Old but gold
Чтобы описать все плюсы BG, не получится быть кратким. Как минимум, нужно хорошо разбираться в D&D, любить классические CRPG и в целом понимать цикл развития компьютерных ролевых на момент релиза этой игры. Фактически это первая компьютерная игра, которая стала олицетворением всех прелеcтей настолки, на мой взгляд.
Когда я познакомился с этой серией (начал со второй части, которую так и не закончил тогда), я буквально ничего не знал о Dungeons&Dragons и её сеттингах — лишь позже прочитал роман «Лазурные оковы» и несколько книг из саги Роберта Сальваторе о Дриззте До'Урдене. В тот момент на меня буквально обрушились тонны лора и правил, которые было сложно воспринять без минимума знаний о D&D и сеттинге. Но уже тогда я смог оценить сценарную глубину, масштабность мира и высокую проработанность механик. Тут речь шла даже не просто об отыгрыше роли, а о понимании особенностей, которые заставляли осознать простую истину: несмотря на статус главного героя, мы имеем дело не с командой супергероев, которым по плечу любой вызов, а с партией приключенцев, которые дополняют друг друга (и всё это несмотря на хардкорную возможность прохождения в одиночку!), здесь нельзя бездумно выбирать союзников, навыки и модель поведения.
Аккуратно перенесённые в игру механики настолки изначально были выше моего понимания. Было непонятно, почему чем ниже класс брони, тем лучше; что такое ThAC0; что значит урон 2d8+1, как работают спасброски и т.п. Оценить всё это я смог только после того, как почитал соответствующие гайды. Прокачка по идее не сложная, но многое зависит от класса и партии.
Всякий «неправильный» выбор будет больно бить, не позволяя не только спокойно пройти игру (хотя на нормальном уровне сложности до самого конца играть можно вполне себе комфортно), но и развалить в какой-то момент успешную партию в силу расхождения взглядов — да, система мировоззрений, на которую был особенный упор во второй редакции, тут работает по-настоящему в отличие от старых игр по D&D.
Да, не настолько глубоко, как в сиквеле — здесь союзники самостоятельно не начинают бесед с неигровыми персонажами во время диалога, не срутся между собой каждую минуту из-за расхождений во взглядах, но сопартиец легко покинет команду, если вы начнёте чересчур геройствовать или, наоборот, злодействовать. До этого момента я нигде не встречался с подобной системой, хотя это кажется максимально логичным: ваш протагонист — это ваша роль, и с ней по идее нельзя быть всегда согласным, если спутники не просто болванчики, а настоящие персонажи со своей историей, желаниями и взглядами.
Напомню, Фаэрун это огромный (!) мир, пусть формально это и континент, ведь сам мир Забытых королевств носит название Абейр-Торил. Поэтому в процессе игроку предстоит знакомиться с массой географических имён, названий фракций, местным пантеоном богов и перечнем магических заклинаний, которые были выдуманы не одним сценаристом, а целой плеядой авторов. Именно этот масштаб меня в своё время и поразил до глубины души. А ведь в то время я узнал, насколько может быть проработанным мир, познакомившись с той же The Elder Scrolls 3 Morrowind.
Конечно, сегодня всё это выглядит не настолько революционным. Но я напомню, что мы сейчас говорим об игре 1998 года. И даже сейчас духовные наследники только повторяют тенденцию, лишь совсем немного добавляя новых механик. Как говорится, не нужно ломать то, что и так работает. И это правильно.
Помимо плюсов оригинальной игры, новое издание, к сожалению, содержит и всякие технические косяки и недоделки. Не критичные, но грустные.
В целом игра заслуживает полноценного ремастера с перерисованными бэкграундом, моделями персонажей и лутом. Изначально так и планировалось, однако, к сожалению, Beamdog не смогла реализовать эту задумку по объективным причинам.
Впрочем, и на том спасибо. Игра определённо стоит того, чтобы снова пройти её. А кому-то посчастливится сделать это впервые. Я даже им немного завидую.
Лучшие комментарии