Отец, сын и святой дух. Обзор The Textorcist. The Story of Ray Bibbia.
Экзорцизм, как ни странно, довольно непопулярная тема в современной игровой индустрии. В отличие от кинематографа, где вокруг обряда изгнания демонов строились целые сюжеты, видеоигры, за всю свою историю, обзавелись лишь несколькими тайтлами, в большинстве из которых сами экзорцисты занимают далеко не главную роль.
Тем интереснее, на этом фоне, становится вышедшее в начале 2019 года творение инди-разработчика Moribdware с громоздким названием The Textorcist. The Story of Ray Bibbia. Как несложно догадаться, именно о нем и пойдет речь в данном обзоре.
“Forgive me father for I have sinned.”
90% исповедей.
Ватиканский городовой
Рим. 1990-е. Медленно набирающее силы зло. Не считая пары слов о воцарившейся в городе Святой Церкви (ориг. Holy Church), это вся экспозиция, которую предоставляют на старте игроку.
Главный герой повествования — Рэй. По профессии — частный экзорцист. По характеру — типичный антигерой. Вечно ворчит, напыщенно хмурит брови и не прочь провести вечер в обнимку с бутылкой. Авторы не зря делают приставку “частный” к профессии главного героя. Замени рясу священника на потрепанное кожаное пальто, а крест на значок детектива и получится типичное клише из фильмов про депрессивных нуарных сыщиков.
Офис, расположенный прямо в квартире главного героя — на месте.
Тому же принципу следует и сюжет. История крепко сбита, четко делится на акты, но при этом вполне стандартна и все её твисты легко рагадаются игроками с большим опытом в жанре. По ходу повествования из шкафа успеет выпрыгнуть пара скелетов, обретет понимание мотивация героя, а туман над его прошлым станет не таким уж густым.
Наблюдать за всем вышеперечисленным, тем не менее, интересно, ведь сама игра знает, когда стоит отпустить серьезность и слегка посмеяться над собой. Большинство персонажей каррикатурны, а диалоги пусть и не ломают четвертую стену, все равно умело иронизируют над стереотипами и клише. То тут, то там, встречаются забавные названия предметов, обыгрывающие различные вариации слова Holy, а образ бывшего наставника Рэя способен натурально вызвать смех. Обидно на этом фоне лишь то, что ближе к концу игра заметно теряет в количестве юмора, а сам главный герой и его напускной цинизм начинают утомлять.
Информацию о каждом побежденном противнике можно почитать в священной книге Рэя. Написаны заметки зачастую с юмором и изображают врагов в анекдотичной и несерьезной форме.
Ветхий Завет
Тем не менее, главной отличительной чертой The Textorcist, являются вовсе не диалоги и сюжет, и даже не столь редкая возможность влезть в шкуру экзорциста, а необычный симбиоз двух жанров — Bullet Hell и… печатного тренажера.
Для того, чтобы наносить врагам урон, нужно набирать на клавиатуре тексты, которые Рэй зачитывает из своей священной книги. Оппоненты, при этом, не стоят на месте и усиленно пытаются дать герою сдачи, выпуская в него снаряды разной степени сложности и насыщенности. На первых порах все кажется довольно просто — двигайся пока враг атакует и настукивай заклинания в перерывах между его выстрелами. Однако уже на третьем противнике сложность игры возрастает настолько, что приходится в спешке осваивать одновременные передвижение и печать.
Некоторые атаки, поначалу, кажутся совершенно невозможными для уклонения, но способ выйти сухим из воды есть всегда.
На стороне игрока находится тот факт, что получение Рэем урона не всегда приводит к потере здоровья. Если в руках у протагониста находится священная книга, то прилетевший по герою снаряд сперва выбьет её из рук. Успели вовремя подобрать писание — экзорцизм продолжится с того же места, и персонаж останется невредим. В противном случае, экзорцист потеряет одно из трех сердец, а если слишком долго подбирать манускрипт, то забудет и текст. Последнее означает, что набирать его придется заново, поэтому лучше лишний раз не подставляться под вражеский огонь.
Сбалансировать сложность боев призваны выдаваемые за победу над врагами предметы. Например, ботинки Папы ускоряют бег персонажа, в связи с чем уклоняться от атак становиться проще, а святая книжная закладка, помогает медленнее “забывать” текст, удваивая доступное для подбирания книги временное окно. Кроме положительных эффектов, экипируемые предметы накладывают отрицательные модификаторы на полученные в ходе сражения очки. На общем фоне это кажется абсолютно незначительной потерей, если, конечно, вы не поставите себе цель набрать максимально возможное количество очков. Специально для этой цели, в игре присутствует система комбо, которая на манер серии Devil May Cry присваивает ярлыки за безошибочный набор текста и избегание урона.
Количество предметов, равно как и слотов под них, увеличивается по мере прохождения игры.
