12 декабря 2018 12.12.18 15 62K

Королева автоспорта. Вводный курс в мир Формулы 1.

+24

В каждом деле, ремесле, задаче есть своя вершина. Иногда она может быть определена нечетко. Как, например, Оскар для людей кино. Это признание, но существует ещё очень много других премий. В спорте немного проще, там есть Олимпиада, с авторитетом которой спорить сложно. Но всё равно можно. При желании.

Так и в автоспорте. Есть огромное количество разных серий, разных гонок, каждая считает себя трушнее и лучше, и все они в принципе правы. Но королевой автоспорта называют только одну. Все её ругают за предсказуемость и раздутые бюджеты, приводят миллион проблем серии. Большим цирком её называют тоже не просто так. Но всё равно, каждый пилот мечтает гоняться именно там.

Для кого предназначена эта статья? Для людей, которые не знают о формуле 1, которые слышали про неё и для тех, кто хотел разобраться в том, как это устроено, но запутался. Здесь будет небольшая историческая справка и простыня о том, как формула 1 устроена на данный момент. Также, чтобы было менее скучно, кое где я буду оставлять свои предвзятые истории и комментарии. Изначально была мысль сделать эту статью в видеоформате, перемежая рассказы записями из F1 2017, вроде как наполовину обзор и наполовину подкаст. Однако, позже было принято решение материалы разделить. Обзор имеет видеоверсию и уже лежит отдельной записью в блогах.
F1 2017. Впервые на Формуле 1?

Отдельная просьба. Всем, кому зашел этот, и предыдущий материал про Ле-Ман. Рассказывать про гонки можно очень долго. Мне не помешали бы наводящие вопросы, хочется понять, что читателю наиболее интересно. И вести рассказ уже об этом.

История

Предтечей чемпионата являются различные, в основном европейские, соревнования автомобилей с открытыми колесами. Прямым предком считается Чемпионат Европы по автогонкам Гран-При, который проводился в 1930е. Само же название Гран-При традиционно для европейских гонок. Так назывались призы, которые гонщики могли получить в самой крутой и элитной гонке, организовываемой каким-либо автоклубом. Естественно, что поначалу разных клубов было великое множество, как и гонок с названием Гран-При. Первой такой гонкой считается Гран-При По (Pau Grand Prix), который прошел в 1901.

Город По. Умели они тогда выбирать место для гонки.

Впоследствии эти гонки объединялись в разные региональные чемпионаты а название Гран-При прочно закрепилось и стало синонимом для большой, дорогой и пафосной гонки. Многочисленные попытки объединить самые крутые гонки в один чемпионат закончились в 1941 году. Ещё перед войной автоспортивные клубы-участники соревнований договорились о введении единого чемпионата мира, но все эти планы разбились о вторую мировую. После войны договариваться пришлось заново, международная автоспортивная федерация представила чемпионат Формулы-А в 1946 году, который и стал потом формулой 1.

Чемпионат 1950, Нино Фарина за рулем Феррари.

Первый чемпионат прошел в 1950 и объединил 7 гонок. Первым чемпионом мира стал Джузеппе «Нино» Фарина. Однако, до единого чемпионата было ещё очень далеко. Продолжало сохраняться огромное количество параллельных серий гонок, претендующих на статус чемпионата мира, гонщики могли выступать в некоторых гонках, могли просто покупать машины и выезжать на них на старт. Чемпионат приходил к современному виду долго. Сначала в 1958 появился командный зачет для автопроизводителей, кубок конструкторов, позже уточнялись правила и технический регламент.

Первый чемпион Формулы 1 Нино Фарина. Прославился, как и Гагарин, тем что стал первым. А ещё тем, что больше чемпионом не становился. Известен ужасным характером и фанатичной жаждой победы, мог подрезать или намеренно врезаться в соперников. И это в те времена, когда слово «безопасность» в автогонках уже появилось, но люди ещё не очень разбирались, что это вообще такое. Несколько гонщиков погибли по его вине. Также стоит отметить его родство с основателем Pinifarina Джованни Фариной. Это если что одно из самых известных кузовных ателье.

Главной вехой на пути перехода формулы 1 к текущему виду стала борьба организаций FISA и FOCA. Результатом этой борьбы стало введение такого документа как «Договор согласия», коммерческие права были окончательно отделены от спортивных, организация гонки как мероприятия стала зоной ответственности одной определенной организации, как автоспортивного события другой. Все успокоилось. Ну по меркам формулы 1 успокоилось. И в итоге пришло к современному виду.

Даже если вы далеки от мира автомобилей, скорее всего вы обращали внимание на то что машины Ferrari почти всегда красные. Вроде как традиционный цвет. А может вы даже слышали про такой цвет как British Racing Green. А может вы слышали, что машины Mercedes называют серебряными стрелами. Всё это пошло из тех времен, когда гонки только зарождались. Сейчас машины красят в цвета спонсоров, но тогда за каждой страной были закреплены свои цветовые схемы.

Ходят легенды, что машины серебряными стали из-за того, что однажды машина Mercedes не укладывалась в регламент по весу, и было принято волевое решение ободрать краску до голого металла.

Чемпионат

Полное название — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами. По сути Formula 1 это название типа автомобилей, которые в нем участвуют. Существует множество чемпионатов автомобилей с открытыми колесами, формула 2-4, национальные формулы, но все они как правило являются подготовительными, младшими по отношению к вершине. Исключение составляет разве что Индикар, американский чемпионат, с множеством своих особенностей. Исключая его – Формула 1 это вершина мирового автоспорта.

