Видео-версия:
Текстовая версия:
Всем доброго, и мало что может меня напугать, кроме клоунов, гремлинов, Румпельштицхена, сказок Братьев Грим и всего, что связано с лифтами и иголками. Как видите, список довольно небольшой, и аниме в него не входит. Так уж вышло, что сколько бы в творениях японской анимации не было крови, смертей, мучающихся одноглазых мальчиков и равнодушных девочек, меня все они не пугают, а иногда даже смешат. Только лишь одно исключение из этого 100-процентного, просто нерушимого правила случалось мне пережить. Называлось оно Унесённые призраками… И, если кто не знает, это одна из тех прекрасных сказок Хаяо Миядзаки, в которой есть милые лягушки и цыплята, почти никто тут не умирает, и фильм вообще 13+. Так как же Унесённым призракам это удалось?
Как и во многих работах Миядзаки, в Унесённых призраками каждый персонаж, каждый кадр, каждая деталь продумана и проработана. Весь мир призраков, куда попадает главная героиня Тихиро, невероятно реален, и в особенности его жемчужина, Купальни Абура-я. Это полноценная баня со своим сложным устройством. Тут есть продуманная система подачи воды и зелий, своя валюта, персонал, временами жалующийся на работу, и уйма клиентов, каждый со своим дизайном и даже характером. Ну, и как тут не упомянуть про потрясающую кухню этого заведения. Всё тут выглядит просто удивительно странно и непонятно, но при том невероятно вкусно. Так бы и съел, если бы не эти свиные метаморфозы. Да, они определённо портят весь аппетит…
Каждое из созданий Хаяо, от главных и до второстепенных, неповторимо. Например, дракон, казалось бы, что может быть более заезженным. Мы видели этих рептилий уже сотни раз, но это не помешало Миядзаки сделать своё чудище уникальным. Это змееобразное существо без никаких крыльев, что не мешает ему летать. Ноги у него похожи на куриные, а на морде красуются рога и длинные усы, словно у сома. Смотря на этого дракона, ты не думаешь: «Ой, ну его хотя бы не Камбербетч озвучивает!». Ты веришь в это создание, ведь оно не похоже ни на какое другое.
И уникальность эта касается не только дизайна, но и того, как персонажи двигаются. Призраки в аниме лениво ползут, подобно облакам оставляя за собой еле заметный туманный след. Лягушки энергично прыгают и плавают, и даже главная героиня, казалось бы, обычный человек, через жесты и ходьбу передаёт свой характер.
Так, например, есть сцена, где Тихиро не забывает прикрыть за собой дверь, а в другой она стукает кроссовком об пол, чтобы тот лучше сидел. В одном эпизоде героиня, идя по старой деревянной лестнице, аккуратно проверяет ногой каждую ступеньку, что, впрочем, ей не помогает.
И такая внимательность относиться ко всем героям аниме. В одной сцене, например, мультипликаторы побеспокоились о том, чтобы забрать тапочки Хоку, другого персонажа аниме, когда тот входит в баню. А в другой букашечка на совсем уж заднем плане машет своей лапкой.
Такое тщательное отношение не ограничивается персонажами. Хаяо с вниманием подходит и к материалам своего мира, его физике. То, как на героев действует гравитация, как окна отражают изображения с искажением, будто в реальном мире, как бумажные самолётики гнутся, а мех вздымается и отлетает – всё это вовлекает в аниме ещё больше, делает его ещё реальней. Пар, вода, огонь и даже та эссенция, из которой состоят приведения в этом аниме, выглядят реально, будто весь мир аниме вполне себе мог бы существовать в действительности, и неважно, что тут есть магия, призраки и драконы. В него веришь, им проникаешься и его боишься, по-настоящему.
Но создать настоящий мир недостаточно, нужно ещё наполнить его…
Во многом настроение картины создает её потрясающий саундтрек. Он никогда не выводит зрителя из полного вовлечения в мир аниме, а лишь окунает его ещё глубже. Даже в динамичные моменты, когда другие произведения для нагнетания напряжения включили бы фанфары на полную катушку, Дзё Хисаиси, композитор Унесённых призраками, играет тихо и незаметно, будто его музыки и нет вовсе — она лишь плод вашего воображения, настроение сцены, выраженное через музыкальные инструменты. И такая деликатность не мешает саундтреку пробирать до мурашек. Заглавная мелодия своими вступительными нотами едва ли не вызывает слёзы при каждом своём появлении, и никак, кроме магии, объяснить я это не могу.
Так же, как и волшебство безмолвных сцен Унесённых призраками. Сцен, где сюжет никак не развивается. Персонажи просто сидят, едут или идут, созерцая прекрасный мир вокруг. В такие моменты аниме не пытается ничего рассказать зрителю, указать, что ему нужно думать или чувствовать, оставляя этот выбор ему самому. Ты сам можешь объяснить себе, что за девочка стояла на призрачном причале в сцене, где Тихиро едет на поезде в неизвестность, почему этот поезд мчится сквозь воду и куда, собственно, он мчится. Ты становишься полноправным героем аниме, как Тихиро и Хоку.
Благодаря всему этому у аниме получается создавать невероятно тягучую и таинственную атмосферу, от которой так и веет сказкой, во всех смыслах этого слова, ведь сказка — это не только счастливый конец, но и ужасная середина. Волк, съевший красную шапочку, великан, пожирающий людей, сиротка, выгнанная на мороз, ребёнок, которого хочет съест отвратительная ведьма – все эти ужасные вещи такие же полноправные части сказок, как принцессы, гномы и феи-крёстные. И Унесённые призраками тому не исключение. Аниме просто переполнено…
В самом начале аниме родители Тихиро превращаются в свиней, причём не в милых свинок, а в откормленных, грязных и прямо-таки лоснящихся жиром созданий, которые всем своим видом вызывают отвращение и страх. Юбаба, казалось бы, самая обычная, почти что Диснеевская злодейка, благодаря своему невероятно проработанному лицу, на котором видна каждая морщинка, и гротескному сложению, из-за которого голова волшебницы больше, чем всё её тело, а нос временами забирает себе треть экрана, вызывает мурашки!
А от каждого появления Безликого лично мне становится не по себе. Загадочное, непонятное, издающее лишь невнятные звуки, это аморфное существо в маске пробуждает страх неизвестного, того, чего ты не можешь объяснить и понять. Оно может принять любую форму и заговорить любым голосом. И не могу сказать, что я боюсь его сейчас так же, как боялся в 6-летнем возрасте, когда впервые посмотрел аниме, но, как минимум, тревогу оно во мне вызывает до сих пор.
И всё это при том, что аниме не стремится быть страшным — оно наполнена радостными моментами, у него яркая цветовая палитра и временами от него просто нельзя не растрогаться! И, возможно, именно поэтому, оно так пугает. Зритель не ожидает, что эта милая история о взрослении может быть страшной. И только он, ни о чём не подозревая, погружается в него с головой, Миядзаки показывает, на что способна его фантазия…
Чтобы создать ужас вам не нужна ни расчленение, ни пытки, ни смерть на каждом шагу – хватит и маниакального внимания к мелочам, умения создавать атмосферу и щепотки безумия!
На сим кончаю, господа. Спасибо за, надеюсь, осмысленно потраченное время. И не надо кушать еду, найденную посреди заброшенного парка аттракционов. Во-первых, бактерии, во-вторых, в ней может быть глютен, ну и в третьих, вы можете превратится в долбаную свинью!
Лучшие комментарии