Как я заметил, Nintendo не очень любят в нашем регионе, хотя это мягко сказано. И не сложно понять почему. Высокие цены, непонятный дизайн игр, который многими воспринимается как “типо” для детей. Даже среди моих знакомых мне часто задают вопрос: “А что же такого в играх компании, что их покупают?” Особенно после очередного скандала, когда Nintendo заблокировала очередную фанатскую игру. И почему после такой выходки её так любят?
Попытаюсь как-то ответить на эти вопросы. Начну с того, что я абсолютно согласен с теми, кто ругает компанию за ценовую политику. Большинство игр Nintendo совершенно не заслуживают своей цены, в каком бы регионе они не продавались. Например, я не понимаю, почему порт переделки игры с Nintendo Wii стоит столько же, сколько и последняя крупная игра про Марио, Super Mario Odyssey (к которой у меня тоже кое-какие претензии, но не в плане проделанной работы). Я бы мог понять, если бы это был порт Super Mario 3D World, предыдущей крупной игры о водопроводчике. Такое ощущение, что Nintendo увеличивает цену, только потому что это её игра или потому что это часть франшизы Mario. Других версий у меня просто нету. Это даже не AAA игра, это просто сделанный в редакторе набор уровней, который портировали на Switch и поставили высокую цену. И то довольно посредственных наборчик, на фоне классических Mario.
Также я не люблю Nintendo за то, как она “развивает” некоторые свои франшизы. Многие игры компании довольно вторичны и вообще строятся на одних и тех же идеях и механиках. Просто поверх основной формулы разработчкики добавляют нововведения на одну игру, например, кораблик или волк в The Legend of Zelda. Кроме этих значительно новых доработок игрового процесса особо и не вспомнишь. В тех же основных играх Zelda что-то кардинально новое сделали только в Breath of the Wild. И то выкинув за борт все наработки серии за последние лет так 20 и сломав даже то, что работало. То есть в некоторых случаях нету серьёзного развития идей своих игр.
А теперь плюсы. Хоть нынешние игры Nintendo и вторичны, но за счёт своей родословной, в их основе лежат интересные механики и идеи. 30 лет назад, на протяжении десятилетия, сотрудники Nintendo ставили планку для многих разработчиков, создавая стандарты, поджанры и даже жанры, тем самым двигая индустрию вперёд. Например та жа Mario Kart, которая стала основой для целого ответвления в жанре гонок. Сложно было бы без неё представить такие игры, как Crash Team Racing, Sonic and All Stars Racing и некоторые другие. The Legend of Zelda на целое десятилетие была основой для таких серий, как Darksiders, Batman Arkham, Legacy of Kain, Assasin’s Creed и так далее. Или пример эпизодический. В основе South Park The Stick of Truth прекрасно видны корни одного из спин-оффов Mario, Mario Paper. Хотя откуда растут корни Mario Paper тоже вопрос.
К тому же игры Nintendo сделаны на высоком уровне качества. Возьмите ту же самую вторичную Mario Odyssey и сравните её с другими подобными играми, вышедшими в том же году, A Hat in Time и Yooka-Laylee. Даже по графике видно, что две последние просто не могут тягаться с Odyssey, несмотря на мультяшную стилистику. Местами они могут соперничать с детищем Nintendo в плане идей, но в них даже нет и 10 процентов того, что есть в Odyssey. Nintendo умудряется делать полноценный AAA в жанрах, которые сейчас находятся в “упадке”. Даже когда-то другие “короли” на фоне игр компании выглядят слабо. RockMan (или MegaMan) только в прошлом году как-то оклемался, чтобы выпустить очередной “ностальгируйщий” сиквел, а все спин-оффы, на которых и существовала серия десятилетиями, уже давно закончились, Соник, спасибо “умелому” руководству Такаши Идзуки и SEGA, превратился в посмешище для геймеров и блеклую копию Mario. Сейчас взлетели Crash и Spyro, но это обычные подражатели, которые просто скопировали формулу игр Mario и немного изменили. Попытка же выдавить из них что-то иное закончилось в итоге выходом ряда блеклых, унылых платформеров с тонной кривого Beat’em Upа. Конечно, там больше были виноваты их новые хозяева и разработчики, которые хотели сделать что-то интересное, но по каким-то причинам у них не получилось. То есть среди игр в своём направлении у Nintendo нет сильной конкуренции. Единственные оппоненты их игр– это AAA проекты в других жанрах, выходящие рядом.