Чемпионат является ежегодным, где каждый год называется сезоном и называется по году проведения, например «сезон 2008 года». Сезон состоит из отдельных этапов – гонок, которые проходят в разных странах и называются по принципу Гран-При + называние страны. Иногда, в одной стране может проходить несколько гонок, тогда появляются странные названия вроде Гран-При Европы. Число гонок в сезоне варьируется, но как правило с годами только растет. В самом первом сезоне их было семь. Сейчас их 21. И судя по всему это не предел, хотя и уже близко к нему.

Календарь этапов Formula One на 2018 год

Первым десяти финишировавшим в гонке пилотам начисляются очки по схеме 25 за победу и 18-15-12-10-8-6-4-2-1 за соответствующие места. Каждый сезон разыгрывается два трофея, один это титул и кубок чемпиона мира, личный зачет пилотов. Кубок переходящий и на нем выгравированы все имена предыдущих чемпионов мира. Титул это главное стремление каждого пилота.

Второй трофей это Кубок Конструкторов. Зачет среди участвующих команд-конструкторов. Команды точно так же получают очки за обоих своих пилотов. Иногда, в связи с особыми обстоятельствами очки пилота могут не идти в зачет команде, например в случае технической дисквалификации команды, в таком случае очки команды обнуляются но аналогичные очки у пилота остаются.

Промежуток между последней гонкой и первой гонкой нового сезона принято называть межсезоньем. Во время него ведется разработка и доработка машины и испытания. Официально стартом сезона считается первая гонка, но фактически стартом являются первые предсезонные тесты и предшествующие им презентации командами их новых машин, из чего они обычно делают настоящее шоу. В межсезонье как правило очень тихо, мало новостей и поводов для слухов. Но бывают и исключения, например, большое спасибо Нико Росбергу, за межсезонье 2016-17.

Конкуренция в формуле 1 просто бешеная. Мест мало, и как правило все они заняты. Поиск работы для пилота происходит не в межсезонье, а задолго до сезона. Это отдельная история. Важно то, что к концу сезона все места на следующий как правило уже заняты.

Последние чемпионаты интриги было мало — Мерседес построили машину, которая выигрывала гонки в доминирующем стиле. Пилотами команды на 2016 год являлись Льюис Хэмильтон и Нико Росберг. Льюис, чернокожий парень из Лондона, поднимавшийся с низов, на момент прихода в Мерседес уже был чемпионом мира. Нико — сын чемпиона мира Кеке Росберга, золотая молодежь. Соперничали они с того момента как начали ездить вместе в картинге и вот оказались в одной команде. Льюис считается гениальным гонщиком, Нико не очень. И первые два чемпионских сезона Льюис и выиграл. Однако Нико в третьем подряд сезоне навязал ему очень жесткую борьбу, так что до последней гонки не было понятно, кто станет чемпионом на этот раз. Господи, я будто сюжет аниме пересказываю. Как понятно по фотографии, Нико завоевал свой титул. Драмы было много. Но основная была в том, что через шесть дней после этого он объявил о том, что уходит из спорта. И тут обосрались все. Мерседес, у которых был подписанный контракт с Нико, хорошим пилотом который их устраивал. И которым срочно пришлось искать нового пилота. А у всех уже подписаны контракты. Обосрались гонщики, потому что резко освободилось место в самой сильной машине, а у всех уже есть контракты. Журналисты обосрались скорее от радости. В межсезонье обычно скучно, а тут миллион поводов для обсуждения.

Одна из причин любить формулу 1. Даже если всё кажется очень скучным, никогда не знаешь, что произойдет в следующий момент.

Во время тестов команды могут использовать странные конструкции для улучшения автомобилей. Конкретно эта — для исследования воздушных потоков.

Согласно спортивному регламенту в августе есть три недели, которые называются летним перерывом. Перерыв был введен для того, чтобы дать сотрудникам команд отдохнуть. Во время перерыва также должен быть двухнедельный период, во время которого работа на базе команды полностью прекращается, разрешено только обслуживать механизмы и убираться.

Видео выпущено командой Red Bull Racing в ознаменование летнего перерыва

 

Команды

Участие в соревновании принимают команды, они также называются конструкторами. Или конюшнями, как дань уважения старейшей команде Феррари, которую её создатель Энцо Феррари назвал Scuderia. Что собственно и значит, конюшня. В задачи команды входит создание машины и её гоночное обслуживание. Ошибочно думать, что вся заслуга по выигрыванию гонок лежит только на гонщике. На команде лежит ответственность за конструирование и постройку машины, по тому, чтобы доставить инженеров с техникой на каждую гонку, анализ огромного количества данных по поведению, техническое облуживание – все лежит на них. В гонках учувствует по две машины от каждой команды. Сумма очков, заработанных пилотами на этих машинах идет в копилку команды, по их количеству определяется победитель в командном соревновании, Кубке Конструкторов. В сезонах 2018 – 2019 принимает участие 10 команд.

Это больше похоже на особняк Мстителей, чем на автозавод. База McLaren.

Команды, на данный момент выступающие в чемпионате:

Лидер чемпионата. Концерн Мерседес выкупил команду у Росса Брауна и в 2010 провел первый сезон. При смене регламента на двигатели в 2014 умудрились построить и отличный мотор и машину. Что привело в итоге в одим из самых скучных сезонов в истории. К примеру, в 2016 Мерседес НЕ выиграли только две гонки из 21. Сейчас ситуация пободрее, но всё равно именно Мерседес являются фаворитами. Самые большие бюджеты, самый большой штат и пять чемпионств и кубков конструкторов подряд.

Самая старая, самая традиционная, самая титулованая, выступает с 1950, то есть с самого начала. В Италии почитание команды больше походит на религиозное поклонение. Обратная сторона медали, когда у команды что-то не ладится, собственные же фанаты её разберут по кирпичу. легендарыне красные машины, легендарный Михаель Шумахер. Много пафоса. В последние годы навязывает борьбу Мерседес, иногда даже успешно.

