13 августа 2019 13.08.19 3 1365

Дополненная реальность 70х годов. Все игры на magnavox odyssey.

+7

В 1972 году компания Magnavox выпустила на рынок первую домашнюю игровую приставку для телевизоров. В связи с техническими ограничениями того времени, все что умела данная приставка – это выводить на экран телевизора три белых квадрата и одну вертикальную полосу. Разумеется этого набора было не достаточно для того, чтобы создать увлекательный игровой процесс. В связи с этим первые игры для домашней приставки были скорее настольными играми одним из элементов которых был интерфейс создаваемый данной приставкой. Подсчет очков, текстовое сопровождение, сложные правила – все это реализовывалось с помощью бумажных носителей с правилами игр, игральных кубиков, накладок на экран телевизора, наличия в играх ведущего и с помощью воображения игроков.

Всего для приставки было создано 28 игр выпускаемых на 11 картриджах. Часть картриджей продавалась в комплекте с приставкой. Если верить рекламе тех лет в комплекте с приставкой поставлялось шесть картриджей. Остальные же картриджи докупались отдельно. Большинство из них имели возможность включать сразу несколько игр. Игры на которые производители делали ставку были судя по всему «Shooting Gallery» и «Table Tennis», т.к. они выпускались на отдельных картриджах. Первая была тиром работавшим со световым ружьем, а вторая классической «понг» игрой.

Давайте разберем содержание картриджей более подробно:
1.Первый картридж включал самую простую и понятную на данный момент игру — «Table Tennis». Данная игра, кроме того не требовала никаких дополнительных приспособлений и в ее аналог можно сыграть и сейчас запустив эмулятор данной приставки. Вряд ли есть необходимость объяснять суть игры, но все же. Экран делился на две части. Слева и справа были два больших белых квадрата символизировавших теннисистов. Игроки управляли данными квадратами при помощи двух колес на разных сторонах геймпада. Одно отвечало за перемещение квадрата по горизонтали, второе — за передвижение по вертикали. По экрану начинал перемещаться маленький квадрат – «мяч». Задачей игроков было не пропустить мяч за пределы поля со своей стороны. При этом приставка не умела даже вести счет, в связи с чем подсчет пропущенных мячей необходимо было осуществлять в ручную. Более того, игра не задавала ограничений для перемещений игроков, игра высчитывала траекторию мяча и зону аута, а вот отбивать мяч можно было как на своей стороне поля, так и на стороне поля противника. Также можно было задавать скорость полета мяча с помощью контроллера, тем самым усложняя или упрощая игру.
Однако данная игра была хитом и большинство игровых приставок выпущенных до конца 70х в том или ином виде копировали данную игру.

2. Второй картридж умел включать уже 4 игры с гораздо более сложными правилами. «Fun Zoo», «Percepts», «Simon Says», «Ski».
Остановимся на каждой подробнее:
Fun Zoo 1972
Вот первая из игр которая достаточно ярко иллюстрирует особенности игры на Magnavox. В ней помимо геймплея самой приставки подключаются еще и элементы настольной игры. Суть была в том, что один из игроков называл животное которое находилось в зоопарке (все животные изображены на соответствующей накладке на экран для этой игры.
В игре участвует ведущий и два игрока. В комплекте с игрой шли карточки с животными и другими…достопримечательностями зоопарка(хотдог, попкорн и т.п.). Ведущий вытаскивал карточку с животным, а задача игрока была в том, чтобы провести свою белую точку к соответствующему вольеру на накладке не задев других. Причем в связи с тем, что в игре не было программного интерфейса засчитать проигрыш или не засчитать мог только ведущий. Т.е. объективности от этих игр ждать не приходилось, по большому счету игроки развлекали себя сами. По результатам игры карточки с животными должны были быть распределены между игроками и победителем оказывался тот, у кого их было больше.

Второй игрой на этом картридже была «Percepts». Это и вовсе было развлечением из разряда «Придумай правила и развлеки себя сам». Накладка выглядела как поле состоящее из прямоугольников 5х3. В комплекте с игрой шло две колоды зеленых и фиолетовых карт. Задачей игроков было разложить данные карты лицом вниз. Потом один из игроков переворачивал одну из разложенных карт и если она совпадала с выбранным им цветом он должен был схватить контроллер и навестись на эту карту первее чем оппонент. В целом эта игра работала ровно по тем правилам которые вы сами могли придумать к данной накладке на телевизор.

