21 февраля 2019 21.02.19 1 1213

История «Шерлока»

-4

«Шерлок»… Ну да, популярный сериал… Многие слышали… Серьёзно, как вообще писать вводную часть для рассказа о сериале, главный герой которого обрёл мировую культовость, сравнимую со своим книжным оригиналом, о сериале, который разошёлся на цитаты, мемы и режиссёрские решения? Но ладно, опустим мою большую нелюбовь ко вступлениям.

«Что это? Почему они теперь в современности? Почему Холмс теперь выглядит как эпатажная выдра? Что в углу постера забыл логотип первого канала?» — это несколько основных вопросов, промелькнувших у меня в голове, когда я абсолютно случайно наткнулся на этот сериал по запросу «Шерлок Холмс смотреть онлайн» (не спрашивайте). Однако все сомнения улетучиваются примерно на 3-ей минуте первой серии, когда ты внезапно начинаешь смотреть ЭТО уже не вполоборота, за неделю уже досматриваешь третий сезон взахлеб, затем идёт ломка по семипроцентному раствору дедукции (которая на деле вообще индукция, но всем уже плевать) в течение года до какой-то рождественской-викторианской серии, а потом спустя ещё год невзначай смотришь три серии 4-го сезона. Всё это подводит к вопросу: «Так что же делало сериал таким особенным?».

НЕМНОГО ИСТОРИИ В ИСТОРИИ

Как ни странно, из десятков фильмов на одну и ту же тему зрителям запоминается не тот, что достовернее всех отобразил оригинал, а преобразовал его во что-то запоминающееся. Так из всего изобилия экранизаций Холмса наиболее значимый отпечаток в сердцах фанатов оставили «Шерлок Холмс и голос ужаса» 1942-го, где уже придумали запихнуть викторианских героев в настоящее время для борьбы с нацистами, «Частная жизнь Шерлока Холмса» с подводными лодками, лох-несским чудовищем и гейскими шутками про Холмса с Ватсоном и серия экранизаций с Джереми Бреттом, исполнившим роль гениального сыщика с настоящей одержимостью, что наравне с его биполярным расстройством и свело его в могилу. Также не стоит забывать про уже наш культовый сериал с Ливановым, который я, правда, смотреть в силу эмоционального барьера не в состоянии, как и любой другой советский фильм, но всё равно снимаю шляпу перед создателями.

Так почему, учитывая то, что я написал вначале, в сердце фанатов не оставил такой же отпечаток «Шерлок Холмс» Гая Ричи, уж кто-кто, а он точно наиболее выделяющийся. Неужели не хватило британского колорита? Ну… да. Суть в том, что Гай Ричи не снимал кино про Шерлока Холмса, он снимал кино про чувака из фильма Гая Ричи, пусть и со сверхинтеллектом. Я не говорю, что это плохо. Наоборот, получился отличный фильм, но смотреть его нужно в контексте фильма Гая Ричи, а не экранизации книг Канон Дойла.

ИДЕЯ, ДЛИННОЮ В ЖИЗНЬ

Знакомство Стивена Моффата с Шерлоком Холмсом произошло прямо, как я люблю: косо-криво, но как-то сработало. Так, ещё маленький Стивен зашёл в комнату с шумящим телевизором, на котором показывали «слишком страшную» «Собаку Баскервилей», перепутал Холмса с Ватсоном, потому что тот показался ему умнее, а потом пошёл в кровать под жуткий вой собаки. И всё же он хотел узнать: кто такой этот детектив? К сожалению, в магазинах книги про него не продавались, а ближайшая библиотека находилась где-то на отшибе. Когда к нему наконец-таки попал «Этюд в багровых тонах», описываемый метод дедукции и дружба главных героев захватили его. Помимо чтения, он увлекался просмотром сериалов, вроде «Доктора Кто», а также написанием историй. Получив степень магистра английской литературы, снова вернулся в школу, но уже в качестве учителя и редактора школьной газеты. Тяга к письму и тут его не захотела оставлять, и он начал записывать все интересные события в своей жизни на бумагу. Позже рука судьбы в виде отца Стивена свела его со съёмочной группой, которая не отказалась от лишнего сценария, что довольно быстро переросло в сериал «Press Gang». Дальше всё пошло как по накатанной: ему предложили быть сценаристом ещё одного сериала, *бац*, и он уже пишет серии для возрождённого «Доктора Кто», *бац*, он уже выступает шоураннером сериала, *бац*, Стивен Спилберг предлагает ему стать сценаристом для его «Тинтина». Куда же можно ещё стремиться?

