18 июля 2019 18.07.19 1 1355

Дурерожденная, Четырехколесный ворон, Христофарья и Игра стульчаков (впечатления, размышления и влажные фантазии относительно финального сезона сериала «Игра престолов»)

+3

Алярм!!! Поскольку пост рассчитан на тех, кто уже все отсмотрел и переварил, в тексте в огромном количестве резвятся бесстыжие спойлеры. Будьте бдительны!
И еще. Поскольку впечатления от финального сезона оказались ну очень яркими, текст написан в довольно экспрессивной манере. Тем кому такое не по душе, лучше воздержаться.

Досмотрел-таки я художественный сериал «Игра Престолов». Надо отдать сценаристам должное – они умудрились закончить его так, что практически любой вопрос, начинающийся с «а какого хрена?» будет уместен. Достойное завершение слитой в канализацию истории. Достойное канализации, естественно.

ЛОЖКА МЕДА

Нет, кое-какие сюжетные линии кое-как авторам закончить все-таки удалось. Например, Дейнерис, повторившая судьбу своего папаши. У нее, точно так же, поехала элитная черепица, после чего она сожгла к херам собачим Королевскую гавань. Папе, в свое время, это помешала сделать заточка в печени, полученная от особы, приближенной к императору, в смысле от Джейме. Свою же заточку Дурерожденная получила уже по факту совершения геноцида. Но в целом, у нас тут на лицо преемственность поколений.

Дейнерис смотрит на вас как на барбекю угнетенный народ

Так же, на мой взгляд, не лишено смысла коронование Брана, если оценивать с чисто художественных позиций. Для нас, как для зрителей, вся эта веселая карусель скандалов, интриг и насилия завертелась именно после того, как расстроившийся из-за нереализованного стояка цареубийца уронил Брана с башни на родную землю. Потому есть некая драматическая логика в том, что в финале мы наблюдаем, как он становится королем. К тому же, в юности Бран был скалолазом не хуже Сильвестра Сталлоне в лучшие годы, и легко, с детской непосредственностью плюя на технику безопасности, взбирался на самые высокие стены. Символично, что, лишившись физической возможности лазать по стенам, он вскарабкался на самую вершину иерархической лестницы. Да, Бран получил корону практически на халяву, палец о палец не ударив, и всю кульминацию, растянувшуюся на пару сезонов, провисев в собственных «интернетах» (наши интернеты, как известно, то же все помнят — чем не аналогия). Ну, разве что, добыл оттуда «ценную» инфу о таргарианском происхождении Сноу – натурально поисковик Брандекс. Значимость этой инфы, как по мне, под большим сомнением, но об этом ниже. Зато в избирательном процессе он оказался даже круче Зеленского, получив практически сто процентов голосов, исключая отдельные районы Севера и автономной земли одичалых.
Еще один символизм я увидел в том, что дракон, перед тем как отправится на вольные хлеба, отправил в переплавку Железный трон. Поскольку браново седалище намертво привязано к инвалидному креслу, трон ему и нафиг не нужен, ни железный, ни позолоченный — стало быть ему и короноваться. Так что, дракон, по сути, тоже проголосовал за Брана. Рублем. То есть огнем. Что же касается трона, то, возможно последующие правители, вдохновившись мудрым правлением четырехколесного ворона, тоже станут восседать на инвалидной коляске. Может быть даже им, в ритуальных целях, будут ломать позвоночник. Нашим бы чиновникам такая практика тоже не помешала, только в отношении рук – и символично, и какая-никакая превентивная мера. Но это так, лирика.
Да, все вышеописанное может быть и притянуто за оттопыренные брановы уши, но, как говорится, чего не сделаешь ради любви. К сериалу.

Поисковик Брандекс. Передвижной

Еще из забавного — некий скрытый смыл спрятаный авторами, уж не знаю осознанно или нет, в несколько сцен финального эпизода. Было там такое — Самвэл на собрании лордов говорит: «А давайте замутим демократию, пусть короля выбирают все, даже колхозники!». Лорды, проржавшись: «Сёма, ты шизанулся? У нас же средневековье!», и незаметно покосились на Сансу с Бриенной. А Арья, такая: «Ну, тогда, вы как хотите, а я – Христофор Колумб. Поплыву я на запад Америку открывать. А то у нас хрен когда демократия наступит, без Америки.» Так я это увидел.

