Приветствую! Сегодня я расскажу вам о последней и, наверное, самой странной попытке адаптации призрака – полнометражном фильме 2017 года.
А начну я с небольшой истории производственного процесса. Стартовал он еще в 2008 году, когда студия Dreamworks и Стивен Спилберг приобрели права на создание киноадаптации манги Сиро. Этот факт выглядел как минимум интригующе – Спилберг умеет снимать впечатляющие картины. Но затем команда не раз менялась и в итоге всё пришло к довольно настораживающему составу: режиссёром выступил Руперт Сандерс, который до этого отличился съёмками фильма «Белоснежка и охотник», который я даже с большим натягом не могу назвать особо хорошим. Сценаристы менялись раза 3, а продюсерами выступали люди, работавшие над фильмами Marvel (Стивен Пол, Ари Арад и Ави Арад). Не знаю как вам, но по мне дело уже пахло керосином…
Затем вышел трейлер. Он вызвал у меня несколько смешанные чувства. С одной стороны, антураж и эффекты очень впечатляли. Отличная музыкальная тема лишь дополняла эту картину. Актеры, выбранные на роль Бато и Арамаки были просто идеальны. А вот Мотоко в исполнении Скарлет Йоханссон меня как-то насторожила. И вовсе не тем, что она (о ужас!) обладает европейской, а не японской внешностью. Просто я не видел в ней того самого Майора никоим образом. Но, тем не менее, проект меня заинтересовал, и я точно решил, что пойду на этот фильм.
Хочу сразу оговориться. Я не строил никаких иллюзий и не ждал, как многие фанаты Призрака, что нам дадут гениальную по философской глубине историю в духе аниме 1995 или хотя бы «Синдрома одиночки». Я не ждал тут каких-то невероятных философских посылов и подтекстов. Я прекрасно понимал, что это будет голливудский блокбастер в антураже Призрака. Вернее, даже не так – я прекрасно понимал, что получу «Мстителей», только вместо собственно Мстителей будет 9-й отдел, вместо Халка – Бато, а вместо Вдовы – Мотоко (даже актриса та же, очень оригинальное совпадение). И для того, чтобы прийти к таким выводам, достаточно было взглянуть на состав работающих над фильмом людей. И, наверное, именно поэтому при первом просмотре фильм, как ни странно, мне понравился. Хотя я прекрасно видел все его недостатки, но общее впечатление было всё равно положительным. Для рецензии я пересмотрел фильм еще раз, дабы утвердиться во мнении и еще раз проверить, не пропустил ли я чего. Итак, вооружившись до зубов, приступаем к препарированию пациента.
Сюжет в фильме довольно простой. Мотоко… так, стоп. В смысле, майор Мирра Киллиан?! Кхм, ну ладно, допустим. Итак, майор Мирра и 9-й отдел расследуют дело хакера, взламывающего чужие мозги. И где только я уже это слышал… (1995, Solid State Society, Arise) Ну да, действительно (оригинальность истории просто зашкаливает). Дальше сюжет делает «внезапный» поворот и теперь уже Мирра, играя роль заправской бунтарки, пытается выяснить своё прошлое и отомстить за все хорошее и не очень своим создателям. И не надо кричать, что я всё заспойлил. За меня всё давно сделал чудный трейлер.
Да, сюжет откровенно не блещет оригинальностью. Но на этом проблемы его не заканчиваются. Во-первых, он слегка рваный и скачет от эпизода к эпизоду без особых предупреждений. Во-вторых… я, конечно, понял, что нам хотели донести авторы, и что они даже вложили определённый смысл во всё это действо, но смысл этот пролетает перед глазами зрителя аки фанера над Парижем. Да и вообще основа сюжета не оставляет особого простора для манёвра – вот есть хорошая Майор, а вот есть плохие дяди-тёти. Сказочка для детишек. Короче говоря, сюжет не бессмысленный, но довольно поверхностный.
С раскрытием героев, почти традиционно, дела обстоят не лучшим образом. Более-менее что-то рассказывается и показывается о Майоре и Бато. Ну и чуть-чуть о шефе Арамаки. Остальные ушли на роли статистов второго плана. Но и тут авторы умудрились подложить нам маленькую свинку в виде изменения характеров героев. Например, Тогуса тут ведет себя весьма высокомерно и прямо-таки напоказ гордится тем, что он полностью человек. Оригинальный Тогуса был человеком неуверенным в себе, сомневался в своей полезности, а о достоинствах его человеческого тела рассуждала как раз-таки Майор, объяснявшая зачем взяла его на службу.