Спонсорский проект производителя энергетической газировки. Раньше у них были спонсорские контракты с другими командами, но впоследствие было принято решение купить собственную. Выиграли 4 кубка конструкторов и чемпионств подряд с 2010 года. В последнее время отчаяно пытаются вернуться на вершину, даже выигрывают некоторые гонки. Также известны своей молодежной программой поддержки пилотов.

Команда концерна Рено. Также является поставщиком двигателей. Добавить нечего. Кроме того, что за три сезона с предпоследних мест уверенно рвутся вперед.

Американская команда под руководством машиностроителя Джина Хааса. Его команды успешно выступают в Индикаре, и видимо было желание занять место и формуле 1. Имеют серьезное техническое партнерство с Феррари, но от роли вспомогательной команды решительно отказываются.

Боль и унижение. Когда-то великая команда, еще 10 лет назад выигрывавшая чемпионаты. Несколько лет назад заключили техническое партнерство с Honda, а те построили просто ужасный двигатель, без мощности и надежности. Из-за технических проблем было множество сходов, а скорость не давала никаких возможностей бороться за нормальные позиции. В отчаянии перешли на двигатели Рено, но похоже разучились строить машины, точно такй же двигатель привозит Red Bull на подиумы, а МакЛарен дай бог в десятку. Ждем и надеемся.

Когда-то была куплена индийским миллиардером Виджаем Мальей для прославления своей страны. Долго каталась в хвосте, однако в последние несколько лет занимает стабильное четвертое место. Считается лучшей командой по соотношению расходуемые средства/результат. В последнее время, к сожалению, именно бюджеты её и подкосили. На Малью завели дело а команда была продана канадскому магнату Лоуренсу Строллу, который посадит гоняться своего сына Лэнса. На данный момент находится в состоянии переименования, непонятно под каким именем будет выступать дальше. Также известна своим розовым цветом, в который покрасилась заключив спонсорский контракт с фирмой по очистке воды BWT. Было много вайна, но мне кажется что розовая машина даже неплохо смотрится.

Старая и очень частная команда. Терпела в последние годы много лишений, но год назад заключила контракт с Ferrari, в результате приобрела подзаголовок Alfa Romeo, гоняются в команде молодые пилоты от той же Феррари а многие технические компоненты предаставлены тоже красными. Как побочный эффект — результаты сильно улучшились. Но похоже все идет к тому, что команда перестанет быть частной, а будет обкаточным полигоном для Феррари.

Команда сателлит Red Bull. Обычно в ней ездят молодые пилоты, которых не хочется сажать сразу в машину с амбициями. Для набора опыта. Или снятия напряжения.

Некогда легендарная чемпионская команда, из-за ошибок в проектировании машины скатилась. В 2018 заняли последнее место, что очень жаль. Ждем и надеемся, но не рассчитываем. Также, там в последний год ездил пилот из России Сергей Сироткин.

Машины

На заре подобных соревнований на старт могли выходить пилоты-частники, просто купившие определенную машину, разница между дорожным автомобилем и гоночным болидом была невелика. Сейчас все выходящие на старт машины должны быть разработаны и построены командами. В регламенте четко прописано, какие запчасти могут быть куплены командой, но есть определенная база, которую команда должна разработать самостоятельно, для того чтобы называться конструктором, и соответственно, претендовать на трофей в командном зачете – Кубок Конструкторов.

Для успешных выступлений по ходу сезона мало построить быструю машину. В зависимости от своих возможностей каждая команда обновляет различные детали по ходу сезона, пытаясь улучшить результаты машины. За счет доработок по ходу сезона машины, как правило, становятся к концу чемпионата быстрее, чем вначале. Таким образом команда может хорошо стартовать в сезоне, не справиться с развитием машины и сдать позиции. Или допустить фундаментальную ошибку в проектировании, которая не даст развивать машину и фактически поставит крест на всем сезоне. А может и наоборот, сделать эффективные обновления и улучшить свое положение. Соперники не дремлют, и поэтому сезон обычно напоминает гонку вооружений. Все пытаются привезти свои новинки, а ещё сделать так, чтобы их не подсмотрели конкуренты, а в совсем идеальном варианте подсмотреть у них что-то самим. Если не удастся скопировать, то как минимум можно подать протест на спорное техническое решение, что для конкурента в самом худшем случает может обернуться дисквалификацией.

Правила касающиеся разработки машины не касаются двигателя и коробки передач, они считаются обособленными элементами и на них распространяются свои правила. Разработка двигателя это отдельная большая работа, которой обычно занимается отдельное подразделение. Большие команды имеют собственные отделы разработки и называются заводскими. Команды, которые используют моторы не собственного производства называются клиентскими. Преимущество заводского статуса в том, что подразделение мотористов и инженеров-конструкторов принадлежит одной компании, или имеет эксклюзивное партнерство в случае Red Bull-Honda, благодаря этому инженеры имеют больше эксклюзивной информации и работают быстрее и эффективнее. Заводские команды также как правило получают обновления раньше, чем клиентские. В случае же с клиентским статусом, команда просто не тратит огромные деньги на разработку собственного мотора, а просто его покупает.

Структура и компоненты двигателя.

Идеология гоночных машин в том, что строятся они для максимального результата, а не для надежности, как серийные. Из-за этого многие компоненты подвержены ну просто невероятному износу. Самый важный это конечно двигатель. Немыслимо для серийного автомобиля менять двигатель каждые 3-4 месяца. А стоит каждый двигатель миллионы евро. Поэтому, изначально в целях экономии и ограничения бюджета команд были введены ограничения на количество используемых компонентов двигателя. В текущем сезоне принята норма в 3 компонента каждого типа. За превышение этого лимита гонщик наказывается штрафными позициями на старте гонки. За смену каждого прибавляется 5 позиций от места, на котором гонщик квалифицировался.

