9 ноября 2019 9.11.19 6 44K

Обзор серии Edna & Harvey. Две девочки, один кролик.

+20

Одна девочка начнет свой путь в психиатрической лечебнице, другая — в церковной школе. Обе безумны, одиноки и несчастны. Но самое интересное заключается в отличиях, ведь их пути являются искаженными отражениями друг друга. Устраивайтесь поудобней, ведь вас ожидает рассказ о серии, в которой оригинал и сиквел сплелись крайне интригующим образом.

 

Первая игра в серии носит гордый подзаголовок The Breakout (в русской локализации — «Взрыв мозга») и повествует о злоключениях Эдны — девочки, не помнящей причин своего заточения в камере с мягкими стенами. Впрочем, игрок сразу же понимает, что попала она туда неспроста — соучастником в организации побега и по совместительству лучшим другом главной героини является плюшевый кролик по имени Харви. Казалось бы, что плохого в том, что девочка разговаривает со своим воображаемым другом? Вот только он ей отвечает! Более того, Харви болтает без умолку, зачастую подстрекая Эдну на опасные и крайне сомнительные авантюры!

Вас тревожит зажженная спичка, которую Эдна сжимает в руке? Право же, не стоит. Опасаться нужно того, что она делает другой рукой и ногами, пока вы их не видите.

Сам же побег осуществляется в рамках наиболее подходящего для него жанра — квеста. Местные загадки интересны и затейливы, но порой их решение бывает абсурдным и крайне не очевидным. Стоит отдельно отметить и то, что некоторые из них могут вызвать непонимание у игроков с постсоветских широт из-за культурных различий (если решите начать прохождение, держите в уме: аббревиатура для туалетов — WC), а с русской локализацией связан один баг — не работает загадка с таблицей в столовой. Мне даже пришлось проходить её на немецком, так как русификатор был установлен на место английского языка.

Что по-настоящему мешает и отталкивает, так это визуальный стиль. Глядя на него, возникает стойкое ощущение, что это поделка каких-то студентов… и это так! Изначально игра была всего лишь университетским проектом. Впрочем, не стоит унывать, ведь в честь десятилетия выхода игры было анонсировано переиздание с улучшенной графикой. Если верить обещаниям разработчиков, ждать осталось недолго — выход ремастера должен произойти в 2019 году.

Почувствуйте разницу, как говорится.

Но ни одна проблема не умаляет главного достоинства серии — черного юмора, которым здесь сдобрено буквально всё! Какой контингент можно повстречать в стенах психиатрической лечебницы? Крайне интересный и разнообразный! Здесь обитают и «короли», и «люди-пчелы», и невероятные чистюли, и Дроггельбехер, и маньяки-убийцы… Скучать вам не придется, это уж точно! На пути к свободе Эдне придется кооперироваться с другими пациентами, выполняя их поручения (в основном, абсурдные и бессмысленные), и пытаться перехитрить сотрудников данного учреждения (порой ударом клюшкой для поло по затылку). Авторы не упускают возможность высмеять происходящее, включая даже подшучивания друг над другом, ломающие четвертую стену… Однако во время игры вас не будет покидать тревожное ощущение неправильности происходящего. В конце концов, как бы безумны не были местные персонажи, логика реального мира никуда не делась, а значит у их действий будут закономерные последствия. Разумеется, это касается и самой главной героини.

Главным антагонистом первой части (и всей серии в целом) является доктор Марсел, поведение которого не оставляет сомнений в его искренней заинтересованности в излечении Эдны… граничащей с одержимостью. Он не только препятствует любым попыткам побега, но и не даёт героине разобраться в причинах происходящего. И эта интрига работает до самого конца! Каждая подсказка, каждый штрих, каждый полученный ответ… они словно элементы мозаики, собирающиеся в общую картину разворачивающейся перед игроком трагедии.

Интересный факт: Во второй части есть секретная локация из оригинала, за посещение которой даётся достижение.

