Факты
Йеспер Кюд, композитор Freedom Fighters и некогда постоянный партнёр IO Interactive, начал писать саундтрек экшена вскоре после Террористических актов 11 сентября 2001 года. Кюд в ту пору как раз жил в Нью-Йорке, и, по его словам, «это было очень странное время для того, чтобы сочинять музыку к видеоигре, повествующей о нападении иностранных войск на Манхэттен». Ветеран индустрии также отметил, что вложил частичку собственных эмоций той неспокойной эпохи в неожиданно актуальный по меркам начала 00-х проект.
Когда IO Interactive рассталась с издательством Square Enix в 2017 году, студия отдельной строкой подчеркнула, что теперь владеет правами не только на серию Hitman, но и на Freedom Fighters. Это были не пустые слова: три года спустя, 21 сентября 2020 года, IO самостоятельно переиздала тактический боевик в Steam, GOG и Epic Games Store. Команда внесла в этот своеобразный ремастер ряд технических правок, чтобы она запускалась на современных операционных системах, а также убрала из титров все упоминания Electronic Arts, прежнего дистрибьютора большей части версий игры (за релиз на PlayStation 2 в своё время отвечали сами разработчики). К сожалению, на этом воскрешение культового боевика закончилось — по каким-то причинам IO Interactive так и не портировала его на другие актуальные платформы.
Помимо 8 глав в Freedom Fighters также спрятан бонусный уровень Liberty Island, в котором сопротивление добивает остатки советских войск на острове Либерти (он же остров Свободы). Чтобы открыть эту откровенно недоделанную миссию, необходимо пройти всю кампанию на одном из двух уровней сложности — Freedom Fighter: You Got what it Takes? или Revolutionary: Against All Odds. По слухам, IO Interactive намеревалась сделать перестрелку у руин Статуи Свободы настоящим финалом игры, однако команде просто не хватило времени на доработку кульминационного сражения, так что спасение Нью-Йорка завершается освобождением форта Джей на острове Говернорс. Вероятно именно этим обусловлено очень резкое завершение кое-каких сюжетных линий (например, полковник Булба, второй центральный антагонист, просто исчезает из повествования без внятных объяснений) и отсутствие у истории внятной концовки. Это также объясняет, почему тактический боевик Freedom: The Battle for Liberty Island в итоге стал Freedom Fighters — нельзя назвать экшен «Битвой за остров Либерти», если в релизной версии проекта она фактически отсутствует.
Несмотря на высокие оценки прессы и народную любовь, Freedom Fighters так и не удостоилась запланированного IO Interactive сиквела: хотя в 2004 году издательство Eidos Interactive официально анонсировала Freedom Fighters 2 и даже объявила примерную дату релиза (конец 2005-го), боевик по каким-то причинам так и не увидел света дня. По слухам, большую роль в отмене проекта сыграли слабые продажи оригинала, однако о точных цифрах остаётся лишь догадываться: Electronic Arts, издатель, так и не поделился успехами тактического экшена. Неудача, считают некоторые, обусловлена царящими в 2003 году политическими настроениями: после Терактов 11 сентября 2001 года брутальный экшен о захвате Нью-Йорка войсками СССР смотрелся как безвкусная эксплуатация страхов американской публики и оголтелая ура-патриотическая пропаганда — что, в свою очередь, оттолкнуло серьёзную часть аудитории.
Когда Electronic Arts и IO Interactive анонсировали игру во время E3 2002, она называлась не Freedom Fighters, а Freedom: The Battle for Liberty Island, и должна была выйти лишь на PC, PlayStation 2 да Xbox. Занятно, что за полтора года проект не только переименовали и портировали на GameCube, но, судя по всему, заметно переделали — согласно оригинальному пресс-релизу, помимо динамичного экшена в The Battle for Liberty Island также присутствовал стратегический пошаговый режим. К сожалению, ни разработчик, ни издатель так и не поделился ни деталями, ни скриншотами тактического сегмента Freedom.
В саундтреке игры 18 композиций. Сборник также вышел отдельным изданием и получил несколько наград.
Композитором игры выступил Йеспер Кид.
Игра получила весьма похвальные оценки, собрал в среднем 85 из 100.
Сюжет игры базируется на событиях альтернативной истории, в которой Советский Союз после победы во Второй мировой войне постепенно захватил всю Европу и часть Америки, после чего оккупировал США.
В игре присутствует техника — атакующие вертолёты Ми-24, танк Т-90, высаживающие десант пехоты Ка-27 и ГАЗ-3937 «Водник». Также во вступительном ролике появляется звено истребителей Су-47, а в демоверсии и первом репортаже ИССВС — БТР 90. Грузовик «Урал», также присутствующий в игре, играет роль статичного окружения и двигается только в роликах.
Большая часть объектов в игре не разрушаема, но по мере прохождения окружающая обстановка изменяется — город постепенно деградирует, появляются кучи мусора, сгоревшие и полуразрушенные здания. Происходит смена времён года — на улице холодает, деревья сбрасывают листву, персонаж начинает замерзать, плавая в воде, выпадает снег, а солдаты противоборствующих сторон начинают тепло одеваться. Главный герой так же переодевается — от комбинезона и футболки до утепленных порванных штанов, футболки с удлинёнными рукавами и куртки (с обязательно накинутым капюшоном начиная с 4-й главы).
Игрок одновременно может нести разводной ключ, пистолет или револьвер Магнум, 1 основное оружие, 10 коктейлей Молотова, 10 гранат, 4 заряда С4 и 8 аптечек. Как вьючный мул.
Мультиплеерный компонент Freedom Fighters присутствует лишь в консольных изданиях изданиях боевика, т.е. на PlayStation 2, Xbox и GameCube. В обеих PC-версиях экшена (оригинальной от Electronic Arts и обновлённой от IO Interactive) сетевой игры по каким-то причинам нет
В игре 7 обычных и 1 бонусный уровень, открываемый только после прохождения игры на высшем уровне сложности. Перед началом очередного уровня игрок проходит брифинг на базе Сопротивления.
Freedom Fighters — игра в жанре боевик от третьего лица, игрок перемещается по оккупированному Нью-Йорку, командуя отрядом бойцов, уничтожая советские силы и выполняя различные задания Сопротивления.
В ходе игры главный герой — нью-йоркский сантехник Кристофер Стоун должен пройти путь от простого горожанина до лидера нью-йоркского Сопротивления и освободить город от советских захватчиков.
Игровой движок называется Glacier engine.
Игра вышла на персональных компьютерах, Playstation 2, Xbox, Nintendo GameCube.