Поскольку от самой машины зависит очень много, очень важно пытаться придумать что-то новое, что может дать большое преимущество в гонке. История Ф1 помнит много случаев, когда одна команда додумывалась до чего-то экстраординарного и получала таким образом очень серьезное преимущество. Техническое решение, разумеется, должно удовлетворять регламенту, а поскольку регламент очень подробный, такие новшества сейчас могут возникать за счет вольной трактовки правил, или тем более трактовки спорных моментов регламента. Области тех регламента, в которых допустимы подобные фокусы называются серыми зонами правил. И введение новинки в такой ситуации проходит по одной схеме с небольшими отклонениями. Одна команда придумала что-то новое и поставила на машину. Остальные команды наблюдают. Если выясняется, что новинка дико эффективная, начинается волна вскукареков о том, что дескать не соответствует она техническому регламенту. И тогда ФИА начинает расследование. Исходы могут быть разными, от признания нововведения легальным, и тогда его так или иначе постараются скопировать все, либо нелегальным, тогда новинку как минимум попросят снять, а как максимум аннулируют результаты, которые были поставлены с применением спорной детали.

Гонщики

Даже самая лучшая машина без гонщика не поедет никуда. Гоняться пилоты начинают с картинга и поднимаются из серии в серию. Чемпионаты, из которых гонщики набираются в формулу 1 называются гонками поддержки, зачастую их этапы совпадают с этапами F1 и проходят параллельно.

Классическая Формула-3

Для того, чтобы гоняться на самом высшем уровне нужно доказать свои способности. И речь не о том, что он должен ездить быстро, это и так понятно. У каждого гонщика должна быть лицензия на то, чтобы выступать в гонках, фактически такие водительские права, доказательство того, что гонщик не будет устраивать аварии и заниматься прочими вещами, которыми можно заниматься любителям, а не профессионалам. Лицензия для гонщиков Ф1 называется Суперлицензия, чтобы получить её нужно иметь действующий контракт с командой, выступающей в чемпионате, а также иметь достаточное число баллов. Баллы зарабатываются в младших гонках серии. Просто так прийти с улицы и сесть в машину не получится.

При этом заработать суперлицензию не бывает достаточно. За нарушения пилотам могут начисляться штрафные баллы, от одного до трех в зависимости от серьезности нарушения. Баллы сгорают через год после их получения, а накопивший целых 12 получает главный приз – дисквалификацию на одну гонку. Пока что такую награду получил только один пилот – Ромен Грожан.

За такие приколы Грожан и заработал дисквалификацию.

Преимущественно гонщиками являются мужчины. Это связано и с тем, что очень долгое время автомобили это был мужской клуб, и начать гоняться девушкам было в разы сложнее. Помимо этого, гонки это сверхконкурентная среда, и из без того малого количества девушек до вершины доходят лишь единицы. Но доходят.

В плане подготовки гонки мне напоминают балет или фигурное катание. Потому что гоняться будущие пилоты начинают очень рано, с десяти лет, и должны посвятить этому почти всю свою жизнь. Конкуренция в автоспорте просто невероятная, и очень многих эта машина просто перемалывает. Помимо этого, сейчас мало просто быть очень быстрым. Автоспорт был очень дорог всегда, продвижение по спортивной лестнице может затормозиться просто из-за недостаточного финансирования. А на подходах к формуле 1 очень желательно чтобы за спиной пилота стояла или огромная корпорация, или просто частные спонсоры, которые принесут команде которая его нанимает такие нужные денежные ресурсы. Иногда, и это очень грустно, выбор команды может быть сделан не в пользу быстрого, а обеспеченного пилота. В совсем вопиющих случаях происходит впечатление что человек просто купил себе место. А если его гоночные способности недотягивают до того, чтобы пилота можно было уважать, фанаты клеймят такого гонщика прозвищем «рента-драйвер», или просто рентач.

Трассы

Трассы делятся на регулярные автодромы и городские треки. Регулярный построен как отдельное сооружение со своим дорожным полотном, административными зданиями и прочим. Может иметь частного владельца, как и всякая отдельная постройка. Городские прокладываются по реальным улицам и фактически существуют только в дни гонки. Для временных городских трасс трибуны и здания возводятся временные, которые так же быстро и разбираются. Частного владельца такие автодромы не имеют, как и улицы города он принадлежит местному муниципалитету. Регулярные автодромы функционируют в течение года, могут принимать различные гонки ил и устраивать трек дни для всех желающих. Также они могут блеснуть собственной архитектурой. Впрочем, городские обычно выделяются сложным рисунком трассы и архитектурой окружающего их города.

Междунароный автодром Сепанг, Малайзия

Очень много трасс построено в последние 20 лет, подавляющее большинство спроектированы архитектором Германом Тильке. Трассы эти сделаны с учетом самых современных требований по безопасности, огромные зоны вылета и мало мест для реального обгона. В большинстве своем фанатами эти трассы признаются скучными. За что иронично именуются тилькедромами.

В основе своей автодром составляют стандартные постройки. Это в первую очередь сам трек, основная трасса на которой проходит гонка. На регулярных автодромах трасса может иметь разную конфигурацию и неиспользуемые участки перегораживаются заборами и прочими ограждениями. На городских трассах перегораживаются улицы.

Гран-При Монако, ярчайший пример городского автодрома.

Вторая важная часть – пит-лейн. Это дублирующий основную часть трассы участок, на котором располагаются боксы команд. Боксы — это место где находится всё инженерное оборудование и обслуживаются машины. У каждой машины они свои, соответственно 2 бокса на команду. Там же и проходят пит-стопы во время гонки. Команды располагаются на пит-лейн в соответствии с результатами в прошлом кубке конструкторов, по порядку от точки въезда на пит-лейн. Также действует ограничение скорости. Это было сделано в целях безопасности. Раньше, когда этого ограничения не было могли происходить интересные случаи, например, Айртон Сенна показал на гран-при Европы 1993 лучший круг, проехав по пит-лейн, поскольку не стал останавливаться на пит-стоп.

