Платформа: Switch
Время прохождения: 5 часов
Наконец-то прошёл дилогию хорроров от Devespresso Games (она же Dvora Studio). Всё-таки разработчики умеют создавать увлекательные и красивые игры. Если первая часть ощущалась этакой пробой пера, то вторая является крепким инди-проектом, который не стыдно показывать людям.
Для начала несколько слов о порте для Switch: хоррор отлично работает, плавные FPS, никаких просадок, персонаж моментально реагирует на нажатие кнопок, с чем у меня возникали проблемы в первой части. Загрузки обычно быстрые, разве что запускается игра долго. Один раз после сохранения у меня перестала работать карта, проблема починилась после перезапуска. В целом, игра отлично работает на Сычевальне.
Стартует вторая часть с того места, где закончилась первая: Ёнхо в коме, Мина периодически навещает его в больнице вместе со своей подругой Дахён. Медальон, знакомый игрокам по первой части, находится у Мины, и через несколько недель происходит то, о чём вы знали с прочтения первого предложения отзыва: она попадает в теневой мир. Да, теперь мы играем за подругу детства главного героя.
Если первая часть рассказывала о побеге подростка из демонической школы, редко объясняя игроку, что здесь происходит и как устроен потусторонний мир, то вторая часть, словно эксгибиционист, раскрывает своё пальто, наполненное записками, и говорит: «Читай». Персонажей, с которыми можно пообщаться, стало больше, игрок постепенно будет узнавать, кто такие Охотники на духов и что есть Кома, в записках можно обнаружить историю появления Злобной Сестры и т.д. Да и в целом сюжет связан не только с банальным поиском пути в реальный мир, Мина будет втянута в сражение во имя спасения всего человечества от апокалипсиса (хотя если подумать, то это тоже звучит банально, зато эпично). Стоит также упомянуть, что в игре продолжают затрагивать проблемы школьного бытия: если в первой части чуть ли не каждая записка кричала о том, что экзамены для корейского подростка являются чудовищным стрессом, то во второй нам поведают о травле Дахён со стороны одноклассников, что долгое время не замечала её подруга Мина, живущая в своём мирке и избегающая принятия сложных решений. К счастью, разработчики не говорят в лоб, как же это плохо, и не предлагают решений, стоя над игроком в нравоучительной позе, лишь заставляют задуматься об этом, а заодно предлагают быть более чуткими и внимательными по отношению к своим близким. Полезный совет.
Раз история почувствовала себя важной, то и место действия решило разрастись в масштабе, теперь мы побываем не только в школе, но и в других районах города. Старые места не исчезают, практически в любой момент можно вернуться назад, чтобы выполнить сюжетный или дополнительный квест. Со временем в игре для вашего удобства появятся кротовые норы, что являются своеобразными телепортами, обычно ведущими в прежде закрытые комнаты на ранее изученных локациях.
Исследовать их приятно, ведь выглядеть игра стала в разы лучше. Если первая часть даже в ремастере нарисована немного небрежно и грубыми мазками, то после выпуска рогалика Vambrace: Cold Soul художники стали придерживаться в остальных своих играх обновлённого единого стиля, благодаря чему они выглядят словно ожившая манхва, в том числе и последняя крупная игра Scarlet Hood and the Wicked Wood, блог о которой можете обнаружить на моей странице. Да и звучит игра намного лучше: в первой части я не запомнил музыку вообще, однако саундтрек второй я нередко переслушиваю после его релиза, когда игра только вышла, а я проходил её на ПК, но по тем или иным причинам забросил. Включите Strange Happenings, где сквозь холодные мистические звуки пробивается сломанная мелодия школьного звонка, или Seoul Noire с её меланхоличными клавишными инструментами, звучащими под завывания полицейской сирены – звучит атмосферно, загадочно, а в определённые моменты жутко.
Исследовать локации не только приятно, но и нужно. На них хватает полезного лута, и со временем появятся жадные души, не позволяющие открыть важный ящик – для их исчезновения придётся тратить специальные спички. Записок разбросали с целый книжный шкаф, так что лороведам будет чем заняться. Однажды вам попадётся ломик, с его помощью получится открыть заколоченные двери на старых локациях, и зачисткой неизученных комнат придётся заняться, если пожелаете проапгрейдить свой рюкзак. Квесты тоже никто не отменял. В первой части они оказались для меня не особо очевидными, да я их и не нашёл, поэтому истинная концовка решила не дожидаться меня. В The Coma 2 всё намного проще: исследуете каждую комнату на новой локации и рано или поздно обнаруживаете новых персонажей. Если выполнить их задание по сбору вещей до того, как отправитесь в новый район, то получите рецепт крафта для ловушки. Мина применит её в катсцене, в ином случае придётся пожертвовать частью здоровья на всю оставшуюся игру (насколько мне известно, ранения будут отображаться не только на healthbar'е, но и на самой Мине). Без нескольких концовок тоже не обошлось, так что придётся внимательно бродить по локациям в поисках ключевых предметов.
