24 сентября 2019 24.09.19 1 8540

[Поколение Java #3] ВСЕ ИГРЫ про Человека-паука

+6

ВСТУПЛЕНИЕ

Я достаточно стар для того, чтобы делать обзор на современные игры. Но в моей старости есть весомый плюс, ведь эпоха производства игр на кнопочных мобильных телефонах мало кем затрагивается на русском YouTube — J2ME погибла приблизительно во время распространения сервиса. Так уж вышло, что я был не последним человеком для Java, поэтому в свой рассказ попытался внести максимум информативности. Стоит отметить, что вступление к ролику я записал ещё год назад, и данный долгострой предельно уничтожил все мои нервные клетки. Если Человек-паук и был любимым героем когда-то, то уже к релизу я не выдержал и вписал его в тетрадь смерти.

 

После читаемого абзаца будет написан слегка адаптированный текст видеоряда, и его вполне можно прочесть, но я настоятельно рекомендую именно посмотреть работу. Места под спойлером — геймплейные, и очевидно, что в динамике они лучше. Кстати, выпуск в рубрике «Поколение Java» уже третий, и два предыдущих не слишком плохи, можете поискать на канале.

2003

Трудно представить, что у кого-то из вас в 2003 году был аппарат, способный поддерживать Java, а если и был, то олды тут. Тем не менее, рынок мобильных телефонов рос, можно вспомнить флагман того года — Sony Ericsson T610. Росла также популярность Паука: фильм Сэма Рейми, вышедший год назад, возвёл героя на новый этап межпланетарной известности.

Жизнерадостная Activision (котики тоже тут), обладая лицензией на игровое воплощение героя, решила, видимо, выйти на азиатский рынок, дав начало свежим экспериментам с перспективной Java ME — платформой Java для мобильных аппаратов (привычнее называть J2ME). Благо, в том сегменте располагались IndiaGames: одни из самых старейших издателей, создателей, *вставьте любое существительное* видеоигр. Да, это с точки зрения нашего года, но опыт у индийцев правда был — компания основана в 1999. По сути, они являлись наёмниками, и такой расклад устраивал Activision. Заглянув в английскую Вики разработчиков, можно обнаружить интересную строчку: «Indiagames’ successful titles include the first Spider-Man game on mobile», означающую явную кассовую успешность первой Java-поделки по Человеку-пауку. Но что же собой представляет сама игра?

Меню сделано без особых излишеств. Пункт About сообщает о релизе последнего и третьего билда 25 ноября. Увы, из настроек ничего не вытащить, кроме выключения звуков и сброса рекордов. Забавно, что рекорды были неотъемлемой частью большинства ранних игр вообще везде. Самая интересная информация содержится в Help: да, знакомьтесь с небольшой сюжетной сводкой. Главные задания заключаются в поимке Зеленого Гоблина и нарушении его зловещего плана, хотя для нас это даже не главные задания, а домашние. И Зеленого Гоблина, я уверен, решили сделать антагонистом не из-за классического противостояния (Паук vs. Гоблин — El Classico), а из-за недавнего фильма, ажиотаж такой ажиотаж.

Первая миссия приветствует небольшим вступительным текстом, ночным Манхэттеном и улетающим Норманом Озборном. Как вам такая кат-сцена? На самом деле, для 2003 года весьма годно. Правда, есть пара нюансов… здесь экшн, платформинг и всё вокруг, напоминающее Spider-Man: Mysterio's Meneace на GBA. Настолько, что некоторые спрайты и иконки один в один.

Дальше займусь простым перечислением типичных механик: три жизни, подбираемые на уровни картриджи с паутиной, куча бандитов с возможностями бить их (или тратить эти самые картриджи на опутывание), а ещё… исчезновение мирных жителей. Мы никогда не узнаем, почему к действию «спасение горожанина» IndiaGames не сделали абсолютно никакой анимации, впрочем, ничего страшного. Страшное то, что геймплейные особенности вот так и заканчиваются.

Кстати, во все игры про Паука вы можете поиграть сами, я их как раз занёс в отдельный архив по ссылке в описании ролика (а здесь боюсь ссылки оставлять).

