
Факты
Во второй половине 90-х Ubisoft сделала на базе Rayman дилогию образовательных игр для PC и первой PlayStation. Их названия зависят в от страны и тематики, поэтому в фанатских кругах их для простоты называют Rayman Brain Games (американское название) или Rayman Junior (европейское). С точки зрения геймплея и сути Brain Games и Junior на первый взгляд практически неотличимы от оригинала (геймеру всё также надо прыгать через пропасти, сражаться с монстрами и исследовать причудливые миры), однако их суть заметно отличается от классического платформера: вместо свободного перемещения по локациям и поиска клеток с электунами Рэйману надо регулярно отвечать на вопросы Волшебника и Бетиллы, а также выполнять разного рода задачи на время; ошибка как правило карается смертью персонажа. Завершает приключение более-менее традиционное сражение в логове Мистера Дарка. Несмотря на кажущуюся жестокость, обе видеоигры на самом деле гораздо проще своего брутального прообраза, поскольку они рассчитаны на детей от 6 до 10 лет. Всего существует две подсерии экспериментальных спин-оффов: Mathematics and reading («Математика и чтение»), повествующая о похищении Волшебной Книги Знаний зловещим Мистером Дарком, и Secondary language learning («Обучение второму языку»), в которой Волшебник получает весточку с необычным заклинанием от родственника-иностранца (чьё гражданство, между прочим, варьируется, поскольку). Хотя технически это всего две игры, Ubisoft издала совершенно безумное количество их вариаций с множеством названий и нюансов. Например, на территории США помимо Amazing Learning Games with Rayman (пресловутой «Математики») в продажу также пустили её сокращённые версию под названием Rayman Learning Center — Vol. 1 — Ages 6-7, Vol. 2 — Ages 7-8 и Vol. 3 — Ages 8-9. Единственное заметное отличие между ними заключается в уровнях сложности: в Amazing Learning Games их три, тогда как в каждом отдельно взятом томе присутствует всего один, соответствующий указанному на обложке возрасту ученика. Ещё сложнее дела обстоят с ответвлениями, посвящёнными изучению лингвистики.
В Rayman для Atari Jaguar присутствует особый секрет, которого нет ни в одной другой консольной версии платформера. Если набрать 1364 во время открывающей игру анимации со сборкой Рэймана, вместо главного меню запустится Ray Breakout — мини-игра в стиле классической Breakout времён аркад и Atari 2600. Подобно своему прообразу, в Ray-забаве от пользователя требуется разбить все блоки (в данном случае разноцветные сливы) при помощи белого шара с эмблемой инопланетянина Джо; количество доступных снарядов ограничено, поэтому геймеру надо ловко двигать Рэйманом (который почему-то делает стойку на голове) и не позволить им упасть на пол. Формально код для разблокировки бонуса даётся после завершения игры (награда указана в самом конце титров), однако авторы также спрятали намёк на него практически в самом начале кампании: во время третьего сегмента уровня Anguish Lagoon, когда главный герой летит на дружелюбном комаре по имени Бзз, по пути к финалу можно заметить четыре группы тингов в форме цифр 1, 3, 6 и 4. Ray Breakout также доступна в PC-релизах Rayman, а также в издании для мобильных платформ. Что интересно, мини-игра также присутствует в файлах порта для Nintendo DSi (который создан на базе версии для MS-DOS), однако она явно не оптимизировалась под устройство, да и запустить её можно лишь с помощью сторонних программ.
В Rayman Advance, переиздании оригинальной игры для портативной консоли Game Boy Advance, планировали добавить сетевой режим в духе Capture the Flag («Захват флага») — его даже рекламировали в превью-версиях платформера. Онлайн был рассчитан на двух человек (роль персонажа-соперника отвели Тёмному Рэйману), и всего в нём должно было быть шесть карт, по одной из каждого мира сюжетной кампании. До релиза необычный бонус так и не дожил: студия Digital Eclipse полностью доделала лишь несколько локаций, после чего производство мультиплеера по неизвестным причинам свернули. Команда так и не удалила свои наработки с картриджа, поэтому фанаты без труда нашли их в ROM-файле Advance.