Геймплейно вторая часть практически не изменилась, мы всё так же исследует локации и уклоняемся от ловушек, пока за нами охотится бессмертное существо. Изменился хоррор в мелочах. Ловушки стали появляться немного хаотично, поэтому вы не будете точно знать, ждёт ли вас кровожадный призрак под столом в знакомой комнате или нет. Появились тени-преследователи, которые могут выпрыгнуть из ниоткуда. Они медленные, но надоедливые. Однажды я вышел из комнаты, и по скрипту появилась теневая версия мисс Сон, порабощённая плоть, выглядящая как учительница главной героини, и в это же время меня окружили два преследователя. Сказать, что я в этот момент запаниковал, значит, не сказать ничего. Порабощённая плоть тоже немного изменилась, теперь от неё проще скрыться, когда она находится в коридоре вместе с вами, главное, чаще прислушиваться к окружению и идти в противоположную сторону от звука цоканья каблуков. Если она вас заметит, то придётся прятаться, и в укрытиях для контроля дыхания появилось QTE, сложность которого, как я понял, зависит от вашей стамины и уровня маскировки шкафа. Мисс Сон больше не интересно просто калечить героиню, она обязательно постарается её схватить, и здесь есть несколько вариантов развития событий: либо вас ждёт моментальный game over, либо Мина использует одноразовый перцовый баллончик, но для этого тоже нужно выполнить QTE, а в панике легко перепутать правильный порядок действий. К счастью, в отличие от Ёнхо героиня не перекатывается на месте, а совершает длинный рывок, поэтому уклоняться от чужих атак стало проще.
Если подумать, многие элементы игры разработчики в чём-то упростили, а в чём-то усложнили. Обратимся к инвентарю: теперь у нас есть ячейки быстрого доступа, отныне не нужно лезть в инвентарь за бинтами, однако рюкзак у героини маленький и позволяет засунуть в себя только 4 предмета, а апгрейд можно получить где-то под конец игры, и то его найдут не все. Со временем для открытия ящиков и некоторых дверей придётся тратить спички, но начального коробка должно хватить на всю игру, да и денег разбросано столько, что можно особо не задумываться о менеджменте предметов. И так во всём. Да, вторая часть стала немного проще своего предшественника, но из-за нововведений в неё приятнее играть, я хотя бы мог ориентироваться по звуку и спокойно выходить из кабинетов, пока монстр бродит за экраном, где я его, естественно, не вижу, когда в первой части меня часто обнаруживали моментально, не давая и шанса пройти незамеченным. Надеюсь, в следующей игре разработчики найдут баланс между удобством и сложностью, было бы неплохо усложнить элемент выживания, чтобы ресурсы стали менее доступными.
К счастью, некоторое упрощение геймплея не испортило атмосферу хоррора. Мисс Сон продолжает неторопливо и неприятно цокать каблуками, пока ищет жертву, и неистово вопить, когда видит героиню, тени-ловушки не изменяют себе и нападают неожиданно, жутко выглядящие длинные и тёмные коридоры давят на психику игрока, заставляя того как можно скорее найти открытую комнату с укрытием, саундтрек на каждой новой локации звучит всё менее и менее дружелюбно, ещё и неожиданных сценок стало побольше: то призрачная рука ударит по окну, то тень кого-нибудь зарежет на ваших глазах. Не обошлось у меня и без случаев, когда я выходил из комнаты, а Мину тут же хватали за шею – как здесь не испугаться?
Игра получилась отличным двухмерным инди-хоррором. Изучать потусторонний мир увлекательно, а из-за местных преследователей нередко сталкиваешься с чувством тревоги. Разработчики немного переборщили со снижением сложности, ведь уклоняться от врагов нетрудно, а спасительный баллончик приобрести легко, но хуже от этого The Coma 2 не становится, в неё всё равно интересно и приятно играть, однако надеюсь, что в следующей части, The Coma 2B: Catacomb, они найдут баланс между комфортным геймплеем и ограничениями, необходимыми в жанре horror, чтобы игрок всегда находился на грани жизни и смерти.