Места обитания команд начиная с гаражей называются паддок. Хотя сейчас это больше собирательное название, распространяющееся на все постройки, гаражи, моторхоумы и гостевые дома команд, а также на их обитателей. Паддок это зона, закрытая для посетителей, однако есть возможность купить билет в паддок клуб, дающий право на экскурсию по нему. Здесь проходит всё, подготовка к гонкам, пресс-конференции, деловые переговоры, интриги и прочее всё, там по сути живет в полном смысле слова формула 1 в дни проведения гонки.

Над главной трибуной, которая обычно располагается вдоль стартовой прямой, находятся кабины комментаторов, которые съезжаются со всего мира. Точнее увлекающегося формулой мира. Ещё на трассе есть командный центр в котором заседает дирекция гонки, огромное помещение в котором сидят люди с мониторами и следят за каждым инцидентом на трассе. Оттуда же дается команда на старт и там же работают стюарды, судьи решающие спорные вопросы, например, по наказаниям.

Все трассы, за счет особенностей, подходят каждой команде по-разному. Где-то может быть шанс на победу выше, где-то ниже. Это может использоваться в тактических целях, когда обновления машины, которые неизвестно как сработают, ставятся во время бесперспективных гонок, чтобы снизить риск отказа в гонках, в которых у команды больше шансов добиться успеха. Точно так же это работает и с штрафами, стандартная практика, пожертвовать одной гонкой, поставив новые компоненты сверх регламента чтобы в следующей иметь и новые компоненты, и отсутствие штрафов.

Помещение дирекции гонки. Отсюда осуществляется полный контроль происходящего на трассе, дается старт или остановка гонки.

Организация

Время проведения гонки также называется гоночным уик-эндом. С понедельника начинается приезд команд в паддок и развертывание технических средств. В четверг проходит пресс-конференция, на которой выступают пилоты и иногда представители команд. Перед особыми событиями, например, перед решающей гонкой сезона или в случае ухода какого-то великого пилота на пенсию, формат пресс-конференции может быть изменен. Сама работа на трассе делится на три больших сегмента: свободные заезды, квалификация и гонка.

Свободные заезды это три двухчасовые сессии, во время которых команды осуществляют настройку машин, проверяют работу резины и занимаются прочими подготовительными вещами. Два этапа свободных заездов проходят в пятницу, на Гран-При Монако в четверг, чтобы пятницу можно было занять рекламными мероприятиями. В субботу проходит третья сессия свободных заездов и квалификация, а в воскресенье уже сама гонка.

Иллюстрирует Гран-При Монако. Известная реклама.

 

Квалификация

Когда-то список участников гран-при был очень неоднородным, на старт могли даже выходить машины из других серий. Чтобы заранее отсеять все медленные машины и отранжировать быстрые была введена квалификация. Это часовая сессия, которая проходит за день до гонки, в которой гонщики должны показать лучшее время круга на своих машинах. От того, какое время показал гонщик ему присваивается стартовая позиция в гонке, первая позиция называется «поул» или «поул-позишн». Завоевать его престижно и это является предметом отдельного состязания. Также есть правило 107%. Гонщики, показавшее время большее чем 107% от времени поула признаются медленными и на старт не допускаются. Правило работало в полную силу в семидесятые-восьмидесятые, когда на старт могли выйти 40 машин, чтобы наиболее медленные не портили гонку. На сегодняшний день это скорее формальность, и если какой-то гонщик не показал нужного времени, например, из-за аварии, обычно дирекция гонки разрешает старт с последнего места.

Корни названия «поул» лежат в конном спорте. Ипподром представляет собой овал, а лошади двигаются по своим дорожкам. Очевидно, что чем ближе к центру, тем меньшее расстояние проходит лошадь. Соответственно, выгоднее стартовать как можно ближе к центру. Место старта на самом выгодном, внутреннем круге отмечалось колышком. А самая выгодная позиция поэтому стала называться позицией у колышка – pole position.

Поул не всегда является более выгодной позицией для старта. Поскольку машины стартуют по две с ряда, пусть и с небольшим смещением, важно оказаться на правильной стороне трассы. Так, например, в Японии на гран-при 1990 года Сенна очень долго спорил с организаторами о том, что поул находится на этой трассе с невыгодной стороны, с неё менее удобно было выходить в первый поворот, и она была на грязной стороне трассы.

Квалификация проходит в три этапа, которые сокращенно называются Q1, Q2 и Q3. В течение некоторого времени, от 20 до 10 минут гонщики выезжают на трассу и ставят зачетные «быстрые» круги. Они как правило сильно быстрее чем машина едет в гонке, команды используют специальные квалификационные режимы на машинах, используют более мягкие шины и минимальную топливную загрузку, для облегчения веса. По результатам каждой сессии отсеиваются медленные пилоты, после первого этапа остаются 15 быстрейших, после второго 10. В финале квалификации пилоты борются за распределение по первым десяти позициям.

После квалификации машины отправляются в закрытый парк, где они фактически опечатываются до начала гонки, с ними могут работать только судьи и маршалы. Команде вносить изменения в настройки и конфигурацию машины до начала гонки запрещено. Допускается только замена поврежденных деталей из заранее составленного списка или изменение настроек на гонку, если заранее известно о том, что гонка будет дождевой, а квалификация была сухой и наоборот. Нарушение этого правила возможно или в исключительном случае, когда что-то в машине представляет опасность с разрешения FIA, или по запросу команды, которая в таком случае наказывается лишением позиций на старте. Также, по правилам машины, прошедшие в финальный сегмент квалификации должны стартовать на комплекте шин, на котором они поставили свое лучшее время в втором сегменте. Это накладывает некоторые ограничения на стратегию команды в гонке.

