16 сентября 2018 16.09.18 1 8651

Crusader kings 2: мысли ветерана.

+5

Приветствую всех на просторах Стопгейма. Сегодня я хотел бы поговорить об одной из моих самых любимых игр — Crusader kings 2. Шутка ли, я наиграл в неё боле 850 чаcов! И это только в лицензионную версию. С пираткой наверно может дойти и до тысячи.

Спрашивается, почему именно сейчас я решил её обсудить. Во-первых, скоро (я надеюсь) грядет новое дополнение к ней. По крайней Steam. Среди них был и Crusader kings 2. Благодаря этому я решил вернуться в игру, до релиза дополнения И, в-третьих, как раз сейчас начался новый учебный год. Так получается, что учеба отнимает столько времени, что остается только в подобные песочницы играть. А поскольку я по специальности историк, выбор мой всегда падает на исторические «песочницы», будь то Total war ( о них я возможно поговорю в другой раз) или же игры от Paradox Interactive. И из этих игр, Crusader kings 2 мне нравится больше всего.

Если мы посмотрим на линейку игр Paradox, то увидим, что они примерно покрывают историю средиземноморья от 3 века до нашей эры до конца второй мировой войны, а историю всего мира от 15 в. до конца второй мировой войны. Однако, вторые кресты для меня выделяются особенно. И даже не потому, что я люблю историю средневековья (я вообще изучаю древний мир). А по другой причине.

По моей специальности скорее нужен Imperator Rome, скрин которого мы и видим
Вторые кресты (как и первые) это, пожалуй, единственная глобальная стратегия, где мы реально играет за правителя какого-то «государства» и развиваем свою династию. Обычно в стратегиях мы получаемся каким-то духом государства, направляющим династию куда-то (песочница же). Хуже всего это выглядит в тех играх, где персонажи вообще-то есть (например, Europa Universalis: Rome), но менеджмент этих персонажей становился скорее геморроем, а не приятной механикой. В Crusader kings мы если и дух, то скорее династии. Мы проживаем жизнь правителя, затем его наследника из нашей династии и так далее вплоть до середины 15-го века. Важнейшую же роль в Crusader kings 2 играет то, что каждый персонаж является уникальной почти личностью: он имеет разные характеристики и по ходу жизни получает разные черты характера (будь то жестокость или щедрость), которые не только влияют на характеристики, но и могут немного разбавлять ваш досуг ивентами.

Данный король Германии хороший воин, а в остальном не получился
Но важнее всего то, что эти черты позволяют вам начать отыгрывать персонажей игры. Правитель самодур? Значит можно творить беспредел, даже если нас за это будут вассалы ненавидеть. Трусливый? можно попытаться обыграть это нежеланием устраивать войны или как-то рисковать. Кончено, многие из этих вещей существуют только в вашей голове. Но это рождает безграничные границы для отыгрыша. Например, в одной из моих игр за Византию мой правитель был невероятно похотливым. Список любовниц был огромным, а бастардов был наверно с десяток. Сын же его, став правителем, моим усилиями принял целибат и вообще стал чрезвычайно набожным.

Но решает далеко не только отыгрыш. Важна сама механика. На самом деле, почти 6 лет спустя в Crusader kings 2 существует столько различных механик, что можно легко потеряться. Тут вам и интриги всякие (система фракций та же), и попытки посадить своего папу на престол (если вы католик), и вступить в какое-нибудь сообщество ( или монашеский орден). Не говоря уже о том, что некоторые формы правления представлены собственными механиками (на ум приходят республики и ханства). На самом деле, все эти различные механики часто очень сильно дополняют игру, но есть и проблема. Некоторые из механик могут оказаться почти неиспользуемыми.

