Ну что, StopGame, как там блоги поживают? Умирант? Надо исправлять. Впрочем, или усугублять — тут уж как пойдёт! Пойдёт ли вам текстовая версия обзора или видео — не суть важно, приложены обе.
Хочу сразу признаться: я очень уважаю игры с глубоким сюжетом, который в идеале затрагивает важные проблемы нашего мира.
Ох, проклятье, кадр не тот!
Чтобы в действиях игрока был смысл, чувствовался вес принятых решений, а ощущение прогресса передавалось через изменение игровой истории,
Да чтоб меня черти разодрали…
Карочи.
Я очень уважаю игры с глубоким сюжетом, который затрагивает важные проблемы нашего мира. Уважаю настолько, что готов прощать многие нюансы исполнения, продакшена и геймплея. И давно я такого не встречал, чтобы в игре серьёзная, жестокая и актуальная тематика сочеталась с исполнением уровня альфа-версии. Соответственно, давно такого не было, чтобы я не мог сразу решить, как к конкретной игре относиться. Восхвалять её, заслуженно ненавидеть или взвешенно судить… К счастью, этот обзор пишу лично я, значит в рамках этого материала свобода решения у меня есть…
Главный герой 1979 Revolution: Black Friday — молодой фотограф Реза Ширази, которого угораздило вернуться в родной Иран в 1978 году — как раз в разгар бурных народных волнений. До революции дело ещё не дошло, но на улицах неспокойно — люди протестуют против местного шаха, которого поддерживают США и Великобритания. На условиях взаимовыгодного обмена, естественно — власти на нефть. Оборзевший от такой выгодной сделки правитель развёл в стране коррупцию пополам с безработицей и, щеголяя по дворцу в золотых трусах, натравливал секретную полицию на особенно недовольных. Всё это, напоминаю, вполне себе реальные события.
Так вот, реальные события показывают тот Иран, о существовании которого многим неизвестно. В семидесятые годы это была свободная страна. Мужчины носили брюки клёш, подкручивали усы, слушали диско и рок-н-ролл. Женщины ходили в джинсах, не боялись высказывать свое мнение и вообще играли гораздо большую роль, чем рабыни на домашнем поводке.
Не правда ли, вызывает диссонанс? Может быть, кому-то даже, хм… Интересно, как страна докатилась до терроризма, бурок и интранета. Наглость шаха не знала границ и в конечном итоге привела к вынесенной в название игры Чёрной Пятнице: 8 сентября 1978 года тысячи людей вышли на улицы, а сотни солдат открыли по ним огонь. Спустя пять кровавых месяцев революционеры добились своего, и последний шах династии, что правила Ираном две с половиной тысячи лет, был свергнут. Но на его место пришёл радикальный религиозный режим, превративший страну в крайне взрывоопасный цирк шапито.
Отдам должное Black Friday — игра предельно аккуратно обходится со своим историческим наследием. Разработчики из iNK Stories, многие из которых видели революцию своими глазами, откопали какое-то совершенно невообразимое количество архивных документов и фотографий, опросили десятки очевидцев и участников революции. Словом, подчас разработка игры больше напоминала журналистское расследование.
Результатом этого стала вымышленная, но изящно вписывающаяся в хронику революции история. Реза встречает реальных исторических личностей, пусть нам и неизвестных, но сыгравших в Иранской революции весомую роль, пусть и отрицательную. Другие персонажи, хоть и полностью выдуманные, но нисколько не уступают реальным людям. Лучший друг Резы — пацифист Бабак Азади, отстаивающий идею бескровной революции — вообще чуть ли не лучшее, что есть в игре.
1979 Revolution смакует две очень клёвые, на самом деле, темы. Во-первых, журналистскую беспристрастность — Реза ведь просто фотограф, не солдат, не революционер. Его дело — документировать происходящее, чтобы потом показать снимки миру. Так бы он, скорее всего, и поступал, если бы события игры происходили не в родном для героя Иране. Ну а в Black Friday решение Резы остаётся на совести игрока.
Вторая тема — как добрые люди, ослепленные самыми благими намерениями, превращаются в чудовищ. Это довольно часто встречающийся в искусстве сюжет, который в случае с Black Friday примечателен одним — здесь превращаются в чудовищ не по воле автора, а по собственному решению. И это очень печальная, страшная история.
Другая печальная, страшная история — это реализация Black Friday, которая сильно не дотягивает до амбициозной задумки. Вместо грандиозного полотна о революции и об ужасах двух режимов мы видим историю одного парня, которого друзья и родственники перетягивают каждый на свою сторону. Казалось бы, благодатная почва для разветвленного, нелинейного повествования, но у участников конфликта, как правило, банально недостаточно времени, чтобы полноценно раскрыться. Шутка ли — игру можно пробежать за полтора часа и при этом изучить большинство бумажек, записок и исторических фактов (которых в игре, между прочим, 86 штук).
Геймплей здесь досконально следует догмам Telltale Games. То есть, это такой интерактивный мультфильм с вариантами ответа в диалогах и редкими локациями, где можно свободно походить, поговорить с персонажами и пособирать предметы. Единственная, хотя и прикольная, фишка игры — возможность фотографировать определённые места и сцены. Правда, фича реализована весьма топорно: выбирать дают только зум, фокусировка — автоматическая, в виде мини-игры. Зато когда Реза щелкнет затвором, игроку показывают настоящий кадр, сделанный сорок лет назад в примерно тех же обстоятельствах.
