10 марта 2019 10.03.19 4 2664

Связь культуры татуировки и видеоигр.

+1

Отражения и связь культуры татуировки и видеоигр. Часть первая. Что общего у татуировки и видеоигры.

Что такое видеоигра? Являясь частью медиапространства, подобно кино, изобразительному искусству, музыке, она так или иначе отражает нашу реальность и восприятие ее автором произведения. Поэтому, большинство вещей, существующих в реальности, получили свое отражение в видеоиграх. Особенно это актуально сегодня, когда рынок разросся до огромных масштабов, технологии сделали колоссальный скачок и любая, даже самая безумная идея, может воплотиться в виртуальной реальности. В наше время видеоигры уже можно считать полноценным видом искусства, но говорят они все же на смеси из чужих языков: литературного, кинематографического, музыкального. Все больше людей изучает игры и различные их элементы, анализирует, трактует, а не просто поглощает с целью получить удовольствие от процесса. Способствует этому и относительная простота и ясность анализа тех или иных элементов, ибо, за некоторыми исключениями, к ним применима методика изучения из других областей, основам которой нас в обязательном порядке учат, например, в школе. Индустрия значительно повзрослела как за счет создателей, так и за счет потребителей, и заговорила на языке символов, образов, художественных приемов, где каждая деталь находится на своем месте и имеет свое значение. В наше время можно с легкостью вспомнить множество комплексных, сложных и глубоких игр, несущих в себе определенное высказывание, имеющих свой собственный стиль и проблематику. Сегодня хотелось бы поговорить об одном из таких, на первый взгляд, незначительных выразительных элементов, используемых в образах некоторых из героев игр, о его роли и значении, о том, какую символику он за собой несет и как отражает нашу действительность. Как нетрудно догадаться, речь пойдет о татуировке, но сегодня мы поговорим не об их отражении и значении в играх, а о самой культуре и параллелях с видеоиграми.

Что объединяет татуировку и видеоигры? Намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Все сказанное во вступительном параграфе в полной мере относится и к татуировке (развитие, значимость и художественная ценность, язык выразительности, смысл и методы анализа) Оба вида искусства не до конца еще утверждены в умах большинства как нечто серьезное, значимое, многие люди относятся к ним со скепсисом и пренебрежением, не понимая и не желая понимать их основ, так как они не входят в комплекс их традиционных представлений. С чем это связано? Со временем. Татуировка в том виде, в котором она существует в современной культуре, приобрела массовый характер совсем недавно, в середине 20ого века. До этого она несла исключительно культовый характер, была элементом ритуала или, по меньшей мере, относила человека к той или иной группе (как правило, по религиозному или социальному признаку.) До сих пор еще не до конца ушло представление о том, что татуировки являются признаком маргинального социального статуса или криминального круга. Некоторые же считают татуировку признаком незрелости и несерьезности ее носителя. При чем же здесь видеоигры? Этот вид искусства так же очень молод и так же не до конца укрепился на своих позициях. Будучи изначально уделом узкого круга лиц, интересы которых выходили за общепризнанные рамки (то есть были маргинальными), они вызывают и по сей день у многих отторжение. Наверняка и вам не раз приходилось слышать о том, что игры-это детская забава, пустая трата времени, а те, кто ими интересуется и увлекается, чем-то хуже остальных. Это связано с тем, что гики, как и «забитые», выглядят неформально, странно, а все новое и непринятое вызывает у человека отторжение. Общая тематика обеих областей сильно и стремительно расширялась с приходом новых талантов, новых техник и технологий. (Развитие тату оборудования и игровых, например, консолей сопоставимо по скорости и масштабу. Так, в современных тату машинках используются сложные отточенные технологии, постоянно появляются новые и новые разработки, а всего 50 лет назад сама по себе машинка была большой редкостью и татуировки, как правило, делали вручную, накалывая непосредственно иглой. Описывать, насколько отличается графика, управление и другие элементы игр на, допустим, playstation 1 и 4, смысла нет, это видно невооруженным взглядом.)

Татуировки из примитивных и схематических рисунков стали невероятно сложными и многообразными, имеющими десятки стилей и направлений, они распространились повсеместно и встречаются день ото дня все чаще и чаще. Так же и видеоигровой мир расширился до множества жанров и стал из примитивной забавы полноценной индустрией, охватывающей множество людей из разных стран, имеющих разные взгляды и круг интересов. До сих пор и татуировки, и игры подвергаются гонениям в средствах массовой информации, что отражает настроение значительной части людей (скандалы о жестокости в играх и ее влиянии на неокрепшие умы и рассказы о психических отклонениях людей, делающих много татуировок, разговоры о вреде игр/татуировок для общего физического здоровья, неодобрение и запрет в некоторых особо консервативных странах)

Стоит отметить, что как татуировка, так и видеоигра имеют несколько иную природу и характер, они не являются творчеством в чистом виде. Их отличает во многом ремесленная направленность и нацеленность на потребителя. Во многих случаях разработчики игры и тату-мастера делают не совсем то, что им хотелось бы, выражают не свои мысли и работают не только и не столько в свое удовольствие, так как это является работой, а клиент всегда прав. Только самые крупные и известные тату мастера и игровые команды, либо, напротив, малоизвестные и смелые, которым терять нечего, могут позволить себе смелые эксперименты и полную творческую свободу, не рискуя при этом остаться без куска хлеба. Остальным же приходится часто делать то, что требуют и хотят люди, так как там, где появляются деньги, заканчивается свобода, а художник, как принято шутить, должен быть голодным (что имеет под собой некоторые основания). Татуировка отпочковалась от изобразительного искусства, взяв его основы, но образовав собственную специфику. То же самое произошло и с играми, вобравшими из других отраслей основы, но всегда имевшими свои особенности. В этих пространствах существуют, в общем, одни и те же типы творцов и потребителей, в них есть примерно одинаковое соотношение массовости и индивидуальности, продукта труда и продукта души, техники и воображения, академизма и бунтарства. И игры, и татуировки- часть т.н. андеграунд культуры, преимущественно молодежной, которая выросла вместе со своими деятелями и приобрела массовость, «мейнстримность». Что характерно, и у тех, и у других хватает людей, говорящих о возврате к изначальной концепции, об отказе от лишних элементов и возвращению духа творчества и протеста в «опопсевшую» индустрию. (Популярность ретрогейминга и традиционного стиля татуировки)

В наше время и там и там крутятся огромные денежные суммы, проходят конференции (в том числе и в России), выставки, на которых собираются мастера, производители и интересующиеся со всего мира, увлечение принимает все более и более массовый характер и перестает уже быть чем-то диковинным.

Это искусство новейшего времени, история которого творится на наших глазах, к которому все относятся по-своему, зачастую полярно, которое многие не принимают, но которое не является сиюминутной модой и постепенно займет свое место в мировом культурном и информационном поле. Оба эти искусства сталкиваются с похожими проблемами и развиваются по общему вектору, имеют схожую историю, поэтому они зачастую проникают в пространство друг друга, все чаще мы видим изображения видеоигровых персонажей на телах людей и татуировки на героях игр, все больше людей разделяет оба увлечения. Об этом синтезе на уже более конкретных примерах мы поговорим в следующий раз (Кратос, Агент 47 и Карл Джонсон прилагаются).


Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Содержательно, интересная параллель. Пойду сделаю тоту по мотивам зельды. Коджумба гений!
Прочел на одном дыхание. Спасибо!
Вместо взаимолизания выше можно было-бы оценить оформление других постов и понять, почему большинство его обходит… Но это так, предложение Г_г
Читай также