В 2000 году на Game Boy Color вышла игра Rayman — и это, что любопытно, вовсе не демейк платформера 1995 года, а уникальное ответвление серии, которое связано с предшествующими версиями хита (а именно изданиями для PC, PlayStation, Saturn и Atari Jaguar) лишь названием, завязкой и визуальным рядом в общих чертах. Всё остальное же (уровни, боссы, даже история в целом) заметно отличаются от первоисточника: например, по ходу кампании Рэйман не встречает Бетиллу (фею, которая даровала ему способности в оригинале), Волшебника и Музыканта, а в финале вместо сражений с гибридами старых боссов герой наконец-то сходится в битве с Мистером Дарком. Более того, поскольку релиз сайдскроллера состоялся уже после Rayman 2: The Great Escape, в нём используются кое-какие элементы сиквела, в частности дизайн протагониста (что заметно в катсценах и демонстрируется на обложке) да ремиксы отдельных музыкальных треков. В дальнейшем необычный спин-офф перенесли на Pocket PC (без подзаголовка, чтобы не путать его с Rayman Ultimate), Palm OS, Symbian и Nintendo 3DS (через Virtual Console). Помимо улучшенной графики и перерисованных сюжетных катсцен в порты на PPC и Palm добавили онлайн-испытания, а на 3DS видеоигра обзавелась поддержкой сейвстейтов.
Невероятно, но факт: в конце 90-х к PC-версии Rayman разработали эксклюзивное продолжение — и оно звалось отнюдь не Rayman 2: The Great Escape. 3 сентября 1997 года компания Ubisoft выпустила Rayman Designer (или Rayman's World), сборник, в который вошли 24 новых официальных уровня в знакомых 6 мирах из оригинала, а также программа Mapper, позволяющая создавать собственные карты для платформера и загружать себе на компьютер чужие фанатские работы. Хотя абсолютное большинство ключевых механик остались нетронутыми, главная цель игры изменилась — Рэйману больше не надо спасать пленённых электунов (т.е. не ломать клетки), он должен собирать тинги, которые убирают препятствия и открывают доступ к выходу. На каждой локации присутствует таймер, чтобы пользователи могли соревноваться между собой. Что символично, на одном псевдосиквеле история не закончилась: в том же 97-м авторы серии провели среди обладателей Designer особый конкурс по созданию контента — лучшие 40 работ в итоге собрали на один диск и издали в форме Rayman By His Fans. Два года спустя необычную трилогию завершили с помощью Rayman 60 Levels. Все три набора продавались как отдельно, так и в составе различных компиляций. В Нидерландах By His Fans и 60 Levels объединили в издание с говорящим названием Rayman 100 Levels.
С учётом сборников оригинальную Rayman перевыпустили на PC так много раз, что в различных вариациях приключения можно запутаться. Итак, дебют оригинального издания для MS-DOS состоялся в декабре 1995 года. В 1997-м Ubisoft отправила в магазины Rayman Gold, компиляцию, в которую входят первая игра и псевдосиквел Rayman Designer. В 1998-м компания разразилась Rayman Forever — коллекционным изданием с платформером, Designer, а также горстью фан-уровней под общим названием Rayman By His Fans. В 1999-м эксклюзивно на территории Франции и Германии в продажу запустили Rayman Collector (набор с исходной версией игры, Designer, By His Fans и Rayman 60 Levels, дополнением от самой Ubisoft); в Германию также отдельным тиражом отправили Rayman Funpack, бандл с Rayman, Rayman Designer, Rayman By His Fans, образовательной игрой English with Rayman и видео о разработке Rayman 2: The Great Escape. В нулевых оригинал объединили с двумя полноценными сиквелами (The Great Escape и Rayman 3: Hoodlum Havoc) и отправили покорять супермаркеты под названием Rayman 3-Pack. Последний сборник с первой Rayman датирован 2013-м — он называется Rayman Collection и его содержимое варьируется в зависимости от страны (во Франции, как ни странно, в Collection вошли только Rayman 2, Rayman 3 и Rayman Origins, а Чехии помимо классической трилогии и Origins достался мультиплеерный спин-офф Rayman M).