Раз начал о героях, скажу и про актеров. Йоханссон на роли Мотоко меня вполне убедила. Её безэмоциональная «игра» просто отлично вписывается в образ Майора: в оригинале Кусанаги тоже не блистала переизбытком эмоций на лице. А говорить, что надо было брать японку – это уж совсем вкусовщина и лично мне до ужаса напоминает пляски вокруг Оскара с афроамериканскими актерами. Причем, так для справки, на тему внешности героини возмущались исключительно западные зрители. Японцы же остались очень довольно выбором Йоханссон и искренне не поняли, чего это там западные фанаты слюной брызжут. Я даже больше скажу, Мамору Осии, снимавший фильм 1995 года, выступил в защиту Скарлет, говоря, что героиня имеет не настоящее тело и может выглядеть вообще как угодно (и тут я с ним абсолютно согласен). Потому все эти вопли о неканонической внешности Мотоко в фильме выглядят как минимум надуманными. Более того, фильм вполне убедительно показывает, почему у нее такая внешность.
А далее говорить об актерах особо и нечего. Бато вполне неплох, шеф Арамки тоже хорош, хотя иногда казалось, что не настолько, как его расхваливают ценители в интернете. Больше сказать тут нечего.
А вот о чем сказать можно, так это об отсылках к оригинальным аниме. Ну, вернее, как отсылкам… я б это назвал заимствованиями. Причем абсолютно хаотичным.
Начнем с самого начала. Нам показывают «создание» Мотоко. Отлично, сцена эффектная, впечатляющая, ничуть не хуже оригинала из аниме 1995 года. Дальше – начало действа. Майор стоит на верхотурах, прослушивает каналы связи. Снова сцена из аниме 1995, засчитано. В здании, между тем, идет какая-то деловая встреча. И на бизнесменов нападают роботы-гейши — первая серия первого сезона «Синдрома одиночки» передает привет. Мотоко лихо прыгает вниз, дабы вмешаться. Почти отсылка к знаменитой сцене прыжка Мотоко. Почему почти? Ну, потому что тут она еще и врывается в здание и устраивает там тарарам и блины. Прощальная фраза робота гейши напоминает о гиноидах из «Невинности» (см. видео). Далее – собрание 9-го отдела. Оказывается, что гейш (как и мозги бизнесменов) взломал некий хакер. Здравствуй, Кукловод, ты ли это? А, нет, потому что тут тебя зовут Кудзэ. Да вы серьезно?! Кудзэ – персонаж второго сезона «Синдрома одиночки», который по своей концепции ничего общего с Кукловодом не имеет и близко. Далее Майор и Бато едут разговаривать с доктором на тему того, что удалось выудить из робота-гейши. И эта сцена почти дословно копирует оную из «Невинности». А когда Майор подключается к мозгу гейши, в виртуальном мире мы видим разлетающиеся хлопьями образы, что очень напоминает Arise…
И так можно продолжать очень долго, но общую идею вы поняли. Авторы понадергали всего и отовсюду. И эффект получился весьма странный. Человек, который до этого не смотрел никаких аниме, не заметит ровным счётом никаких отсылок. Ну Кудзэ и Кудзэ, что такого? И только фанат всё это поймет и вспомнит. Да вот только для фаната это создаст ощущение какой-то каши (типичный случай «лишнего знания»). Вот и возникает вопрос – и для кого всё это? Одни не оценят, потому что не поймут, другие не оценят, потому что слишком много всего перемешали. И иногда кажется, что авторы и сами во всём этом насмерть запутались. Например, Мотоко это теперь настоящее имя главной героини. Впрочем, это такая мелочь, что самому смешно к подобному придираться. Да и наверняка среди смотревших Призрака далеко не все знают, что Мотоко – это псевдоним.
Честно говоря, мне это напомнило ситуацию с «Пробуждением силы» — авторы словно хотели показать – мол, мы знаем оригинал, мы его любим, смотрите! Только «Пробуждение» хоть определилось кого копировать и куда отсылаться. А здесь решили впихнуть все и сразу. Не очень понятно, зачем, но это действительно совсем уж субъективщина, так что за серьёзный минус не засчитывается.
Но, с другой стороны, именно этой «неопределенностью» объекта вдохновения во многом и объясняются более серьёзные минусы фильма. Авторы вроде пытались воссоздать мрачную атмосферу фильма 1995 года, но там она сочеталась с потрясающим содержанием. Увы, тут таких философских подтекстов нет. Авторы вроде хотели добавить экшена, как в «Синдроме одиночки». Вот только «Синдром», помимо экшена, давал и много глубоких идей, и лихо закрученные сюжеты и, что самое главное, юмор. А в фильме 2017… может я слепой, но мне удалось насчитать порядка 3 шуток за весь фильм. И большая часть банальная до зубного скрежета и потому абсолютно не смешна.