Ну и наверное главное для меня, среди этих вторичных игр, изредко, но появляются довольно оригинальные проекты. Например, Majora’s Mask, в которой было много интересных идей для развития серии, но почему-то про некоторые из них вспомнили только в Breath of the Wild. Или Mario Galaxy с её необычным подходом к управлению и дизайну уровней. Ещё из Mario можно вспомнить про уже упомянутый Mario Paper или Super Mario Maker, хотя последняя это просто редактор уровней. Также не стоит забывать про относительно новые серии Nintendo, такие как Splatoon или Pikmin. Ну и, конечно, Metroid и Fire Emblem, которые хоть и серии второго плана, но упомянуть их тоже стоит. Именно за такие игры, компанию и любят, несмотря на скотское отношение, вроде блокировки качественных фанатских игр от комьюнити или требования удалять ROMы своих старых игр, благодаря которым некоторые люди, например я, могут хотя бы понять за что их любят.
В конце девяностых Хидеки Конно, один из подопечных Сигеру Миямото, начал продумывать идеи для своего нового проекта. Японец хотел сделать бродилку с исследованием огромного помещения. Среди первоначальных идей местом действия должен был стать старый японский особняк или дом ниндзя, но в итоге Конно остановился на старинном особняке в европейском стиле. После демонстрации технодемо с графическими возможностями GameCube, было решено, что игра будет разрабатываться под новую консоль Nintendo и будет частью серии Mario. Только вместо итальянца в красной фуражке главным героем было решено сделать его младшего брата, Луиджи. И в 2001 году свет увидел Luigi’s Mansion.
Луиджи каким-то образом выиграл в соревнованиях целый особняк, наверное как и в Mario Party делая абсолютно ничего. Сообщив об этом Марио, “водопроводчики” решают отпраздновать это событие и посмотреть на выигрыш тем же вечером. Придя на место Луиджи видит вместо нового особняка, как на рекламе, какое-то старое замшелое здание. А внутри вместо Марио– призраков и старика с пылесосом на спине. Дедушка представляется, как профессор П. У. Галкин (или Ойама в японской версии игры, в английской локализации персонажа назвали Элвин Гадд). Не сумев поймать призрака, старичок, а вместе с ним Луиджи, решает отступить в лабораторию. Там профессор и объясняет нашему герою, что особняк появился из воздуха совсем недавно и что до Луиджи туда вошёл Марио, которого учёный после этого не видел. Ещё кто-то выпустил подопытных призраков из галереи профессора. П. У. Галкин просит Луиджи разобраться в происходящем и вернуть сбежавших призраков с помощью Полтергаста-3000. Ну и, конечно, Луиджи, исследуя особняк, сможет найти Марио. Наш напуганный герой отправляется на поиски.
Вот такая завязка, которая состовляет практически 90% cюжета. Остальные 10% вы получите по мере прохождения игры, на что уйдёт трёх до шести часов. В принципе это для прохождение основной части игр серии Mario. Чаще всего весомая часть игрового процесса заключается в сборе дополнительного контента, что состовляет где-то от 20 до 30 часов. Проблема только в том, что в Luigi’s Mansion нет никакого дополнительного контента. Игра просто по прохождению сбрасывает ваши достижения и вы всё начинаете заново.
Но не будем о времени, а лучше перейдём к игровому процессу. Итак, в отличии от большинства игр о Марио, Luigi’s Mansion предлагает полностью иной геймплей. Луиджи не может прыгать, бегать, использовать стандартные для серии Power-Ups и даже приседать, а его жизнь не зависит от роста. Вместо этого он ходит быстрым или медленным шагом, орёт на весь особняк “МАРИО”, светит фонариком и пылесосит своим Полтергастом-3000, а его жизнь зависит от показателя HP в нижнем левом углу экрана.
Как вы поняли главным оружием в игре будет этот самый Полтергаст-3000. Пылесос работает в двух режимах: всасывание и выдув. Первый, понятно, нужен для уборки дома и поимки духов. При этом мощность у Полтергаста настолько большая, что им можно убирать не только пол, но и потолок потолка, раскачивать люстры и открывать шкафчики, находя секреты. Выдув воздуха понадобится в эпизодических случаях и то после получения волшебных медалей, позволяющих пылесосу извергать пламя, воду и ледяной воздух. Иногда выдувание помогает в битве с призраками, но это очень редкий случай.
Отдельно стоит сказать про управление. Разработчики предусмотрели для игроков целых две схемы для контроля над главным героем. Отличаются они между собой только тем, куда Луиджи будет смотреть при ходьбе. Либо он будет поворачиваться автоматически в сторону движения, либо игрок сам выбирает направление, вращая правый стик контроллера. Но, пока Луиджи пылесосит, управление будет работать по второй схеме, даже если будет включена первая. Кроме поворотов, правый стик ещё отвечает, за прицеливание вверх и вниз. Но зачем команда Конно сделала повороты головы Луджи инвертированными, я не до конца понимаю. Кроме этого, иногда поворачивая итальянца можно случайно направить Полтергаст вверх или вниз, из-за чего главный герой может промахнуться на охоте за призраком. Из-за таких вроде бы мелких деталей сложно назвать управление полностью удобным, несмотря на наличие выбора среди двух вариантов. Мешает ещё местами угол камеры, из-за которого игрок не всегда понимает куда именно целится Луиджи. Чаще всего такие ситуации возникают в битвах с боссами, а в большинстве комнат камера выполнена почти великолепно.