В последнем дополнении, например, ввели механику отношений с Китаем. Можем начать ему платить дань, но лучше девок его себе брать
Самой главной же механикой является система феодализма. Она воссоздает иерархическую систему вассально-сеньориальных отношений. Насколько корректно — вопрос иной, наверно я поговорю об этом в другом посте. Суть этой системы проста — есть несколько ступеней в иерархической лестнице. Император (если есть ) — король — герцог — граф — барон. Тот, кто является выше по лестнице сюзерен, ниже вассал. Вассал твоего вассала не твой вассал. То есть у герцога вассалы это графы, а сюзерен король (при этом у короля не все вассалы герцогы, могут быть и графы и бароны). Это система в игре используется для отображения почти всех отношений между правителями (будь то Африка, Азия или Европа). Собственно, это базовая механика игры, на которой строится большая часть геймплей.

Например, у моего императора Латинской империи среди вассалов есть этот герцог, а у него ясно дело будут свои вассалы, но все уровнем граф и ниже
Как-то я сразу скакнул к каким-то игровым рассуждениям, ничего не сказав о том, как собственно игра играется. Те, кто смотрели стримы Михаила Нарицы или же игравшие в игры парадокс примерно представляют, что это за игра такая. Так же можно по скриншотам догадаться, что всю игру мы будем смотреть на карту, поделенную на провинции. Недаром игры Paradox называют контурными картами. Никакой красивой графики или боев, где мы может наблюдать за каждым бойцом, тут нет, только карта, портреты и всякие числа. Если вам такое не нравится… то покупать скорее всего даже смысла нет.

Примерно так выглядит весь геймплей, слева висят какие-то менюшки, а остальное контурная карта.
Всем остальным игра может подарить массу незабываемых ситуаций. В каждой игре история может пойти по-своему. То венгерская династия становится самой популярной в мире, то французы оказывают в Литве или что еще. Каждый раз игра по-новому разыгрывает события (хотя иногда какие-то константы сохраняются). Всё это игру просто невероятно реиграбельной.

Венгерская династия Арпадов правит везде, кроме Венгрии… обычное дело
При условии, что вы понимаете как играть. И честно говоря, я думаю, что сама игра не объяснит вам все так, как объяснили бы дневники разработчиков. У Paradox есть отличная черта, раз в неделю (раньше может быть в месяц, сам уже не помню) они выкладывают дневник разработчиков, где рассказывают о фичах новой игры/дополнения, над которой команда работает в данный момент. Благодаря ним, ко времени игры/дополнения базовое понимание есть. А вот после обучения… не уверен. Все-таки многие элементы в обучении раскрыты не так хорошо.

Но, пожалуй, главная беда игры это её цена. Нет, сама игра стоит рублей 600. Только играть в игру без дополнений далеко не так весело. С дополнениями же цена доходит до огромных чисел. Несколько тысяч заплатить за игру шестилетней давности это конечно дико. И какого-то здравого аргумента за то, что это правильный подход, у меня нет. Понятное дело, что когда дополнения выходят раз в пару месяцев, полгода или даже год это выходило не так дорого, но нынче это получается огромная сумма денег. Все DLC к игре стоят 6000 рублей (как геймплейные, так и различные косметические).

Хотите немного металла в ваших Крестах? Вообще, чего я не покупал, так это музыки к игре
Однако в свое время я не побоялся потратить деньги на все геймплейные дополнения. Поскольку нельзя выпускать такие стратегии ежегодно, а разработчики должны зарабатывать деньги, то такой подход с дополнениями работает отлично. Ведь люди покупают каждый год Call of Duty или Battlefield. Частично это работает и с Crusader Kings 2. Просто вместо того, чтобы каждый год платить на новую колду, я покупаю дополнение к крестам (которые еще и очевидно дешевле, чем AAA проект) И тут дело еще в том, что сейчас становится непонятно зачем создавать новую часть серии. Ведь движок и так пока способен на хорошом уровне реализовывать то, чего хотят разработчики. Если создавать новую часть, но надо реально делать что-то необычное, революционное. Иначе новая часть будет просто не нужна.

Скорее я жду сейчас новое дополнение, о котором еще напишу, когда оно выйдет. И видимо проведу там еще часов 50-100. Пока это единственная игра, которая так легко меня удерживает в себе.
А любите ли вы Контурные карты? И если любите, то какой её сорт?


Crusader Kings II

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
14 февраля 2012
370
4.3
313 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также