Спойлерить не буду
Полезные ссылки
Видеообзор игры Ratchet & Clank (PS4), автор Александра Кост
Full Moon Show #49 — Girl with a Stick
15 Years of 'Ratchet & Clank': A Lombax Story
Ratchet & Clank — Dude Reviews (Retrospective)
A Ratchet and Clank Tribute Video — Let's Celebrate
Есть такая профессия – галактику спасать
Insomniac Games, Inc. заслужила свою историю серии, как минимум одна из их сделанных франшиз – точно. Они покорили сердца игроков в 1998, сделав видеоигру Spyro the Dragon, и после повторили успех для нового поколения консоли PS2, познакомив игроков с двумя галактическими рейнджерами Ratchet & Clank. 5 апреля 2018 года состоялся официальный анонс ремастера Spyro Reignited Trilogy с датой выхода на сентябрь текущего года. К сожалению, издание StopGame пока что не планируют никаких марафонов, историй серий или иных материалов по этому случаю. Ох уж этот StopGame, люди скоро от безысходности начнут на игры донатить в кинологах … oh wait! Но я искренне и главным образом наивно надеюсь, что что-то такое всё-таки будет. Ведь будет!?
Ratchet & Clank это история дружбы необычного зверька Ломбакса и маленького, но очень смышленого робота Кланка. Кто такой Ломбакс? Ну, знаете, у Sony в те годы был какой-то изощренный фетиш на странных зверьков – Бандикуты, Ломбаксы и другие неведомые создания. Правда, если бандикуты в природе существуют, то Ломбаксы нет. Это выдуманный зверек, похожий на смесь каких-то других знакомым нам зверьков. Короче, человечество ещё не придумало способ, как описать кто такие Ломбаксы. Скажем так, это что-то среднее между кошачеподобными и енотоподобными. Если в комментариях найдутся люди, которые смогут описать лучше, дайте им премию мира от меня, хорошо?
История начинается с того, что на планете Велдин буквально в нескольких метрах от автомеханика Ломбакса по имени Рэтчет, который был занят починкой космического корабля, падает капсула. Он заглядывает внутрь и находит там бракованного робота Кланка, сбежавшего с завода по производству злых роботов для порабощения галактики. В ходе последующих событий наши герои путешествуют по разным планетам, меняются, взрослеют, становятся лучшими друзьями и рушат планы главного злодея.
Как мы уже знаем, после того как в первой игре вселенная была спасена, на этом история Рэтчета и Кланка не закончилась. Впереди их ждали новые приключения, подвиги, опасности и встречи с интересными второстепенными персонажами, в том числе и прекрасного пола …
Другим немаловажным персонажем для сюжета игр этой серии является Капитан Кварк. Капитан Кварк – это супергерой галактики, звезда телекамер и обольстительный красавец с завидными формами и ямочкой на подбородке. Но в первую очередь он идиот. Идиот вселенского масштаба, который вечно всё портит и пытается отобрать славу у Рэтчета и Кланка за их геройские подвиги.
Справедливо также будет сказать, что Капитан Кварк на самом-то деле по своей сути не только сам является злодеем, но и порождает других злодеев. В одной из игр Рэтчет и Кланк сражаются против антагониста, над которым Капитан Кварк часто жестоко издевался в младшей школе, чем и посеял в нём злобу и желание захватить всю галактику. Как бы тяжко нашим героям не было бы от него, он всегда следует за ними из игры в игру. Впрочем, иногда Кварк всё-таки проявляет и хорошие качества, а его нарисованные от руки боевые планы и вовсе чертовски уморительны.
Рэтчет: Ты позвал нас ради какого-то дела, или просто хотел, чтобы нас тут прикончили?
Капитан Кварк: А если и то и другое?
После трилогии и нескольких спин-оффов на PS2, история двух друзей перекочевывает на платформу PS3 в серию с подзаголовком Future, где основной темой становится не только спасение галактики от суперзлодеев, но и проверка дружбы с печальной моралью о том, что всё в этой жизни рано или поздно заканчивается. *смахнул слезу*
Но давайте не будем о грустном. Давайте я лучше расскажу вам, как Ratchet & Clank стала тем суперхитом эпохи PS2, которой мы её знаем.
