Сегодня Netflix — это один из крупнейших поставщиков сериалов и телевизионных фильмов в мире. Netflix стал сервисом по подписке с собственной мультимедийной продукцией, когда это еще не было мейнстримом. Сейчас дела у этой американской компании идут замечательно (достаточно просто посмотреть на скорость роста её акций), но так было далеко не всегда. В этой небольшой статье мне бы хотелось рассказать читателям о нелегком восхождении этой американской компании на международную арену.
I. Гений, миллиардер, плейбой, филантроп. С чего начинал Рид Хастингс?
Уилмот «Рид» Хастингс, основатель компании, родился в Бостоне в 1960 году. По достижению 20 лет он поступил на службу в Корпус морской пехоты США. Одновременно со своей военной карьерой Хастингс закончил Боудин-колледж и до 1985 года преподавал высшую математику в ведущем высшем учреждении в Свазиленде, маленьком королевстве в Южной Африке. Отслужив, Уилмот решает продолжить свое образование. Ему не удается поступить в привилегированный Массачусетский технологический институт, однако его принимают в также достаточно известный и почетный Стэнфордский университет. В 28 лет он получает степень магистра компьютерных наук. После этого Рид Хастингс стал одним из ведущих работников Adaptive Technology. Однако уже в 1991 году он покидает эту компании для того, чтобы создать свою собственную. Основанная в октябре того же года компания Pure Software специализировалась на разработке Программного Обеспечения для диагностики и ликвидирование ошибок. Рид признается, что на бизнес решился достаточно легко и проворачивал всяческие бизнес-авантюры для его продвижения. Однако нехватка опыта на посту главного директора привела к тому, что в 1997 году его компанию поглотила Rational Software, после чего Pure Software потеряло почти половину всех акций. Спустя пару месяцев Уилмот ушел из собственной компании вместе со своим другом Марком Рэндольфом. В этом же году Хастингс инвестирует 2,5 миллиона долларов в свой новый проект — Netflix. Идейным вдохновителем для нового стартапа Рида выступил еще молодая на тот момент компания Amazon. Идея, лежавшая в основе Netflix образца конца двадцатого века, была придумана Уилмотом и Марком во время длительных поездок до штаб-квартиры Pure Software, когда та еще не была под эгидой Adaptive Technology. Эти двое провели интересный эксперимент, тем самым протестировав концепцию продажи и аренды DVD-дисков по почте. Марк отправил компакт-диск в дом Хастингса. Когда же посылка дошла до её адресата в целости и сохранности, они решили создать сервис для проката и продажи DVD по США.
29 августа 1997 года была зарегистрирована никому еще тогда неизвестная компания Netflix.
II. Краткая история Netflix.
Причиной успеха молодой компании Netflix были её удача и дальновидность. Рид, на удивление почти всех своих будущих конкурентов, сконцентрировал свой взгляд не на раскрученных видео-кассетах VHS, а DVD-носителях, дальнейшая судьба которых на тот момент была под большим вопросом.
Лишь 14 апреля 1998 года компания в составе 30 человек начала свою работу. Каталог состоял всего из 925 дисков, доступных через модель с оплатой за аренду. Неделя проката стояла 4$ и 2$ за доставку, затраты на обратную посылку фирма брала на себя. На странице сайта публиковались рецензии на новые фильмы, анонсы премьер и «острые» новости.
В 1999 году, когда штат компании вырос почти в 4 раза, а каталог насчитывал более 250 тысяч видео, была введена концепция ежемесячной подписки, а также появился специальный отдел, задачей которого была проверка состояния дисков.
В начале 2000 года руководство Netflix все таки решилось отказаться от модели с одноразовой арендной платой. В то время не у многих были DVD-плееры, поэтому Netflix заключили выгодную сделку с известным японским производителем Toshiba. Теперь каждый покупатель плеера мог бесплатно взять в прокат три диска. Этот контракт сыграл на руку обеим компаниям. В этом же году Netflix хотела купить своего конкурента «Blockbuster», однако сделка была отклонена.
В 2002 году Netflix была добавлена в список биржи NASDAQ. 29 мая компания провела первичное размещение акций, выставив на продажу 5,5 млн обыкновенных акций по цене 15$ за одну. По той же цене 14 июня компания продала 825 тысяч дополнительных акций.
После столь существенных убытков в 2003 году компания Netflix опубликовала свою первую прибыль.
В 2004 году Марк Рэндольф, второй основатель Netflix, покидает компании по личным причинам.
В 2005 и 2006 годах карьера компании после сокрушительного 2002 года и ухода одного из членов её правления наконец пошла на поправку. В среднем, за сутки Netflix отправляла примерно один миллион дисков.
В 2007 году Netflix стала расширять свой бизнес за счёт внедрения потокового вещания, при этом сохранив службу проката дисков DVD и Blu-Ray.
В 2010 году потоковое вещание стало доступно в Канаде, что позволило компании выйти за рамки домашнего рынка.
В 2011 году Netflix начала производить собственный оригинальный контент для подписчиков сервиса.
В феврале 2013 года дебютировала политическая драма «Карточный домик» с Кевином Спейси, которая положила начало огромному количеству собственных шоу.
В 2014 году произошел глобальный ребрендинг фирмы, который включал в себя новый логотип и пользовательский интерфейс веб-сайта.
В 2015 году сервис стал по подписке в Новой Зеландии, Японии и Австралии.
6 января 2016 года — на мировой выставке электроники CES, ежегодно проходящей в Лас-Вегасе, Рид Хастингс анонсировал запуск сервиса в 190 странах мира. Сервис не доступен лишь на территории Крыма, КНДР, Сирии и Китая.
В феврале 2017 года Netflix с BMG, которая будет контролировать права за пределами США на музыка из исходного контента компании. В апреле того же года, к большой радости китайских любителей сериалов и фильмов, Netflix заключила контракт с Baidu. Это позволило распространять оригинальный продукт компании на территории Китая.
III. Причины успеха Netflix.
— Дальновидность руководства на тренды будущего
— Хорошая аналитическая работа с данными пользователей
— Смелые эксперименты с форматами
— Стремление выйти на международный кинорынок
— Создание собственного оригинального контента
— Удачность первоначальной модели, которая дала старт новой
— Ловкое предпринимательство в 2000-х годах
— Выгодные контракты с другими компаниями
— Хорошо выверенный маркетинг
— Отсутствие страха к коренным изменениям
— Обеспечение правильного стратегического контроля
— Анализ кинорынка
— Преимущество идей над идеями конкурентов
Лучшие комментарии