31 декабря 2019 31.12.19 5 2756

Tomb Raider: Legend (PC) — Обзор от Хэмилтона | Реквием по былому

+24

Ностальгический обзор игры о похождениях самой горячей девочки на ваших раскопках — «Tomb Raider: Legend»! Внимание: в обзоре присутствует «фирменный юмор» автора, а также, по вине автора, упущены некоторые важные геймплейные элементы, просьба не кидаться тапками! Приятного просмотра/чтения!

 

Текстовая версия обзора

На протяжении вот уже чуть больше полутора лет я занимаюсь «ностальгическими» обзорами, и за все это время я, так или иначе, пытался найти себя в творчестве, а также найти то, что мне было бы интересно рассказывать. И, выходит, что видеоигры всегда были для меня интереснее всего. Кино я смотрю редко, сериалы и того меньше, а если я начну рассказывать про аниме, то меня смешают с… впрочем, не будем о грустном. Хотя, сейчас в нашей стране это уже более-менее нормально воспринимается, во всяком случае, в некоторых ее регионах.

Потому игры стали для меня идеальным вариантом, потому что они мне всегда банально нравились. Я даже мечтал, что когда я окончу школу, то обязательно буду целыми днями сидеть дома и играть в компьютер, настолько сильно мне этого хотелось. Конечно, сейчас, спустя пять с лишним лет после окончания школы и спустя 2,5 года после окончания универа, это не кажется какой-то интересной мечтой. Наоборот, она довольно скучна в моем случае, потому что комп у меня мягко говоря не современный. Не времен начала нулевых, конечно, но и современные тайтлы не тянет даже на минималках. Именно поэтому, на самом деле, выбор в направлении видеороликов пал на старые игры, в которые я играл будучи школьником, и иногда мне это реально доставляет удовольствие.

Так или иначе, но для этого «ностальгического» обзора неспроста стала объектом «Tomb Raider: Legend», ведь, как ни странно и иронично, именно она стала для меня поворотной на моем игровом пути и начала МОЮ легенду. Именно она подарила, пожалуй, первые и самые искренние хорошие впечатления от игр в целом и полюбилась всей душой, не смотря на то, что тогда я уже играл в GTA: Vice City, которую до сих пор очень люблю и вообще считаю одной из лучших в серии, но сегодня не о том. Перед тем, как я начну рассказывать про игру, я хочу просто сказать спасибо. Спасибо одному конкретному человеку, который, конечно, и не читает сейчас эту статью, но не сделать этого я не могу. Спасибо ему, собственно, я хочу сказать за то, что он в свое время по-настоящему открыл для меня эту игру и, во многом, позже помог сформировать свой собственный игровой вкус!.. Так, что-то меня понесло куда-то в сентиментализм, пора уже и честь знать, и наконец начать этот обзор! Представляю вам… «Tomb Raider: Legend»!

Итак, игра вышла в свет в далеком апреле 2006 года на многие актуальные на тот момент платформы, такие как PlayStation 2 и PlayStation 3, Xbox 360, Gameboy Advance, Nintendo DS и персональный компьютер. Разработкой занималась небезызвестная студия Crystal Dynamics, знакомая многим по серии игр «Legacy of Kain» и другим крутым и не очень играм. Занималась разработкой именно эта студия потому, что именно к ней перешли права на франшизу после оглушительного провала прошлой части, а именно «The Angel of Darkness», разработкой которого занималась ныне несуществующая студия Core Design, которая и придумала Лару Крофт. Ну и потому, что частично правами на серию владел издатель всех прошлых игр, а именно студия Eidos Interactive, немного знакомая частым читателям моего блога по обзору на «Total Overdose», и которая так же была издателем этой части серии, кстати седьмой по счету. Собственно, перед Crystal Dynamics стояла довольно сложная задача, а именно частично реанимировать серию в глазах игроков, подарив им интересную как геймплейно, так и сюжетно, игру в серии, посему лучшим решением для студии было перезапустить эту самую серию. Хотя от старых канонов, а именно от сюжета самой первой игры, позже рассказанной в «Anniversary», никто отказываться не стал, ну, это так, к слову.