Гонка

Гонка проходит в воскресенье. Время начала меняется, в основном для того, чтобы по европейскому времени, а основная масса фанатов до сих пор европейцы, гонку было можно удобно смотреть. Но свои особенности все равно есть, так японская гонка проходит по московскому времени рано утром, а американские ближе к десяти вечера. По местному времени это обычно светлая часть дня, за редкими исключениями. Так гонка в Сингапуре является ночной, а финальный этап сезона в Абу-Даби начинается ещё при свете а заканчивается уже после захода солнца.

В гонке машины должны преодолеть определенное количество кругов. В зависимости от длинны автодрома число кругов выбирается разное, но подбирается так, чтобы дистанция гонки была примерно 305-310 километров. При этом сама гонка не может длиться дольше двух часов, а общая её продолжительность не может быть больше четырех часов. Звучит запутано, да? Тем не менее разница между понятиями есть. Гонка может быть остановлена по техническим причинам, или из-за очень плохой погоды, или из-за аварии, после которой необходимо привести трассу в порядок.
Гонка может быть возобновлена, тогда машины должны стартовать заново в том порядке, в котором они были на момент остановки гонки. Так вот, машины не могут именно ездить по трассе дольше двух часов, а общее время гонки от момента старта до финиша, включая время, которое машины могут провести в гаражах из-за остановки гонки не должно превышать четыре часа. Это правило было введено после Гран-При Канады 2011, когда из-за чудовищных погодных условий гонка прерывалась несколько раз, а один из таких перерывов составил 2 часа.

За 15 минут до начала гонки машины выстраиваются на стартовой решетке в порядке квалификации плюс штрафы. Машины до начала гонки могут обслуживаться командами, проходят финальные инструкции и настройки. За 15 секунд до прогревочного круга все, кроме пилотов в машинах должны покинуть трассу.

Первый круг является прогревочным, машины проезжают один круг в медленном темпе за машиной безопасности, для того чтобы привести покрышки к нужной температуре. Обгоны на прогревочном круге запрещены. В конце круга машина безопасности съезжает на пит-лейн, а гонщики выстраиваются на решетке согласно своим позициям. Гонка начинается по сигналу светофора. На старте гонки как правило происходит много обгонов и аварий, машины ещё не успели друг от друга оторваться и едут фактически все вместе.

Авария на старте Гран-При Бельгии 2018.

Команды могут осуществлять пит-стопы, остановки для обслуживания автомобилей. На них можно менять шины или заменять поврежденные детали, которые можно заменить быстро, вроде антикрыльев. Согласно правилам, в гонке должно использоваться два разных типа резины. При этом дозаправки запрещены, на каждую гонку положено 105 кг топлива. Ближе к концу гонки его, очевидно, становится меньше, машины становятся легче, что позволяет разнообразить именно тактические шаги. Самый простой пример, поставить на уже лёгкую машину в конце гонки очень мягкие и быстрые шины, и попытаться таким образом опередить соперников. Или наоборот, уйти на обязательный пит-стоп очень рано, поставить твердые, медленные но очень прочные шины и ехать до конца гонки без лишних пит-стопов.

Гонка заканчивается проездом под клечатым флагом. Три первые машины уезжают в специально отведенное место под подиумом, остальные отправляются в закрытый парк. В отдельных случаях, как например конец сезона, победители совершают круг почета по трассе, или могут покрутить пончики на трассе. Далее следует награждение победителей. Причем награждение производят очень влиятельные персоны, даже первые лица государства. Обычно первое место награждает самая большая шишка, тут как повезет, у нас традиционно выходит сам президент, второе место кто-то уровня министра спорта и третье президент местной автоспортивной федерации. Также вручается маленький кубок представителю команды-победителя. В честь победителя звучит национальный гимн страны, которую он представляет, затем звучит гимн страны, которую представляет его команда. Гимн все слушают чинно, а потом начинается традиционное шампанское.

Как уже было сказано ранее, гонка может быть по разным причинам остановлена. Она считается состоявшейся, если лидер заезда преодолел больше 75% предполагаемой длинны трассы. Если меньше, то гонщики получают половину причитающимся им очков. Если гонка была завершена досрочно финишные позиции определяются не так, как если бы гонщики проезжали под клечатым флагом. Порядком финиша в таком случае является положение гонщиков за два круга до остановки гонки.

Резина

Когда я только начал смотреть формулу 1 меня волновал один вопрос. Почему нельзя устроить частные тесты на собственном автодроме, загонять на них машину до позеленения, но таким образом максимально подготовиться к сезону. Впоследствии я нашел два, достаточно сильно связанных друг с другом ответа. Во-первых, это очень дорого, машину просто так никуда не покатаешь, тем более это контролируется FIA. Во-вторых, это бесполезно. Бесполезно, потому что в гонках используется резина, которая недоступна командам вне этапов формулы 1. А аналоги использовать бесполезно.

Для машин, которые едут на пределе технических и человеческих возможностей резина должна быть соответствующей. В формуле 1 используются специально разрабатываемые покрышки нескольких типов. В первую очередь это конечно слики. То есть покрышки без протектора. На ровном покрытии в хорошую погоду именно полностью ровная поверхность колеса обеспечивает наилучшее пятно контакта с асфальтом, а значит и лучший зацеп. Но при малейших осадках это становится опасно. Поэтому существует ещё два типа резины, уже с протектором, промежуточная, для небольших осадков, компромиссный вариант с маленькими канавками для быстрого отведения воды, и дождевые, которые уже имеют сильно больше общего с тем, что ставится на серийные машины.