Демократические инициативы Самвэла Тарлиева. Судя по реакции лордов, в Вестеросе знают толк в демократии

Вообще, как мне кажется, вот этой сценой с демократом Самвелом и смеющимися над ним лордами, сценаристы ответили тем, кто упрекал их в излишней феминистичности и толерантности. Было смешно, мне понравилось. Хотя излишней феминистичности и толерантности у вконец отбившихся от рук Джорджа Мартина сценаристов это не отменяет.

БОЧКА ДЕГТЯ

К сожалению, это все сколько-нибудь хорошее, что можно сказать о сюжете и персонажах в последнем сезоне некогда шедеврального сериала. Дальше только обсценная лексика. Снято технично, и местами даже красиво, тут претензий нет. Правда, кое-что, все же, снимали в жопе у Дрогона, настолько темно, но и там были находки. Это я про битву с Королем Ночи.
В остальном же — страх и ужас, невразумительная херня, мутная как взгляд законнектившегося Брана: глупый, в целом, сюжет; просранные сюжетные линии; персонажи, почему-то преимущественно мужского пола, превращенные руками безжалостных сценаристов в идиотов и бесхребетных чмошников; батальные эпизоды, наполненные таким эпическим идиотизмом, что редкие красиво снятые сцены можно пропустить из-за непрерывного фейспалма. До сих пор не могу прийти в себя от одинокой атаки дотракийцев на легионы зомби-нацистов, пока остальные с энтузиазмом наблюдали — че там, всех перебьют, или кто-то вернется поделится впечатлениями? Они, дотракийцы, потом еще так забавно убегали впереди лошадей – словно сценку из «Луни Тюнз» посмотрел.

Красиво, но бессмысленно

Самым характерным примером слитых в клоаку сюжетных линий является Арья. Самая безбашенная из Старков, едва ли не в первом сезоне поклялась отомстить Серсее за обезглавленного папу, и упорно, на протяжении всего сериала, шла к своей цели. По пути нагнула даже безликих, став уберниндзей. И вот, за десять шагов от Серсеи она, внезапно, говорит: «Данунах, там же и поцарапать могут», разворачивается и убегает помогать Дейнерис и дотракийцам мочить местный пролетариат. И все, до конца сериала она не сделает больше ничего. То есть вообще. Один раз многозначительно посмотрит на своего унылого брательника и уплывет открывать Америку. Причем ладно, если бы по пути произошли некие события, которые ее изменили, и она, внезапно, осознала, что месть – это путь к темной стороне силы, хе-хе. Например, если бы эпизод, в котором Арья пытается помочь местным жителям, но вместо этого выводит их под напалмовую драконовую бомбардировку, случился до того, как она попала в Красный замок. Типа увидела бы со стороны, на примере Дейнерис, во что превращается человек, охваченный жаждой мести. И все переосмыслила. Это было бы пошло, но хотя бы как-то объясняло ее дальнейший пацифизм. Но, по-видимому, сценаристы решили, что свое предназначение Арья уже исполнила, убив Короля Ночи, и теперь нехай идет лесом. А если и так, нахера после этого тратить на ее столько экранного времени, непонятно.

ХристофАрья Колумб в поисках Америки. Кто бы ей объяснил, что это дурная затея?

СНОУБИЗМ

Ну и, наконец, любимец публики, Джон Сноу, последние несколько сезонов передвигающийся по Вестеросу исключительно с постной рожей. И тут я хотел бы написать не о том, что к концу он окончательно превратился в унылого лоха — это стало общим местом для целого сонма персонажей. Мне решительно не понятно другое – нахрена было из него лепить Таргариена? Вот какое, не то что решающее значение, а хотя бы серьезное влияние, без которого никак нельзя было обойтись, это оказало на ход истории? Ровно те же события, как по мне, могли происходить и при бастарде Сноу. Королем его и так все называли, и всячески по этому поводу облизывали, так что Дурерожденная и без джоновых кровных притязаний могла взревновать его к Железному трону. Варису вовсе не нужно было оправдывать свою измену тем, что он собирается посадить на трон законного претендента – Джона как бы и так все любили, и почти никто против такого расклада возражать бы не стал, кем бы он там ни был. А что до законности, так на нее в Семи Королевствах давно всем было плевать такими же густыми слюнями, какими плевали на Конституцию Украины после майданного переворота. Роберт Баратеон и Серсея Ланистер, усадившие свои жопы на престол исключительно ввиду политической целесообразности, не дадут соврать. Ах, да! Сноу отказался трахать Дуню после того, как выяснил, что он ее племянник. Так вот — эта Санта-Барбара с потрахушками — вообще лишнее. Пусть бы себе и дальше трахал, стало бы только лучше.