Собственно встречает нас игра сценой, на которой маленькая Лара вместе со своей матерью Амелией летит на частном самолете и рассуждает о всякой детской ереси. Пролетая где-то над Непалом, самолет попадает в турбулентность из-за внезапно начавшегося шторма, а позже в одну из турбин и вовсе ударяет молния. По итогу самолет, конечно же, падает, а нас переносят на несколько десятков лет к уже повзрослевшей Ларе, которая, как и обычно, куда-то упорно карабкается, рискуя как своей собственной жизнью, так и психическим здоровьем напарников, наблюдающим за ее похождениями где-то в особняке Крофт. Да, именно так с Ларой знакомят новичков, которые только начинают знакомиться с серией и ее героиней. Смелая, дерзкая, не лишенная авантюризма, по всем заветам Ипполита Георгиевича из Иронии Судьбы, молодая и очень привлекательная девушка! Собственно, карабкается Лара по скалам Боливии близ Тиванаку, руин древней доинкской цивилизации, следуя совету своей университетской подруги Анаи Иману. Вскоре она сталкивается с Джеймсом Ратландом и его наемниками, аккурат перед которой ловит внезапный флэшбек, в котором все та же молодая Лара находит каменный постамент в одном из храмов в Непале, и который она же случайно активирует, нажав на рукоятку торчащего из камня… рычага.

Внезапно постамент превращается в Скайп времен Великой Отечественной Войны, и Амелия Крофт начинает видеть какие-то странные силуэты и слышать что-то, или даже кого-то. По итогу, испуганная Амелия вытаскивает из постамента рычаг, который оказался магическим мечом, и под вспышкой исчезает куда подальше, оставляя свою дочь одну в заброшенном и холодном непальском храме. Собственно перед тем, как Лара увидела Ратланда, она и заметила точно такой же постамент здесь, в Боливии. Миновав немного напряженную сцену знакомства Лары и Ратланда, второй показывает ей обломок древнего меча, который и был воткнут в каменный постамент, и внезапно начинает говорить о погибшей подруге Лары, а именно об Аманде Эверт. Не успев услышать вопросы от озадаченной расхитительницы гробниц, Ратланд улетает на вертолете, а Лара вступает в перестрелку с его наемниками, после чего исследует каменное сооружение и обнаруживает, что оно полностью соответствует тому, что находится в Непале. И чтобы открыть портал, через который Лара намеревается вернуть пропавшую мать или хотя бы узнать, какого черта тут происходит, необходимо вставить меч в этот каменный постамент, но, т.к. меча у нашей юной расхитительницы нет, и как мы уже знаем, он целыми кусками разбросан по свету, нам, в лице Лары Крофт, предстоит отправиться в увлекательное путешествие по поиску частей магического меча. И пока меня не понесло рассказывать про сюжет еще больше и еще подробнее, что я неплохо и довольно часто практикую, давайте перейдем к основной части моего обзора, а именно к геймплею!

Как я уже говорил, Легенда стала своеобразным перезапуском серии, однако разработчики из Crystal Dynamics не хотели просто выкидывать на свалку все наработки студии Core Design, а наоборот, решили взять за основу скелет в виде основных геймплейных элементов, и слегка вправить кривой позвоночник под названием управление, чтобы новичкам серии было комфортно играть. Плодами их переработок стало довольно удобное управление как на клавиатуре и мыши, так и на геймпаде, который в игре, само собой, так же поддерживается. Все стандартные клавиши находятся на своих местах, WASD – передвижение, пробел – прыжок и т.д. Ну и т.к. это игра не про абы кого, а про саму Лару Крофт, то игроку на протяжение всей игры придется не только бегать по локациям, но и карабкаться по всяким скалам, выступам, веревкам, цепям, лестницам, лианам и другим отвесным штукам, которые элегантно можно уместить в словосочетание «вертикальный геймплей». Собственно карабкаться по скалам или выступам зданий также удобно, и иногда игрок может карабкаться быстрее, если будет интенсивно нажимать клавишу действия. Но не стоит торопиться, потому что порой Лара может схватиться за уступ или перекладину не очень хорошо, отчего придется нажимать клавишу действия для того, чтобы она не упала вниз.

Плюс ко всему в этой игре Лара стала настоящей гимнасткой, которая без труда может не хило крутиться на перекладинах, перемещаясь тем самым от одной точки к другой, кувыркаться и выдавать пируэты похлеще, чем Анастасия Волочкова в лучшие годы, и даже качаться на лианах, как этот ваш муж Наташи Королевой. Кроме всего прочего, иногда Ларе придется по своей и не по своей воле искупаться во всяких реках, озерах и других лужах, причем как на поверхности, так и под водой, что позволяет изучать каждый уголок уровня на предмет секретных вещей, о которых мы поговорим немного позже. И, согласитесь, было бы нелогично, если бы у Лары были жабры или вживленный баллон с кислородом, потому запас воздуха небесконечен, и периодически игроку придется всплывать на поверхность за драгоценным воздухом. Как и в случае с карабканьем по стенам, Лара сможет еще и быстро плавать, если интенсивно нажимать на клавишу действия.