Третьей игрой была «Simon Says». Основа была разумеется как и в большинстве игр для данной приставки в своевременном наведении белого квадрата в нужное место экрана. По большому счету это была пародия на одноименную детскую игру. Ведущий доставал карточки на которых были отмечены соответствующие части тела мальчика и девочки, а игроки должны были на скорость наводить белые квадраты на соответствующие части тела. Игрок который делал это точнее и быстрее выигрывал, а соответствующая карточка перекочевывала в его коллекцию.

И наконец четвертой игрой на картридже была игра Ski. Это было уже некое подобие…гонок. А вообще если можно применить к данной игре столь громкие термины – Ski была симулятором горного лыжника. Накладка на экран представляла собой горнолыжную трассу, на которой более плотными были границы трассы и препятствия. Задачей игрока было как можно быстрее и точнее провести своего лыжника по трассе.

Теперь третий картридж:
Данный картридж включал в себя наибольшее количество игр. В каком то смысле это был сборник спортивных игр. Футбол, американский футбол, теннис, бейсбол и две логических игры для двух игроков.
Первая из игр была Analogic. По тематике это был космический симулятор. Накладка расчерчивала экран на множество квадратов с цифрами. В данном поле в крайних углах находятся планеты игроков. Задача каждого была добраться до планеты соперника, при этом в зависимости от выбора планеты игрок мог перемещаться либо только по четным числам либо только по нечетным. А поле при этом представляло лабиринт. При этом каждый раз игрок должен суммировать предыдущий ход соперника с той клеткой в которую он становится и сумма должна соответствовать выбору игрока (быть либо только четным числом либо только нечетным). Довольно сложно в описании, но вполне приемлемо для понимания в случае если у вас перед газами есть игровое поле.

Следующей доступной на данном картридже игрой был Baseball. По большому счету это был тот же понг, только в данном случае один игрок запускал во второго мяч, а задачей второго было отбить этот мяч. Если бы не наличие специфических правил и карт подсчета очков игра была бы совсем не любопытной. Впрочем чтобы она заинтересовала необходимо пожалуй вырасти в американской среде в любви к бейсболу и его правилам.

Brain Wave была пошаговой стратегической игрой. Вместе с игрой шло игровое поле и игральные кости. Задача была построить свой ход мыслей (он выстраивался при помощи квадратов в которых были прямые линии, повороты и т.п.). По сути на игровом поле игроки строили эдакий водопровод на другой конец поля, который мог обрываться соперником. А на телевизионной накладки перемещалась собственно сама… «мысль».

Football, что неожиданно был пошаговой игрой. На экран накладывалось поле, задачей каждого игрока было добраться до конца поля. В зависимости от того, кто из игроков на данный момент владел мячом, один из игроков выбирал стиль игры (защита, нападение и т.п.) второй должен был угадать выбранный стиль. В случае если второй игрок угадывал стиль, первый откатывался по полю назад, если нет – перемещался вперед. Как и все остальные игры это была по большому счету настольная игра, с карточками, кубиками и прочим, а приставка была вспомогательным средством визуализации.

Hockey. По большому счету о всех этих спортивных играх рассказывать особенно нечего. Хокей был тем же самым понгом, но с другой накладкой на телевизор и чуть иными правилами указанными в описании к игре. Слева и справа были ворота, соответственно отличался только формат забивания шайб.

Soccer также работала на механике «понг» игр. В ней были некоторые отличительные элементы в виде дополнительных правил по забиванию мячей. Кроме того попадая на своего человечка игрок мог «пасовать» меняя уровень полета мяча(осуществлялось нажатием на одно из колес управления.

Tennis. В данной игре в отличие от «Table Tennis» был реализован другой механизм ведения мяча. Если в «Table Tennis» мяч летел только по прямой, то в Tennis была возможность пускать мяч по дуге, что разнообразило игровой процесс.