Когда у кого тут яйца видно без рентгена

СПРАВКА ИЗ ДУРДОМА (ЕЩЕ РАЗ О ДЕЙНЕРИС)

Всеми этими таргариенскими страданиями, ну и смертью любительницы орального секса Мисандеи заодно, нам пытаются объяснить последующие безумства Дейнерис. Ах, все любят Джона, а меня нет – щелк в голове; ах, они убили Кенни, сволочи — щелк; ах, Джонни отказывается мне присунуть — бдыщщщ – так горите вы все синим пламенем. Вот только Дейнерис это не нужно. Это как оправдывать наркомана тем, что у него скучная жизнь. Она безумна сама по себе, ввиду дурной наследственности, и это прекрасно. У нее начала подтекать крыша задолго до того, как она высадилась в Вестеросе. Именно помешательство, вызванное смертью любимого человека, подтолкнуло ее к тому, чтобы засунуть себя в костер вместе с драконьими яйцами. Будет этим заниматься психически здоровый человек? Именно душевная травма, полученная вследствие многолетних скитаний и унижений, родила в ее голове мысль о великой миссии – освободить всех угнетенных. Именно фанатизм, болезненная вера в собственную непогрешимость вложили в ее руки орудия для ее реализации – жестокость и тиранию. Это и есть настоящие вехи ее безумия. И ни Джон Таргариен, ни мертвая Мисандея для того, чтобы окончательно слететь с катушек ей не нужны. Сама идея о том, что для того, чтобы освободить угнетенных, нужно сжечь их всех к херам собачьим, кажется ей вполне естественной. Поскольку Дейнерис однажды сама переродилась в пламени из мало на что способной замухрышки в кузькину матерь драконов, она верит — точно так же в пламени ее дракона из рабов в свободных людей смогут переродится и жители Вестероса. А то, что от огня обычные люди превращаются в удобрения, ее, по понятным причинам, мало интересует. Она, как говорится, решает стратегические вопросы. Стоя на развалинах Королевской гавани, Дейнерис, по большому счету, не видит причиненных ею страданий и разрушений. Она видит прекрасный Вестерос будущего, и рвется и дальше кого-нибудь «освобождать», нести свою огненную крылатую демократию во все уголки земного, или какой он у них там, шара. Хотя и ежу понятно, что она уже победила, обрела, так сказать, всю полноту власти и никого жечь для этого уже не нужно. Но, как и всякого безумца, ее не интересует результат, ей нужен процесс. И остановить ее, приводя какие-то разумные доводы, уже не возможно.

Кузькина матерь драконов

В общем Дейнерис — самый цельный и последовательный персонаж всего сериала с законченной личной историей и закономерным финалом. Она, наряду с королем Браном, самое удачное решение этого сериала. И, в который раз повторюсь, никакая дополнительная мотивация в постном лице Джона Сноу ей была не нужна, будь он хоть трижды Таргариен, хоть хер с горы.

БЕЛАЯ ВОРОНА (ЕЩЕ РАЗ О ДЖОНЕ СНОУ)

Но вернемся к их с Джоном потрахушкам. А их, потрахушки, не только не нужно было прекращать, под надуманным предлогом, а наоборот, Дейнерис и Джона, перед финальным махачем надо было непременно поженить. Вот тогда бы сцена тотального импичмента, устроенного Дуне, заиграла бы дополнительными красками, и даже приобрела экспрессию. Предыдущий цареубийца замочил «всего лишь» короля, а нынешний, при таком раскладе, убивал бы не только королеву, которую поклялся защищать, но и любимую жену. То есть, чтобы уберечь Вестерос от превращения в плодородный, но безлюдный край, Джон жертвовал бы не только своей честью, что для него, как для Старка, само по себе чудовищно, но и собственными руками уничтожал свое личное счастье. Разве подобный драматизм был бы чрезмерным?

