24 ноября 2018 24.11.18 7 14K

ТОП 5 самых «Лавкрафтовских» игр

+28
 

Говард Филлипс Лавкрафт. Имя этой знаковой фигуры, давшей толчок развитию литературе ужасов в начале прошлого столетия так или иначе знакомо каждому, и не важно, читал ли человек произведения Лавкрафта или нет (ведь он придумал Ктулху!). Наверняка, многие из вас в своё время прошерстили весь интернет в поисках игр по мотивам рассказов Лавкрафта, однако, как и я, не были удовлетворены. На самом деле таких игр очень мало, я имею ввиду не те проекты, которые просто вдохновлены Лавкрафтом, имеют на него пару тройку отсылок или используют подобные приёмы, а игры, которые берут его рассказы за основу и следуют строго по канонам уникального поджанра ужасов, выработанного Говардом. С Вами Грид71 и в этом посте я расскажу вам о 5 лучших играх по мотивам произведений Лавкрафта.

Shadow of the Comet

Первую игру в своём топе я подобрал специально для настоящих олдскульных игроков или же для тех, кто просто временами любит вспомнить детство и тряхнуть стариной. Shadow of the Comet, вышедшая в 1993 году впервые перенесла «Лавкрафта» в игровую индустрию.

Действие игры разворачивается в 1910 году. Молодой фотограф Джон Паркер прибывает в Новую Англию, в местечко под названием Иллсмут (думаю отсылка ясна), изолированное от остального мира. Именно сюда в далёком 1834 году некий лорд Болескин направился, чтобы наблюдать пролетающую раз в 75 лет комету Галлея, потому как где-то вычитал, что из Иллсмута её будет видно лучше всего. И ему удалось её увидеть, вот только перед глазами его предстало и нечто настолько ужасное, что бедняга тронулся умом и весь остаток жизни, пуская слюни, провёл в дурдоме. Паркер был очень заинтересован этим случаем, и, изучив все документы Болескина, решил повторить его опыт. Однако, прибыв в Иллсмут, он столкнулся не только с «добродушными» местными обитателями, но и с заговором, устроенным членами тайного сообщества, которые поклонялись великому Древнему, ожидающего своего часа на дне океана.

Кстати фамилия «Болескин» является отсылкой на первую часть Alone in the Dark, которую создавали те же разработчики. Конечно, есть в AitD толика «лавкрафтианства», но всё же это совсем не «игра по Лавкрафту», каковой её многие почему-то называют

Игроку предстояло пережить те 3 дня, что Паркер должен был провести в Иллсмуте, чтобы разгадать тайну кометы и зловещего культа, ну и попутно спасти человечество от пробуждения Ктулху. И всё это в обёртке старой доброй классической адвенчуры. Интересный детективный сюжет, мрачная, по-настоящему лавкрафтовская атмосфера, крипота, море слизи… а что ещё нужно?

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Из 1993 года мы мгновенно перемещаемся в 2005, когда вышла знаменитая Dark Corners of the Earth. Она рассказывала нам историю детектива Джека Уолтерса, который после очередной полицейской операции, когда бостонским стражам порядка довелось столкнуться с сектой фанатиков, тронулся умом и был заключен в Аркхемской психиатрической лечебнице. Спустя несколько лет, затянутых туманом амнезии, Джек возвращается к деятельности сыщика и ввязывается в крайне запутанное и не менее опасное дело, которое заведёт его не только на самое дно иннсмутского общества, где он столкнётся с членами Ордена Дагона, а кроме того и с приспешниками самого морского божества, но помимо Иннсмута его занесёт и на Риф Дьявола и даже в такие места, от одного вида которых нормальный человек лишился бы рассудка.

Мы живём на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния…

Dark Cornerss of the Earth отличалась (и до сих пор отличается) от всех прочих проектов системой психического состояния героя. Ещё ни одна игра не превзошла и даже не повторила опыт разработчиков из Headfirst Productions. Герой сходит с ума не только видя что-то сверхъестественное, но ему присущи также и вполне реальные фобии, например, страх высоты или помешательство при виде разорванных на куски трупов. В результате этого мистер Уолтерс мог не просто ловить разного рода галлюцинации, но и окончательно свихнуться и самоубиться.

В остальном же это был отличный детектив с упором на реализм, неподражаемой давящей атмосферой нависшего над героем ужаса, кривоватый в своих отдельных аспектах, но в целом представляющий собой почти превосходное компьютерное воплощение историй Говарда Лавкрафта.

Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder

Следующая игра в моём списке заняла отдельное место и в моём сердце. Darkness Within это классический point-and-click квест, но он настолько старомодный и внешне настолько устаревший, что в своё время мог отпугнуть от себя добрую долю любителей жанра. Однако именно благодаря этой игре я полюбил квесты.