Разумеется, шины эти рассчитаны не на то, чтобы пять лет ездить без замены. Делаются они из достаточно мягкой резины, что имеет в своей основе два эффекта. Первый – контакт колеса с асфальтом становится сильно лучше, и машина таким образом и лучше держит трассу в поворотах, и разгоняется и тормозит. Второй – из-за мягкости резины такие шины очень быстро изнашиваются. Например, теоретически можно проехать дистанцию гонки на одном комплекте шин. Но они после этого придут в негодность. То есть максимум 300 км и всё. Но благодаря такой производительности и возникают особенности и нюансы использования шин в гонке.

Гладкие шины, слики, различаются между собой по твердости. Разные по плотности составы нужны, во-первых, из-за разницы в условиях проведения различных гонок. То есть одна проводится в жарком регионе или летом, другая осенью, просто при низкой температуре. Во-вторых, различная плотность помогает разнообразить шинную тактику.

Всего на данный момент существует 7 разных по плотности составов шин. На каждую гонку привозятся три из них, два разных типа обязательно использовать в течение гонки. Это значит, что команда должна провести как минимум один пит стоп, чтобы сменить резину. Помимо этого, существует правило, гонщик, прошедший в финальный третий сегмент квалификации обязан стартовать в гонке на том комплекте шин, на котором в этот сегмент прошел. Всё это вместе порождает огромное количество комбинаций.

Есть ещё такой интересный термин как держак. Резина, установленная на машину стирается об асфальт, и в месте где машины ездят чаще, то есть по правильной траектории, этих следов больше. Это слой резины с разных машин, вкатанный в дорожное полотно. Как побочный эффект он увеличивает сцепление машин в месте где этот резиновый слой есть. Он то и называется держак. Здесь же и становится понятным термин «грязная сторона трассы». Это место, где машины обычно меньше ездят, держака там или нет, или его там мало, сцепление хуже.

Интересные факты

На этом месте ворд мне показал, что я написал четыре с половиной тысячи слов, и я понял, что стоит немного притормозить. Разговаривать про формулу можно очень долго, при желании даже написать книгу. Поэтому, сейчас я остановлюсь на некоторых интересных, но небольших вещах, а при наличии интереса читателей какие-то отдельные моменты освещу позже подробнее.

DRS

Важное в современной формуле понятие. Современные машины очень сильно используют аэродинамику. Но это порождает некоторые проблемы. Пример: друг за другом едут две машины, первая рассекает воздух и у неё аэродинамика работает как и предполагалось. Вторая машина оказывается в так называемом грязном воздухе, и преследование, а тем более обгон идущей впереди машины затруднены.

Есть такая штука, как DRS, это управляемое пилотом крыло, которое по нажатию кнопки убирается, тем самым снижая лобовое сопротивление. И преследовать машину становиться проще. На трассе присутствует одна или несколько зон, на которых это крыло можно открывать. Но открывать его можно при определенных условиях. Перед зоной DRS расположена точка детекции, и преследующему пилоту можно открыть крыло только если между ним и преследуемой машиной в точке детекции разница по времени меньше секунды.

Пишу всё это и ещё раз понимаю, почему для новичков Формула 1 кажется каким-то инопланетным соревнованием.

Гонка/Rush 2013

След, оставленный Формулой 1 в культуре гораздо больше. Но начать можно с простого. В 2013 году вышел фильм Рона Ховарда о легендарном противостоянии Джеймса Ханта и Ники Лауды в 1976. Фильм в первую очередь художественный, поэтому рекомендуется к широкому просмотру.

Есть, правда, некоторые неточности. Например, брифинг об отмене гонки в Нюрбургринге проходил не накануне гонки, а за месяц до этого. А отношения Лауды и Ханта были не совсем такими как в фильме. Они даже снимали одну квартиру, когда гонялись в британской формуле 3. Но для художественности можно и пожертвовать точностью.

От себя могу отметить следующие достоинства. Сходство актеров с реальными гонщиками просто отличное. Также, создатели фильма использовали рабочие реплики машин, и вроде даже умудрились для одного кадра собрать реальные машины, по коллекциям. Ну и там можно увидеть знаменитый шестиколесный Tyrell. Короче говоря, настоятельно рекомендую.

Искры

Очень часто для иллюстрации формулы 1 используются фотографии, на которых из под автомобиля вылетают искры. Выглядит очень эффектно. Происходит это из-за того, что в некоторых местах прижимная сила так давит на машину, что днище соприкасается с асфальтом. Для того, чтобы само днище не портилось внизу машины устанавливается специальная планка, которая при соприкосновении с дорогой дает такой эффект.

Разделение бюджетов

Автоспорт вещь очень дорогая. Вершина автоспорта — сверхдорогая. Примерно в нулевых автоконцерны почтитали, что можно успешно использовать автоспорт в качестве рекламы. И пришли гоняться. И привели за собой ну просто колоссальные деньги. Потом автоконцерны ушли, а бюджеты остались.

Большая проблема современной формулы 1. Те, кто тратит больше едет лучше. На данный момент есть три команды, которые едут быстрее и почти на равных, это Мерседес, Феррари и Рэд Булл. Остальные отстают от них на секунду с одного круга. Идут даже разговоры о том, что есть Формула 1, а есть Формула 1.5. Решение этой проблемы, скорее всего, лежит в области ограничения бюджетов и смены технического регламента. Посмотрим, куда это приведет. Но разрешение этой ситуации хотелось бы видеть как можно скорее.

Заключение

Только когда я начал писать эту статью, я понял, как много всего можно рассказать про формулу 1. Это действительно поразительная техника, история и люди. И уж точно не стоит смотреть на любителей этого спорта как на чудиков, в формуле 1 есть чем восхищаться и за чем следить.

