27 октября 2019 27.10.19 1 752

Вспоминаем Medival: Total war

+5

При всей своей инновационноcти Shogun :Total war представлял собой простую композицию из пошаговой стратегии и тактической в реальном времени. Развить идеи и придать новой глубины предстояло продолжению в виде Medival total War. Как ясно из названия разработчики выбрали период Средневековья.

Вспомните стереотипы средневековья. Грязь голод и нищета в деревнях. Самодурствующие лорды. Охота на ведьм и рыцари в сияющих доспехах. А теперь отбросьте. К сожалению большая часть стереотипов о типичном средневековья ложные. Некоторые из них были банально выдуманы(Например право Первой ночи) некоторые списаны с ситуации на рубеже позднего средневековья и нового времени. Простое население и дворяне связаны друг стругом системой прав и обязанностей по отношению друг другу. За исключением бандитов специально мало кто уничтожал крестьян или издевался над ними. Людей было мало и они были слишком важным ресурсом. Не было высокое средневековье и голодным временем. В это время происходит улучшение климата, позволяя снимать с полей обильные урожаи. Эта эпоха не была нетерпимой к знания. К десятому –одиннадцатому веку Европа благодаря церкви почти в полном объеме восстановила знания античного времени пусть они и были в то время хуже распространены.
Все это изменится к 14 веку, когда чума, климатические изменения и централизации власти приведут к закату Средневековья. А пока континент восстанавливается после темных веков и вторжения викингов. Феодальные государства Европы начинают поглядывать на Восток, где расположились богатые Византия и Халифат. Начинается эпоха крестовых походов.

Чем больше все меняется, тем больше всё остаётся по-старому
В начале игры предстоит выбрать временную эпоху и страну которую игрок поведет к господству. Чем позже будет выбранная эпоха, тем более развитые страны будут доступны. Выбор фракции влияет не только на бонусы, но и на доступ к определенным юнитам. Есть два варианта победы в основной кампании. Первый: завоевать все провинции на карте. Второй: набрать больше всего очков, выполняя задания.
Базовые механики в стратегическом режиме остались без изменений, пусть масштаб существенно вырос. Для завоевания доступно все средиземноморье, часть ближнего востока и Европа вплоть до Волги. Игрок все также передвигает фишки армий и агентов по разделенной на провинции карте. Кроме наземных провинций появились и водные пространства и фишки кораблей. Теперь каждый ход занимает один год.

Глядя на карту, ожидаешь надписи «Здесь водятся драконы»

Управление провинциями не изменилось. В каждой провинции строим замок, который открывает нам постройки для набора солдат. Чем выше уровень замка, тем более продвинутые постройки и мощные подразделения становятся доступны.
На строительство и найм требуются деньги(флорины в данной игре). Кроме классических источников дохода в виде шахт и ферм добавились местная и морская торговля. Если в провинции есть товары на продажу, то чтобы превратить их в деньги необходимо построить торговый пост. Морская торговля сложнее. Для нее этого необходимо создать цепочку из судов в морских регионах к портам других фракций. Доход можно получать, когда в цепочке нет враждебных судов и сама фракция находится с игроком в мире. Морская торговля является одним из самых выгодных способов заработать деньги пусть и самым занудным. Есть еще один истинно феодальный способ получения денег. После каждой победы над врагом вам предложат выкуп за солдат и героев, и наоборот проиграв предложат выкупить своих. Такой способ получения дохода ставит перед игроком дилемму отказаться от денег (а они очень нужны) или немного усилить противника. Построить экономику только на сражениях нельзя, но существенный бонус к развитью полезен.
Основные проблемы стратегического режима Medival унаследовал от Shogun. Это и списывание денег только в конце года и не самое понятное древо прокачки городов. Но большую проблему принесла не самая удобная система управления провинциями и государством в целом. Каждую провинцию для получения даже самой базовой информации приходится просматривать отдельно. Если в начале кампании, когда игрок управляет тройкой-четверкой провинций такой микро менеджмент не доставляет проблем то в разросшемся государстве просмотр занимает значительное время что замедляет и без того низкий темп игры.

Семья и прочие неприятности
Командиры перестали быть простой прибавкой к опыту солдат. Теперь каждый командир является персонажем с рядом характеристик: Командование, лояльность, устрашение управление, набожность. Командование дает бонус солдатам, управление увеличивает доход провинций. Устрашение обеспечивает более высокую лояльность населения провинции. Благочестие помогает распространять веру. Лояльный генерал не предаст. Каждый персонаж на протяжении жизни может приобрести особенности называемые Пороки и добродетели, являющееся перками дающими бонусы или штрафы к основным характеристикам или влияющие на друге аспекты(например стоимость подкупа героя или бонус к строительству или общественному порядку). Деление на членов династии и простых генералов сохранилось с небольшим отличием. Простые командиры назначаются к любому подразделению, а наследники фракций получают отдельный отряд из королевских рыцарей.