ИТОГ. Нормально. Не 10 из 10, но приятная игра. Сразу видно, чем «вдохновлялись» разработчики, хотя винить их в этом бессмысленно, на дворе ноль третий. И пусть это не порт, но если и портировать, то именно так. Оценка: СТОИТ.

2004

Начинается эра, которую я бы назвал Spider Sony Pictures. Почему именно Sony Pictures? Представляете, они выпускают фильмы, и вправе выпустить игры по своим фильмам. А за нынешний год, в принципе, немногое изменилось, кроме успешно вышедшего сиквела от любимица публики Сэма Рэйми. Настолько вышедшего, что о Пауке снова стали говорить все, да и распространение мобильников в то время сравнимо с сильнейшей эпидемией, которую только можно представить.

Само собой, Sony, проанализировав ситуацию (aka недолго думая), решила склепать что-то на Java, взяв в свой оборот великих и ужасных Vicarious Visions, разработчиков вышеупомянутой Spider-Man: Mysterio's Menace (как и многого остального). Звучит обескураживающе, невероятно и божественно. Неужели и правда в воздухе запахло игрой по фильму, пусть и не такой большой и значительной, зато классной? Неужели?..

Музыка в меню настраивает на нужный лад, словно через мгновение я окажусь внутри чего-то великого. Инфу о разработчиках можно листать бесконечно: сколько человек, сколько авторов, аж дух захватывает. Что же, отправимся внутрь.

«Это что, раннер?» — спросите вы. Нет! Это коллекция из трёх непримечательных мини-игр, ускоряющих свой ход с каждый последующим прохождением. И всё. Нет, я серьёзно. Проваливаем хоть одну мини-игру, теряя три жизни, откатываемся к старту. Причём третья мини-игра абсолютно бессмысленна: стой в одном месте и жди, пока Ock запустит своё щупальце. Возможно, здесь есть концовка, секретный этап, битва с Солгрином, только пройти дальше ночной скорости раннера мне не представляется возможным — она реально чокнутая.

UPD: Ух ты, прямо на записи я смог пройти ночной этап, правда слился, внезапно, на третьей мини-игре. Реальный хардкор, попробуйте сами.

ИТОГ. Вам нужен итог? 0 из 3, не отвратительно, но разочаровывает. Если Vicarious Visions и работали над ней, то в перерывах между поеданием булочек на скорость. Оценка: НИКОГДА.

2005

Я думаю, все поклонники игр по Паука знают, что вышло в 2005 году, но прежде чем мы перейдём к вишенке на торте, вынужден рассказать об апрельской поделке Sony Pictures — Spider-Man 2 3D: NY Rooftops, которую сейчас я даже не нашёл где скачать, зато нашёл разгневанную статью на ГеймСпоте: автор потратил на это чудо 10 баксов и был явно вне себя от качества.

Переломный год для многих вещей. В индустрии мобильников появляются легендарные аппараты, получившие культовый статус чуть ли не на старте, а у большой игровой индустрии появляется Ultimate Spider-Man, ставшая культовой для игроков в последствии. Комиксное повествование, cел-шейдинг… ух, я-то знаю, что вы все её помните на ПК или консолях, но кто её помнит на Java?

Activision снова в деле, всё верно, правда теперь разработать великую вещь доверили Mforma. «И что это за люди?» — спросите вы, и я бы ответил, что именно те, которые приходят в чёрном с зонтами на похороны и стоят вдали, ведь информации о них минимум, да и весомая часть той, что есть, ведёт к совсем другой компании — Hands-on Mobile. Даже английская Вики приписывает бОльшую часть игр от Mforma мистических Hands-on'ам. Я уже был готов поверить, что это та же фирма, но меня смущали некоторые несостыковки, и в данной ситуации спасительный Crunchbase решил проблемы: там чёрным по белому написано, что компания одна, просто ранние проекты, настолько я могу понять, выходили под логотипом Mforma. Получилось ли у них создать шедевр, сравнимый с большой версией?