Ещё одно хобби Telltale, которым увлеклась iNK Stories — это бессмысленные выборы с тикающим таймером. Ситуаций, когда решение игрока всерьёз влияет на историю, практически нет, а самый главный выбор вообще наступает в предпоследней главе. Не спорю, глупо было ожидать, что в основанной на исторических фактах игре главный герой сможет отменить революцию, защитить старый режим или выгнать из Ирана религиозных фанатиков. Но ведь в 1979 Revolution есть куча локальных, личных сюжетов — почему бы не отдать игроку под контроль их? К счастью, хотя бы не так часто приходится отбивать на клавиатуре QTE, которых тут гораздо меньше, чем в каких-нибудь “Ходячих Мертвецах”.
А вот графика до тех же теллтельных сериалов не дотягивает. Многострадальный движок Unity тужится изо всех сил, чтобы выдавать приятную картинку, но размытые текстуры и кривые модельки встречаются тут и там. К слову, претензий нет к анимациям — зачастую они на удивление хороши, благодаря захвату движений.
Единственное, к чему нареканий нет совсем — так это к тому, как игра звучит. Саундтрек крут и атмосферен, а все без исключения актёры, кое-кто из которых был непосредственным свидетелем событий 1979 года, выкладываются на полную катушку.
Вам могло уже показаться, что я разношу игру в пух и прах и никому её советовать не собираюсь, но… Это не так. У меня, строго говоря, мало претензий к самой 1979 Revolution. Претензии есть скорее к тому, чем игра не стала. По изначальной задумке авторов, Black Friday была многосерийной адвенчурой с боевой системой, стелс-секциями и путешествиями по Ирану. Игрой-альманахом, показывающей конфликт от лица нескольких персонажей — чтобы игроки и посмотрели, как женщины привыкают к ношению паранджи, и попытались понять ход мыслей моджахеда, который всей душой ненавидит американцев.
Такая бы формула представила множество историй, множество мест, множество фактов — словом, всё то, чего ждёшь от игры, опирающейся на подобные события. Revolution же, рассказывая историю Резы, показывает лишь один сюжет. Одну зарисовку из документального фильма. Несколько судеб из тысяч, что затронула революция. Отчасти в таком результате виноваты уж слишком грандиозные амбиции авторов. Отчасти — кое-что ещё.
Помните, как я в самом начале обзора обронил, что людяет бывает непривычно видеть свободный Иран? iNK Stories выяснили на собственном горьком опыте, что для многих это не то что непривычно — неинтересно. Поколениям, что взрослели на полупропагандистских военных фильмах, неинтересно любое произведение, показывающее иранцев не в образе двинутых на Коране террористов.
Black Friday разрабатывалась четыре года. Из них два ушли на поиск финансирования — потенциальные издатели лишь непонимающе качали головой и гадали, на что же рассчитывает студия с такой задумкой. Кампания на кикстартере хотя и не была совсем уж провальной, но цели не достигла. Всё это заставило iNK Stories слегка поумерить пыл и постараться поскорее выпустить то, что уже было готово.
Конечно же, не остался в стороне и родной для большинства разработчиков Иран. Режиссёра Black Friday (а в прошлом — сценариста Rockstar Games) Навида Хонсари окрестили в местной прессе шпионом, распространяющим пропаганду. Одному из художников игры пришлось уехать из Ирана после того, как стало известно, что местная полиция присматривается к сотрудникам iNK Stories, а несколько разработчиков работали под псевдонимами, боясь называть настоящие имена. Практически всем работникам студиям въезд в страну стал заказан. Ах да, саму игру в Иране тоже запретили
Разработчики часто во всевозможных интервью характеризовали жанр Black Friday как game vérité — по аналогии с cinéma vérité, жанром французской кинодокументалистики. Но если изначальное видение игры авторами и отвечало стандартам документалистики, то финальный результат до этого звания не дотягивает.
1979 Revolution ощущается незаконченной. Даже учитывая финансовые трудности и гонения на родине, выглядит игра как бета, отчаянно доведённая до ума и выпущенная в свет — иначе говоря, по рецепту многих современных блокбастеров. Изумительная, без преувеличений, задумка авторов, оказалась достойна похвалы, но не более.
Впрочем, игра получила лестные оценки критиков и даже несколько наград, к тому же сносно продалась. Если разработчики не растеряют запал — или если вдруг найдётся отчаянный издатель, не страшащийся взрывного успеха игры, — то, вполне вероятно, мы увидим вторую часть 1979 Revolution, которую ругать уже совсем не захочется. А может даже и не за что будет.
О, точно, забыл про скриншот с радио в начале обзора. Так вот, у Black Friday совершенно уникальный русский перевод. Ведь только в русской версии игры можно поставить турецкое или испанское сглаживание, а в настройках “подводимого” научить главгероя уклоняться. Но это всё хохма, конечно. На самом деле, в переводе иногда встречаются странные фразы и выражения, а паршивый шрифт не влезает в половину диалоговых рамок.
P.S. Как всегда, спасибо Дарье Коту_Бегемоту за помощь с монтажом видеоверсии!
Лучшие комментарии
Публикуйся почаще в Блогах, дабы они не были умирант :3
Буду исправлять ситуацию.
«Игра про исторические события, но без ассасинов и тамплиеров?.. Да не! Бред какой-то.» )
Спасибо за материал. Было интересно. Хоть тема Иранской революции не очень цепляет, но узнать «как женщины привыкают к ношению паранджи, и понять ход мыслей моджахеда, который всей душой ненавидит американцев» было бы интересно (хоть я и не представляю как грамотно реализовать это в игре).