В последнее время, я всё чаще стал обращаться к играм, вышедшим 8-10, а то и ещё больше лет назад, особенно это касается хорроров. И дело не в том, что я ярый противник современных игр жанра ужасов, просто в последние годы эта индустрия идёт немного не тем путём, которым лично мне бы хотелось. Конечно, есть исключения, однако их считаные единицы, и одними этими редкими исключениями сыт не будешь, а потому порой и хочется возвращаться к тем проектам, которые внушали первобытный ужас в детстве и в более зрелом возрасте в первое десятилетие этого века. Сегодня мне бы хотелось рассказать вам об игре The Suffering.
С момента выхода игры прошло без малого 14 лет. Именно в далёком 2004 году свет увидел новый продукт от создателей Дракан и Братства кольца – Surreal Software. На этот раз это был уже не action-adventure в фэнтезийном мире, а вполне серьёзный мистический экшн-хоррор, действие которого разворачивалось не в фантастическом мире с магией, драконами, эльфами и орками, а в тюремных застенках.
Знакомьтесь, наш протеже Торк. В прошлом он испытал столь сильный шок, что лишился дара речи, зато голоса его мёртвых жены и сыновей будут преследовать героя до конца игры
Главный герой по имени Торк прибывает в тюрьму Эббот на остров Карнэйт, что в штате Мэриленд. Его осудили за убийство жены и сыновей, однако сам он ни черта не помнит, и даже не в состоянии говорить. За весь свой задротский геймерский стаж я побывал в шкуре десятков немых протагонистов, и каждый очередной, лишённый дара речи персонаж начинает раздражать меня всё больше и больше, однако в данном случае это оправдано шоком Торка от пережитых событий. Едва главгерой попадает в свою камеру, как вдруг тюрьму охватывает землетрясение, свет гаснет, и в камеры соседей Торка проникают какие-то страшные изуродованные создания. Помещение наполняется криками, стонами и мольбами о помощи, которые затем наконец смолкают. Камера Торка открывается и нам в руки передаётся управление… Задача перед нами стоит одна: выбраться из этого злополучного, с позволения сказать, места и попутно выяснить, что же здесь случилась за чертовщина. Такая вот недолгая и не шибко замысловатая завязка. Тем не менее сценарий в игре очень добротный, и лично мне понравился.
Оказавшись в теле Торка нам предстоит бродить не только по мрачным тюремным коридорам, но и по окрестностям тюрьмы: лесам, шахтам, заброшенному особняку и многим другим локациям, где мы будем знакомиться с прошлым острова Карнэйт через видения героя и документальные записи, а также непрестанно уничтожать адских тварей. Именно этот элемент и составляет основу игрового процесса The Suffering.
Хотя экшн часть почти никак не разбавляется, постоянные перестрелки и мясорубки нисколько не надоедают
Буквально в самом начале Торк вооружается заточкой и лишь с нею наперевес мужественно бросается в бой с монстрами. Но вскоре нам в руки попадётся уже револьвер, а за ним и второй, да здесь как в Максе Пэйне можно стрелять с двух рук, не хватает только замедления времени… Казалось бы, это должно несколько ослаблять напряжённость, ведь с пушкой уже не так страшно, но с появлением нового оружия, появляются и новые твари, а старых становится всё больше и больше, а потому расслабиться нам не дают ни на секунду.
Каждая схватка заставляет постоянно двигаться: уворачиваться от атак слэеров, прятаться в укрытия при встречах с похожими на немезиду из Обители зла снайперами. Особенно достают торчки, кидающиеся ядовитыми шприцами и напрыгивающими на Торка, чтобы воткнуть заразную иглу герою в шею. В обилии крови и мяса в The Suffering недостатка нет. Более того, истребляя врагов сам Торк покрывается кровавыми ошмётками, что в те года, когда вышла игра выглядело очень внушительно.
Из сурового, заросшего щетиной, хмурого мужика герой может превращаться вот в такого симпотягу
Постепенно продвигаясь по уровням, Торк будет находить новое оружие: шотган, автомат Томпсона, пожарный топор и огнемёт. Как видите, оружия в игре не так много, но герой так же может использовать иногда встречающиеся в некоторых локациях стационарные пулемёты, а также разного рода гранаты. Помимо этого, протагонист обладает способностью превращаться в огромное мясное чудовище, способное разрывать на куски супостатов за пару взмахов мощных лап. За превращение отвечает специальная шкала бешенства, пополняемая в ходе схваток.
Интересной деталью является то, что играть можно как с камерой от третьего лица, так и от первого для более удобного прицеливания. При желании так можно пройти хоть всю игру, хотя борьба с некоторыми противниками требует большего проворства и ловкости, и, играя от первого лица, уворачиваться очень неудобно, а о кувырках можно и вовсе забыть.
В виду того, что сражаться с монстрами и тюремной охраной приходится постоянно, а врагов выбрасывают на нас каждый раз десятками, патроны заканчиваются очень быстро, и в зависимости от уровня сложности, меняется и количество боеприпасов, которое вы можете обнаружить на уровнях. Лекарствами здесь служат банки с таблетками под названием зомбиум. Хитов они восстанавливают мало, так что будьте экономнее, как и с батарейками для фонарика. Хотя на сложности бандит что лекарств, что патронов, что батареек у меня всегда было в избытке и дефицита я не ощущал.