Переходим к картриджу №4
Игра Cat and Mouse была пожалуй любопытнее всех предыдущих в плане реализации. Это был лабиринт накладывающийся на экран монитора. На экране появлялись два квадрата один большой и один маленький, символизирующие кота и мышь соответственно. Задачей мыши было добраться до конца лабиринта, задачей кота было не позволить ей этого сделать. При этом в случае прикосновения квадрата «мыши» к квадрату «коту» первый исчезал с игрового поля, а в случае прикосновения любого из квадратов к краям лабиринта – прикоснувшийся игрок возвращался на исходную позицию.

Второй игрой на данном картридже был футбол описанный ранее.

Haunted House. Данная игра поставлялась с плотной накладкой на телевизор в виде замка. Перемещение белого квадрата по замку создавало впечатление лампы перемещающейся в руках детектива по зловещему дому. Один игрок в данном случае управлял детективом перемещающимся по дому, а второй привидением пытавшимся его поймать. По большому счету геймплей дублировал «Кошки мышки», но в другом антураже и добавляя не цифровые дополнительные условия.

Invasion. Это была в большей мере настольная игра. К ней прилагалось довольно большое бумажное игровое поле по которому перемещались игроки. Приставка в данной игре нужна была для визуализации проводимых атак замка. Накладка на экран была сделана в виде замка в пределах которого перемещались квадраты игроков иллюстрировавшие сражение. В общем и целом это была полноценная большая настольная игра.

W.I.N. была неким подобием лото. Накладка не экран была полем расчерченным на квадраты в которых содержались буквы, цифры и символы. Каждый игрок брал карту в которой содержались различные символы. Квадрат изначально был не виден и игроки наугад должны были перемещать невидимый квадрат к тому полю, которое помогло бы им закрыть их карту. После нажималась кнопка ресет и квадрат проявлялся в том месте куда направил его игрок. Если подсвеченный символ соответствовал символу на карте игрока он закрывал его. И так до тех пор пока один из игроков не закроет свою карту.

Картридж №5 мог запустить 4 игры. Две из них уже описывались ранее, это «Invasion» и «Soccer» про остальные расскажем далее.
Submarine. Игровое поле показывало нам флот кораблей и одну подводную лодку. Каждый из игроков соответственно управлял либо флотом либо подводной лодкой. Задача флота была пробраться через все игровое поле к выходу минуя мины и остерегаясь снарядов соперника. Задачей же подводной лодки было соответственно не позволить флоту пройти. Для этого подводная лодка имела возможность выпускать снаряд во флот и корректировать траекторию его полета как скажем корректировалась траектория полета мяча в игре «Tennis».

Wipeout была первой гоночной игрой для игровой приставки. По большому счету в плане управления это очень напоминало Ski, но в данном случае прохождение трассы осуществлялось на время. За временем прохождения следил второй игрок. Также правила игры предусматривали различные начисления бонусов за прохождение различных участков трассы.

Картридж №6 включал три игры. Одна из них – уже знакомый нам Invasion, вторая – аналог обычной рулетки «Roulette» и настольная игра «States».
Механика игры в Roulette заключалась в перемещении квадрата в пределах рулетки наклеенной на телевизор с закрытыми глазами. Когда ведущий останавливает игрока перемещающего рулетку, игрок получает какие либо бонусы из физического набора к игре.

Игра для воспитания подрастающего поколения патриотов States. Накладка на телевизор была выполнена в виде карты соединенных штатов без подписи названий. Каждый штат был выделен различным цветом. Ведущий вытаскивал карточку с названием штата, а игрок должен был верно его указать. Как можно догадаться, после энного количества повторений игра полностью теряет смысл…ну или во всяком случае отбивает к себе хоть какой-то интерес.

Картридж номер 7 содержал в себе доступ к игре VolleyBall. Данная игра была еще одной вариацией понга, футбола, бейсбола и прочих игр. Особенностью было то, что вертикальная линия закрывала только часть экрана, а мяч можно было направлять вверх и вниз по экрану, облетая данную «сетку» и обманывая соперника.

Картридж №8 добавлял приставке две новых спортивных игры. Гандбол и баскетбол.

Handball совершенно не оправдывала своего названия. По большому счету это была игра в сквош. Оба игрока находились по одну сторону экрана перед стеной и задача была в том, чтобы послать мяч в стену таким образом, чтобы второй игрок не смог словить отскочивший мяч.