Наши генералы получили не только записи в личное дело но и лицо
В игре появился новый тип фишек: титулы. В основном они нужны для повышения лояльности но некоторые титулы дают повышение других характеристик. Титулы нельзя производить, они даются за захват провинций. Каждая провинция дает одну фишку титула.
Вершить политику помогает старая троица агентов: эмиссар шпион и убийца. Функции шпионов и убийц по сравнению с Shogun не изменились. Шпионы ведут разведку и контр разведку и мутят народ, Убийцы убивают генералов и агентов. К сожалению, в Medival шпионы и убийцы базового уровня попав на вражескую территорию, тут же гибнут. Что делает их полностью бесполезными на начальных этапах игры. Это можно исправить, построив постройки третьего уровня. Также пропали и видео вставки с действиями агентов. Эмиссары практически не изменились. К функциям подкупа, заключения союза и мирных договоров добавилась возможность отъема титулов. В этой части серии дипломатия между фракциями стала играть большую роль. Компьютерные оппоненты охотнее идут на союз и часто предлагают его сами, хотя иногда с этим перебарщивают. Ситуация когда к примеру, в союзе состоят католическая Франция, православная Византия, исламский Египет и вмести они бьют Германию или Италию не редки и бьют по имерсивности. Компьютерные оппоненты поддерживают союз продолжительное время, что в прочем не мешает им разорвать его в неожиданный момент, но происходит это существенно реже, чем Shogun.
Появился агент который одновременно является членом семьи: принцессы. Их высочества являются разменной монетой в политике. Свадьба с принцем другой фракции скрепит союз, а с генералом своей страны повысит лояльность командующего.
Количество случайных событий увеличилось. Тут засухи влияющие на доход в провинциях или шторма способные уничтожить корабли игрока. Появились события, влияющие на всю фракцию. В основном они исторические и влияют на характеристики персонажей. Написан новый трактат увеличилось благочестие, Памфлет упала верность. Оставив провинцию без охраны и без форта тут же получите бандитов, даже при высокой лояльности. Самый худший сценарий это гражданская война, когда государство и армии игрока делятся пополам. Возможно появление новых фракций на карте ( например монголов). Также игрок не застрахован от возрождения недавно уничтоженных фракций.

Технологическое развитие привязано к историческим событиям

Deus Vult
Появление механик связанных с религией дало новые политические возможности. Основных религий три: Католичество, православие и ислам. Конвертирование населения свежезахваченной провинции в религию своей фракции важно. Чем меньший процент населения в провинции исповедует религию вашей фракции и чем больше религиозность, тем больше вероятность религиозного восстания
Православию повезло меньше всего. Фракциям с этой религией доступно только обращение в свою веру. Ислам может поднять знамя джихада на ранее завоёванные исламские провинции. У католических фракций механики связанные с религией гораздо разнообразнее. Во первых католическая фракция может объявить крестовый поход в любую не католическую провинцию. Во вторых у католиков на два агента больше. Инквизитор или великий инквизитор позволяют убивать персонажей с низким параметром набожности, даже короли и Папы могут стать целью. В третьих. На карте присутствует Папская область во главе с Папой Римским. Хорошие отношения с данной фракцией можно поддерживать строя соборы и обращать населения в католическую веру. Рим не любит сражений между католикам, и может потребовать заключения мира если игрок слишком долго ведет войны с единоверцами. Проигнорировав этот запрос можно получить отлучение от церкви и спровоцировать крестовый поход уже на свои земли.

Наш меч просит крови
Движок остался тем же, но его доработали. Благодаря большей глобальной карте, для тактических сражений расширился как набор ландшафтов, так и различных погодных эффектов. Cпрайты юнитов стали гораздо детализированными и при приближении больше походят на людей. Компьютерный опонент деййствует и на стратегической карте действует разумно старается по возможности обеспечить себе перевес сил, а если не может то оступает, использует тактику рейдов и морского десанта.
В обзоре Shogun:Total war я упоминал что была создана система по принципу камень ножницы бумага. Копейщики бьют конницу, конница лучников, лучники копейщиков. К этим трем был добавлен ряд специальных юнитов. Такая система была интуитивно понятна, и позволяла создать армию под любую тактику. Разработчики в Medival более чем в несколько раз расширили набор доступных подразделений, к тому же добавили юниты уникальные для какой-то стороны или доступные для владельцев определенной территории. И вот с новой системой у игрока могут возникнуть проблемы. Возьмём к примеру штурмовую пехоту, солдат с мечами или топорами для борьбы с копейщиками. У каких-то солдат этого типа лучше броня, но плохая мораль, у каких-то лучше атака, но уязвимость к стрелам, у каких-то и броня, и атака хороши, но их оружие не пробивают броню….И так далее. А это только один тип юнитов. Схема кто кого бьет, осталась, но стала гораздо сложнее. В такой системе можно разобраться, но только в горячке боя, на это редко бывает время. Если добавить к этому не самое понятное древо строительства, то игрока возникнут проблемы со сбором сбалансированной армии на ранних этапах.