Вот отсюда и берутся все эти проблемы. Фильм как будто и сам не понял, на кого он рассчитан и для чего создан. Для голливудского блокбастера он мрачноват, для философского киберпанка он поверхностен, для адаптации Призрака… я уже перечислял чего ему не хватает с точки зрения любой из удачных серий. Грустно, друзья.
Ладно, переходим к плюсам. И они тут вполне имеются.
Для начала, визуальная часть. Здесь фильму можно просто петь дифирамбы. Потрясающе воссозданный антураж далекого будущего, отлично созданные протезы, изумительные эффекты виртуальной реальности… Одним словом, просто пиршество для глаз. Очень неплохие экшен сцены. Впрочем, чего еще ожидать от боевика? Неплохая атмосфера. Лично я вполне ощутил дух мира будущего и киберпанка. Да, у оригинальных Призраков атмосфера была другая, но и эта мне вполне угодила. Музыка… ну, она в фильме была. Это все, что я могу про нее сказать.
В конечном итоге, фильм в прокате провалился, так что продолжения явно можно не ждать. Впрочем, я почему-то этого и ожидал после просмотра.
Казалось бы, возникает противоречие, я же сказал, что фильм мне понравился. Но я не просто так уточнил, что только при первом просмотре и не просто так сказал, что пересмотрел его еще раз. И при повторном просмотре, фильм уже вызвал куда больше вопросов. Нет, он не разочаровал. Я всё ещё считаю его неплохим блокбастером на 1-2 раза. Но по сравнению с оригинальным «Призраком» 1995-го фильм проигрывает. Да, он красивый, да, он эффектный, но это пища для глаз, а пищи для ума вы здесь почти не обнаружите. Но именно такого я и ждал от него, потому не разочаровался и до сих пор не жалею, что посмотрел его.
Как-то не хочется завершать историю серии «Призрак в доспехах» на такой невесёлой ноте, но что поделать. Пора переходить к итогам. Не знаю, предвидел ли Масамунэ Сиро такой оглушительный успех своего сеттинга, который теперь превратился почти что в бренд. Но по итогу «Призрак в доспехах» так и остался самым успешным и известным его произведением. Насколько я знаю, последние выпуски манги были встречены довольно прохладно, но я их не читал и не собираюсь.
На основании Призрака сделано 4 разных варианта адаптации. К сожалению, нужно признать, что чем дальше развивалась серия, тем больше авторы уходили в отсылки и копирки у предшественников, доводя многие вещи до откровенного маразма, а то и вовсе под чистую заимствуя сцены из других адаптаций (фильм 2017 года тому яркое подтверждение). Возможно, из-за этого серия теперь и переживает не лучшие времена: она просто излишне ударилась в самокопирование. Но, тем не менее, пускай не все адаптации Призрака были удачны, не все были шедеврами на все времена, но «Призрак» у каждого будет свой. Кому-то будет ближе глубина и философия аниме 1995-го, кому-то придется по душе мрачность и ретро-стиль «Невинности», для кого-то идеальным покажется нуарный киберпанковский детектив, каким является «Синдром одиночки»… даже спорный Arise и фильм 2017-го наверняка найдут свою аудиторию. В конце концов, о вкусах не спорят.
Я одинаково люблю и почитаю и дилогии Осии, и всю серию «Синдрома одиночки». Это просто потрясающие художественные произведения, которые я никогда не устану пересматривать и рекомендовать к ознакомлению всем своим друзьям и знакомым, как рекомендую сейчас вам. Вряд ли какой-то ещё тайтл сможет дать вам такие впечатления и эмоции, как «Призрак в доспехах». Так что попробуйте погрузиться в его виртуальные пучины, остановить Кукловода, прекратить череду самоубийств гиноидов, раскрыть тайну личности Смеющегося человека, остановить жуткие планы Одиннадцати Индивидуалистов, лицом к лицу встретиться с Кукольником… я уверен, здесь вы так или иначе найдете что-то интересное для себя. Ведь мир «Призрака в доспехах» столь же безграничен, как и наше сознание… наши призраки, истинную сущность которых можем понять лишь мы сами.
Предыдущая часть — stopgame.ru/blogs/topic/89335
Первая часть — stopgame.ru/blogs/topic/88980
[автор текста: GodofPlague]
Лучшие комментарии
есть только в видеоформате на Ютубе
Так, а обзор на «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2045» планируется?)
Я очень жду, т.к. смотреть ту субстанцию я не хочу, еще воспоминания опорочу)