Как было сказано выше Хидеки Конно ставил своей целью сделать игру, где нужно было бы исследовать огромное помещение. Как справился со своей задачей японец и его команда? Хоть я и не архитектор, но я могу поверить, что такой особняк действительно может существовать. Всё здание поделено на 5 этажей, с учётом подвала и крыши. Если бы это не был замшелый особняк, то я бы скорее всего хотел бы в таком доме жить. Единственная моя претензия к месту действия заключается во втором этаже. Он спроектирован как два несвязанных между собой помещения, из-за чего приходится спускаться на этаж ниже, чтобы попасть в некоторые комнаты. Такое проектирование не сильно бы портило впечатление, если бы не кое-какие игровые механики.
Так-же стоит отметить комнаты дома. Бильярдная, столовая, личный кабинет, комната отдыха, душевая, туалеты, кухня, тренажёрный зал— все они разные и вы не встретите ни одной одинаковой в течении прохождения всей игры. Разумеется, в начале большинство из них будет закрыто и иногда придётся по несколько раз возвращаться в некоторые места. Каждая комната к тому же это небольшая загадка, завязанная на возможностях Полтергаста и её интерьере. Ещё в комнате можно встретить тоадов, маленьких гуманоидов и верноподданных принцессы Пич. Поговорив с ними, можно сохранить игровой процесс или получить небольшую подсказку.
Обсудив место действия и управление пришло время поговорить о 'жильцах'. Ловля призраков, как вы поняли, занимает центральное место в игре. Все потусторонние существа поделены на несколько разновидностей, к каждой из которых нужен свой подход. Например, для поимки большинства рядовых врагов, Луиджи должен подойти к ним вплотную и ослепить их фонариком. И тут нужно быть аккуратным, так как фонарик у вас работает постоянно и только удерживая одну кнопку его можно отключить. Если герой случайно ослепит духа на слишком далёком расстоянии, он быстро придёт в себя и телепортируется в другую часть комнаты. Каждый раз, когда призрак появляется в комнате Луиджи, итальянец на долю секунды пугается, чего может хватить, чтобы его 'приятель' нанёс вред нашему герою. Хуже может быть, если убежит призрак с какой-то особенностью, например, его можно увидеть только в отражении зеркала.
После ослепления призрак становится уязвим для Полтергаста и тут уже всё зависит от его выносливости и ваших действий. Засасываемый призрак начнёт носится по всей комнате, пытаясь сбросить итальяшку со своего хвоста. В это время задача игрока направлять движение водопроводчика в противоположную сторону от движения призрака. Если игрок будет делать всё правильно, то дух быстро ослабнет и он отправится в пылесос. Если же процесс затянется или Луиджи получит урон, то привидение сорвётся, а наш охотник потеряет немного здоровья и ловить духа придётся заново. В этом случае приятно, что выносливость призрака не восстановится. Дополнительные трудности создаёт ещё то, что Луиджи не может передвигаться свободно пока тянет духа. Так что надо быть очень аккуратными и попытаться одолеть призрака как можно быстрее, особенно если в комнате много потусторонних жильцов.
Кроме обычных призраков, в особняке обитают беглецов из галереи П. У. Галкина, коих можно найти почти в каждой комнате особняка. Ослепить такого призрака не получится, пока не будет выполнена какое-то специальное условие. Здесь приходит небольшая помощь от самого П. У. Галкина. Кроме Полтергаста-3000, Луиджи получил от профессора GameBoy Horrow, модификация обычного GameBoy с камерой, детектором и встроенным видео-мессенджером. Через этот прибор учёный будет часто названивать Луджи и давать ему подсказки по прохождению игры. Но в нашем случаи нас волнует только камера. С помощью неё можно сканировать призраков в особняке и читать их мысли. Таким образом водопроводчик может получить подсказку о том, в какой момент нужно ослепить полтергейста, чтобы засосать его. Как и обычные враги, духи картин просто так не дадут Луиджи себя поймать. Они тоже будут бегать по всей комнате, разбрасывая по ней фиолетовые грибы из Super Mario Bros. 2 (или Super Mario Bros. Lost Levels в западных странах). Если Луиджи подберёт гриб, то уменьшится в размере и не сможет какое-то время охотится на призраков.
