ВСТУПЛЕНИЕ
Лето 1816 года выдалось крайне холодным и ненастным, в историю этот период вошел как “Год без лета”, связано это было с извержением вулкана Тамбора в 1815 году, в результате чего четверо друзей практически не покидали виллу Диодати у Женевского озера. Молодые англичане развлекали себя чтением страшных и фантасмагорических рассказов. Так как интернета раньше не было, а развлекать себя как то надо, то один из друзей предложил написать всем по страшной повести. Как вы понимаете эти четверо были Джордж Байрон, Джон Полидори, Перси Шелли и Мэри Шелли. В то лето Мэри Шелли написала черновик своего знаменитого “Франкенштейна”, а Полидори написал первый в истории рассказ о вампирах с простым названием “Вампир” по сути определив современный образ кровососов в медиа на много десятилетий.
В 1897 году ирландский писатель Брэм Стокер опубликовал свой самый знаменитый роман “Дракула”. При его написании Стокер использовал уже на тот момент устоявшийся образ вампира-аристократа, но так же добавил к нему огромное количество деталей и еще больше романтизировал образ вампира в литературе. Ох если бы только Стокер знал до чего доведут эти очеловечивания и романтизации в будущем. Несмотря на восторженные отзывы критиков у простого читателя роман Дракула не снискал спроса. В результате чего умирал Брэм Стокер в нищете.
В начале 20-х годов 20 века немецкий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау решил экранизировать роман Брэма Стокера, но студия Прана Фильм не смогла получить права на использование романа, в результате чего Мурнау пришлось изменить имена героев, переделать сюжет и сменить название. Так появился один из самых известных классических немых черно-белых фильмов ужасов “Носферату: Симфония ужаса”. Фильм имел огромный успех и он также привнес немалый вклад в вампирскую мифологию. Так например солнечный свет как ультимативное решение в борьбе с вампирами был впервые применен именно здесь.
Вы уж простите меня за столь долгое вступление, но я просто решил что нужно отобразить хотя бы часть того бэкграунда, который таится за игрой о которой мы сегодня с вами будем говорить, по сколько ее сюжет и мифология во многом основывается фильме “Носферату” и пытается максимально передать атмосферу и эстетику классических немых фильмов ужасов.
Итак знакомьтесь “Nosferatu: Wrath of Malachi”, да в английском варианте правильно произносить именно Малакай, а не Малахи или Малаши. Игра разработана студией IDOL FX и выпущена iGames Publishing в 2003 году эксклюзивно для ПК бояр. По жанру это шутер от первого лица с огромным уклоном в сторону сурвайвал хорор.
ГЛАВА 1
ПРИБЫТИЕ В ЗАМОК ЦЕПЕШЕЙ
События игры происходят в 19 веке. Семейство Кроу и несколько их близких друзей отправляются в замок графа Цепеша для заключения уз брака между их дочерью Ребеккой и сыном графа. Наш главный герой прибывает в замок на день позже остальных и понимает либо Ребекка сильно изменилась за последние несколько лет и свадьба сорвалась, либо эти Цепеши не самые гостеприимные товарищи.
Итак мы оказываемся во дворе замка и наша первоочередная задача выяснить, что тут происходит, почему граф зажал пышные празднества и где вообще все люди. На все эти вопросы нам поспешит ответить Отец Авилль, который выпрыгивает из окна замка к нашим ногам. И как он еще жив остался, вот что делает истинная вера. Он рассказывает нам, что старший граф Цепеш взял всех в заложники и хочет принести в жертву для поведения некоего темного ритуала, а также просит поскорее найти и спасти доктора Амерсфильда, чтобы тот не дал ему умереть. Помимо этой ценной информации Авилль дает нам распятие, которое является одним из первых видов оружий в игре. Свое первое холодное оружие мы можем найти в нашем чемодане во дворе замка. Что ж поделать отправляемся спасать наше семейство, но вот незадача, двери в восточное крыло замка заперты и нам надо найти ключ.
После первых обысков открытых помещений я столкнулся и с первыми врагами. Это был вампир спящий в гробу и какой то упырь. Вампиры встречается в игре не очень часто и в первые несколько секунд при входе в помещение с ними они лежат в гробу. Так что если успеть вовремя среагировать и воткнуть им осиновый кол в грудь пока они спят, можно избежать тяжелого боя. Осиновые колья можно использовать не только как оружие, но и как источник света, поджигая их от факелов.