Второй серьезный просчет разработчиков это осады и осадная артиллерия. Замки выглядят внушительно, а башни могут серьезно проредить войска. Но брать замки все так же скучно, как и в shogun. Сама артиллерия кроме того как уничтожение укреплений бесполезна. Орудия стационарны, gосле их размещения передвигать нельзя. Область поражения снарядами мала и не при самой высокой точности, рассчитывать на высокие потери не стоит. При этом таскать пару осадных орудий придется, так как в каждой провинции придется брать укрепления.

****
Я не считаю Medival откровенно плохой игрой но считаю что устарела больше чем Shogun. Делать скидку на возраст у меня не получается Shogun несмотря на то что вышла раньше играется хорошо до сих пор. Разработчики не смогли исправить большую часть недостатков полученных в наследство от первой игры и не смогли хорошо отполировать нововведения. Добавьте к этому баги способные испортить многодневное прохождение.

Господи! Защити нас от ярости норманнов

Улучшение климата, что через некоторое время пришло в Европу, добралось до Скандинавии на несколько веков раньше, обеспечивая рост населения и что самое главное рост благосостояния, что позволило набирать большие дружины. Рейды викингов начались с нападений на монастыри, но в скором времени не один побережный город в Европе и даже северной Африке не мог чувствовать себя в безопасности. Ситуация с набегами была настолько ужасная что в Испании христиане и мусульмане долгое время воевавшие заключили перемирие и союз. После периода набегов, викинги начали колонизацию. Поселения норманов стали появляться во Франции, Гренландии, Сицилии в землях славян, Северной Америке и конечно же в Англии
Почему именно Англия. Все дело в Гольфстриме. Благодаря течению легко добирается от Англии до Скандинавии даже в безветренную погоду, что очень помогало при грабежах. Вскоре Англия стала базой и перевалочным пунктом для нападения на всю Европу. Англию завоевать полностью викинги не смогли, но сумели отхватить существенный кусок названный позже областью “Датского права”, и в конце своей эпохи были изгнаны. Всю Англию смогли захватить потомки викингов- Рыцари герцогства Норманнского, но это история для другой игры.

Сразу скажу что завоевание Британских островов мне понравилась гораздо больше чем основная кампания. Недостатки Medival, которые я описал выше, влияют на игру гораздо меньше. Небольшая карта способствует более динамичной игре. Сократилось количество подразделений доступных для найма, что как ни странно улучшило боевую систему, в которой большую роль стали играть уникальные для сторон юниты. Например, арбалетчики (в том числе и конные) доступны пиктам. Лучшая кавалерия у королевств саксов: Мерсии и Нортумбрии. Но разумеется главными героями дополнения являются викинги.
Разработчикам удалось избежать дисбаланса, который допустили в дополнении к Shogun, но они дали фракции викингов несколько приятных плюшек. Корабли викингов могут перемещаться сразу на две области, при разорении провинции и разрушении построек викинги получают больше денег. Таким образом самая выгодная тактика игрока будет повторять тактику реальных викингов. Напал, разграбил и убежал с добычей.
У викингов самая лучшая пехота в игре, легко проходящая сквозь порядки противника. Но фракция морских разбойников не лишена недостатков. Во первых нет ни хороших лучников, ни кавалерии. Во вторых викинги являются язычниками, поэтому на захваченных территориях приходится долго ждать конвертирования населения из христианства или сталкивается с постоянными религиозными бунтами.
Если игрока не отпугнет графика, то начать играть в Medival я рекомендую именно с дополнения

***
Несмотря на не самые приятные впечатления от игры, я понимаю причины по которым игроки и критики приняли игру. Это и популярный сеттинг, общий масштаб игры, необычные механики. В последующих играх легко можно найти идеи и концепции впервые заложенные в Medival. К сожалению для меня недостатки перевешивают достоинства игры.


Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также