Постер игры озвучен! После такого обычно ставят 10 из 10 и говорят что-то про кончики пальцев, но лучше обратить внимание на меню. А оно… без изысков. Немного логотипа сверху и предельно минималистичный дизайн. Над игрой трудилось больше трёх человек, Mforma точно подключила свои лучшие умы. Рекорды, конечно, есть, но нигде нет их сброса — удивительно! В то время поражались, что при нажатии новой игры мы попадаем в подменю выбора персонажа, и я поражался вместе со всеми. Если можно играть за Венома, то оргазмы гарантированы, особенно после пересмотра пары эпизодов мультсериала 94ого года.

И вот, сам геймплей. Тяжело описать происходящее. Слева сверху идущее время, слева — счётчик жителей, но нет, это не привычная всеми стандартная линейная сюжетная игра; это, скорее, файтинг-платформер с достаточно примитивной целью — победить противника. Веном тут как самый настоящий веган сжирает горожан целиком, поэтому Паутиноголовому нужно успеть до конца его перерыва на обед (функция GPS-чуйки укажет местонахождение). Анимации топорны, графика максимально невзрачна, словно минимализм из меню перешёл в локацию. Ни разу не скажу, что бить бандитов или Чёрную Смерть с комиксными надписями сильно удовлетворяет.

Буду честным, в данной игре только одна вещь может принести сатисфакцию, и это — геймплей за Венома. Аналогия с игрой на ПК и консолях существует: наш Яд теряет жизни, не питаясь людьми, и восстанавливает их, питаясь. Ух, всегда хотелось прикоснуться к миру голодного злодея-гурмана. Гурмана, потому что бандитов он не ест: слишком грязные, да и биты в зубах застревают. Наверное.

ИТОГ. Я говорил про файтинг, ведь подобии комбинаций из ударов сотворить здесь можно, управление как бы намекает, но все 12 уровней за каждого из персонажей выполнять единственную задачу — натуральное безумие, а не самая удобная и приятная боёвка умножают претензии в тысячи раз. Увы, Ultimate Spider-Man для Java — полупровал и печальное разрушение ожиданий. Оценка: НЕ СТОИТ.

2006

До премьеры «Врага в отражении» остаётся год, а сложившуюся пустоту нужно чем-то заполнить. Паучий Человек явно приносит Activision дивиденты: без дивидентов никакого банкета бы не было, вы знаете Бобби. Но это плохая точка зрения. Моя точка зрения: издатели видят на .jar-поприще потенциал, причём ровно тот же, какой они видят в Человеке-пауке. Думаю, что предыдущая связь с Mforma имела кассовый успех (наверное, на волне ажиотажа к большой игре), поэтому исходящая коллаборация с Hands-On Mobile совсем не удивляет — Активы нашли нормального пассива, ой, то есть Activision нашли хорошего разработчика Паука. По сути, Hands-On Mobile (в качестве Mforma) — уже старые знакомые, сделавшие для Activision много всего: первые части Call of Duty, почти всех X-Men'ов, некоторые интересные игры по лицензии Marvel и так далее. В их руках во второй раз герой со способностями членистоного, и на данной попытке полёт фантазии не ограничен ничем.

Название даёт о себе знать ещё до запуска. Меню сразу радует шрифтом, фоном с паутинкой и виновником торжества, что неплохо. Благо, рекорды есть, а это плюс один балл к оценке. Потом, правда, вы узнаете, что рекорды — основополагающая игры, и будет не совсем до шуток. Ну, внутри есть два стула: Story Mode и Survival Mode. Выберем Story, ведь Survival станет окончательно очевиден после первого же уровня.

Узнали? Согласны? Чистокровный 2D-раннер образца 2006 года. Казалось бы, хуже не придумаешь, но девелоперы сумели воссоздать способность полёта на паутине так, что это добавляет к слову раннер междометие «ух». В отличие от более позднего Flappy Bird, где мы в нужное время реакционно нажимали одну кнопку и пролетали между марио-трубами, в Webslinger'е ты прожимаешь именно то, что тебе заготовили, словно в Guitar Hero. На первых порах летит исключительно кружок, а дальше пойдут стрелочки разных направлений, всяческие дабл-тапы, что в совокупности усложнит геймплей. На заметку: анимации, задники и сам полёт не выглядят плохо (выглядят, на самом деле), наоборот, в это хочется именно позалипать. Немного позалипать. На нечто большее игра и не претендует, ведь кроме избиения своих рекодов в выживании, громкий сюжетный режим не представляет из себя сюжета, отличаясь от выживания разве что заканчивающимися уровнями.