Мурка, Маруся Климова, Прости любимого.

Ну и, наконец, при Сноу-бастарде, его ссылка в Ночной дозор имела хотя бы художественный смысл. Как бастард, Джон должен был всю жизнь провести на стене, что является обычным делом для бастарда. Известные события сделали его королем, чисто ситуативным – оказался в нужное время в нужном месте — но, когда буря улеглась, править стали совершенно другие люди, как оно обычно и бывает. И Джону ничего бы не оставалось, кроме как, вернувшись в Черный Замок, продолжить свой путь бастарда. Таким образом, Джон олицетворял бы собой идею фатализма, неизменности рока (от судьбы не уйдешь, вот это вот). Кроме того, его судьба еще тесней переплеталась бы с судьбой Дейнерис, которая так же не смогла избежать своей участи – участи безумной королевы. А поскольку именно Джон, в прямом смысле, приложил к этому руку, то Ночной дозор, как предопределенность, неизменность его собственной судьбы, стал бы для него закономерным и справедливым наказанием. Таким образом, история Джона Сноу обретала бы завершенность. Закольцовывалась, так сказать.
А с Джоном Таргариеном это не работает по той причине, что для Джона Таргариена, законного наследника Железного трона, путь «вороны» — путь бастарда – изначально ложный, ошибочный и возвращать его в финале обратно в Черный Замок тупо и не логично.

С этим Ночным дозором вообще какая-то лажа. Предыдущий цареубийца почему-то прекрасно обошелся и без Ночного дозора, здравствовал себе в Королевской гавани и даже исполнял супружеские обязанности вместо нового короля, настрогав ему наследников. И никого это особо не парило. А этого непременно понадобилось наказать, только потому, что так захотел какой-то червяк, без роду-племени. Да будь Джон настоящим наследником, чтобы его спасти, заинтересованные люди не постеснялись бы Королевскую гавань сравнять с землей еще раз.

Не по таргариански это, от огня прятаться. Настоящий Таргариен должен уметь в пасть огнедышащему дракону залезть и с обратной стороны вылезти

В общем все это джоново таргарианство – невразумительная муть. По крайней мере, оно в край плохо реализовано. Столько просранных возможностей. Я вот все ждал, и не дождался, эпичной сцены, в которой Дуня в конец озверев, дыхнула бы на Джона, прямо из дракона, освежающим напалмом, а когда дым развеялся и у невредимого Джона, через истлевшую одежду выступил бы огнеупорный таргариенский хер – вот тогда все окружающие и узрели бы, кто здесь папочка, то есть законный наследник. Всяко лучше сплетен Сансы и дурацких записочек Вариса.

ИТОГО: НАДОРВАЛИСЬ НЕ НАПРЯГАЯСЬ

На этом, пожалуй, можно закруглятся, ибо продолжать можно очень долго. Количество некогда харизматичных персонажей, превращенных в овощи и к финалу символизирующих собой пресловутый чемодан без ручки, превысило вменяемые значения, и по каждому можно написать отдельное эссе.

Премьера финального сезона «Игры престолов» в местах компактного проживания поклонников творчества Джона Мартина

И все же, несмотря на все вышенаписанное, надо признать, что Игра престолов – хороший сериал. Если бы авторы снимали оригинальную историю, вышел бы вполне смотрибельный телефильм без претензий на шедевральность. Однако, замечательные первые сезоны, основанные на великолепном литературном источнике, снятые под бдительным оком самого Джорджа Мартина задрали планку качества так высоко, что, когда авторы, оставшись без присмотра, попробовали до нее дотянутся, они эту планку не просто не удержали, они вогнали ее глубоко в землю, где-то на уровень артезианских вод. Трудно сказать, что им помешало, то ли травля воинствующими феминистками, то ли профессиональный пофигизм, базирующийся на известном принципе киноделов – «пипл хавает», однако к финалу, благодаря тотальному сливу в канализацию всего и вся, «Игра престолов» превратилась в «Игру стульчаков», восседая на которых и лениво покуривая не очень качественную дурь, Бриниофф и Уайсс и написали несколько последних сезонов. По-моему это и есть главный символизм всего сериала.


Лучшие комментарии

Читай также