Книги про Шерлока Холмса стали неотъемлемой частью детства и другого сценариста (Марка Гэтисса) наравне с книгами Диккенса и всё тем же «Доктором Кто». Рос в доме напротив психиатрической больницы, где работал отец. Он просто любил наблюдать за эмоциями и поведением людей и знал, как вести себя с людьми. В колледже публиковал свои полноценные романы в жанрах исторической адаптации (сам без понятия, что это значит) и научной фантастики; организовал комедийное шоу «Лига Джентльменов», поначалу проводившую свои выступления в небольших клубах и прославившуюся в начале 2000-ых. И наконец его пригласили стать сценаристом «Доктора Кто» — ещё одна мечта детства исполнилась. Куда же можно ещё стремиться?

Прямиком в поезд Кардифф — Лондон, чтобы разговорится со своим коллегой по площадке о современном воплощении Шерлока Холмса. Неожиданно энтузиазм захлестнул их обоих, и из поезда они вышли с серьёзной идеей о сериале. BBC однако общего духа не разделила и денег не дала. Так как сценаристы были и так загружены проектами, бороться за идею до конца они не стали. Тем не менее сам Моффат вскоре не выдержал и написал первую версию сценария к первой серии. Даже жену, что в жизни не читала ни одной книги про Холмса, смог своей идеей заразить. В конце концов BBC всё же одобрила пилот «Шерлока», а это, учитывая загруженность Стивена, означало отказ от сценария к «Тинтину» Спилберга, который принял отказ с пониманием и пожелал удачи.

ПЕРСОНАЖИ

Ещё в книгах, несмотря на все прелести дедукции, проявляемой этим персонажем, читатель всё равно осознавал, что Шерлок Холмс — пренеприятнейший тип, в обществе которого долгое время находиться просто невыносимо. В сериале его решили преподнести ещё проще, окрестив высокоактивным социопатом с патологической неловкостью в общении с другими людьми. А избегает он эту неловкость, делая СВОЁ общество невыносимым для других людей. Моффат и Гэтисc, обсуждая идею сериала с BBC, сомневались, стоит ли делать такого противоречивого персонажа центром всего шоу, но потом припомнили одну хромую сволочь (не ту, что в шляпе и пальто, а с щетиной и с тростью) — Доктора Хауса. И действительно, Хаус же просто является менее имбовым и более человечным воплощением Холмса. Даже своего Джона Ватсона имеет, то есть Джеймса Вилсона. Зрители любят противоречивых персонажей, и они полюбили Хауса, несмотря на то, что послали бы его куда подальше уже на второй минуте диалога с ним.
Подходящего актёра для такой роли нашли достаточно быстро. Бенедикт Кэмбербэтч и тогда ассоциировался у публики с амплуа чудака, граничащим с безумцем, вроде Ван Гога и Хокинга. Когда он произнёс свой текст, то смысла продолжать кастинг уже не было, и его тут же утвердили.