Храм Христа Спасителя
Выбрать и надеть упомянутые выше предметы можно в местном хабе — квартире Рэя, куда нас автоматически перемещают после каждого пройденного уровня. Также там можно почитать журнал главного героя, поизучать описания уже встреченных противников и покопаться в архивах/компьютере. Последний представляет из себя отдельную мини-игру, с собственным поисковиком Godle и вытекающими из этого копаниями в результатах поиска. Мелочь, а приятно. Отсюда же, игрок отправляется на задания, как новые, так и, по желанию, старые.
Структура последних, как правило, не очень затейлива. Зачастую, они представляют из себя лишь ограниченную арену, на которой происходит битва с противником, к которой изредка добавляют небольшие коридорчики и ответвления. Очевидно, разработчики понимали, что просто бросать игрока из стычки в стычку будет утомительно, и поэтому часть уровней все же предлагает небольшой набор побочных действий. В одном из них необходимо прогуляться по лесу-лабиринту или исследовать храм на предмет улик, но чаще игрока просто бросают в гущу событий без долгих предисловий.
Стандартная расстановка сил на арене.
Как и проведение атак, взаимодействие с миром происходит через набор текста. При приближении к интерактивному объекту, над ним появляется надпись, которую игроку необходимо ввести для взаимодействия с предметом. При всем потенциале концепции, действительно интересная загадка, равно как и предполагающий какое-то исследование уровень, встречаются за игру всего один раз. Обидно, ведь разнообразь авторы промежуточные этапы простенькими головоломками и какими-нибудь собираемыми предметами, The Textorcist явно не стала бы хуже.
Малиновый звон
Хотя, учитывая общую цельность и крутость исполнения, можно понять разработчиков — они просто решили сосредоточиться на ключевых аспектах игры. И, стоит признать, если рассматривать The Story of Ray Bibbia как цельное произведение, то откровенно неработающих элементов здесь нет.
Игра держит в напряжении и дает понять, что изгонять бесов профессионально, ну ни разу не просто. В буквальном смысле, ведь если против обычных людей и одержимых Рэй использует привычный английский, то против демонов печатать придется уже на латыни. Это не только делает задачу более сложной и нетривиальной, но и добавляет происходящему аутентичности.
Каноничный Amen на месте и выступает финальным словом в каждом обряде экзорцизма.
Укреплению общей атмосферы способствуют и богатая на эффекты пиксельная графика на пару с бодрым музыкальным сопровождением. Что картинка, что звук ощущаются отнюдь не дешево и сделаны с большой любовью к мелочам. На красивые локации игра не скупится тоже: сражения происходят как в залитом неоном ночном клубе, так и у подножия извергающегося вулкана.
***
Как итог — The Textorcist. The Story of Ray Bibbia совершенно точно не халтурный проект. У игры достаточно много запоминающихся фишек, главной из которых является её необычный жанровый симбиоз. Так что, если у вас нет аллергии на качественную пиксельную графику, вы мастерски печатаете на клавиатуре и любите хардкорные, но честные сражения с превосходящими по силе противниками — вам определенно понравится творение Morbidware.
Стоит обратить внимание если:
• Вы достаточно быстро печатаете на клавиатуре и вас заинтересовал необычный жанр игры.
• Вы ищете развлечение на 2-3 вечера и предпочитаете, чтобы в игре сочетались недолгая продолжительность и высокая сложность.
• Антигерои — ваш любимый тип персонажа и вы без ума от темы экзорцизма в медиа.
Можно смело проходить мимо, если:
• Вы на дух не переносите пиксельную графику и вам неважно, что скрывается за её оберткой
• Необходимость быстро переключаться между набором текста и уклонением от снарядов противника является для вас слишком изнуряющей, а хардкорному экшену вы предпочитаете вдумчивое исследование уровней
• Вам больше по душе инди-игры с сильной историей, которая является центральным аспектом игры.
Официально игра не поддерживает ни один из языков кроме английского, однако на просторах интернета гуляет руссификатор от команды Zone of Games. Автор данного обзора не пробовал его устанавливать и поэтому данных о его качестве и о том, как там переложен текст для печати — нет.
Лучшие комментарии
Тем не менее, не отрицаю, что в своем жанре музыка очень даже годная и найдет своего слушателя отдельно от игры:)
В свою очередь, спасибо за комментарий. Несмотря на общую заплюсованность ни этот, ни предыдущий обзоры особо комментов не получили, так что я даже не особо понимаю над чем в них работать и как развиваться.
Тогда буду продолжать в том же духе и в дальнейшем добавлять в свой «репертуар» не только обзоры.
Касательно руссификатора — я его находил вот здесь. Авторство вроде как указано ZoG'овское, хотя на официальном их сайте никакой информации про руссификацию нет.
Но никакого другого в любом случае нет. По крайней мере я не особо искал.