12 сентября 2019 12.09.19 2 1095

Молоко, kisy, Людовик и прочий kal

-7

Доброго времени суток, мои уважаемые любители 10-летних kis, молока плюс и старого доброго ультранасилия. Буквально сегодня подошло к концу мое знакомство с культовым произведением американского писателя Энтони Бёрджеса-Заводной апельсин. Данный обзор содержит в себе спойлеры разного калибра фатальности, приятного чтения.

Немного предыстории
Стоит отметить, что сам автор считал свою работу довольно посредственной и при выходе на экраны не менее культового фильма за авторством Стэнли Кубрика Бёрджес недоумевал, почему именно этот роман был взят за основу. Мысли о написании истории про малолетнего дибила-косплеера формата 18, любящего пропустить стаканчик другой «Домика в деревне» с соответствующими натуральными добавками пришла Энтони после постановки ему диагноза «опухоль мозга», врачи пророчили ему год жизни, однако наш британский сатирик прожил аж до 93 года и скончался от рака легких. Не менее важную роль сыграло то что первую жену Бёрджеса, будучи беременной, избили и изнасиловали американские дезертиры во время Второй Мировой войны, в результате чего у нее случился выкидыш. Продолжительная депрессия привела Луеллу к нескольким попыткам суицида и смерти от цирроза печени. Столь трагичные аспекты жизни Энтони, собственно, и стали тем фундаментом на котором был выстроен Заводной апельсин, обернутый в антиутопичный сеттинг где основным фактором страха являются малолетние бандиты повернутые на модных течениях в области музыки, одежды и сленга. Вся эта обертка была отражением того что наблюдал автор в Англии после возвращения с фронта.

Человек без свободы выбора — это не человек.
Мое первое знакомство со стариной Алексом получилось весьма странным, когда то давно, когда мне было года 3-4, я нашел у себя дома кассету с любителем Людвига вана на обложке, название было на английском, Алекс был похож на Киркорова, из чего я сделал соответствующие выводы что эта тема не для меня и с фильмом я ознакомился уже лет в 17. Тогда он не произвел на меня какого либо внятного впечатления, я не знал что думать, тем более оставался осадочек после Космической одиссеи, которая мне тогда казалась артхаусной 2,5 часовой дрисней, так что апельсина я записал в ту же категорию, в общем с Кубриком у меня не задались отношения еще с малых лет. Мнение о нем у меня резко изменилось после просмотра Доктора Стрэйнджлава, которого я считаю лучшей сатирой на тему войны за всю историю кинематографа, а игра Питера Селлерса в качестве триумвирата доктора Стрейджлава, президента США и британского офицера для меня является образцом актерского искусства перевоплощения в кино. Решение познакомиться с первоисточником было вызвано обыкновенной скукой и жаждой открытия для себя новых взглядов на различные социальные вопросы, по итогу прочтения могу сказать что роман меня не разочаровал. Книга поделена на три части, каждая из которых описывает три этапа жизни нашего поехавшего Чарли Чаплина, от описания Алексом своих повседневных изнасилований, грабежей, избиений и прочего kaifa до его краха как преступника и раскрытия той сути что кроется в названии романа. Бёрджес вкладывает в уста Алекса и ряда других приближенных к нему персонажей размышления о проблематике выбора, ведь выбор это то что делает человека человеком. Даже если выбор ведет к ужасным последствиям, если человек становится подобным Алексу, отнять у человека выбор во имя уничтожения зла будет равным отнятия у человека воли, человек перестает быть собой и превращается в послушный механизм без разума и желаний. Второй основной проблематикой романа является взросление и осознание собственного я. В конце своего пути Алекс понимает что все его злодеяния являются лишь проявлением юношеского максимализма, стремление пойти против устоявшегося строя, нежелание жить по правилам общества которое ему ненавистно. Он осознает что впереди его ждет взрослая жизнь, которая несовместима с его прежним темпераментом.

Ярким отражением современной Бёрджесу молодежной культуры и ярчайший атрибут юношеского максимализма и неприятия устоев общества является придуманный автором сленг надсат, которым обильно сдобрена вся книга и который представляет из себя синтез русского, цыганского и еще множества других слов. Вообще в книге очень много намеков на то что политический режим Великобритании, в которой разворачивается действие романа, является то ли социалистическим то ли Британия является советской республикой, на это намекает такие аспекты мира как Госфильм, упоминание всемирного вещания и другие мелкие намеки. Вполне вероятно что Бёрджес в этих крупицах хотел отразить свое не особо лестное отношение к советской власти, сложившееся у него после пребывания в Ленинграде.

Аминь. И всякий прочий kal. >
Подводя итог всему вышеперечисленному, мне книга доставила много удовольствия, она хорошо написана и легко читается. В стиле написания есть свое очарование, читатель вполне может себе представить что все написанное изложено не престарелым британцем, а школьником-гопником, способным в интимные для него моменты прослушивания классической музыки становиться утонченным эстетом с хорошим вкусом. Алекс является ярким примером весьма интересного и гармоничного синтеза подростка, говорящего на сленге школоты, и музыкального сомелье, которому претит любая новомодная музыка. Роман поднимает актуальные для любого исторического периода вопросы, которые встают перед нами до сих пор и именно это и делает эту книгу культовой-ее актуальность. Концовка говорит нам о том что зло можно победить, человек способен измениться через осознание того что его поступки определяют его судьбу и порой эта судьба оказывается крайне плачевной. Фильм Кубрика же показывает что зло неискоренимо, будет человек творить зло или нет зависит лишь от его натуры, от того каким он родился и никакая терапия или здравый смысл не в силах этого изменить. Лично мне ближе концовка фильма, в ней есть доля правды, однако и книжная концовка имеет право на существование, Алекс понимает что с возрастом он меняется и что у него в жизни появились другие приоритеты и он не хочет чтобы его дети повторяли его ошибок. С другой стороны Алекс понимает что, скорее всего, все начнется вновь и новое поколение будет наступать на те же грабли, ведь не только родители влияют на ребенка, в неменьшей степени на него влияет социум, культура и множество других факторов и пока это не изменится мир раз за разом будет содрогаться при появлении в поле его зрения заводных апельсинов.


Лучшие комментарии

Читай также