Оказалось, что мы не одиноки во вселенной. И что кто-то... хочет нашей смерти.
В Year One Edition уже включены три DLC (Living Weapons, Blood and Titanium, Legacy of the Ancients). Покупка еще трёх (Festering Skies, Corrupted Horizons, Kaos Engines) даст Complete Edition.
Сразу отмечу, что когда говорю об XCOM (а от сравнения никуда не уйти, да и не надо - наличие Джулиан Голлопа, “отца” X-COM, скорее настаивает на этом), я буду вести речь именно об играх от Firaxis. В случае с прародителем 1994 года я буду это отдельно отмечать, если никаких уточнений нет - значит имелся ввиду именно перезапуск.
Сомневаюсь, что кто-то играет в икскомоподобные игры ради истории. В этом плане Phoenix Point оправдывает ожидания. Формально история есть и она традиционна для жанра, т.е. никак не мешает геймплейю и позволяет не обращать на себя внимание.
В сравнении с XCOM проигрывает: бюджетов явно не хватало, и вместо нормальных роликов тут почти статичные картинки с голосом диктора на фоне. С другой стороны тут более сдержанная и мрачная стилистика, что может прийтись по вкусу тем, кому не зашла яркая героичность XCOM.
Локализация текстовая. И она оставляет двоякое ощущение. В ней соседствуют великолепно переведенная религиозная проповедь и глупейшие ошибки вроде перевода “caucassian” как “мужчина кавказской национальности”, а не “европеоид/белый”, а Сцилла (Scylla) превратилась в Скиллу.
У геймплея отличный фундамент, но играется как-то криво. Взять ту же стрельбу. Не знаю, почему все так хвалят возможность стрелять от первого лица. Типа, это убирает рандом. Да, визуализировано это по-другому, но работает так же как и в XCOM: если есть шанс промазать - в самый неподходящий момент боец промажет. Мои бойцы косили когда было проще попасть, чем промазать. По итогу, именно сама стрельба ощущается также как в играх Firaxis. Уже куда интереснее выглядит возможность отстрелить врагу конечность или стрелять вслепую. Но тут есть “но”.
Даже крутейшие идеи погребены под неряшливой реализацией (крайне мало карт), плохим балансом (7 классов можно мультиклассировать между собой, получая 21 комбинацию, но зачем столько если большинство нежизнеспособны (снайпер-берсерк), другие никак не синергируют, а есть штурмовик/assault, который идеально сочетаются с любым другим классом - имеет рывок и возможность передать/сгенерировать очки действия) или банальной кривизной. Прикольная на бумаге идея “эволюции” врагов на практике вылилась в линейное наращивание брони/жизней. В начале игры пандоранец унылый милишник, потом он отращивает щит и ядовитую голову, позже добавляется броня и пулемет/гранатомёт, а еще позже всё вышеперечисленное становится лучше: броня толще, яд - ядовитей, пулёмет становится усовершенствованным, а сам панда может отрастить его одновременно с гранатомётом. Проблема что эта система абсолютно неинтерактивна, игрок никак не может на неё повлиять, вся разница неделей раньше или позже алиены научатся брать винтовки или щиты. В мечтах рисовались картины по типу “вы изобрели огнемёт - панды выводят огнеупорных чертей”, “алиены придумали органические гранатометы - вы рейдите их гнездо и они теряют эту способность на месяц”.
Наверное, самое печальное в игре - всратая прогрессия. Если с бесполезными мультиклассами я могу смириться, могу скрипя зубами привыкнуть к кривому вижену, могу сделать вид что это эволюция, а не простое наращивание статов, то вот с тем, что в какой-то момент Phoenix Point начинает тебя раздражать и утомлять, уже куда сложнее. В начале игры у тебя переизбыток новых технологий/классов/оружия/техники. И вот вы сумели разобраться с первоначальным потоком информации, получили новые классы, уже сделали какие-то фракционные пушки/корабли и хотите подняться на следующую ступень развития. А её зачастую просто нет. В игре ВСЕГО ОДИН тир брони. Например, у штурмовика 5 видов армора: стартовый феникспоинтовый, хуже по статам, но дешевле каких-то бомжей и 3 фракционных. И они вовсе не являются улучшениями, это сайдгрейды: иерихоновский имеет больше брони, но штрафует стелс, а доспехи синедриона и ану повышают точность и восприятие соответственно ценой защиты. За всю игру ты можешь сменить доспех один раз, который откроешь в самом начале. Где-то на трети кампании я открыл единственную геймчейнджер экипировку: ручные гранатомёты и ракетные установки, а еще чуть позже легкий гранатомёт. И после этого тактические бои быстро начинают тебя утомлять, за ними идёт и глобальная карта. Я как дурак летаю и защищаю всех от инопланетян, а три фракции решили воевать между собой - дай землянам еще пару месяцев, и они бы уничтожили друг друга и без алиенов. Звучит круто, но с тем как реализована дипломатия играется это посредственно, а вкупе с малым разнообразием карт, исследованиями, которые не дают ничего полезного, багами (я так и не сумел пройти финальную миссию Festering Skies - игра зависала на ходе оппонента) Phoenix Point начинает вызывать фрустрацию. Заканчивал уже откровенно неитересную мне игру просто потому что не люблю бросать непройдя и выбиваю ачивки.
Достижения не сложные, но определенных телодвижений потребуют ачивки на все исследовательские проекты и концовки. С первым могут возникнуть проблемы из-за не самого интуитивного древа технологий, а 4 из 5 концовок легко сделать с сейвом до финальной миссии если вы сумели стать союзником всех трёх фракций. Но у синедриона 2 концовки, и вторую придётся добивать отдельно т.к. прямо в конце ее выбрать уже не удастся.
5/10 - гадкий утёнок, который не смог реализовать свой потенциал и стать лебедем. Мириться с кривизной сможет довольно узкий контингент (кто до сих пор сохнет по X-COM 1994 года и кому перезапуски категорически не заходят), а для остального большинства XCOM’ы от Firaxis принесут куда больше положительных эмоций.
Лучшие комментарии