Играть можно как от третьего, так и от первого лица, сделано это для более удобного прицеливания, хотя, при желании, можно устроить себе небольшой челлендж и пройти так игру до конца
The Suffering является контаминацией культуры ужасов, выраженной в фильмах и играх предшествующих 20 лет. Я не буду перечислять все отсылки, которые существуют в игре, а назову лишь те, которые отметил лично сам. Первое, что бросается в глаза, это явная любовь авторов к фильму Электрошок 1989 года, об этом говорит уже сама обложка The Suffering, а один из персонажей игры назван Хорасом в честь главного злодея фильма, и он наделён теми же «электро-способностями», что были и у Хораса в «Электрошоке». Совпадение? Не думаю. Ну и конечно же без Клайва Баркера здесь не обошлось. Игра так и пропитана духом сплаттер-панка, а дизайн некоторых тварей очень сильно напоминает «Восставшего из Ада». И за эти приятные, вызывающие тёплую ностальгию, воспоминания хотелось бы высказать авторам отдельную благодарность.
Кроме того, любой из игроков может заметить, что игра целиком склеена из заимствований из других игр, таких как Silent Hill, Resident Evil и даже Fatal Frame (она же Project Zero). Но я не зря сказал, что The Suffering это именно контаминация, а не компиляция, потому как, сочетая в себе основные черты лучших представителей жанра survival-horror того времени, она превратилась в уникальный проект. Серьёзно, я не могу вспомнить ни одной игры подобной The Suffering. Но стоит принять во внимание, что The Suffering это всё-таки не survival, а скорее экшн-хоррор. Для первого игре не хватает каких-нибудь задачек и головоломок, которые бы потребовали раздумий над их решением. В The Suffering конечно же пазлы имеются, но их оочень мало, буквально штук 5 на всю игру и ни один из них не предполагает хоть какого-нибудь мозгового штурма: подвиньте статую, чтобы не закрылась дверь, или сдвиньте шкаф на водосток, чтобы по полу растеклась вода и потушила огонь. Но повторюсь, это всё-таки экшн-хоррор, а не сёрвайвл, а потому в минусы я этого записывать не стану.
Отсылочки, господа!
В The Suffering очень много интересных, запоминающихся героев. Даже сокамерники Торка, которые появляются на сцене всего на несколько минут, успевают блеснуть характерами и запасть в память, и мне было искренне жаль, когда одного за другим их растерзали чудовища. Из прочих мне запомнились любитель постебаться над главным героем доктор Киллджой, появляющийся в свете проекторов, ещё бы такой парень кому-то не запомнился… уже упомянутый мной Хорас Гейдж, обезумевший начальник охраны Харгрейв, газообразный Хермес Хайт. Многим случайным попутчикам Торка можно будет оказать помощь, но это не обязательно. Можно также и просто пройти мимо или вовсе убить. Но каждое из этих действий имеет и свои последствия. Помогая другим, Торк зарабатывает карму, которая откроет положительную концовку. Проходя мимо, соответственно концовка будет нейтральная, а убивая – отрицательная. На карме будет сказываться и то, как часто герой будет обращаться в чудовище, так что будьте с этим поосторожнее. Таким образом судьба главгероя зависит целиком и полностью от ваших внутренних демонов, или ангелов. Сама концовка раскроет, что же на самом деле случилось с семьёй Торка и какова будет его дальнейшая судьба.
Атмосфера в игре передана превосходно. Когда пробираешься по тёмному коридору с одной только заточкой и слышишь, как где-то впереди, во тьме изуродованная тварь царапает своей рукой-клинком стену, по спине пробегают мурашки и хочется развернуть Торка и просто бежать куда глаза глядят. Весь эмбиент, фоновая музыка вкупе с великолепным дизайном создают чувство постоянного напряжения и страха, когда не знаешь какая тварь выглянет из-за очередного угла или выскочит прямо из под ваших ног. Думаю, не стоит лишний раз напоминать о том, что для полного погружения в атмосферу нужно играть в темноте, наушниках и полном одиночестве, иначе вы не прочувствуете всю прелесть этой игры, вернее весь ужас, которым она способна вас наполнить.
Завершая нескончаемый поток хвалебных дифирамбов, стоит сказать пару слов и о минусах. В The Suffering их мало, но насколько они серьёзны судить вам.
Первый, реально способный несколько подпортить общее впечатление недостаток — это технические ошибки. Пропадание текстур, непонятные баги с монстрами, которые после смерти не опадают трупами на землю, а остаются висеть в воздухе статичными фигурами. Куда более страшными глюками являются нарушения скриптов, не дающие продвинуться дальше по уровню. А порой бывает пропадают и звуки. Каждый из этих багов может встретиться вам всего пару раз за игру, но все вместе они уже начинают напрягать.
Вот так вместо того, чтобы свалиться на землю и корчиться в предсмертной агонии, этот приятель решил «зависнуть»
Второй недостаток касается графического оформления. Конечно, сейчас визуально The Suffering многих может от себя оттолкнуть, хотя мне в неё играть было так же приятно, как и каких-нибудь 9 лет назад и впечатление от игры графикой ничуть не портилось. Но, справедливости ради, стоит сказать, что и на момент выхода, а напоминаю, что это был 2004 год, графика была главным недостатком игры. Здесь создатели явно решили сэкономить, но по мне так лучше отсталый графон, чем дырявый сюжет или унылый геймплей, так что я смело могу сказать, что Surreal Software очень грамотно распределили бюджет и явили миру этот отличный хоррор-боевик.
Такие игры можно перепроходить и через 14 лет и даже больше, они всё также будут вам доставлять. Если вы в своё время пропустили The Suffering, то самое время бежать на торренты, хотя такую игру я бы купил. В Steamе её нет, а вот в GOG приобрести можно, единственно вас заклинаю, ни в коем случае не ставьте русскую озвучку. Голос Леонида Володарского, хоть и навевает воспоминания о старых пиратских изданиях фильмов, но он напрочь рушит всю атмосферу игры. Просто поверьте мне. Поставьте русские субтитры и наслаждайтесь игрой.
Обзор The Suffering: Ties that bind читайте здесь
Лучшие комментарии