Поистине разработчики из Zoetrope обладают особым талантом: при такой жуткой (мягко говоря) визуальной отсталости они смогли создать очень атмосферную и местами до дрожи пугающую игру, достойную великого писателя

Играть нам предстояло за ещё одного полицейского следователя по имени Говард Лорейд. Недавно в городе N был убит местный буржуй, который на досуге любил заниматься исследованием древних культур. Расследовать это дело был назначает авторитетный детектив по имени Лоат Нолдер, чьё имя и вошло в подзаголовок названия игры. Однако вскоре он от этого дела отошёл, и вместо расследования продолжил изыскания убитого исследователя, что навело полицию на некоторые подозрения. В конце концов Нолдер пропал и Лорейду выпало довести до конца дело об убийстве, а заодно и выяснить судьбу помешавшегося детектива.

Конечно, чтение записок и документов является неотъемлемой частью любой уважающей себя игры по мотивам рассказов Лавкрафта, избегать которую – всё равно, что проходить шутеры без оружия. Но в Darkness Within это возведено в абсолют, и без этого игра теряет почти всё. Процентов на 80 она состоит именно из текста, из-за чего складывается впечатление, будто это такая интерактивная интерпретация одного из рассказов, вот только который сам Лавкрафт не писал. Сюжет настолько плотно следует канонам писателя, настолько ему подражает, что его автора действительно не отличить от Говарда Филлипса. Я бы назвал сюжет Darkness Within лучшим из всех игр по мотивам, с которым настоящие поклонники Лавкрафта, а по совместительству ещё и геймеры, просто обязаны познакомиться. Если вы не боитесь сложных логических челленджей и мозговых штурмов, которые Darkness Within несомненно вам предоставит, то смело запускайте игру.

У Darkness Within было и продолжение. Хотя вторая часть получилась и более «технологичной», но почему-то уже не цепляла так, как In pursuit of Loath Nolder

Conarium

Как и предыдущая игра топа, Conarium была разработана той же турецкой командой разработчиков Zoetrope Enteractive, и вновь они поразили меня. Большинство игр по Лавкрафту основываются на самых популярных его произведениях, — это «Зов Ктулху» и «Тень над Иннсмутом», — а вот Conarium обращается уже к другому, но не менее, а возможно даже и более интересному рассказу «Хребты безумия».

Долой серые, мрачные улицы и детективов! Место действия Conarium’а – научно-исследовательская база в Антарктиде, а главный герой – учёный Фрэнк Гилмен. Он внезапно просыпается в своей комнате и уже по сложившейся традиции ничего не помнит. Станция оказывается пустой, и герой бродит по ней в полном одиночестве. Учёные обнаружили в этих местах древние пещеры, в которых когда-то обитала цивилизации Старцев и пришедшая им на смену раса рептилоидов. Но в стремлении познать неизведанное и расширить человеческое сознание, исследуя пещеры и проводя эксперименты с неизвестными растениями, они заходят слишком далеко и сталкиваются с чем-то воистину сверхъестественным. И Гилмену необходимо было выяснить, что случилось с остальными членами экспедиции, узнать к чему привели их эксперименты и довести их до конца.

Conarium не была хоррором, но тем не менее от начала и до конца держала в напряжении, заставляла обливаться холодным потом, а местами и пугала

В отличие от предыдущей игры Zoetrope, головоломки в Conarium’е уже не такие сложные, хотя это и не значит, что всю игру можно пройти, напрочь отключив мозги, это далеко не так. Здесь есть и над чем подумать, и на что посмотреть, и даже чего побояться. Постепенно нагнетаемая атмосфера с превосходно поставленными переходами между реальностью и иллюзией (иллюзией ли?), оригинальная история, полная отсылок к «Хребтам безумия» и приятный экшн-adventure – вот что из себя представляет Conarium. Жаль только, что слишком он короткий…

Call of Cthulhu (2018)

На данный момент это самая последняя вышедшая более-менее значимая игра по мотивам произведений Лавкрафта, в данном случае, это вновь Зов Ктулху…

Сюжет игры повествует о детективе-алкоголике Эдварде Пирсе, который прошёл через Первую Мировую Войну, а после возвращения в родной Бостон, устроился частным сыщиком. Работа уже давно не приносила ему удовольствия, по ночам его мучали кошмарные сны, а днём одолевали хандра и депрессия. Всё это длилось ровно до того момента, пока в кабинет детектива не постучался очередной клиент. Недалеко от Бостона на острове Даркуотер случилась трагедия. Недавно в отстроенном ещё во времена колонизации огромном особняке случился пожар, в котором при загадочных обстоятельствах погибла семья Хокинсов. Полиция закрыла дело, посчитав это несчастным случаем, но отец погибшей художницы Сары Хокинс, прославившейся своими жуткими картинами, сводящими людей с ума, так не думает. Он уговаривает Эдварда отправиться на остров и расследовать это таинственное дело.

Игр с «Call of Cthulhu» в заголовке было уже много, однако игра 2018 года была первой, которая по-настоящему была связана с Великим Древним, покоящимся в глубине вод под Р’льехом, дожидаясь своего часа…

Call of Cthulhu сочетает в себе элементы ролевой игры, квеста и современных survival-хорроров. Далеко не сложный, но разнообразный игровой процесс подарит вам несколько приятных вечеров. Здесь вас ожидает запутанная детективная история с 4-мя вариантами развязки, триллер, мистика, оккультизм и конечно сверхъестественный ужас.