Ватсона тоже решили наделить бОльшим характером, чтобы он не просто играл роль невразумительного фона, на котором будет блистать главный герой, а был равным ему. После ранения Доктор вернулся с войны в Лондон, прихватив с собой ещё и хронические боли в ноге. Психолог считает, что его преследуют ужасы войны и посоветовала завести свой блог. На самом же деле Ватсону войны не хватает, а более подходящего выброса адреналина, чем тот, что сочится из дел Шерлока, и не придумаешь. Сам Ватсон привносит человеческие эмоции и дружбу в жизнь Шерлока, что получает своё развитие по ходу сериала.
Актёра на эту роль пришлось поискать подольше. Поначалу в ней видели Мэтта Смита, но он оказался слишком чокнутым (не зря его называют Шерлоком от мира «Доктора Кто»). Они перепробовали кучу актёров; был даже тот, что отлично уловил военный характер Ватсона, но у них с Кэмбербэтчем не выходило той химии, что была нужна сериалу. Когда же Мартин Фриман зачитал свой текст в совместных сценах с Кэмбербэтчем, последний сказал, что Мартин «улучшает его игру». У актёров образовалась идеальная синергия что на экране, что в жизни.

Мориарти Дойла стал первым «умным» злодеем, к которому мы привыкли. Он жесток, но расчётлив и обходителен. Этот образ вышел настолько удачным, что не скопировать его было бы просто преступлением, и именно поэтому создатели «Шерлока» пошли другим путём: переносить что-то без изменений не в их духе. В сериале его решили сделать тем, на кого зритель бы никогда не подумал. Его холодный расчёт решили заменить на психическую неуравновешенность и опустошённость. Его гениальность равна гениальности Шерлока, но у него нет своего Ватсона, и смысл жизни он видит лишь в игре со своим отражением в стильном пальто.
Эндрю Скотта ещё тогда называли одним из самых талантливых актёров Великобритании. Он постоянно импровизировал со своей подачей игры, смотря на реакцию съёмочной площадки, и Стивен с Марком остались в восторге. Публика же приняла его, мягко говоря, неоднозначно.

Но главное не менять свой стиль игры в угоду чужому мнению, не важно, положительное оно или отрицательное. Ты должен играть так, как считаешь правильным, без разницы, какая у тебя аудитория.
-Эндрю Скотт

На самом деле Марк Гэтисс безумно хотел сыграть Мориарти, от чего Моффат его старательно отговаривал, но потом они сошлись на том, что Марк сыграет Майкрофта Холмса, чей образ сценаристы взяли из своей любимой «Частной жизни Шерлока Холмса». Брат Шерлока состоит на службе у британского правительство, и подчас он сам является британским правительством. Несмотря на сложные отношения с братом, старший Холмс заботится о нём. Всё, что он желает — заставить Шерлока перестать быть непредсказуемым, «потенциальным источником проблем».

СЪЁМКИ

Снимать на знаменитой Бейкер-Стрит было просто невозможно из-за вездесущих табличек, указывающих на Шерлока Холмса, а при виде команды с профессиональным оборудованием по мановению руки улица заполнялась прохожими. Так что снимать решили на Норт-Гоуэр-Стрит, где началась битва с интерьером квартиры героев. В итоге решили остановиться на околовикторианском стиле. И всё же в пилоте сериал выглядел слишком невыразительно и оставлял мнимое ощущение ошибки, а съёмки полноценного первого сезона стали удачной попыткой №2.

Первое, что пришлось учитывать — это новый формат. Теперь это не те же серии Хауса по 40 минут-час, а настоящие полнометражные фильмы по полтора часа, а когда дело касается фильма, то тут нужен совершенно другой подход к сценарию, времени отдельных сцен и к отдельным деталям. Так, в первой серии решили больше времени уделить взаимоотношениям и знакомству главных героев, нежели детективной части.
Для того, чтобы обходить различные проблемы реализации отдельных сцен, как и в многобюджетных фильмах с хорошей командой, они принялись выкручиваться. Например, ирюк вытеснением изображения для склейки кадров разных мест для съёмок, которые при помощи магии кино смотрятся как одно место, снятое одним дублем.