Разумеется, ничто не удержит заинтересованного игрока, а значит главной героине удастся организовать побег и разобраться во всей этой истории. Вот только завершение у данного приключения весьма противоречивое. И в том вина не самой истории, а того выбора, что предстаёт перед игроком в конце. Но подробнее об этом я расскажу позже, просто держите в уме, что именно разочарование от концовок послужило вдохновением для второй части.

Чем же встречает игроков сиквел? Титрами. Я серьезно! Вторая часть под заголовком Harvey’s New Eyes начинается с титров, что весьма необычно и, разумеется, несет в себе особый смысл, но и об этом позже. Главной героиней продолжения является немногословная девочка по имени Лили, прозябающая в школе-интернате при церкви. Почему именно прозябающая? Из-за чрезвычайно строгой настоятельницы Игнац чьи возведенные до абсурда правила и запреты превратили жизнь её подопечных в настоящий ад. Тяжелее всего приходится Лили, которая и слова в свою защиту сказать не может. Однако вечно так продолжаться не могло, и в день приезда доктора Марселя всё начало стремительно меняться.

Простите, но что-то пошло не так, и теперь тут отображаются две одинаковые картинки. Впрочем… Знакомьтесь, Лили!

К счастью, Лили не одна, ведь у неё есть верная подруга Эдна! Однако перспектива встречи с доктором Марселем встревожила её не на шутку, из-за чего та попросила главную героиню о помощи. Ну как тут отказать? А значит нам нужно избавиться от улик, свидетельствующих о её пребывании в стенах данного заведения, и от других учеников. Но это были несчастные случаи! Именно! Десяток несчастных случаев. Хе-хе. Эх, не важно. Гномы всё равно всё закрасят.

Кроме похорошевшей, но всё ещё очень своеобразной графики, в игру добавили одно нововведение — запреты. Видите ли, пока Лили помогала своей подруге с побегом, её успели схватить и отправить на сеанс к старому психотерапевту… принесшему с собой синего плюшевого кролика Харви. После этого девочка больше не могла совершать необычайно важные для любого героя адвенчур действия: обманывать, играть с огнем, не слушаться взрослых, пить спиртное, ходить в опасные места, злиться и дотрагиваться до острых предметов. Сами по себе эти запреты не вносят особого игромеханического разнообразия, в отличии от борьбы с ними, которая позволяет Лили отправится в собственное подсознание для борьбы с внутренними демонами! Сюрреалистичные пейзажи, отражающие самые тёмные и потаённые уголки души героини, прилагаются.

Интересный факт: Лили умеет говорить, но буквально каждый персонаж в игре мешает ей это делать, постоянно перебивая или вовсе игнорируя девочку.

Несмотря на эту мрачность, с юмором всё стало даже лучше, чем раньше, ведь в сиквеле практически каждое действие главной героини комментируется рассказчиком. При этом повествование временами доходит до столь высокого градуса абсурда, что даже сам рассказчик умывает руки, признаваясь, что ни он, ни кто-либо ещё не знают, каковы мотивы поступков Лили. Разумеется, это не мешает ему придумывать объяснения по ходу этой трагикомедии!

Что касается головоломок — они продолжают радовать, в особенности тем, что во второй части не так часто приходится прибегать к бэктрекингу. Однако здесь заложено одно противоречие: с одной стороны вас просто осыпают подсказками (да так, что правильное решение головоломки порой заложено в самой формулировке задачи), а с другой — головоломки зачастую требуют нестандартного подхода и абстрактного мышления. Другими словами, кому-то будет слишком легко, а кому-то слишком сложно. Впрочем, если вы уже прошли первую часть, бояться определенно нечего.

На худой конец, головоломки всегда можно пропустить.

И вот мы вплотную подошли к, пожалуй, самому интересному аспекту данной серии — связи между частями. Помните, как я упоминал о том, что они являются искаженными отражениями друг друга? И о том, что вторая часть начинается с титров? Вот вам ещё одна небольшая затравочка — сиквел заканчивается титрами, стилизованными под титры оригинальной игры. Другими словами, сами авторы подводят нас к мысли, что Harvey’s New Eyes является продолжением наоборот — игра вновь ведет нас к кульминации предыдущей части. При этом, в The Breakout цель героини заключалась в том, чтобы выбраться из психиатрической лечебницы и разобраться в своём прошлом, а в сиквеле — пробраться в лечебницу, чтобы разобраться со своим настоящим. Более того, вторая часть нарочно пытается делать всё наоборот.