Враги в игре хоть и не блещут интеллектом, но зато бьют очень больно и при столкновении с парой противников можно отправиться на экран загрузки даже на низком уровне сложности.
Спустя пару минут я таки нашел ключ от дверей восточного крыла и отправился на поиски родственников. Первым я нашел пса в клетке, но для его освобождения мне нужен специальный ключ, которого у меня пока нет. Побродив по восточному крылу и построив парочку кирпичных стен я нашел доктора Амерсфильда. И вот здесь стоит опять отвлечься и рассказать немного об условиях выполнения основной цели игры. Помимо того, что нам нужно найти всех родственников в замке нам после этого надо их еще вывести за ворота замка. И как вы понимаете пока мы ведем их к выходу враги будут атаковать не только нас, но и их и к тому же френдли фаер никто не отменял. Так что одна шальная пуля может отправить к последнему сохранению. На спасение каждого родственника нам отводиться ограниченное время и если мы например не успеем привести доктора к священнику в течении 18-20 минут, то он умрет. И в итоге получается, что надо пройти игру менее чем за 2 с половиной часа. Само же расположение некоторых родственников в замке при каждой новой игре меняется, так что не выйдет заучить кто где заключен и быстренько всех вывести. Помимо родственников при каждой новой игре меняется и расположение врагов, скриптовых пугалок, ключей, а также содержимое сундуков. Так что как понимаете реиграбельность у игры довольно высокая.
ГЛАВА 2
БОЛЬ, СТРАХ И МРАК
После того как я вывел доктора и священника за ворота замка выясняется, что первый может лечить если к нему обратиться, а отце Авилль дает из своего чемоданчика самое имбовое оружие в игре, чашу со святой водой. Что ж двоих я уже спас, пора отправляться дальше на поиски.
Побродив еще немного по замку я не только оценил подход разработчиков к саундтреку и созданию БУ моментов, но и нашел довольно эффективный способ борьбы с местной фауной. Как вы помните из оружия на данный момент у меня есть только меч, распятие, чаша и осиновый кол. Также мне удалось отжать у одного из местных противников мушкет и это первое огнестрельное оружие в игре. Сам по себе мушкет очень убойный и гасит почти любого противника с одного выстрела, но вот перезаряжается он 1922 года, как и кремневое ружье, которое я нашел чуть дальше по игре. Благо их можно носить с собой несколько штук и при выстреле из одного быстро выбрать другой и добить противника. Самое главное потом не забыть перезарядить их все. Но вот заряды для них попадаются не так часто и приходиться экономить. Осиновый кол тоже грозное оружие, но гораздо эффективнее использовать их в качестве факела, потому что в местных помещениях очень темно и не всегда можно разглядеть несущегося с другого конца комнаты на тебя противника. Чаша как я уже говорил просто абсолютная имба убивающая любого противника с одного применения, но у нее всего пять зарядов и пополнить их можно только у резервуаров с водой предварительно освятив их распятием, а попадаются они не так уж часто, так что лучше приберечь ее для битв с боссами. Распятие же является смертельным только для темных духов, которых ничем другим не возьмешь, а остальных противников может только припугнуть на время. Так что поначалу самым верным кажется использовать в качестве оружия меч, но главный герой орудует им очень медленно и враги успевают наносить урон, да и выносливость при его использовании заканчивается быстро. И как бы смешно это не звучало, на первом часе игры самыми эффективными оказываются голые кулаки. Дело в том, что герой орудует ими очень быстро и враги не успевают дать сдачи.
В одной из комнат замка я нашел ключ от восточной башни и поспешил туда. Здесь я попал наверное в одну из самых атмосферных локаций в игре. Посмотрите сами. Музыка здесь работает на все сто процентов и пробирает до мурашек. Поднявшись на местном лифте я нашел еще одну похищенную родственницу — Софи Лепински. Для ее освобождения мне пришлось подняться по лестнице, разобраться с тремя стрелками, у которых я как раз таки и отобрал кремневые ружья и выйти на крышу башни, где меня поджидал первый босс игры.
Ролики в этой игре сделаны в шикарном стиле фильмов ужасов 20-х годов. В отличии от босс-файтов. Не серьезно, в игре нет ни одного интересного босса, так как все они убиваются с одного двух брызгов святой водицы. Не можно конечно поизгаляться и попробовать убить их с огнестрела или другого оружия, но зачем тратить свои нервы и драгоценные патроны, если можно просто сбрызнуть водичкой и все. Да, здесь я могу почти с чистой совестью сказать, что любого босса в игре можно об###.
