5 мая 2019 5.05.19 3 2091

«На гребне волны» (1991) — дух свободы и молодой Киану

+6

Зачем?

В последние пару лет я смотрю много фильмов: число просмотренных за прошлые 4 месяца кинолент перевалило за 50. Естественно, искать новый фильм на вечер постепенно становится все сложнее. Время от времени я мониторю всевозможные подборки: по жанрам, по актерам, режиссерам и т.д. И ни в одной из них за все время мне не попадался фильм «Point Break» или «На гребне волны». Я увидел его, когда изучал фильмографию Киану Ривза и, прочитав синопсис и бросив взгляд на рейтинг, решил посмотреть тем же вечером. Стоит оговориться, что речь в посте пойдет об оригинальном фильме 1991 года, а не о ремейке 2015.

О чем?

Главный герой фильма — агент ФБР Джонни Юта. Он только что окончил академию и был направлен на работу в Лос-Анджелесский отдел. Его наставник — Папас — умудренный опытом федерал, проработавший в бюро большую часть своей жизни. Он уже три года ведет дело о банде «экс-президентов»: четверо преступников в масках бывших президентов США за это время успели ограбить 27 банков. Действуют они профессионально: умело контролируют заложников в зале и никогда не идут к хранилищу, обходясь лишь грабежом касс. Каждое свое дело они проворачивают ровно за 90 секунд и успевают уйти до прибытия полицейских.

Папас, как кажется на первый взгляд, уже и не надеется найти «президентов». Однако, во время осмотра брошенного грабителями автомобиля Джонни раззадоривает своего напарника, и после короткой перепалки тот рассказывает ему свою теорию. «Экс-президенты» не только профессиональные грабители банков, но еще и серферы. На это намекает загар одного из них, который удалось рассмотреть на записи с камеры видеонаблюдения. Кроме того, год назад, на месте преступления, один из них оставил следы: среди прочего экспертиза обнаружила в них содержание воска. Папас, тщательно изучив всевозможные способы его применения, узнал, что такой воск содержится в интимной смазке, которой, в свою очередь, серферы натирают доски перед катанием на волнах.

Последним аргументом в пользу этой теории являются даты ограблений: все они были совершены в период с июня по октябрь. Серферы собирают достаточное количество денег, чтобы путешествовать вслед за волной и сделать свое лето бесконечным. Единственный способ добраться до неуловимой банды — узнать, на каком пляже они предпочитают кататься и попытаться влиться в их тусовку. Сложности здесь две: Папас уже не молод, а Джонни Юта в жизни не катался на серфе. Ну и времени на это осталось не так уж много — один месяц, а потом про грабителей можно будет забыть на год. Тут-то и начинается самое интересное.

Свобода против рутины

Согласитесь, даже после полноценного описания завязки не так уж легко понять, к какому жанру относится этот фильм. Сначала кажется, что это будет комедия: ФБРовец, едва заступивший на службу, вместо серьезных трудовых будней вынужден учиться кататься на серфе, выслушивая насмешки и терпя нападки от опытных серферов. Да и начальство такой способ времяпрепровождения не очень-то ценит. Однако, весьма быстро становится ясно, что эта картина — про другое. За, казалось бы, банальным сюжетом о внедрении спецагента в банду скрыто противостояние свободы и рутины, борьба поколения хиппи и поколения яппи.

Возьмем главного героя: ему 25 лет, за спиной неудачная попытка развития спортивной карьеры, ведь из-за травмы, полученной во время матча, ему пришлось оставить надежды попасть в большой спорт. Несмотря на это, Джонни находит себя в другом деле и заканчивает академию ФБР. Успех? Не совсем. Какое будущее ждет его на этой должности? Да, какое-то время придется раскрывать интересные дела и трудиться в поте лица на любимой и интересной работе. Чтобы понять, что ждет героя лет через 20-30 достаточно взглянуть на его наставника. Хороший ли он агент? Бесспорно, это нам дадут понять несколько раз за фильм. Но большую часть времени он просиживает в офисе и ворчливо обсуждает молодых агентов, как и подобает «старику». Он больше не горит своей работой. Если бы не запал Юты, Папас бы так и не поделился своей идеей о банде серферов, не говоря уже о полноценной отработке этой версии.

Противоположность — мир серферов, в который по воле службы попадает главный герой и его наставник в этом мире — Боди. На первый взгляд кажется, что он обычный тусовщик: вечеринки дома, игра в американский футбол на пляже в компании друзей с кучей пива, текила и катание на доске. Но он относится к серфингу серьезно, для него это не просто хобби. «Я вижу, ты так и не понял в чем смысл серфинга? Это состояние души. Там ты теряешь себя и находишь заново.». Катание на доске для него — своеобразное очищение души, способ ощутить свободу и единство с природой. Боди и его компания не строят планов на далекое будущее, они получают удовольствие от жизни, наслаждаясь сегодняшним днем. Предел их мечтаний — попасть на «пятидесятилетний шторм», чтобы проверить себя на прочность и прокатиться на самой большой волне. Во время обсуждения шторма за бутылочкой пива один из друзей Боди говорит: «Я точно не доживу до 30». Эти ребята не просто фанаты своего дела, они — фанатики, готовые и даже желающие умереть, занимаясь любимым делом. Встретить свою смерть, стоя на доске и сражаясь с природой, проверяя себя на прочность.

