Анонс девятого поколения стал неожиданной и не самой приятной новостью, ибо произошёл он буквально через пару месяцев после релиза прошлой крупной игры серии – Pokémon Legends Arceus, которую ругали за сырость. Подобная спешка редко приводит к хорошему результату и, как оказалось, мои опасения были не беспочвенны.
Игра вышла очень сырой и чинить её никто не пытается. На момент написания этого отзыва, игре почти исполнилось 9 месяцев, а она всё ещё играбельна с очень большим количеством "но". ФПС проседает практически каждый раз, когда тебе не посчастливилось повернуть камеру во время погрузки окружающей среды (которая прогружается прямо у тебя под носом, к слову), графические баги и баги с застреванием в объектах не совсем и редкость, ровно как и краши. А что творится в некоторых локациях... просто ужас. Каждый раз, когда ты плаваешь на своём покемоне, твоя версия игры превращается в натуральное слайд-шоу, от чего буквально может поплохеть. Сами можете представить насколько приятно в таких условиях охотиться за шайни. И главное ведь это не получится списать на железо самого свича, ведь на нём есть куда более масштабные и графонистые проекты, которые вылизаны куда лучше, чем эта игра.
Но, к сожалению, оптимизация – не единственная проблема Pokémon Scarlet. Графическая часть это буквально первая проблема, которая бросается в глаза. Текстуры, разрешение, местами модельки – всё это выполнено очень плохо, даже в сравнении с прошлыми частями серии, которая никогда не славилась своим графоном.
Переходя к геймплею, отмечу неоспоримый и очень важный, в контексте серии и жанра в принципе, плюс. С разнообразием у игры всё в полном порядке. 400 покемонов в палдейском покедексе (и это без учёта путешественников из Pokémon Home) дают огромный простор в составлении своей дрим-тим, в отличии от какой-нибудь Diamond/Pearl где команда у всех была примерно одинаковая, ввиду отсутствия большого выбора. Да и в геймплейных и сюжетных активностей у вас есть некий простор, ведь вместо стандартного прохождения 8 гим-лидеров и элитной четвёрки вам дают свободу действия и аж 18 сюжетных целей: классическое испытание гимами с 8 лидерами; 5 покемонов-титанов – сверх сильных покемонов одиночек; 5 битв с местной "злодейской" организацией. И всё это безобразие вы вольны выполнять нелинейно, в любой последовательности. Это очень клёво и в прошлых частях серии этого не хватало.
Но нет бочки мёда без ложки дёгтя. Последние несколько поколений в серии наблюдалась проблема оказуаливания (за исключением Pokémon Legends Arceus, но это отдельная тема для разговора), но в этой части она определённо достигла своего апогея. Даже Калос и Галар, которые всё комьюнити ругало за отсутствие сложности, после путешествий в Палдее покажутся вам сложными играми.
Ещё из не очень приятных геймплейных аспектов я отмечу уже более субъективные особенности. В игре достаточно ватное управление, персонаж двигается как-то неотзывчиво и оооооочень медленно. Такой проблемы не было даже в Sword/Shield, пусть и там с отзывчивостью в управлении также были некоторые проблемы. А если сравнивать с Legends Arceus, то это всё равно что сравнивать управление на дрифтящем джойконе с элитным контроллером от бокса. Да и вообще я не совсем понял, почему Game Freak так вероломно вырезали многие фишки, которая привнесла Legends Arceus в виде нормального прицеливания при броске, ловли вне боевого столкновения, отображения шайников на спрайте в конце то концов. Во всех этих аспектах девятое поколение чувствуется большим шагом назад.
И ещё немного субъектива. Террастализация – это самый скучный гиммик за все поколения. Он даёт мало тактического разнообразия, какого-то веселья и вау эффекта. А в сюжетной кампании он просто не нужен, ибо все противники проходятся без сложности и без него.
Возвращаемся к плюсам. Сюжетка сделана отлично. Это возможно одна из лучших сюжеток во всей серии, особенно в последнем акте или очень личном и чувственном приключении с Арвином и его мабосстиффом. Даже я, бесчувственный сухарь, которому практически всегда плевать на сюжет в покемонах, а в голову приходит только "буква ю", в нескольких моментах стало до боли интересно и я даже стал проникаться персонажами. Во многом это вина в кои-то веки нормальных, поставленных катсцен, коих в серии ну кот наплакал. И тут прям напрашивается озвучка... вот только её нет. Даже контекстной, как в большинстве JRPG или какой-нибудь Зельде вне катсцен. И местами это молчание выглядит глупо, страшно или напротив смешно. Действительно возникает диссонанс. Они ведут себя как люди, двигаются как люди, но не издают даже вздоха.
Подводя итог я должен решить, рекомендую ли я эту игру. Скорее нет. Это действительно очень спорный проект, который может отпугнуть от серии новичков своим ужасным техническим состоянием, графикой, спорными геймплейными механиками и прочим. Но лично я, как фанат франшизы, получил большое удовольствие, пока проходил игру, пусть иногда было и физически больно. Если вы очень неравнодушны к покемонам или просто мазохист эта игра для вас. Моя окончательная оценка 5.5/10. Рекомендуется очень ограниченному кругу лиц, остальным же лучше поиграть в Sword/Shield и Legends Arceus