Ранние концепты
На самом деле сначала игра должна была называться «Girl with a Stick». После дракончика Спайро Insomniac Games, Inc. хотели сделать что-то совершенно новое. Первоначальная концепция была следующей — Tomb Rider встречается с Зельдой. Что-то такое нинтендовское для всей семьи. На тот момент в студии было 25 человек. Половина из них засиживалась допоздна в очень просторном для такого количества сотрудников помещении, ломая голову над вопросом, что же им делать дальше. Многое из того, что было придумано для «Girl with a Stick» не вошло в Ratchet & Clank. Игру отменили на середине разработки. Но идеи и сама концепция, получив некоторые изменения, были использованы при разработке наших любимых галактических рейнджеров.
«Sony были очень вежливы, — говорит один из сотрудников Insomniac Games, — они сказали, что если вы хотите выпустить «Girl with a Stick», мы вас поддержим. Однако мы думаем, что игра не будет пользоваться успехом на рынке.»
Один из ведущих разработчиков студии, — Брайан Хастингс, — предложил простую идею, которая понравилась всем сотрудникам. А что если мы сделаем игру про пришельца, который путешествует с планеты на планету, собирая оружие и гаджеты?
Так появились первые концепты с главным героем, похожим на человекоподобную черепаху! Да вы не ослышались, черепаха! Они почти сразу отказались от этого дизайна персонажа, объяснив это тем, что он не вызывает того ощущения близости и симпатии, которое они хотели создать для игроков. Они остановились на автомеханике и роботе размером с тостер.
Кланк тоже не сразу обрёл знакомый нам внешний вид. Изначально Кланк должен был говорить детским голосом с британским акцентом и выглядеть как глупенький ребенок. Это была ещё одна плохая идея, от которой они впоследствии отказались.
Ребята (и девчата тоже) из Insomniac Games, Inc. решили что, пусть они лучше будут друзьями на равных без какого-то намека на разницу в возрасте.
После десятков часов тяжелой работы, официально финальная версия концепта Ratchet & Clank звучала так:
✧История про дружбу с душой,
✧Изобретательное и стратегическое оружие,
✧Исследование планет,
✧Гаджеты,
✧Стильная и богатая на детали картинка,
✧Юмор, вдохновленный творчеством Дугласа Адамса (Автостопом по Галактике),
✧Баланс между шутером и платформингом.
Безбашенность как ключ к успеху.
У Ratchet & Clank офигенное чувство стиля. Игры серии очень похожи на мультфильмы в жанре классической фантастики, почти ретро фантастики, ярко выраженные и артистические. Уровни полны жизни. Они огромны и увлекательны в исследовании. Есть скрытые локации для того, чтобы игрок нашёл способ попасть туда, проявив смекалку. Видеоигровой мир проработан и богат на внимание к деталям, которые вы открываете для себя мало-помалу в ходе прохождения.
Жестких ограничений по возрасту у Ratchet & Clank нет, поэтому двери в игры этой серии распахнуты как младшему, так и старшему поколению. Им всегда идеально удавалось угодить своей аудитории и это не удивительно, ведь все независимо от возраста любят большие приключения, особенно, когда в них есть так много всего! Здесь вам и перестрелки, и погони, и взрывы вперемешку с не менее взрывным юмором.
А ещё есть разные виды инопланетян, разнообразие планет и локаций, маленькие роботы, большие роботы, очень БОЛЬШИЕ роботы, которые сносят многоэтажные здания своим телом подобно Годзилле! И это ещё не всё, список можно продолжить – пародии на кино, телевидение и звёзд поп-культуры; шпионаж; битвы в открытом космосе, как в «Звёздных войнах»; яркие цвета окружения и атмосфера праздника как в «Стражах Галактики» и даже это тоже ещё не всё, что есть в играх серии Ratchet & Clank.
К слову о пародиях. Одна из игр серии носит название Secret Agent Clank и была сделана студией High Impact Games для портативной playstation. Как нетрудно догадаться, это пародия на Джеймса Бонда. Игра рассказывает о похождениях робота Кланка одетого в смокинг с бабочкой. В этой киновселенной он знает Кланк-фу (версия кунг-фу только для Кланка), клеит цыпочек, спасает мир и у него целая куча выдающихся гаджетов. Тут есть даже соответствующий опенинг в стиле знаменитого британского агента. Но что самое смешное это то, что в этой игре главным героем является Кланк и всё внимание сосредоточено на нём, в то время как Рэтчет сидит в тюрьме, отодвинутый на задний план.
Формула Ratchet & Clank проста. 65% стрельбы, 25% платформинга и 10% головоломок пополам с управлением различного воздушного или наземного транспорта. Игровой процесс проходит в темпе очень веселого нон-стоп экшена. Плюс в играх есть сегменты, когда мы играем за Кланка, управляя встреченными по пути роботами. В этих моментах игроки в основном решают несложные головоломки, связанные со всевозможными механизмами.