Многие посчитали Call of Cthulhu скучной, унылой, кривой, вопили, что там «мало экшОна», бесконечно сравнивали её с Dark Corners of the Earth, что в корне лишено всякого смысла. Я с этими людьми категорически не согласен и в свою очередь игру очень похвалил за отличный сюжет и глубокую атмосферу, точь-в-точь передающую тот самый лавкрафтовский дух. В общем, поклонникам писателя играть очень рекомендую.

Ну и на этом я мог бы смело завершить свой небольшой ТОП, однако в качестве бонуса хочу поделиться с вами информацией о ещё одной, грядущей игре по мотивам рассказов Великого и Ужасного, которая выйдет уже достаточно скоро.

Я говорю об игре The Sinking City

Играть в ней предстоит за очередного поехавшего детектива, Чарльза Рида. Некогда в прошлом он потерпел кораблекрушение в Бермудском треугольнике и был единственным выжившим. Но то, что он там увидел заставило окружающих усомниться в его психическом состоянии. Добившись освобождения из психиатрической больницы, он прибывает в затопленный город Окмонд, где безумие гораздо более глубокое, чем безумие героя, поразило всех жителей без исключения. Здесь Рид пытается разобраться в себе и разгадать тайны того сверхъестественного кошмара, который, вцепившись щупальцами в сознание местных обитателей постепенно утаскивает их всё глубже в пучины безумия.

Весьма интересный (и в какой-то степени смелый) проект, неожиданно, от украинских разработчиков из Frogware. Когда-то они уже делали игру, связанную с культом Ктулху — Sherlock Holmes: The Awakened

Разработчики обещают нам ещё одну мрачную лавкрафтовкую историю с присущей ей специфической атмосферой, глубокое детективное расследование, большом открытый мир с нетривиальными квестами и широкой вариативностью прохождения. Смесь реальности и бреда также на месте, но вот что меня несколько тревожит это экшн. Само по себе его наличие в подобной игре это не плохо и даже приветствуется, но не перевесит ли он все остальные элементы? Увидим 21 марта 2019 года. Ждать осталось не так долго.

Ну и на этой ноте я закончу. Напоследок хочу добавить, что данный топ был составлен на основе моих личных предпочтений и впечатлений от вышеупомянутых игр. Да, я считаю их лучшими, лучшими из немногих игр, которые по-настоящему можно назвать «играми по мотивам Лавкрафта». Но своё мнение я никому не навязываю, и комментарии для вас открыты.

Всем спасибо за внимание!


Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Платформы
PC | XBOX | X360
Жанры
Дата выхода
24 октября 2005
1.1K
4.2
660 оценок
Моя оценка

Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
6 ноября 2007
100
3.9
75 оценок
Моя оценка

Call of Cthulhu

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
30 октября 2018
884
3.6
437 оценок
Моя оценка

Conarium

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
6 июня 2017
140
3.4
83 оценки
Моя оценка

The Sinking City

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
25 июня 2019
539
3.4
232 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

оч полезная штучка, чел, плюсик неглядя! (на самом деле прочитала и, да, по лавкрафту угараю и считаю, что это то, что должно быть на стопгейме!)
Забавно, мне его клаустрофобия будто передавалась… боялся надолго засиживаться, авось схватил бы ещё негативный эффект и сбил рассудок))
Топ себе сохраню, но вот с «лавкрафтовостью» последней Call of Ctulhu поспорю. Да, на данный момент это самая технически продвинутая игра по произведениям маэстро Эйч-Пи, но все же, по духу она, на мой взгляд, далека от него бесконечно. Не хватает ей ни атмосферы, ни напряжения, ни того самого безумия. Возможно, ошибка была именно в вынесении безумия не только в стартовый и загрузочные экраны, но и в механику. Потому что, во-первых, реализована эта механика была все-таки слабо, во-вторых, очень забавно было наблюдать за тем, как герой двигается крышей, сидя в шкафах и ползая по вентиляции — то есть, находясь в априорно безопасных местах (может, конечно, у него клаустрофобия, но я такой информации не встречал, да и дыры в дверцах у шкафов такие, что назвать их пространство замкнутым язык не поворачивается), и в-третьих, никакого отрицательного эффекта от этого его «безумия» я не обнаружил. То есть, я до посинения сидел в одном из шкафов, но кроме образования некой зеленой пелены на экране и учащенного дыхания ГГ, ничего не происходило.
Ну и сюжет — отдельная история. Синопсис полностью повторяет рассказ «Тень над Иннсмутом», разве что городок зовется по-другому, а сама игра довольно часто отсылает к «CoC: DCotE». Вплоть до момента с психдомом. В общем, старые песни на новый лад.
За годноту спасибо, но странно, что не был упомянут Necronomicon
Это ведь топ ЛУЧШИХ игр в категории «воплощения лавкрафтовского духа» ПО МОЕМУ МНЕНИЮ. Потому в него вошли именно эти 5 игр — в них «Лавкрафт» раскрыт лучше, чем в какой-либо другой игре
Читай также