Basketball был очередной вариацией на тему понга. Единственное чем данная игра интересна – тем, что в ней кроется разгадка исчезновения 11 картриджа. Первоначально планировалось использовать для игры баскетбол отдельный картридж, но судя по всему было принято решение упростить механику либо появилась техническая возможность разместить игру вместе с гандболом, в связи с чем производство 11 картриджа было вовсе отменено.

Картриджи №9 и №10 были полностью отданы под игры требующие для своей работы светового ружья.
С помощью десятого картриджа включалась игра «Shooting Gallery». Это был игровой тир. Игроку необходимо было наводиться на мишень в которой на данный момент находился белый квадрат и в случае попадания квадрат перемещался в другую мишень. Вероятнее всего с этим ружьем работал прием со световых пистолетов на денди, когда попадание засчитывалось каждый раз когда ружье было направлено на источник света. Однако с учетом простоты игровой механики и отсутствию наград на тот момент читерство еще не появилось.

Девятый картридж включал в себя три игры использующих световое ружье.
Dogfight была более интересным на мой взгляд аналогом игры Shooting Gallery, поскольку требовала участия двух игроков. Один из игроков управлял самолетом летающим по экрану, а второй игрок с помощью ружья пытался его подстрелить. Задача усложнялась тем, что накладка на экран была сделана таким образом, что самолет можно было подстрелить только в специально предусмотренных для этого вырезах в накладке, поскольку остальная ее часть не пропускала достаточно света. Таким образом один игрок все время держал самолет на мушке выжидая когда он попадет в зону обстрела.

Prehistoric Safari. В данной игре также требовалось два игрока которые должны были работать в тандеме. Один игрок наводил прицел(белый квадрат) на соответствующую мишень, а второй игрок держа ее на мушке в нужный момент производил выстрел. Всего было 15 выстрелов и после каждого прицел сбивался.

Shootout. Данная игра это эдакий вестерн. В игре присутствуют два игрока, один с ружьем отыгрывает роль шерифа, второй с контроллером отыгрывает роль вора который шастает по дому. Задача шерифа подстрелить вора в те моменты когда он проходит через определенные комнаты. По большому счету полный аналог Dogfight, который менял антураж и давал чуть больше свободы игроку управляющему квадратом.

11 картридж как я уже упоминал выше просто не был выпущен, т.к. изначально задумывался для игры в баскетбол.

12 картридж включал всего одну игру — Interplanetary Voyage. Данная игра по сути включала в себя две. В наборе шла накладка на экран, карты для игры и картонное игровое поле. Данные наборы позволяли играть по двум разным вариациям правил. В данной игре в центре экрана находилось солнце. У кораблей была определенная инерция, что добавляло сложности в перемещении. В одном из вариантов правил игроки вытаскивали карты с заданиями в которых было указано куда необходимо переместить корабль. Задача собственно и состояла в том, чтобы перемещать корабль в указанные точки.

Итак рассмотрев все игры на данную игровую приставку можно сделать вывод, что это все еще не были компьютерные игры в полноценном понимании этого слова. Скорее это были настольные игры использующие в качестве вспомогательного элемента приставку. Многим из игр можно было придумывать свои правила. Т.к. игра не вела подсчет очков. Кое где менялась физика поведения квадратов и мяча, кое где менялись условия взаимодействия между квадратами, но во многом в этих играх не было объективности, особенно в первых играх. Наверняка можно сказать что выстрел из ружья попал в цель если квадрат исчез. Наверняка можно сказать что кот словил мышь если она исчезла. Но вот скажем при игре в зоопарк все касания и выходы за пределы фиксировались исключительно наметанным (или не очень) глазом ведущего.
Поэтому данная приставка была скорее развлечением для нескольких человек. Развлечением для семейного вечера или детского дня рождения. Однако в одиночестве занять себя данной приставкой сложно. Уж во всяком случае современному человеку. Но это любопытный опыт. Эдакая дополненная реальность 70х годов.


Лучшие комментарии

Великолепный материал! Мне, как человеку, который все это не застал, было очень интересно ознакомиться
Спасибо. Вижу что тема вышла затянутой и одновременно поверхностной, но внутренний перфекционист требовал упомянуть все игры с учетом что их меньше пятидесяти.=)
Читай также