Дракам и перестрелкам игра уделяет больше всего времени вплоть до участия главных героев в гладиаторских боях. Гладиаторские бои появились во второй части с подзаголовком Going Commando, а после вышел даже спин-офф Ratchet: Deadlocked полностью посвященный им. Арена нужна в первую очередь для заработка болтов с гайками (валюта в играх серии) и для прокачки пушек вместе с количеством очков жизней у Рэтчета. Эти испытания в гладиаторских боях на самом деле очень интересные и захватывающие. Здесь есть боссы и всякие интересные условия, в рамки которых ставят игрока. Например, продержись пять раундов, не получив ни одного удара. Или выдержи сто раундов и после сразись с двумя боссами одновременно. Испытания и заработок валюты на арене не на шутку увлекает.
Впрочем, Брайан Алгейер, исполнительный директор Insomniac Games, сказал про спин-офф Ratchet: Deadlocked, что это хорошая игра, но это не Ratchet & Clank.
Больше пушек богу пушек!
Оружия в игре – результат труда творческого воображения. Их так много, что перечислить каждую с описанием было бы затруднительно. Поэтому я даже не возьмусь начинать это дело. Просто поверьте на слово – их МНОГО и они очень клёвые. Ни для кого не секрет, что серия прославилась не в последнюю очередь благодаря чудаковатыму и крышесносному арсеналу.
Вы можете поднять уровень вашего оружия и любая ваша пушка прокачивается очень легко. Чем чаще вы ею пользуетесь, тем выше будет её уровень и тем круче она будет в действии. Причём при повышении уровня пушки, она не только начинает наносить больший урон, но и видоизменяется внешне, приобретая самые разные дополнительные эффекты. Последнее особенно мотивирует для того, чтобы игрок прокачал весь свой арсенал. Но сделать это только за первое прохождение у вас, скорее всего, не получиться. Но после того, как вы дойдете до титров, вам откроют доступ к режиму испытания. Весь накопленный вами прогресс останется и вместе с тем появится возможность накапливать бонусы умножения для количества полученных гаек и болтов. Однако сама игра станет немного сложнее. Это хороший повод, чтобы перепройти игру как минимум ещё раз и большая галочка к реиграбельности.
Здесь есть очень креативные и до смешного нелепые виды оружия. Например, Грувитрон (Groovitron). Это граната в виде диско шара. Вы кидаете её во врагов, она зависает в воздухе, отсвечивая дэнспол на земле, и враги начинают танцевать. В этот момент они беззащитны и вы можете их спокойно бить. Одни враги танцуют лезгинку, вторые прыгают вприсядку, третьи показывают какие-то чудеса на виражах. У каждого вида противника своя анимация. Причём ваши союзники тоже танцуют под грувитрон. Я был сильно удивлен, когда женский персонаж, вместе с которой ходил мой Рэтчет, попав в зону дэнспола начала танцевать как Ума Турман в к/ф «Криминальное Чтиво». Те же самые телодвижения! Кроме того, грувитрон работает даже на боссах. Представьте себе, как финальный босс толкает речь о том, что пришёл конец славным героям Рэтчету и Клэнку. Атмосфера безысходности. Враг больше вас в три, а то и в четыре раза. Играет соответствующая музыка, которая передает угрозу жизням наших героев. В этот момент вы бросаете гранату Groovitron и он, оборвав свою речь, начинает танцевать, подпевая слова из песни.
Есть в играх серии оружия мутаторы. Они превращают врагов в безобидных зверей, таких как цыплят, овец и маленьких пингвинов. С прокачкой до максимального уровня, мутаторы начинают быстрее обращать противников и получают дополнительный эффект. Таким образом, новоиспеченная безобидная чёрная овечка, становится не такой уж и безобидной, и взрывается при прикосновении к ней, нанося урон другим противникам.
Другие оружия тоже не менее интересные. На самом деле, грувитрон и мутаторы используются гораздо реже, чем все остальные. Дело в том, что игры серии Ratchet & Clank на самом деле про то, чтобы бежать, сломя голову, по уровню и взрывать всё на своём пути. Благодаря крутой и удобной прокачке, использование оружия превращается в зависимость. Вы начинаете даже взрывать то, что трогать вообще было не обязательно. Почему? Да просто потому что это так весело. Ты чувствуешь отдачу у пушек, чувствуешь урон, который они наносят врагам, чувствуешь удовлетворение. Из-за этого иногда ты просто забываешься и устраиваешь беспорядок на уровне. А уж как пушки хорошо звучат! Особенно Blitz-gun (мощный шотган). За разрушения всего и вся даже ачивку дают. Да, да, ох уж эти сонибои. Говорите, что хотите, но стрелять в играх Ratchet & Clank и правда, очень весело и доставляет огромное удовольствие.