Rayman по праву считается одной из самых абсурдно сложных видеоигр 90-х. Согласно известной легенде, безжалостность платформера обусловлена отсутствием тестирования — Ubi Pictures просто не ведала насколько брутальное приключение она сотворила. Как следствие, с каждым новым переизданием игру делали всё удобнее и человечнее, причём упрощения начались практически сразу: хотя три первые версии дебюта Рэймана (на консолях Atari Jaguar, Sony PlayStation и SEGA Saturn) более-менее схожи по части хардконости, они тоже отличаются друг от друга в мелочах. В слегка недоделанном Jaguar-релизе, например, почему-то нет физики скольжения (которая присутствует на PlayStation и Saturn и превращает некоторые уровни мира Band Land в настоящее испытание), но в то же время герой теряет пауэр-апы Speed Fist и Gold Fist после получения урона — эту деталь убрали из всех дальнейших адаптаций оригинала. На PC дизайнеры переставили разбросанные по локациям жизни и клетки с пленными электунами, а также переработали первый сегмент Bongo Hills. Серьёзные правки в баланс внесли создатели Rayman Advance: хотя формально порт для Game Boy Advance основан на сборке для MS-DOS, студия Digital Eclipse осознанно сделала игру гораздо доступнее для новичков. Например, авторы GBA-версии увеличили число попыток (с пяти до шести), ровно как и количество жизней в одной попытке (тоже с пяти до шести); кроме того, на Game Boy по умолчанию у Рэймана открыто четыре ячейки здоровья (в оригинале лишь три), а после обнаружения пауэр-апа Big Power он получает в своё распоряжение шесть (было пять). Среди прочих улучшений: смерть не карается потерей тингов (блестящих предметов, которые герой находит по ходу приключения); на уровнях разбросано больше жизней; враги встречаются реже, а фотографы (контрольные точки) чаще; на бонусных испытаниях куда более щадящий таймер; в особо заковыристых зонах появились дополнительные платформы для прыжков; и, что немаловажно, когда герою наносят повреждение, он больше не пятится назад (и, как следствие, не падает в пропасти и водоёмы позади). Пользователь также может двигать камеру вверх и вниз, чтобы лучше осмотреться. Многие из этих обновлений — особенно последнее — обусловлены техническими особенностями портативной консоли: из-за низкого разрешения в Advance на экране умещается очень маленький по сравнению с прочими изданиями кусок локации, что заметно усложняет битвы с боссами (у геймера меньше пространства для манёвра) и сегменты с акробатикой (т.е. из-за плохой видимости игроку приходится очень часто совершать «прыжки веры»). По части упрощений ещё дальше пошла команда Gameloft с Rayman Ultimate: на Pocket PC у протагониста не три, не пять, а целых двадцать очков здоровья (уже не ячеек, на PPC они исчисляются цифрами) и десять жизней с самого начала приключения (в старых релизах он начинал с тремя). И на подобных мелочах разработчики Ultimate не остановились: ни значительно ослабили боссов, замедлили движение уступов, плюс неочевидным образом переделали механику ушибов — теперь когда Рэймана бьют, он не отступает, а отскакивает вперёд. Пожалуй, самая дружелюбное издание Rayman выпустили на Nintendo DSi: коллектив Junglevision одарил Рэймана 6 жизнями и 6 ячейками HP (10 с Big Power), увеличил максимальное количество попыток до тридцати, снизил стоимость одной жизни (50 тингов вместо 100), расставил на уровнях новых фотографов, а также добавил возможность пропускать уже пройденные сегменты карт с помощью кнопки Select. При этом, как ни удивительно, на DSi герой при получении уроня пятится назад ещё дальше, чем раньше, а период неуязвимости после пропущенной атаки заметно сократили — вероятно из соображений баланса с учётом богатырского здоровья персонажа на консоли Nintendo.
В качестве контрольных точек в оригинальной Rayman служат фотографы — стоит персонажу сделать снимок, как его прогресс сохранится. В DSi-порте игры студия Junglevision Software необычным обыграла эту механику: в процессе сохранения Nintendo DS «щёлкает» игрока на встроенную камеру и использует получившееся фото для обозначения сохранённых данных.
У многих Rayman ассоциируется с Sony PlayStation, однако первое время платформер хотели выпустить на Super Nintendo. В конечном итоге эту версию игры отменили, а все готовые наработки проекта опрометчиво выбросили на свалку истории ещё в 1992-1993 гг. Долгих 24 года SNES-издание Rayman считалось утерянным, но, к счастью, обошлось: октябре 2016 года Мишель Ансель (Michel Ancel) и Фредерик Уд (Frédéric Houde) обнаружили картридж с ранним билдом своего самого громкого хита. Помимо очень сырых анимаций и уникальных уровней в нём присутствует и женская версия Рэймана, живое напоминание о ранних планах Ubi Pictures на режим кооперативного прохождения. Дуэт археологов сначала поделился с интернетом парой фотографий находки (Ансель пошутил, что до этого SNES-сборку видели лишь четыре человека), а потом передал сокровище Омару Корнату (Omar Cornut), программисту и творческому руководителю Wonder Boy: The Dragon’s Trap. Тот с позволения авторов создал ROM-файл на базе прототипа и летом 2017-го выложил его в сеть.
У Rayman очень долгая и сложная история разработки: изначально игра предназначалась для консоли Super Nintendo, однако Ubisoft решила, что приключения Рэймана надо выпустить на CD. Как следствие, обратила внимание на подающую надежды Atari Jaguar, а потом, ввиду провала Jaguar, компания сделала ставку на оригинальную PlayStation и SEGA Saturn из-за их мощи. И это отнюдь не всё: существовала ещё одна версия платформера — в начале 90-х Мишель Ансель (Michel Ancel) и Фредерик Уд (Frédéric Houde) собирались выпустить его на Super NES CD-ROM, особом аксессуаре, который позволил бы воспроизводить на SNES не только картриджи, но ещё и CD-диски. К сожалению, Nintendo отменила производство SNES CD в 1993 году, так что на потенциальной Rayman CD пришлось поставить крест.