После убийства босса нам надо найти его гроб и покончить с ним окончательно забив осиновый кол ему в грудь и забрать с тела ключ, который откроет мне доступ к новым территориям восточного крыла, но для начала надо вывести Софи. И тут стоить сказать разработчикам спасибо за то, что они предусмотрели обходные пути для быстрого выхода к воротам из замка. После спасения Софи она дала мне ключ от клетки в которой держат нашу собаку. Мы можем прийти в место ее заключения и спасти ее. В чем прикол собаки я так и не понял, так как она потерялась у меня при возвращении на крышу восточного крыла и больше я ее не видел.
Открыв запертую дверь в убежище Десмодея и спустившись вниз я нашел еще одного узника. Им оказался Эндрю Кингстон. И вот тут начались мои хождения по мукам. Дело вот в чем. Для облегчения поиска ключей и родственников в восточном крыле мы можем ориентироваться по зеленым огням. Т.е. если дверь подсвечена зеленой подсветкой, то она скорее всего приведет нас либо к новому ключу, либо к еще одному родственнику. Но заходя в такую дверь совершенно неизвестно, через какое время и расстояние я смогу обнаружить новую подсказку. И вот тут можно без проблем заблудиться. Что я собственно успешно и сделал. Я плутал по комнатам Мрака и Страха в поисках ключа от комнаты Боли на протяжении минут десяти, а после его нахождения и открытия дверей Боли еще несколько минут никак не мог найти выход из замка. Некоторые комнаты похожи друг на друга как две капли воды и думая, что я иду в правильном направлении я раза три приходил к дверям комнаты Мрака, т.е. наворачивал круги.
Спустя минут 10 мне все таки удалось найти выход из замка и вывести Эндрю за ворота. После своего спасения он отдал мне из своего чемодана пятизарядный револьвер. Пожалуй самое универсальное оружие в игре.
При дальнейшем исследовании восточного крыла я нашел портал из которого без остановки будут лезть твари если его не уничтожить. В дальнейшем на всем протяжении игры мне попалось 7 или 8 порталов и на последних этапах игры битвы возле них становились очень жаркими.
Имея на руках ключ от комнаты боли я пошел к соответствующей двери восточного крыла. Открыв ее и поднявшись на верхний этаж я нашел лифт на котором можно отправиться на крышу. Там наверху закованным в цепях содержится Грегори Бидвелл, а когда я подошел к нему появился и новый босс, вампирша Морахан. И вот тут я понял, что забыл пополнить заряды чаши со святой водой и пришлось разбираться с вампиршей при помощи осиновых кольев, а подобраться к ней не так уж и просто, так как она кастует летучих мышей, который сносят немало здоровья.
После того как я засадил ей в грудь два осиновых кола они ретировалась и оставила свой ключ, а в сундуке рядом я нашел магический свиток, который понадобиться мне чуть позже. Что ж, опять забег с родственником к воротам замка. За свое спасение Грегори выдал мне патроны для револьвера и зелье выносливости, которое является одним из бафов в игре. Конкретно это зелье снижает расход стамины при беге и использовании оружия ближнего боя.
Ну а теперь пришла пора Морахану и засадить в ее тело последний твердый предмет. Для этого я отправился к зачарованному камню, который находится рядом со входом в восточное крыло и применил на нем волшебный свиток. Камень скрывал за собой проход в усыпальницу вампирши, в которой она как раз и отсыпалась. Покончив раз и навсегда с наложницей графа Цепеша и получив ключ от западного крыла, мне предстоял марш бросок через склепы и зомби, обладающих крайне противной привычкой оживать у меня за спиной, к выходу на кладбище, которое также кишит ходячими мертвецами.
ГЛАВА 3
ПЯТЬ ЯРУСОВ ЗАПАДНОГО КРЫЛА
Да, западное крыло замка представляет из себя пяти ярусную постройку. Изначально открыт только третий ярус и с него я и начал свои поиски. Во время прохождения яруса я нашел ключ от пятого этажа и продолжил свои поиски исследуя ярус за ярусом.