Локации в играх просторные и это всегда используется по назначению. Вы не ждёте начало экшена, вас бросают на поле боя с места в карьер. Ни одна пушка в вашем инвентаре не валяется без дела и вы только успеваете переключаться между ними, разделываясь с толпами противников.
Лаваган, засасывающая пушка, бластер, опустошитель, торнадо-мёт и другие прекрасные оружия. Все идут в дело. Вишенка на торте — это R.Y.N.O., запрещенная во всей галактике. Купить её можно только на чёрном рынке. Почему пушка запрещена? Потому что если вы её примените на противнике, то от него и мокрого места не останется.
Коротко о мультфильме «Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры» 2016
Это совсем не то, что хотели поклонники серии игр. Да, он милый, выглядит восхитительно и там даже есть пара смешных шуток, но в нём нет души первоисточника. Её отсутствие компенсируют унылым повествованием, скучными диалогами и совершенно незапоминающимся сюжетом. Персонажам досталось больше всего. Их даже озвучка талантливых артистов не спасла. Если смотреть в оригинале, то отчетливо слышно, что они искренне старались. Сценарий для мультфильма был написан в соавторстве с Ти Джей Фиксманом, — писатель сюжетов для видеоигр, — но подвергся редактуре со стороны режиссёра картины Кевина Манро, который до этого в 2007 перенёс на большой экран «неудачных черепашек ниндзя». Если сравнивать с ними, по-моему мнению, получилось чуть получше – тут явно заслуга Фиксмана. Но, в общем и целом, это такой же проходняк. Ещё один гробик на кладбище неудачных экранизаций видеоигр.
Лучшая игра в серии?
Большинство игроков считает, что лучшей игрой в серии является Ratchet & Clank 3: Up Your Arsenal. В силу этого тезиса идут следующие аргументы. Там больше пушек, больше гаджетов, больше взрывов, больше разрушения, больше смешных шуток и больше транспорта, чем в остальных играх. Отчасти с этим можно согласиться, но вторая группа людей считает, что лучшей является Ratchet & Clank 2: Going Commando. Потому что в этой игре серии больше планет, больше испытаний для игрока, самый лучший арсенал во всей серии и она сама по себе больше по времени для прохождения.
Есть ещё и третья группа, которая уверена в том, что лучшей игрой в серии является Ratchet & Clank Future: Tools of Destruction. Конечно, некоторые возразят – кто эти чудаки?! Я! – гордо воскликнет автор это статьи, то есть я, да, это я ) Объективно, я склоняюсь к Ratchet & Clank 2: Going Commando. Потому что у нее, на мой взгляд, получилось достигнуть золотой середины. Tools of Destruction на её фоне выглядит несколько урезанной. У неё лучше графика и спецэффекты, но по своему масштабу она сильно уступает второй и третьей игре.
Почему Tools of Destruction? В основном из-за злодея, главного антагониста игры – злобного императора по имени Персиваль Тахион. Он очень смешной и я даже нахожу его милым. Он кричит как девчонка и у него такой потешный писклявый голос. Актёр озвучки очень хорошо постарался. Персиваль постоянно попадает в какие-то глупые положения, косячит и над ним нередко хихикают не только главные герои игры, но и подчиненные, эта армия моллюсков в устрашающих роботизированных скафандрах, с помощью которой он достигает своих целей. И, несмотря на всё это, по сюжету он представляет огромную опасность для всех жителей вселенной (и не только одной вселенной). Более того у него есть личные счёты с Рэтчетом. Он его ненавидит и стремится уничтожить весь его род, всех Ломбаксов. Он очень опасный противник!
Помимо этого в игре есть космические пираты, которые нападают на нашу парочку в открытом космосе и не оставляют им никакого иного выбора кроме как сразиться с ними в зрелищных баталиях в открытом космосе. Выглядит это просто восхитительно, очень красочно и захватывающе.
Сами пираты харизматичные и смешные, особенно их главарь и его помощник. Каждая стычка с ними это ещё один очень смешной диалог в копилку серии. Но самое забавное то, что у них есть говорящие двери, за которыми они хранят свои сокровища, и чтобы открыть одну из таких дверей, вам нужно притвориться пиратом и пройти ритуал посвящения, станцевав джигу! Танец состоит из таких телодвижений как помахать руками влево, помахать руками вправо, поднять руки вверх и потрясти попой, используя определенные для этих действий кнопки управления.