ИТОГ. Я не знаю, как на Java по-другому дать испытать игроку ощущение от полёта на паутине, тем более здесь главный герой реагирует на все наши нажатия собственной анимацией (как минимум, продолжая лететь), и в микро-ивентах выполняет анимации особые, по-разному сбиваясь при пропусках. Мелочи, а делают раннер хорошим. Просто хорошим. В такой геймплей бы сюжет вставить и разнообразие окружения (какого-нибудь разнообразия), но мы имеем то, что имеем. Оценка: ПОЧЕМУ НЕТ.

2007

Легендарный ноль седьмой. Внутри блейзер, в наушниках «Три полоски» и Tokio Hotel, а Sony скоро начнёт считать мизерную прибыль с третьей части реймовской интерпретации паучьих приключений. Ну, не слишком мизерную — 159 миллионов чистыми, хотя по сравнению с прошлыми доходами этого недостаточно. На фильм действительно делали огромную ставку, расшарив его максимально во всех отраслях. Чего стоят игры, вышедшие на PS2, PSP, GBA, Nintendo DS и более массовых консолях. Мобильных версий вышло даже больше одной — целых две. И если о стандартной сюжетной игре по фильму я рассказывал в первом выпуске «Поколения Java», то экспериментальную Puzzle-версию я упомянул там одной строкой. И… пришло время исправить этот недочёт.

Сразу сравнение: делали ли Puzzle те же три человека из JavaGround, которые делали основную игру? Да, но только двое из состава. Оформление серьёзно изменилось, теперь оно великолепное и впечатляющее: классные анимации в меню, шрифты, фон… пикчер бог три четыре пять. Знаете, подозрительное слово ported в пункте About навевает на мысли, что игра реально портирована. Но откуда? Неразгаданная загадка.

Разгаданной же загадкой будет являться тот факт, что жанр логических игр не слишком развивается, купаясь в переваривании нескончаемых идей, идущих из проекта в проект, а чего-то любопытного и особенного становится найти почти невозможно. Но данная часть Паука, напрочь ломая стену времени, кричит о своей уникальности, демонстрируя прекрасный геймплей даже в 2019. Как вам банальный «три в ряд», но с отлично реализованными способностями персонажа и проработкой уровней? Тематически всё выполнено безукоризненно: симбиотические препятствия, поверапы, эффекты от применения абилок и прочее. Любым фанатам (одновременно) паутинных и логических забав однозначно зайдёт, как и мне в тот период. Не перестану говорить, что я обожаю эту Puzzle-версию. Причём сложность здесь есть, и на поздних уровнях она возрастает до астрономических пределов.

ИТОГ. Возможно, я перехваливаю, но самородок найден. Да, это логическая игра, зато какая! JavaGround умницы, обожаю их. Оценка: МАСТХЭВ.

2009

Спустя два года после последних игр и фильма, эра Sony в мобильном паучьем гейминге официально завершается. Бразды правления на себя берёт гигантская Gameloft, покупающая лицензии на всё подряд. Основатель Мишель Гийемо увидел золотую жилу в Java ME ещё в 2001, так что начало разработки java-игр от Gameloft совпало с выпуском первого телефона, поддерживающего java. Да, то был жаркий 2002, а спустя семь лет лофтовцы уже делают первую игру по мега-популярному герою. С большими деньгами и накопившимся за огромное количество времени опытом, компания поставила на конвейер создание хитов. Что уж говорить, они создали и отточили свой уникальный движок, который практически всегда будет использоваться для создания сюжетных игр.

Любопытный факт: раньше Gameloft продавали поделки через собственный сайт, ведь поиск других мест размещения не являлся вариантом — единого Play Маркета просто не могло существовать (Android Market не в счёт, он не котировался тогда). Пиратство процветало везде, особенно в России, и долг любого купившего игру заключался в её последующем сливе на какой-нибудь сторонний ресурс. Количество этих ресурсов не сосчитать, но об этом в другой раз.