Вместе с другими призраками, в поместьи можно найти ещё один тип призраков, который хорошо знаком фанатам предыдущих игр о Mario. Речь идёт о бу, маленьких круглых существах, которые стесняются, когда на них смотрят итальянцы. И честно это самое худшее, что есть в этой игре. В Luigi’s Mansion всего 50 этих маленьких паразитов (даже меньше). Прежде чем их поймать, нужно тоже сделать кое-какие приготовления. Луиджи не сможет начать поиск бу, пока не поймает всех других призраков в комнате. После зачистки нужно обследовать все предметы в комнате, пока не найдёте тот, в котором прячется призрак. Понять насколько близки вы к призраку можно по лампочке-индикатору в верхней части Game Boy Horror. Если она загорится красным цветом, то возможное укрытие бу где-то рядом. Осмотрев его Луджи либо найдёт ловушку, либо призрака. Шансы того, что вы найдёте бу с первого раз где-то 50/50. И после того как вы бу выскочет и представится, Луиджи должен сразу же начать ловить его.
И тут кроется главная подлость разработчиков. Хоть бу не будут оказывать сопротивления, они попытаются убежать от Луиджи в другую комнату. Вначале игры будут попадаться слабые бу, которых поймать не составит проблем. Но затем их выносливость будет постепенно увеличиваться и под конец игры может возникнуть ситуация, при которой братец Марио будет бегать по всему этажу в попытке поймать маленького засранца. А если Луиджи будет долго добираться до бу, то призрак снова спрячется и вам придётся заново его искать в той комнате, в которую он убежал. В такой момент особенно будет раздражать тот самый второй этаж особняка. Придётся спускаться на первый этаж подниматься обратно через другую лестницу.
Ещё один недостаток охоты заключается в их обязательности, иначе Луиджи не пустят в новые комнаты, даже если у него есть ключ. На поздних этапах игры, желательно охотится на бу уже когда у вас открыты все комнаты на этаже, чтобы в случаи провала спокойно перемещаться по нему.
Другим серьёзным недостатком игры я бы отметил однообразных боссов. Чаще всего, для победы над ними нужно подождать, пока босс кинет в Луиджи снаряд, затем дождаться его полной остановки и кинуть его обратно в босса с помощью пылесоса. И дальше нужно снова засасывать призрака Полтергастом, пока он не придёт в сознание.Кроме однобразия раздражает ещё иногда выбор расположения камеры в битве. Под некоторыми её углами попасть по боссу снарядом это то ещё испытание. Не буду отрицать, что в игре есть один необычный босс. Только в нём вам уже будет мешать не камера, а игровое управление, какое бы вы не выбрали. У меня ушло попыток пять, пока мне не удалось одолеть босса.
Кроме призраков и различных помещений в игре можно найти огромное количество секретов, которые можно обнаруживать с помощью GameBoy Horror или Полтергаста. Например, отсканировав зеркало, Луиджи телепортируется в прихожую особняка, тем самым сэкономив время на перемещение между этажами. Или с помощью Полтергаста можно быстро находить или сжигать фальшивые двери, которые разбросаны по всему зданию.
Ещё, проходя большинство комнат, не стоит забывать проверять каждый предмет, так как в нём может быть спрятана солидная сумма денег. Деньги– это один из самых неоднозначных элементов игры. Никакой геймплейной функции они не несут: их нельзя тратить, улучшать Полтергаст, они не дают дополнительных жизней, как монетки в классических игра. Если Луиджи получит урон, то сразу потеряет небольшую сумму, которую можно подобрать в течении пары секунд. Тогда зачем они нужны? Ответ довольно прост, для рекордов. Чем больше денег итальянец соберёт в течении одного прохождения, тем выше будет его ранг по завершению игры. После победы над боссом Луиджи возвращается к П. У. Галкину, где будет подсчитана сумма, которую он пока собрал. Больше денег можно собрать в режиме Hidden Mansion, который откроется после первого прохождения. Луиджи будет получать больше денег и быстрее побеждать призраков, но в противовес враги будут вести себя агрессивнее и опаснее.
Что хочется сказать по итогу. Особняк Луиджи хоть и не идеальная игра, но и довольно интересная и местами оригинальная. В ней есть серьёзные недоработки, но нельзя сказать, что они сильно портят впечатление.
В прошлом году, игру переиздали на Nintendo 3DS, где кроме подтянутой графики и переработанного под выбранную консоль управления, добавили локальный кооператив на двоих и достижения. Также в ремейке Полтергаст может работать в двух режимах: как в оригинале или как во второй части. Разница довольно существенная и я предпочитаю принцип работы устройства из второй части, если честно, так как не будет возникать ситуации, что Луиджи случайно ослепит привидение. Правда, как я уже писал про ценовую политику компании, цена ремейка завышена и потому, если у вас есть 3DS лучше возьмите игру на распродаже и то при условии, если у вас есть друг с ещё одной 3DS. А так, спасибо за внимание.
Лучшие комментарии