Герой буквально оказывается между двух миров: с одной стороны серый офис и рутинная работа, с другой — друзья, веселье и адреналин. Помимо всего прочего, кататься на доске его учит симпатичная девушка по имени Тайлер, с которой у Джонни довольно быстро начинают развиваться отношения. Казалось бы, вот она — идеальная жизнь. Но нельзя ведь просто так взять и бросить то, к чему шел долгие годы и о чем мечтал. Или можно? О выборе Юты вы узнаете в конце фильма, а сейчас перейдем к следующему пункту.

Техническая сторона

С одной стороны, нельзя назвать фильм 1991 года таким уж старым, с другой — прекрасно понимаю людей, которых это может насторожить. Спешу вас успокоить — фильм выглядит отлично. Да, он не может похвастаться невероятными спецэффектами или сложными трюками, но он и не про это. Актеры полностью соответствуют своим персонажам и отлично передают их характеры. Между ними ощущается химия, не в последнюю очередь благодаря Патрику Суэйзи — в его героя, возможно, не влюбляешься, но симпатизируешь и сопереживаешь до самого конца. Кроме того, для всех любителей Джона Уика, который скоро посетит экраны кинотеатров третий раз, это прекрасная возможность взглянуть на молодого Киану. Он еще не оброс бородой, не отрастил волосы и не вложил все очки прокачки в брутальность, но роль Джонни Юты исполнил хорошо.

Что касается операторской работы, монтажа и саундтрека — не могу отметить какие-то интересные или необычные находки и приемы. Но фильм не выглядит устаревшим, от монтажа не вытекают глаза, а динамика не проседает — сюжет постепенно разгоняется, в конце концов приходя к логическому завершению. Тем не менее, я хочу придраться к нашим переводчикам.

Трудности перевода и спойлеры

Учитывая свой печальный опыт, оговорюсь еще раз — в этом блоке содержатся спойлеры. И даже повешу эту замечательную ленточку. Если вы уже смотрели фильм — эта информация может быть вам интересна. Если нет — вернитесь сюда после просмотра, а пока что переходите к итогам.

Я, конечно, не Карамышев, но тоже Денис и не могу оставить столь чудесный перевод названия без внимания. Во-первых, занятный факт с кинопоиска:

Point break — это благоприятные для серфинга условия, создаваемые каким-либо выступающим участком суши (point) — мысом или волнорезом. Об этот выступ разбивается (break) накатывающая с открытого океана волна. Рожденные в результате новые волны отличаются стабильной частотой и силой. Кроме того, создается зона штиля, которую серфингисты используют, чтобы подгрести к тому месту, где начинаются большие волны

Во-вторых, если отойти от контекста серфинга, Point Break это «точка разрыва» или переломный момент. И логику переводчиков можно было бы понять, если бы фильм был посвящен исключительно серфингу. Однако, он хоть и является краеугольным камнем истории, но за оригинальным названием стоит нечто большее. Дело в том, что у всех персонажей здесь есть тот самый переломный момент. Для Боди он наступает, когда тот впервые решает вскрыть сейф, из-за чего ограбление идет не по плану и практически вся его банда погибает. Папас делает решающий выбор, когда соглашается на авантюру Юты с внедрением в банду президентов. Ну и конечно же Джонни, который, как и положено главному герою, идет к своему судьбоносному решению весь фильм. По началу он мечется — из-за чего накаляются как отношения с наставником, так и с любимой девушкой. Но в конце, после разговора с Боди на пляже, он отпускает того на последнюю в его жизни волну и, выбросив значок агента ФБР уходит. Это — логично, это — красиво и, что самое главное, отлично вписывается в идею фильма и соответствует его названию. Поэтому меня коробит от того перевода, который фильм получил в нашей стране.

Подводя итоги

«На гребне волны» — фильм, преисполненный духом свободы. Это кино, после которого так и тянет пойти и заняться любимым делом или развлечься в компании друзей. Именно поэтому мне кажется, что этот фильм просто идеально подходит для просмотра на майских праздниках. Ведь скоро лето — для кого-то пора долгожданных отпусков, для кого-то — каникул (не пинайте меня те, у кого сессия и практика, вы в сделку не входили). Автор не встает ни на одну из сторон и не говорит, кто из героев прав, а кто — нет. Но он ясно дает понять — истина, как и всегда, где-то посередине. Нельзя всю жизнь заниматься нелюбимым делом, заботясь лишь о карьере. Но и тратить все свободное время на развлечения — тоже не самая умная затея. Лето не может длиться вечно, но все таки оно наступает каждый год.


Лучшие комментарии

Классный обзор, на Шикарный фильм )) Я почему то, практически уверен, что Роб Коэн создавая Форсаж, вдохновлялся именно этим фильмом, смысл и общие идеи, очень похожи ) А может я и не прав, и мне просто хочется так думать :D
Приглашаю К обсуждению!
После такого, чувствуешь себя старым)
Читай также