Ещё один факт, только уже связанный со мной: я написал статью (некий обзор) о «Кислотном городе» в далёком 2010. Текст не блещет изысканностью и безошибочностью, зато в нём отлично рассказывается обо всём, что есть внутри игры. Основная составляющая данной части — фансервис, вот с ним всегда умели работать Gameloft. Абсолютно плевать, что большая часть игр была одинаковой геймплейно, ведь мы растворялись во всём, что этот геймплей окружало.

Один взгляд на меню и сразу глаза впиваются в пункт «Дополнительные возможности», в котором есть и обучение, и достижения, и коллекции комиксов, а также опциональные режимы времяпрепровождения. Что забавно, отдельно в настройки вынесена смена костюма. Конечно же, игра работает с вибрацией телефона — не самая новомодная, но точно хорошая фишка.

Но знаете, что по-настоящему хорошо? Сюжет. Да, свой собственный оригинальный (!) и адекватный сюжет с диалогами, с обилием кат-сцен, разнообразных локаций и прочего. Вселенная Ultimate не настолько заезженна, поэтому банальный Зелёный Гоблин не вызывает рвотного рефлекса. И пусть геймплей оставляет желать лучшего, ведь я выдохся по отношению к чистокровным bit 'em up'ам, но разнообразие делает своё дело. Что уж говорить, здесь реализована даже механика QTE, а после такого моментального вопросы отпадают.

ИТОГ. Бюджета игре не занимать. Думаю, всем ясно, что это настоящий AAA-проект на Java ME. Как по оформлению, так и по внутренностям. И работает проект на пределе возможностей и мастерства разработчиков образца девятого года. Оценка: МАСТХЭВ.

2012

Не стану скрывать, что ненавижу двенадцатый. Полноценный Android-бум ещё не начался, но уже каждый второй хочет купить себе смартфон с этой осью на борту. Конечно, большая часть рынка всё ещё принадлежит кнопочным королям; жаль, что скоро игра перевернётся (утрирую, ведь рынок уже делился между iOS и Android). Да и проблемы Sony вкупе с отказом Рейми снимать четвёртую часть, заставили медиа-гиганта перезапустить Человека-паука, прилично вложившись в маркетинг. Кино мне понравилось далеко не с первой попытки; самую изюминку свежей реинкарнации я распробовал через игру на ПК, издаваемую Activision. Но да, на мобильном поприще у Gameloft лицензия — пусть Gameloft и делают нечто по фильму. И ведь сделали, верно?

Бессмысленно разглагольствовать долго. Я серьёзно не знаю, как можно сделать bit 'em up ещё красивее и технологичнее. Непревзойдённое графическое исполнение (анимации туда же) и система полноценных комбо в боевой системе просто кричат, что Gameloft заметно усовершенствовали движок.

Ложка дёгтя заключается в лишении нас всего фансервиса: никаких комиксов, дополнительных режимов или разных костюмов. Даже неразрывная связь с фильмом не должна затрагивать то, что так важно для придания игре критической массы.

ИТОГ. Очередная AAA-забава от java-драгдилеров, которую хочется пройти запоем. А что дальше? Перепройти на самой высокой сложности? Веселье сомнительное, если честно. Здесь крутым кажется всё, и казалось бы дальше, но крутость отходит на второй план без наличия уникальных дополнительных фишек. Оценка: СТОИТ.

2014

Всё. На рынке мобильных телефонов наступил апокалипсис. Отныне они повсеместно становятся на страже вторых симок, а о полноценной игровой поддержке можно забыть уже в ближайшее время. Android всё дешевле и доступнее, а Java ME теряет статус ведущей платформы, но… оно ещё шевелиться. И пока оно шевелится, делать что-то имеет смысл.

Для Паука же выходит неудачный год: игра на ПК совершенно не удалась, сиквел уэббовского ремейка собрал для Sony меньше 50 миллионов долларов, что просто мизер, а люди в интернетах выплёскивают всё больше злобы. И в этих условиях Gameloft выпускает дублем две разных версии игры по фильму (снова), причём Android-вариант даже тогда казался достаточно посредственным. Подчеркну, что казался мне. А что по умирающим мобилкам?

