142 1 80 18
Tekken

Рейтинг игры

3.7 141
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Tekken

Факты

В 1995 году Namco формально анонсировала PC-версии трёх своих аркадных хитов — Rave Racer, Air Combat 22 и Tekken. Все три игры должны были выйти с поддержкой 3D-ускорителей PowerVR, однако по каким-то причинам японская компания тихонько отменила все три проекта. В дальнейшем куда более поздние выпуски Tekken (а также наследницы Ridge Racer и Air Combat) всё же портировали на персональные компьютеры — правда, фанатам пришлось потерпеть лишние 20 лет.

Namco добавила в консольный релиз Tekken уникальный бонус — порт Galaga, признанной легенды аркадных залов. Экшен не нужно искать или хитрым образом открывать: он включается прямо во время запуска файтинга и служит этакой закуской перед основным блюдом. Символично, если учесть, что в том же 1995 году Namco запатентовала мини-игры на загрузочных экранах и тем самым помешала другим компаниям аналогичным образом скрасить процесс загрузки любимой видеоигры. К счастью, срок действия патента истёк в 2015-м — аккурат к релизу Galaga: Tekken Edition, официального мобильного кроссовера двух хитов Bandai Namco, в котором место космических кораблей заняли ключевые персонажи файтинг-сериала.

Помимо чисто ностальгической ценности Galaga несёт в себе и практическую: в награду за идеальное прохождение всех восьми уровней древней аркады можно получить нового персонажа — Devil Kazuya, дьявольскую версию Кадзуйи Мисимы, главного героя файтинга. Правда, от обычной версии Кадзуйи его альтер-эго отличается лишь внешними данными: у рогатого Мисимы нет ни уникальных атак, ни особых приёмов или анимаций (они появились в сиквелах).

На ранних этапах производства у Tekken было необычное рабочее название — Rave War. Хотя Namco со временем отказалась от столь неуклюжего заглавия, словосочетание всё же просочилось в файтинг: вплоть до релиза Tekken 5 две фирменных цепочки атак Маршалла Ло и Ли Чаолана назывались Rave War Combo и Quick Rave War. Rave War также упоминается в аркадной версии гонки Ridge Racer 1993 года, где этим логотипом можно украсить свой автомобиль, и рекламных флаерах оригинальной Tekken. В последнем случае, правда, странный термин был частью синопсиса, поскольку к тому моменту проект благополучно переименовали.

Вопреки слухам и домыслам, Кацухиро Харада (Katsuhiro Harada), продюсер и «лицо» сериала Tekken, принимал непосредственное участие в создании первой части саги. Технически Хараду наняли в качестве консультанта: его познания в боевых искусствах (именитый менеджер в молодости изучал дзюдо, карате и тхэквондо) помогли сделать игру зрелищнее и доступнее для широкой аудитории. Правда, сегодня разработчик считает, что оригинал можно было сбалансировать получше — в 90-х Namco и прочие компании многое делали по наитию. Что занятно, Харада также принял непосредственное участие в озвучке экшена: именно его голосом в ранних выпусках серии кричат Ёсимицу (с Tekken до Tekken Tag Tournament), Кунимицу (только в Tekken) и Форест Ло (в Tekken 3, Tekken Tag Tournament и Tekken Advance). Визги Маршалла Ло продюсер озвучивал плоть до Tekken 7 включительно.

В 1998 году, спустя три года после релиза Tekken, студия Studio Deen выпустила аниме-фильм Tekken: The Motion Picture, который служит адаптацией двух первых частей саги «Железный кулак». Хотя в картине присутствуют элементы из Tekken 2 (в частности, Дзюн Кадзама и её роман с Кадзуей Мисимой) и Tekken 3, аниме по большей части основано на оригинальном файтинге — оно рассказывает историю пресловутого Кадзуи, который продал душу Дьяволу во имя мести, но ещё не ещё не вступил на путь абсолютного зла. Картина, впрочем, полна вольностей: Ли Чаолан здесь выступает в качестве второстепенного антагониста и гибнет из-за собственной зависти, Mishima Zaibatsu выводит невидимых динозавров (один из которых съедает Анну Уильямс), а Хэйхати Мисима разочаровался в цивилизации и хочет захватить мир. Что символично, в конце этой версии истории ни Кадзуя, ни Хэйхати не сбрасывают родственника с горы. The Motion Picture не входит в официальный канон Tekken.

Дословно название игры переводится как «Железный кулак».

Первоначально игра разрабатывалась для аркадных автоматов — файтинг всё-таки. На Playstation её портировали несколько позже.