Разумеется, очень много подробностей да и просто тем я оставил нераскрытыми. Пишите, про что вам хотелось бы узнать больше. Ну или просто, понравился ли этот материал. Если да — будем продолжать знакомство с гонками. И да, в блогах обзоров лежит мой обзор на F1 2017. Будет интересно ваше мнеие о нем.

А на этом пока всё. До встречи.

Сьюзи Вольф (Стоддарт)


Лучшие комментарии

Кими Предлагает к ознаКомлению!
На позитиваторе баба одного из руководителей Мерседеса? :3
А так, в последние годы перестал следить за Ф1. Так как интрига заключается в следующем: кто станет чемпионом мира — Хэмилтон или Хэмилтон?
Ну я скорее как тест пилота Вильямс её поставил. А так да, жена Тото Вольфа.

В следующем сезоне меняется аэродинамический регламент. И много новичков дебютирует. Я считаю, что будет интересно.
Хорошая, годная статья. Единственное, что тут, на игровом портале, она выглядит слегка чужеродно. Очень много действительно интересной информации, но чутка не хватает привязки к играм. ну либо отдельного материала про Ф1 в играх.
Ну и напрашивается продолжение, конечно. По одной силовой установке можно ещё такую же простыню написать.
Когда я увидел, сколько я написал я сам немного офигел. Коче-что пришлось даже выкинуть, чтобы оно не было совсем уж огромным и перегруженным.

Первый материал был про Ле-Ман, на СГ это слово всем хорошо знакомо, и материалу привязки к игре не понадобилось. Здесь реально планировалась видеоверсия, которая базировалась бы на игре по F1, в итоге для лучшего восприятия я материалы разделил на вводный курс и обзор игры.

Простыню можно накатать почти по любому аспекту, но рассчет был на совсем новичков, кто ну совсем не в курсе про то, что это за машинки такие. Из интересных тем можно выделить техническую состовляющую и административное устройство F1: FIA, FOM, Liberty Media и прочие истории. Но возможно, на игровом ресурсе это будет не интересно читателям. В общем то просмотры материала говорят сами за себя.

Так что пока это скорее тренировка, насколько у меня получается писать большие материалы, получается ли качественно и интересно. Дальше будет больше по играм. Или не будет, лол.
Казалось бы всё это правда, и сезон скучный и деньги решают, а потом бац — и происходит гран-при Азербайджана.

Главная прелесть формулы в том, что ты никогда не знаешь, что произойдет в следующий момент. Просто происходить стало чуть реже. Лично я надеюсь и верю. Думаю, что во времена Шумахера зрителям тоже казалось, что особой интриги то нет.

И как я написал ранее, в следующем сезоне меняется аэродинамический регламент, обгоны должны упроститься борьбы станет больше. И дебютирует много новичков, причем молодых и горячих, которые недавно еще гонялись вместе, но в младших сериях.

Ошибочно называть формулу спортом в чистом виде. Это не то место, где соревнуются на равных. Машины играют свою роль, что сильно увеличивает фактор случайности.

Формула это не только спорт но и великолепное шоу. Олимпиада тоже конечно же шоу, но немного другое. За то и любим. Верю, что счастье не за горами. И по душу мерседеса придет аэродинамический регламент.
Не. Интрига в том, на каком именно этапе Себ решит, что хватит, пора и сезон начать заливать. :(
Если начать разбирать сезон, то можно сказать очень много всего.

Прошлогодний Сингапур, например, это конечно же стыд и позор. В этом сезоне было гораздо бодрее. Однако, я считаю, что во-первых, Мерседес оказывают беспрецедентную поддержку Хэмильтону. И вообще, после ухода Росберга он нереально расслабился. А когда он спокоен ты попробуй его останови. Во-вторых, очень невовремя умер Маркьонне. Очень невовремя. У команды и так большие проблемы с преодолением прессинга, а тут уходит человек, который определяет порядок развития команды.

Если коротко — у Феррари проблемы со стратегией. Они пытаются преодолевать на эмоциях, и просчитанности им не хватает. Хуже то, что в следующем сезоне Боттаса под второго номера при случае прогнуть можно. Леклера — не думаю. Скорее всего именно поэтому Мерсы не взяли в свое время Верляйна. Чтобы Хэму было спокойнее.

Интрига, чо. Будем наблюдать.
Италия, Азербайджан, Франция, Япония — это не ошибки команды, а одного конкретного человека.
Ф1 боль и страдания, правила трактуют в пользу кошелька, за руль садиться кошелёк… даж не знаю зачем я это смотрю, из-за попова наверно только… как спорт ф1 сейчас наверно самое ужасное что может быть, гонки скучные…
Очень интересное чтиво, отлично посвящает в мир Ф1.
Можешь попробовать выкатить свои работы в Яндекс.Дзен, где обретается Race Control (автор обзоров гран-при с сайта Motor, откуда его попросили уйти, но он уже второй год продолжает работать на почти безвозмездной основе). Найти там свою аудиторию можно, тем более с таким качеством материала. Ну и дублировать всё сюда тоже, может кто-то заразится острой бензиновой недостаточностью XD.
Просто я на СГ года эдак с 2009 зависаю, хоть и зарегался недавно, родной почти ресурс.

Вообще вариант, может быть что-то такое и сделаю. Надо искать свой стиль и формат.
Мне так то ближе голосом работать, у меня даже пара радийных демок есть, но блоги не любят просто вываленные записи без комментариев. Поэтому текст.
Сложилось впечатление что ф1 загнивает в болоте и смотреть на ее как на соревнование скучно. Инфа интересная, но желания погрузиться в тему не появилось. слишком тухло, конкуренции как будто и не может быть в этом спорте
Читай также