И дальше геймплей игры практически не меняется. Единственное в каждом новом корпусе замка становиться все темнее и темнее. Появляются новые типы врагов, а сами супостаты становились более живучими. Особенно меня бесили местые попрыгунчики, в которых довольно тяжело попасть из огнестрельного оружия. Еще здесь появились летучие мыши вампиры, передвигаются они медленно, но вот кусают больно, и горгульи, они и быстрые, и живучие. Спасенные из этого крыла родственники выдали мне несколько новых бафов. Это чеснок, который отпугивает кровососов и способен дать парочку лишних секунд для обдумывания ситуации и бронежилет, снижающий получаемый урон. Все бафы действуют ограниченное время.
Еще во время исследования западного крыла, я понял, что не смогу спасти абсолютно всех из за нехватки времени и как раз в этот момент где в глубине замка умерла Мелисса Этелридж. Вообще во время своего прохождения я не успел спасти двух людей и тут я пожалуй сделаю лирическое отступление. Дело в том, что когда кто то из родственников умирает, я лишаюсь не только предметов, которые они могли бы мне отдать из своих чемоданов. С каждой новой жертвой финальный босс игры становится сильней. Т.е. чем меньше людей я смогу спасти, тем более кусачим и живучим будет финальный босс игры. Задумка на самом деле интересная. Всего за игру я не спас двоих человек, так что финальный босс… Но давайте об этом позже, а пока что нарвался на другого босса. Хоть выглядит он и грозно, но умирает от пары брызг святой воды, впрочем ничего удивительного.
Побродив еще немного и выведя наружу еще одного родственника я столкнулся с новым боссом, еще одной вампиршей. А вот бой с ней уже заставил попотеть. Убить то ее не проблема, грааль рулит, а вот огромный портал стоящий посреди комнаты представляет большую опасность. Мало того что для его уничтожения я потратил 3 барабана револьвера, так оттуда с небывалой частотой лезут враги. Здесь же я нашел брата главного героя и ключ от самого замка Цепешей. И так бы я и ушел из западного крыла в замок если бы не вспомнил, что не исследовал еще одну небольшую часть корпуса. А там между прочим находился дед моего протагониста, который при спасении выдает нам… пулемет!? Не, а это точно не кавказская свадьба должна была быть.
ГЛАВА 4
ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК
В самом замке темно, что черт ногу сломит. Количество врагов на квадратный метр периодически начинает зашкаливать, а сами супостаты начинают лезть изо всех щелей. И вот тут пулемет конечно решает. Я даже не знаю, как бы прошел эту часть игры если бы не вернулся изучить последние комнаты западного крыла.
На первом этаже замка я сразу нашел вход в небольшую комнатушку с порталом, который ведет на последний этаж замка. Там есть закрытая дверь и какие то рычаги. При попытке активации что первых, что вторых мне выдавало сообщение “Дождитесь рассвета”. Ладно, пойду попробую найти последних членов семьи.
И вот когда я наконец исходил почти весь замок и спас оставшихся членов семьи, кроме тех кто уже умер и сестры Ребекки, игра выдает мне информацию о том, что теперь мне надо дождаться рассвета. Время автоматически перематывает на 4 с лишним часа и мне предстоит вернуться к тому самому порталу на первом этаже. На последнем этаже замка все рычаги стали активны и с их помощью я активировал некие линзы, которые сконцентрировали солнечный свет на двери и теперь ее можно открыть. Я предварительно сохранился и начал готовить себя к последнему бою. И тут меня ждало главное разочарование, Ребекку приносят в жертву. Да, как вы понимаете, если бы я даже успел спасти всех членов семьи, Ребекка все равно будет убита и как мне кажеться это не совсем честно со стороны разработчиков. Но мне некогда расстраиваться по этому поводу, так как на меня уже летит на всех парах хозяин замка, граф Цепеш. И это первый и последний босс для убийства которого нужно хотя бы немного поработать мозгами. Обычные пули его не берут, распятия он не боится, святая вода ему тоже нипочем, а при попытке всадить в него осиновый кол он практически ваншотил меня. Вообщем первый мой заход на босса был неудачен, но не беда. Загружаюсь и рвусь снова в бой и на этот раз тщательно осматриваю помещение. В результате чего я смог обнаружить три рычага, которые надо активировать в определенной последовательности и тогда все помещение зальет яркий солнечный свет и убьет графа. Но так как я альтернативно одаренный, то после активации рычагов я умудрился провалиться в яму, которая также открывается после их активации. Но зато я узнал, что у игры есть и плохая концовка, в которой демон Малакай все таки пробуждается анально карать 99 процентов населения планеты, а меня делает одним из своих слуг.