Периодически для решения головоломок Ларе необходимо будет тянуть и толкать различные ящики или гигантские шары, которые нужно, например, поместить на нажимную плиту или углубление, дабы активировать какой-либо механизм, пройти с таким ящиком сквозь каменную блинницу, чтобы самой не стать блином, пройти с металлическим шаром через систему защиты дома, чтобы доказать, что даже у современного искусства есть практическое применение, или банально для того, чтобы в некоторых местах забраться повыше. Другое дело, что иногда игроку будет непонятно, чего от него игра вообще хочет, где что находится и т.п., а посему у Лары есть с собой несколько гаджетов, которая она то и дело использует в своей работе.

Например, с помощью бинокля Лара способна смотреть на дальние расстояния или, если переключить режим, подсветить некоторые объекты, и узнать, является ли это механизмом, чем-то, что можно без труда сломать, чем-то взрывоопасным или чем-то таким, что можно спокойно отодвинуть. Фонарик в некоторых местах станет для игрока лучшим другом, который способен осветить темную комнату и некоторые элементы, которые в этой самой темноте игрок может просто проигнорировать или не заметить. На одной из глав, кстати, этот фонарик заменяют световые шашки, которыми не очень удобно бросаться, но они довольно яркие. Еще одним незаменимым гаджетом у Лары является ее КПК, в котором можно посмотреть различную информацию, полезную для данного уровня: описание оружия, цели и количество собранных артефактов. Кроме того, он водонепроницаем, что, конечно же, «очень важно» и о чем нам вскользь упомянет Зип. Ну и последним, но не по значению, гаджетом Лары является магнитный крюк-кошка, который позволяет нам тянуть на себя различные предметы и механизмы, хвататься им за некоторые уступы и, тем самым, переместиться от одного края пропасти к другому, и сбивать с ног некоторых противников. В общем, штука также очень полезная. Помимо этого, с собой Лара может носить и аптечки, с помощью которых сможет восстанавливать здоровье, которые падают с убитых противников и которые можно носить с собой в количестве до трех штук.

Да, юмор в игре есть, и он даже может заставить улыбнуться

И раз уж речь зашла об убитых противниках, то стоит перейти к другой, не менее важной части геймплея, а именно к перестрелкам. Ведь Лара Крофт известна не только как знаменитый археолог, но и как довольно меткий стрелок. Собственно, перестрелки сделаны довольно удобно и просто, потому что во время стрельбы Лара сама наводит прицел на противников, а вам остается только выбрать, в кого и чем стрелять. Плюс во время перестрелок Лара способна ударить противника «с ноги с разворота с разбега» в грудь, если тот подошел к ней вплотную. Если же сама Лара захочет подойти вплотную и укомплектовать черепушку недруга боеприпасами, то она может либо сбить его с ног с помощью подката и расстрелять в воздухе, либо же, прыгнув на него и оттолкнувшись, расстрелять его или других противников, находясь при этом в воздухе в буллет-тайме. Короче, зрелищьно, но не особо эффективно, т.к. и без этого достаточно неплохо все стреляется. Но, по моему мнению, самой ненужной геймплейной особенностью перестрелок является то, что Лара может перейти в режим прицеливания. Ну, т.е. этот режим не нужен в ПК-версии игры, но вполне вероятно, что на консолях он очень полезен. Да и чего скрывать, пару раз игрока заставляют переходить в этот режим, так что он был полезен и мне.

Разнообразие оружия в игре, кстати, не так уж и велико, я бы даже сказал, что его крайне мало, хотя для кого-то это даже будет плюсом, мы ведь не в «Макса Пэйна» играем. Всего Лара может носить с собой одно основное оружие, а именно классические парные пистолеты, и одно дополнительное, которое, как и аптечки, иногда выпадает с противников. Это пистолет-пулемет, эффективный вблизи ввиду своей скорострельности, штурмовая винтовка, незаменимая при стрельбе на дальние дистанции, дробовик, также эффективный вблизи, и гранатомет, хоть и полезный, но редко используемый ввиду того, что с собой Лара также может носить и обычные гранаты в количестве до 4 штук. Есть, правда, еще одно оружие, которое дают нам в самом конце игры… и я не думаю, что догадаться о том, какое именно это оружие, поэтому скриншот с ним ниже.