Доподлинно неизвестно, что случилось с Эдной после событий оригинальной игры, однако есть три факта, указывающие на весьма прискорбный финал. Во-первых, каноничной концовкой The Breakout является та, в которой Эдна даёт волю своим внутренним демонам и нападает на доктора Марсела. Во-вторых, кролика Харви находят на болоте, что вызывает определенные опасения, ведь он был «лучшим другом» Эдны. В-третьих, доктор Марсел постоянно заставляет своих сотрудников обыскивать болота, вероятно, в поисках тела девочки, которая в состоянии помутившегося рассудка не смогла преодолеть столь опасную местность. С другой стороны, всё это может быть намеком на то, что Эдна отказалась не только от лечения доктора, но и от наставлений Харви, а потому избавилась и от него тоже.

И, наконец, настал черед концовок. Не вдаваясь в особые подробности, обозначу, что в конце первой части игроку был предоставлен неоднозначный выбор: принять крайне сомнительное лечение или отдаться собственному безумию. Разумеется, игроки подобному не обрадовались, но, как оказалось, не они одни. Похоже, что и сами авторы были не в восторге, и потому они и сделали сиквел таким образом. Вторая часть во многом повторяет предшественницу, однако практически всё делает по-своему. Это касается и концовок, которых теперь стало три. Более того, к третьему исходу героиня идёт всю игру.

Что ж, как пожелаете. В конце The Breakout Эдна узнает, что всё это время она была повинна в смерти своего друга — сына доктора Марсела. Она скинула того с лестницы… Как иронично, что финальный диалог с доктором происходит на ней же. В этот момент перед игроком встает выбор: пойти на поводу у Марсела и согласиться на лечение, которое превратит девочку в послушную куклу, или последовать совету Харви и скинуть доктора с лестницы.

В конце же Harvey’s New Eyes Лили узнает две ужасные истины. Во-первых, героиня поймет, что всё это время она убивала людей. Во-вторых, Лили выяснит, что, на самом деле, никакой Эдны не было. Точнее девочка по имени Эдна и правда сбежала из лечебницы, вот только сама Лили её никогда не встречала. Но на основе слухов о ней девочка выдумала себе воображаемого друга, коим был Харви для самой Эдны. Однако на сей раз история может закончится иным образом — впервые за всю игру Лили заговорит, велев всем заткнуться, после чего наорет на доктора Марсела, своих воображаемых друзей и даже рассказчика, после чего покинет лечебницу, подытожив всё произошедшее следующим образом: «Нет здесь никакой морали!»

В игре хватает интересных персонажей и помимо основных виновников торжества.

Что можно сказать в конце? Эта серия — одна из самых интересных и запоминающихся представительниц полуживого нынче жанра адвенчур. Вам определенно стоит дать ей шанс, если хорошая история и здоровая порция черного юмора в вашем представлении перевешивают посредственную графику и некоторые шероховатости. Хотя с выходом ремастера первой части и эти недостатки будут сглажены. За сим всё. Спасибо за внимание!

P.S. Музыкальное сопровождение здесь шикарное.


Лучшие комментарии

Раз в год стабильно перепрохожу обе, атмосфера замечательная

Играл обе, причем сначала вторую часть, потом первую.
Юмор интересный, чем-то похож на юмор Даэдаликов в Депонии. Но все же лучше.
От Психушки до шКолы и обратно.
Так это и есть дебютный проект Daedalic Entertainment :)
Я понятия не имел, что переиздание вышло. Спасибо за обзор и информацию! Обожаю эту серию игр. Первое, что я прошел в стиме, притом на Новый год. И с переизданием смогу поностальгировать и заново пройти, выбивая все ачивки, рисуя и гадя для этого везде, где только можно.
Читай также