Эту игру я купил вместе с CULTIC и обе игры были куплены только по одной причине - крайне высокий положительный рейтинг в Стиме (98% и 97%). Пройдя обе игры почти одновременно, я должен признать, что на сегодняшний день это лучшее, что было выпущено в Стиме, в данном жанре, за последние несколько лет (ну, за исключением AMID EVIL, которая также великолепна). Конечно, данные игры понравятся не всем любителям экшн-боевиков от первого лица, и какой-нибудь любитель DOOM Eternal будет плеваться и от геймплея и от графики обоих игр. Но для меня, даже с учётом того что я не являюсь большим поклонником данного направления FPS, эти две игры являются настоящим открытием, глотком свежего воздуха в мире однообразные FPS. Плюс к этому, невозможно сказать, какая из этих двух игр лучше, ибо они, хотя внешне походят на бумер-шутеры, существенно отличаются. Если HROT можно сравнить с DUSK, то CULTIC можно поставить на одну доску с Blood Fresh Supply. И многие игроки именно и делают такие сравнения, но с чем я точно никогда не соглашусь, это с тем, что Blood Fresh Supply и DUSK хоть чем-то лучше этих двух игр. Пройдя все четыре игры я уверенно могу сказать, что и HROT и CULTIC оставляет далеко позади неплохие, но, увы, так устаревшие Blood Fresh Supply и DUSK. Для меня было большим удивление читать, что эта игра слабее DUSK. Вы шутите? DUSK - хорошая игра для своего времени, но сегодня она просто "хорошая" и определённо потеряла всю ту актуальность и новизну, что была раньше. Да, DUSK лично мне понравилась, однако проходя DUSK, я уже начинал уставать, а последние уровни так вообще показались мне отвратительными. Ничего подобного я не могу сказать ни о DUSK, ни о CULTIC. От начала и до самого конца я был полностью погружён в эти две игры, и ни одна даже чуточку не подходила к тому, чтобы надоесть.
Перейдём ко второму пункту, с которым мне так же трудно согласится - место действия. Многие русскоязычные игроки пишут, что дело происходит в Чехословакии на излёте Советского Союза, однако лично я не увидел даже и намёка на то, что действие происходит именно на излёте Советского Союза. Более того, никакого советского сеттинга в фазе его полураспада я не нашёл. С моей точки зрения, если принять идею того что дело происходит типа как в реальной Чехословакии, то время действия могло быть любым, главное что это советская эпоха после Второй Мировой войны. Так что я бы сказал, что перед нами скорее 70-ые, нежели конец 80-ых. Впрочем, это не так и важно, ведь никто же не будет в здравом уме утверждать, что перед нами реальная Чехословакия и что в игре изображены узнаваемые улицы Чехии? Скорее перед нами мистификация советской Чехословакии, выдуманный мир реальной страны и реальной эпохи. Я так же не соглашусь с тем, что Чернобыльская катастрофа имеет какое-то отношение к миру игры HROT (и тем более тут нет ничего связанного со сталкерами). Впрочем, возможно я этого просто не увидел, хотя я играл, наслаждаясь визуальной составляющей и не бежал сломя голову (хотя игра из серии быстрых шутеров, по типу AMID EVIL). Закрывая вопрос о месте действия игры, я бы сказал, что эта некий фантазийный мир реальной Чехословакии, помноженный на политическую сатиру. Возможно, игра является фантасмагорией на советскую действительность Чехословакии так, как её видел обыватель этой страны. Не нужно быть экспертом в политике, чтобы знать, что люди, живущие ныне в Чехии и Словаки, советское прошлое воспринимаю по-другому, нежели это имеет место в России. Если в России, Украине и Белоруссии ещё остались (в большом количестве) остатки советской эпохи, то будучи в Праге, я не увидел ни один такой элемент, который бы намекал на советское прошлое этой страны. Ещё тогда меня удивил этот факт, и я подумал, что чехи сделали все, что только можно, чтобы полностью избавиться от советского прошлого. Поэтому да, я увидел сатиру на своё историческое прошлое. Однако лично я не чувствую отторжения от нарратива авторов игры, при том что мне очень нравится культура 80-ых, так же как культурный пласт который остался после советского периода. Я понимаю разработчиков, но главное, я не вижу отрицания на культурном уровне, но только на политическом. В этом смысле... а почему и нет? В конце концов, это лишь для россиянина фраза из песни ДДТ - " Ты вчера был хозяин империи/А теперь – сирота " - значит многое, а для остальных жителей социалистического блока это просто... слова песни. Заканчивая с идейной составляющей, я хотел бы подчеркнуть, что игра не рисует оскал социалистического блока. Она вообще не говорит языком политики. Всё что мы видим и определяем в игре есть лишь персональная трактовка (в данном случаи, моя личная), что означает, что авторы могли вовсе другое сказать (если вообще хотели, кстати). Поэтому перейдём к главному – к стрельбе.
Чистый оргазм. Именно эта фраза крутилась на языке всё то время, что я играл. Абсолютно идеально сделанный шутер. Передвигаться по карте и отстреливать врагов представляет из себя чистейший оргазм. Враги - разнообразные и интересы. Оружия много, оно разное и почти всё оно юзабельное. Локации красивые, разнообразные и хорошо спланированные. Юмор тонкий и очень качественный. Тут многие пишут об однообразной серой палитре. Ну да, это имеет место, но это даже плюс. Палитра в игре очень хорошо помогает создать атмосферу социалистической Чехословакии. Согласитесь, в рамках идеи игры, было бы странно "раскрашивать" игру яркими красками, не так ли?