Противники, кстати, в игре довольно однотипны и не представляют собой большой опасности, разве что если они не берут количеством. По сути, они все являются пушечным мясом, которое дают игроку, чтобы немного разнообразить основной геймплей. И, за исключением различных моделей противников, они ничем друг от друга не отличаются. Все носят с собой уже вышеописанное мной оружие, поэтому в боеприпасах игрок ограничен точно не будет. Также хочется отметить, что редко, но метко встречаются не только противники люди, но и противники животные в виде ягуаров, снежных барсов и собак, и, как бы по живодерски это не звучало (автор статьи не поддерживает этого), но расправиться с ними не составляет особого труда. Кроме всего прочего, в игре присутствуют и полноценные боссы, которые представляют собой более скилловых противников с увеличенным количеством здоровья, но способные задать Ларе не хилую трепку. Всего таких боссов за игру четыре, и в битве с каждым нужен особый подход, причем, зачастую, не особо сложный.

Чуть было не забыл упомянуть о том, что дважды за игру встречаются уровни, на которых Лара будет вынуждена оседлать железного коня и отправится в погоню за плохими мальчиками. Они довольно короткие и не особо сложные, разве что на клавиатуре и на геймпаде управление мотоциклом выполнено слегка топорно, но в целом все осталось таким, как и должно быть. Лара все еще может отстреливать противников во время езды и использовать аптечки, щедро разбросанные на дороге. Стоит упомянуть, что хоть эти уровни и короткие, но достаточно экшновые, поэтому игрок во время прохождения оных точно не заскучает. Ну и стоит отметить, что мотоцикл встречается не только на этих двух уровнях, но полноценно покататься на розовом Дукати по крыше Токийской высотки у вас явно не получится. Так же редким, но не менее зрелищным элементом являются местные QTE, которые встречаются почти во всех главах одиночной кампании. Не скажу, что этот элемент вышел раздражающим или нежелательным, но лично я считаю, что он просто не нужен. Разве что посмотреть, как Лара умирает в тот или иной раз, порой даже весьма жестоко.

По окончании каждого уровня игроку будет показана небольшая итоговая таблица с его статистикой прохождения той или иной главы, но интересным для игроков станет не сама статистика, а место, где указано количество собранных за уровень артефактов. Согласитесь, было бы странно, если бы в игре про девушку-археолога, которая карабкается по стенам как ваш кот по настенному ковру и исследует локации, где можно и, в особенности, где нельзя, не было бы собирательного элемента. Собственно, артефакты в игре представлены в трех видах: бронзовые, которых на уровне зачастую больше всего и которые можно без труда притянуть магнитным крюком. Серебряные, которых не очень много на уровне и которые уже сложнее найти. И золотой, являющимся единственным на уровне, и чтобы его добыть, игроку необходимо разгадать небольшую головоломку, дабы открыть место, где лежит артефакт. Собственно от количества собранных артефактов на уровнях игрок сможет открыть различные бонусные материалы, такие как концепт-арты, модели персонажей или предметов на локациях, биографии, внутриигровые катсцены и, что важно, улучшения для парных пистолетов и костюмы для самой Лары, которых не просто много, а очень много! Одной только вариации ее стандартного облика штук пять! И на этом разбор геймплейных особенностей игры «Tomb Raider: Legend» я предлагаю закончить, хоть я наверняка что-то упустил. Тем не менее, как и всегда, не стоит забывать и об остальных элементах игры, за которые люди полюбили ее, и по традиции начну я с графической составляющей!

И да, она тут хороша, причем не только по меркам 2006 года. Проработка локаций, работа со светом, дизайн окружения, противников и самой английской аристократки Лары Крофт — все это, как по мне, выполнены на высшем уровне. Всего локаций, кстати, восемь, хоть самих глав одиночной кампании девять, и каждая запоминается по-своему. Например, Боливия и Гана, современная и отличающаяся от всей игры Япония, кстати, мой личный фаворит из всех локаций в игре, заснеженный и немного клюквенный Казахстан и Непал, даже поместье Крофт, в котором нам так же дадут побегать и пособирать артефакты. Про дизайн костюмов я уже упомянул, но тут их реально очень, просто ОЧЕНЬ много. Кроме всего прочего, в игре существует такая функция, как графика нового поколения, которую мой пылесос не тянет, но которая выглядит очень и очень круто на все тот же 2006 год, хотя вроде я слышал, что кто-то этим был недоволен, но это уже придирки и демагогия на пустом месте.