Режиссёр хочет снимать через дверной проём, а там с наружи нет перегородки. Одного делать не стоит — обращаться к режиссёру и объяснять ему, что снять по его замыслу невозможно, потому что дверной проём не отделан. Вы в любом случае говорите: Ладно, сделаем. За десять минут. Надо разыскать где-нибудь кусок перегородки"

На съёмки решили пригласить режиссёра «Счастливого Числа Слевина» Пола МакГигана. Именно он решил загвоздку с донесением мыслей Шерлока до зрителей: сценаристы наотрез отказывались от закадрового голоса, так что Пол предложил показывать его наблюдения в виде всплывающего текста на экране; так же решили поступить и с смсками.

Проблема пришла от pr-компании, которой не было (бюджета на неё просто не осталось), BBC поставило условие о продолжении съёмок лишь при достижении отметки в 4 миллиона зрителей. Когда премьера серии состоялась Стивен через час открыл Твиттер и увидел, что Бенедикт, Мартин, «Шерлок» были в трендах по всему миру, а число зрителей первой серии составило 9,2 миллиона человек.

Я не перестану твердить (и это особенно забавно, учитывая то, что я ни разу не писал об этом в блогах на SG) о том, что музыкальное сопровождение — одна из самых важных вещей в кино, сериалах и видеоиграх. Грамотный композитор способен направить эмоции зрителя в нужное русло получше некоторых режиссёров. И Девид Арнольд со своей задачей отлично справился.
Также в серии «Скандал в Белгравии» впервые появился момент игры Шерлока на скрипке. Конечно, можно было бы поставить фанеру, но Бенедикт не был бы Бенедиктом, если бы не выучился игре на скрипке за три занятия.

В плане адаптации в сериале обыгрывается множество моментов из произведений Дойла: от простых подтруниваний над памятью писателя, из-за которой он забывал, куда же всё-таки прилетела пуля Ватсону, или, как зовут Грега Лестрейда, до переноса целых фраз и сцен из книг, причём «Шерлок» всё равно является самостоятельным произведением. В этом и есть его преимущество над всеми дословными экранизациями — ты можешь прочесть все книги Дойла от корки до корки, но сценаристы всё равно будут вертеть тобой как хотят. В том числе и благодаря клиффхенгерам в конце каждого, блин, сезона (кроме четвёртого).

Благодаря сериалу Бенедикт и Мартин стали звёздами мировой величины, их стали останавливать на улице и звать на различные роли в Голливуде. Контракты на продлённые сезоны подписывались, а съёмки откладывались. Вот и прождали мы 4-ый сезон до 2017-го года, который приняли далеко не так радужно как предыдущие. Этому послужил целый ком из субъективных и объективных проблем для зрителей. Во-первых, съёмки слишком сильно затянули, что не самым положительным образом отражалось на ожиданиях. Во-вторых сам Моффат параллельно шоуранил уже шестой подряд сезон «Доктора Кто» и начал потихоньку исписываться, в результате чего и «Шерлок» уже не казался таким острым и продуманным. В-третьих 4-ый сезон не мог предложить ничего нового, кроме как не оправдавшегося клиффхенгера из конца 3-го, особенно учитывая то, что многобюджетных сериалов с малым количеством серий и крутым сценарием стало в разы больше.

В итоге получается какой-то неприятный осадок от финала. Но время идёт, люди об этом забывают и начинают всё больше вспоминать первые сезоны. Давайте не будем забывать, благодаря успеху чего у нас сейчас полно этих многобюджетных малосериек, благодаря чему текст сообщений в фильмах появляется на экране, благодаря чему стало популярно стильное чёрное пальто, которое в Красноярске всё равно не достать!
Вот написал я этот блог, и знаете что? После того как закончу пересматривать всего «Доктора Кто», я сразу засяду пересматривать «Шерлока»… а потом «Доктора Хауса»… и «Пиратов Карибского Моря», и всю Киновселенную Марвел. Кстати, отличная тема для блога…


Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также