С первых секунд создаётся впечатление, что Игролофтовые не хотели делать игру вообще. Возможно, это и правда так, и у них были какие-то обязательства, потому что просто меню убивает желание продвигаться дальше. Оформление дешёвое и безвкусное, в титрах бесконечные азиатские имена, а настроек стало ещё меньше даже по сравнению с предыдущей игрой. Хотел бы я начать на харде, жаль, что уровней сложности не осталось тоже. Хм, что же внутри?

А внутри всё куда более радужно, чем снаружи. По графическому и геймплейному исполнению игра ощущается так, словно ты управляешь Пауком на портативной консоли. Выполнять комбо стало ещё приятнее, а появившаяся возможность уклоняться по индикатору паучьего чутья реально вывела боёвку на тот уровень динамики, который и был нужен герою. Возможность улучшать снаряжение, фактически, осталась, только хорошей прокачкой это не назвать (я передумал, назвать). И вообще, главным минусом является отсутствие челленджа и глубины. Происходящее, к сожалению, снова кажется банальным java-аттракционом, ведь на большее и не претендует.

ИТОГ. Играется явно бодрее первой части двенадцатого года из-за новомодных геймплейных особенностей. Думаю, что из Паука выжали всё, что можно выжать на Java ME. Герой исчерпан. Безмерно радует тот технологический прорыв, до которого дошла платформа, и жаль, что на нём она остановится. Оценка: ГРУСТНО.

… за два месяца до релиза игры по фильму

Я намеренно не сказал вам о том, что за пару месяцев до релиза придатка сиквела уэббовского безобразия, Gameloft выпустили ещё одну игру по Человеку-пауку. Заканчивать же нужно на хорошей ноте, да? Вот я и постараюсь закончить. Помните спорный раннер Spider-Man Unlimited, вышедший на Android и iOS в сентябре четырнадцатого? Так вот, игра, о которой сейчас пойдёт речь, является настоящим прообразом будущего хита Play Маркета и AppStore. Эксперименты Gameloft говорят сами за себя, ведь сначала на Android вышла достаточно бюджетная, зато уже донатная Ultimate Power, и вышла вместе с Java-вариантом для бедных, несущим в себе некоторые контентные и графические ухудшения. Забавное отличие: в Java-игре нет донатной валюты и системы заполняющейся энергии, а это автоматом делает её респектабельней старшей сестры.

Вступительный ролик заявляет о существовании спрайтов злодеев в игре! Веном и Сэндмэн так и подмигивают, шепчась о «Враге в отражении», так и подмигивают. И да, после вступления сразу начинается геймплей раннера. Ощущается уныло, на самом деле, зато внутренности пестрят фансерсисом… хотел бы я заявить, только вот все представленные костюмы являются не фансервисом, а заявленной игровой особенностью, без которой геймплей бы совсем терялся в однообразии.

Режима два, главы три, злодея три: для Java-забавы этого больше, чем достаточно. К тому же, графика обладает собственным стилем, а основные механики и решения практически без изменений перекочуют в 3D-деньговыжималку, что уже говорит об их потенциальной успешности на тот момент.

ИТОГ. Это раннер. Не bit 'em up от Gameloft, успевший надоесть всем и вся (мне) к четырнадцатому году, а что-то немного экспериментальное. И пусть Java здесь в расчёт никто не брал, но я рад, что версия вообще появилась на свет. Оценка: ПОЧЕМУ НЕТ.

ВЫВОДЫ

Знаю, подобный большой труд не может обойтись без каких-нибудь фактических ошибок, и всё же буду надеяться на обратное. Надеюсь, что вы поддержите меня в воскрешении J2ME хотя бы в формате видео. Ушла эпоха, но не ушли те, кто помнит эту эпоху. Я слишком многое вложил вот в это всё, поэтому бессмысленно уходить с пустыми руками. Скачивайте эмуляторы, покупайте SE на барахолках, скачивайте игры, делитесь с ними по ИК-порту, и да пребудет с вами .jar (или .jad). Спасибо!


Лучшие комментарии

Читай также