А вот со звуком у игры есть некоторые проблемы. Т.е. не с самим звуком, будь то окружение, оружие, шаги и т.п., тут как раз все довольно неплохо. Он шикарно дополняет атмосферу во время прохождения, как по мне, но вот музыка игры по праву может носить звание «никакая». Из всей игры вы дай Бог запомните пару-тройку красивых мелодий, и я сейчас не шучу. Лично мне запомнилась музыка во время погони на мотоцикле в Перу и во время побега от монстра в воспоминаниях Лары, а также музыка из поместья Крофт. Ну и главная тема, которая играет в меню, куда же без нее. Хотя, если судить по плейлисту на том же YouTube, различной музыки в игре около 90 штук, и именно около, потому что часть представленных там звуковых фрагментов – не музыка. Тем не менее, хочется похвалить композиторов за такой подход к созданию музыки и ее разнообразие, ведь они наверняка старались, и видимо проблема во мне, раз я не запомнил почти ничего из всего этого разнообразия.

Отдельного упоминания, само собой, стоит озвучка игры, которая в целом довольно неплохая, как по мне. Я, конечно, не Денис Карамышев, чтобы дотошно изучать все элементы адаптированного текста, и иногда есть довольно спорные моменты, которые ты замечаешь, когда проходишь игру в оригинале, но, опять же, в целом она мне всегда заходила. Голоса подобраны приятно, что в оригинале, что в дубляже, и хочется только похвалить всех за проделанную работу. И последним, но не по значению, из того, о чем мне хотелось бы поговорить, так это о сюжете, который вышел очень даже недурным. Он интересно подан и рассказывает о многих событиях в жизни Лары, например, как погибла ее мать, и за всем этим очень и очень интересно не только следить, но и участвовать путем прохождения игры. Концовка, конечно, немного спорная, особенно если учитывать то, что произошло в итоге в Underworld, но это лично мое мнение на этот счет.

Итак, основными плюсами игры можно считать отличный сюжет, интересный и проработанный геймплей, неплохую графику, особенно хочется выделить дизайн, звуковую составляющую, причем именно звук, тонну дополнительного контента, который является приятным бонусом, ну и, пожалуй, все. К спорным моментам и минусам я бы приписал музыкальную составляющую, а также редкие баги и артефакты на относительно неплохом и подходящем под системные требования железе. Можете не верить, но у меня во время одного из прохождений босс в Японии ходил ходуном по локации своими текстурами и не атаковал вовсе, что испортило впечатление от прохождения в тот момент. Подводя итог всему вышесказанному, «Tomb Raider: Legend», как по мне, вполне заслуженно стала достойным перезапуском серии после недопонятой «The Angel of Darkness», которая сумела не только показать новую и интересную историю про старую добрую Лару Крофт, но и подарила достаточно часов, в которые ты наслаждался интересным геймплеем, просто потому что в игре было интересно и весело находиться. Эта игра все еще является одной из моих любимых игр в принципе, и оттого жаль, что я редко ее перепрохожу, но могу уверить вас, что в этот раз я испытал почти все те же эмоции, как и от того, когда я впервые сел играть в эту игру.

P.S. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех и каждого, кто это читает или смотрит, с наступающим десятилетием и Новым, 2020 годом. Это десятилетие стало по праву запоминающимся в истории мира, но еще более запоминающимся и инновационным оно стало в мире видеоигр. Уверен, что нас ждет еще много классных амбициозных проектов, которые перевернут с ног на голову всю игровую общественность, и кто знает, может быть в двадцатых мы даже увидим многострадальную Half-Life 3, но… Не стоит забывать о том, с чего мы все начинали, и о тех, кто открыл нам этот путь. Спасибо за внимание!


Tomb Raider: Legend

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PSP | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | GBA | NDS | GC | J2ME | OnLive | Symbian
Жанр
Дата выхода
7 апреля 2006
932
4.2
663 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

а если я начну рассказывать про аниме, то меня смешают с…

Крепись друг, ты не один такой на земле!
Каеф, моя первая игра на ПК. Обожал уровни с подводным изучением, пойду снова установлю Shadow of the tomb raider… Спасибо за обзор!
Не знаю как там с содержанием, но радует исполнение установок блогов после оф. блога Келебро.
Свалил праздновать оставив «монетку с плюсом».
Ну, спасибо и на этом)
Вылез из под стола с жутким похмельем.
Читай также