
Факты
В оригинальной Teenage Mutant Ninja Turtles для аркадных автоматов изначально должны были появиться особые пауэр-апы. Судя по неиспользованным спрайтам, звуковым эффектам и остаткам кода, помимо обычной красной пиццы (которая восстанавливает Черепашкам-ниндзя здоровье и отмечена как Energy) на дороге то и дело должны были появляться ещё три типа лакомства: Speedy (в синей коробке), Whirly (в жёлтой), а также Zappy (фиолетовой). О свойствах первых двух остаётся только догадываться, а вот третью разработчики частично запрограммировали: она позволяла героям стрелять во врагов из бластера. В файлах также присутствуют соответствующая модель оружия и анимации черепах с пушкой в лапах.
Японская версия Teenage Mutant Ninja Turtles II: The Arcade Game (на Famicom известная как Teenage Mutant Ninja Turtles) заметно проще американского и европейского аналогов. Во-первых, в ней гораздо меньше противников. Во-вторых, у врагов там не так много здоровья (у рядовых ниндзя клана «Нога» 3 HP вместо 4, т.е. их можно прикончить одним ударом с прыжка). В-третьих, за уничтожение противников игроку дают больше очков, т.е. по ходу кампании можно накопить больше жизней, чем в западных The Arcade Game. Кроме того, в восточном издании куда легче проводить особую атаку (необходимо просто зажать кнопку атаки, а потом сделать прыжок) и вводить чит-коды (специально для островов уникальные комбинации сделали гораздо короче, чем в локализованной версии для США и Европы). Иронично, но ни в одном из регионов не используется легендарный Konami Code («Вверх», «Вверх», «Вниз», «Вниз», «Влево», «Вправо», «Влево», «Вправо», B, A, Start).
Две самые известные версии Teenage Mutant Ninja Turtles II: The Arcade Game (оригинальная аркадная Teenage Mutant Ninja Turtles и консольная The Arcade Game, обе на английском и японским языках) вошли в сборник Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection. Помимо самих игр в переиздание также попали различные сопроводительные материалы — мануалы, отсканированные обложки и коробки, плюс рекламные постеры на разных языках. Сами боевики снабдили рядом технических улучшений: в изданиях NES/Famicom, например, можно отключить подмигивание спрайтов и подтормаживания в особо сложных, т.е. перегруженных объектами и анимациями сценах. Для удобства команда Digital Eclipse также снабдила порты новыми читами вроде God Mode и возможности начать прохождение с максимальным количеством жизней.
Teenage Mutant Ninja Turtles II: The Arcade Game считается одной из первых консольных видеоигр с продакт-плейсментом непосредственно в самой игре: по ходу приключения на уровнях можно встретить логотипы сети пиццерий Pizza Hut (они красуются на табличках и постерах). Причём Konami решила пойти ещё дальше: издательство напечатало на обратной стороне руководства пользователя особый купон, которым можно было воспользоваться в одноимённом ресторане. К сожалению, срок его действия истёк 31 декабря 1991 года (через ровно через 12 месяцев после релиза The Arcade Game на Nintendo Entertainment System и Famicom). В японской версии Teenage Mutant Ninja Turtles II реклама, что символично, отсутствует, ровно как и в отсканированных для сборника Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection копиях мануала.
Хотя на сайте StopGame игра обозначена как Teenage Mutant Ninja Turtles II: The Arcade Game, это не совсем корректное (даром что технически верное) её заглавие. Когда боевик выпустили на аркадных автоматах в 1989-м, его назвали просто Teenage Mutant Ninja Turtles, без каких-либо уточнений. Римская цифра и подзаголовок у экшена появились лишь год спустя, когда его портировали на Nintendo Entertainment System — таким образом Konami предусмотрительно избежала путаницы со своим предыдущим консольным релизом по мотивам «Черепашек-ниндзя».
Как это часто бывает с портами, Teenage Mutant Ninja Turtles II: The Arcade Game для Nintendo Entertainment System и Famicom заметно отличается от оригинальной аркадной версии экшена — но не обязательно в худшую сторону. Хотя технически NES-издание очевидно уступает Teenage Mutant Ninja Turtles, Konami не только воспроизвела механики и самые яркие сцены первоисточника, но ещё и попыталась компенсировать визуальную отсталось игры с помощью дополнительного контента. Разработчики The Arcade Game заметно расширили кампанию, добавив несколько уникальных локаций и чуть переработав структуру приключения — открывающий сегмент третьей сцены, например, происходит в заснеженном Центральном парке, где героям противостоят не только знакомые ниндзя из клана «Нога», но ещё и роботы в форме снеговиков и босс по имени Тора (полярный медведь в кожаной куртке; в японской версии его зовут просто Polar Bear Fighter). Среди прочих дополнений: совершенно новый шестой (в данном случае предпоследний) уровень с робо-скорпионами, робо-тиграми, стальными гориллами и металлическим самураем, а также драка с мутировавшим в муху Бэкстером Стокманом около лифта в гараже (там, где на аркадном автомате надо было драться с Бибопом и Рокстеди).
Как и в случае с Teenage Mutant Ninja Turtles (1989), Teenage Mutant Ninja Turtles II: The Arcade Game очень вольно пересказывает события нескольких серий дебютного сезона мультсериала «Черепашки-ниндзя». Если предыдущая игра охватывала первый, второй и пятый эпизоды, то её псевдосиквел кое-как адаптирует сюжеты третьего и четвёртого: история начинается с нападения на квартиру Эйприл О'Нил, после чего герои сражаются с Бэкстером Стокманом и его армией маузеров, а потом Черепахи отправляются в Технодром, где им противостоят каменные солдаты Крэнга, Крэнг в мехакостюме и Шреддер. Что любопытно, в оригинальной аркадной версии beat 'em up Стокманн появляется лишь однажды, тогда как в консольном релизе он возникает на пути ниндзя дважды — сначала в человеческой, а потом в своей мутированной форме из второго сезона шоу.
Подобно оригинальной Teenage Mutant Ninja Turtles (платформеру 1989 года), у Teenage Mutant Ninja Turtles II: The Arcade Game тоже много разных названий, причём на сей раз они зависят не только от региона, но и платформы. Первая версия экшена вышла на аркадных автоматах с тремя заглавиями: в США её знали как Teenage Mutant Ninja Turtles; на территории Европы она превратилась в Teenage Mutant Hero Turtles (по мнению цензоров, у слова «Ниндзя» были негативные коннотации, поэтому Черепашки стали просто Героями); в Японии beat'em up окрестили Teenage Mutant Ninja Turtles: Super Kame Ninja (или Teenage Mutant Ninja Turtles: Super Turtle Ninja). Припиской The Arcade и римской цифрой II игра обзавелась, как ни иронично, лишь после переезда на NES — но только на Западе; в Стране восходящего солнца её выпустили как Teenage Mutant Ninja Turtles, без лишних слов и символов. Последнее обусловленно тонкостями локализациями предыдущего боевика Konami: поскольку в конце 80-х мультсериал ещё официально не перевели на японский, у себя дома издательство выпустило его под чудным названием Geki Kame Ninja Den (Fierce Turtle Ninja Legend или Legend of the Radical Ninja Turtles в переводе на английский язык; по-русски фраза звучит как «Легенда о крутых ниндзя-черепахах»). Поскольку у нового и старого релизов не было никакой чёткой жанровой связи, на островах его решили продавать не как псевдосиквел, а самостоятельное произведение.