«Ты выглядишь как пират, но можешь ли ты танцевать джигу как он. Танцуй и отпразднуй своё э … эм … пиратство!»
Так какая же игра в серии Ratchet & Clank лучшая? Трудно ответить. Истина находится где-то посередине. Это как спросить фанатов Metal Gear Solid, какую игру в серии они считают лучшей? Одни ответят первая, другие назовут Snake Eater, третьи нарекут этим званием четвёртую, и каждый из них по-своему будет прав. С играми серии Ratchet & Clank складывается та же ситуация. Скажем, если вам нужен душещипательный сюжет, то, по моему мнению, вам стоит обратиться к серии Future. Там вы это найдете. Хардкорный геймплей для вас превыше всего? Тогда, я думаю, вам стоит остановить свой выбор на «Going Commando». Всегда хотели оказаться в шкуре «идиота вселенского масштаба»? Ну, во-первых, вы – странный человек, а во-вторых сделать вы это сможете в «Up Your Arsenal».
Недостатки игр серии Ratchet & Clank
У серии игр Ratchet & Clank всего один недостаток по моему скромному мнению, но большой. Они почти никогда кардинально не менялись. Со времен второй части с подзаголовком Going Commando, все последующие продолжения работают по одной и той же формуле. Графика в этих играх становилась лучше, геймплей оттачивался, шероховатости сглаживались, появлялись новые гаджеты и пушки, но формула никогда не менялась. Кроме того, после оригинальной трилогии на PS2 авторы начали повторяться. Похожие ситуации, шутки и почти во всех играх серии, кроме первой, герои попадают на гладиаторскую арену, где игроку предлагают выполнить несколько испытаний, суть которых тоже никогда не менялась из игры в игру. С этой проблемой сталкиваются все серии игр, оттого вдвойне удивительно, что Ratchet & Clank продержалась аж до шести итераций, нескольких спин-оффов и одного ремейка. В общем и целом, одиннадцать игр.
Вопреки этому недостатку, Insomniac Games вкладывают много усилий и своего времени, чтобы продолжать удивлять игроков. Они большие молодцы. Авторы каждый раз рисуют доселе неизведанные сказочные планеты, придумывают новые гаджеты, виды оружия и делают это с богатой фантазией и любовью к своей франшизе.
Что дальше?
Insomniac Games, Inc. живут и процветают. Ratchet & Clank поставлена на паузу, поскольку студия слишком сильно занята разработкой игрой про Человека-Паука, той самой, что прогремела на презентации Sony Entertainment на Е3. Учитывая текущее положение дел, в ближайшее время поклонникам галактических рейнджеров нужно смириться с тем, что авторы рано или поздно попрощаются с этой парочкой, также как они сделали это с дракончиком по имени Spyro. Ничто не вечно, даже такая крепкая дружба как у Рэтчета и Клэнка. Те, кто играл в игры серии Future, поймут, о чём я говорю. Эта грустная концовка …, которую я вам ни в коем случае не проспойлерю.
Insomniac Games, Inc. нужно двигаться дальше, но то, что они уже сделали за эти годы, мы будем вспоминать всегда. Дракончик Spyro, ломбакс Рэтчет и робот Кланк навсегда останутся в наших сердцах.
Лучшие комментарии
Первой игрой для Playstation 2 у меня была как раз первая часть Ratchet & Clank (всё ещё её обожаю, считаю лучшей… хотя в основном из-за музыки и того что она была первой). В третью играл, Сайз Мэттерс и Гладиаторы, но вторую так и не смог заполучить. Всегда хотел сыграть во вторую больше чем в другие части в основном из-за того как её рекламировали в передаче Игра с продолжением (X-play) по Рамблеру.
Особенно понравился момент в конце игры, когда устройство сработало не совсем правильно пойдя против Персиваля. Штука простая, но из-за писклявости Персиваля сработало просто на ура.
Мне только кажется что Ratchet & Clank: Into The Nexus получился немного лишним. Не плохим, а именно лишним, он как-то просто особняком стоит и его куда-то прибить полноценно не получается. Но игра все равно классная, особенно тамошняя модель RYNO 7. Да хотя RYNO во всех частях великолепен.
Спасибо за бложик. Смотивировал на марафон по всей серии :)
IT'S QWARKTASTIC!!!
P.S. Играл лишь в ремейк, который казался дико унылым. Графончик симпатичный, одна пушка первые пару минут умиляла (та, которая заставляет вражину танцевать), но не более.