Загружаюсь еще раз и более внимательно смотрю себе под ноги. Солнечный свет убивает графа, а меня ждет встреча с финальным боссом. И это просто фиаско господа. Грааль и тут без проблем решает все проблемы с на минуточку просто лютым исчадием ада. Грозный демон угрожает захватить всю человеческую расу, не беда, просто добавь воды. И после нашей победы нам показывают финальный ролик. Мне конечно дико доставило как художники изобразили здесь главного героя. Вы посмотрите, он здесь обвешан всем оружием, которое использовалось в игре. Вот и ответ на вопрос, как герои шутеров от первого лица выглядят со стороны. Итак мир спасен, Джек Кроу красавчик, а мы переходим к итогам.
ИТОГ
Nosferatu: Wrath of Malachi интересная игра. Правда. Она изо всех сил пытается создать атмосферу старых немых фильмов ужасов и использует для этого огромное количество инструментов. Это и эффект старой кинопленки, который скорее всего не будет виден на ютубе. Это и потрясающая музыка, которая кстати является динамической. Т.е. когда мы ходим по залам замка и врагов рядом нет играет слегка тревожная музыка призванная создать атмосферу и заполнить пустоты восприятия, но стоит только появится врагам, как поверх нее накладывается одна из нескольких музыкальных тем, которые создают дополнительный эффект и как только враг погибает она сходит на нет, возвращая на передний план звуковую текстуру. На создание эффекта погружения играют и дополнительные звуки, такие как звук шагов главного героя, его учащенное дыхание после бега или изнурительного боя с адскими тварями. Как видите разработчики сильно заморочились с атмосферой игры. Поэтому я просто заклинаю вас, не ставить русификатор игры от 1С с русскоголосым дубляжем. Мало того, что радужные переводчики изменили название игры с Носферату на Вампиры, лишив тем самым ее жирной отсылки, так актеры озвучки еще умудрились угробить всю атмосферу игры и это касается голосовых реплик членов семьи. Послушайте сами. Доктор, рассказчик. И ладно что они переигрывают, это терпимо, но вот этот момент меня просто убил. Гудбай Америка. В 19 веке по мнению локализаторов уместно звучание песни Наутилус Помпилус. Не удивлюсь если они дают концерты где то на окраине Мексиски.
Еще хочется отметить сложность игры. Сам я играл на низком уровне и даже на нем игра способна бросить вызов. Но на таком уровне сложности она больше уходит в сторону шутера, особенно в конце. Патронов разбросано много, аптечек тоже, но столкновений с большими скоплениями врагов все равно стоит избегать, так как герой все таки хилый.
Но так же я поиграл час на среднем уровне и тут игра преображается. Она становиться настоящим сурвайвал хоррором, где на счету каждый патрон, а ты всегда настороже, так как даже один монстр способен окончить твои поиски в замке Цепешей. Как играть на харде я вообще не представляю. И если среди зрителей есть те кто прошел эту игру именно на таком уровне сложности, то мое вам уважение господа.
И что хотелось бы сказать в конце. Носферату как мне кажется до сих пор актуальная игра. Да здесь убогая графика, даже по меркам 2003 года, но вот ее концепция и атмосфера уникальны. Она конечно не идеальна, в ней хватает багов, хоть они и не критичны, но среди всего того хоррор говна, особенно из раннего доступа и грин лайта, я лучше выберу эту игру, а не очередной кривозадый продукт от тепличного программиста с синдромом дауна. Ну а с вами был Канибальский. Спасибо за то, что уделили мне время.
Лучшие комментарии
>>>в английском варианте правильно произносить Малакай
Сказал автор и тут же далее написал «сурвайвал хоррор». Серьёзно?
Специально для того, кто катал эту статейку — Malachi не английское слово. И читается совсем не по правилам английского языка. Прежде чем умничать, надо хоть иногда включать голову.
Кстати (почему собственно и решил отписаться) два дня назад на свет появился неофициальный аддон «Nosferatu: The Cursed Wedding» от comics-fortress.com, который возвращает в игру большую часть вырезанного контента и продолжает историю оригинальной игры. Плюс — подтянули графоний и добавили много новых локаций/возможностей. Для тех, кто прошёл первоисточник и не боится играть на харде — то, что нужно! Но будьте готовы к тому, что ниже спины будет гореть постоянно!