Medal of Honor: Frontline и она тоже выглядела на много лучше, чем Evolution.
Про сюжет, думаю, говорить нечего, он как бы есть, но не будь его, то ничего бы не изменилось, поэтому перейдём к технической составляющей. Даже если опустить ПК проблемы с почему-то залипающими кнопками мыши и на глухо контуженной чувствительностью, это всё ещё крайне сырой продукт. По лестнице забираться неудобно, так как любое неверное движение может быть чревато падением, либо, в худшем случае, залипанием на ней, с постоянно прыгающей под текстуры камерой. По большинству поверхностей персонаж передвигается достаточно странно, а если зажать пробел перед падением в воду, то Тал'Сет вообще Иисуса косплеить начинает. На одном из уровней мне пришлось включать читы на бессмертие, чтобы разобраться, что у меня не работает. По мимо заглючевшей анимации какой-то грязи, выбрасываемой из трубы, из-за которой я не мог пройти дальше. Оказалось, у меня с какого-то чёрта, с самого начала уровня, сработала половина скриптов, из-за чего сразу же открылся выход с локации, который я принял за очередную глючную сточную трубу. А в одной из комнат у меня вообще текстуры исчезли, благо хоть хитбокс стены остался, иначе бы я точно улетел в начало уровня.
И... Не совсем уверен, стоит ли это упоминать в технической составляющей, но всё же... Сохранения. Их нет. Вернее, есть только автоматическое, срабатывающее, когда вы прибываете в новую зону. По началу проблем с этим нет, локации небольшие, перепройти их заново не составляет труда, тем более, что игра сама по себе довольно простая, однако чем дальше - тем больше становятся уровни, а значит время на перепрохождение, как и раздражение от смерти, тоже увеличивается. Не считая лётных уровней, где контуженная мышка часто становится причиной смерти, я умирал довольно мало, однако эдак на десятой главе, когда примерно раз в третий сдох где-то в конце локации и был вынужден минут двадцать чесать через весь уровень, аннигилируя по небольшой армии через каждые несколько шагов, я честно не выдержал и включил читы на бессмертие с бесконечными патронами, превратив таким образом игру в нечто похожее на Serious Sam.
И вот после всего этого, скажите мне, кому была нужна эта игра в 2002-2003 году, когда, по мимо уже означенных мастодонтов, выходили так же Aliens vs predator 2, Soldier of Fortune, Time Splitters 2, Battlefield 1942, всё тот же Serious Sam и чёрт его знает что ещё? С более лучшей графикой, анимациями, нормальным сюжетом, не менее интересным геймплеем и локациями, адекватными сохранениями, управлением, хитбоксами... Правильно. Никому эта игра была не нужна. На столько, что её даже в википедии, в списке выходивших тогда игр, нет. В принципе, сейчас изменилось не многое, лучше игра за годы не стала, играть в неё, конечно весело, в ней есть много хорошего, однако плохого тоже предостаточно. Это как какая-то бета-версия, как с Киберпанком было, вышел он и оказался действительно интересной игрой, но до жути недоделанной. Как будто его в ранний доступ выпустили, а не в полный релиз, вот так и тут случилось. Только Киберпанк в итоге смогли доделать, а Turok Evolution нет. И ремейк для этой игры вряд ли кто-то сделает, максимум ремастер, который, смею надеяться, окажется гораздо более играбельным и наконец-то заслужит внимание хотя бы чуть более бОльшей аудитории.
С горечью ставлю оригинальному Turok Evolution 5/10 и, с надеждой на светлое ремастеринговое будущее, иду в Turok 2008. 15 лет прошло, уж теперь-то он у меня точно вылетать не будет.