Вы тут впервые? Тогда чекните сперва первую часть: -> stopgame.ru/blogs/topic/89145
Иннокентий, Пётр, Анна Петровна, Георгий и Йеннифер собрались в конфе вконтакте. Нет, это не начало анекдота, а продолжение похождений будущей ролевой партии. Пока что это чужие друг другу люди, охваченные общим желанием поиграть в настольные ролевые игры.
Тут я оставлю важное замечание: мы в прошлый раз выбрали систему GURPS: Cyberworld. Она строится по правилам 3-ей редакции GURPS. Обсудив это в комментариях прошлого блога и поразмыслив сам с собой, я пришёл к решению взять более актуальную 4-ую редакцию правил, пускай Киберпанковых правил по ней нет. Мы возьмём ближайшее — хай-тек и ультра-хай-тек дополнения, которые введут в наш инструментарий высокотехнологические оружие и снаряжение. Устройство мира мы сформируем во время первой партии, о чём пойдёт речь в следующий раз.
Не волнуйтесь! Мы не станем посвящать вас во все технические детали работы Гурпсы. Мы здесь вообще не для этого! Наша задача — дать вам пошаговую инструкцию с примерами, как научиться играть в настольные ролевые игры если кажется, что это трудно или что для этого не хватает воображения. Так что мы будем подробней останавливаться на трудных моментах, связанных именно с этим, а правила системы распишем вкратце под спойлерами.
Глава 5: Выбор Ведущего.
Настала пора определиться с тем, кто будет крутить шестерёнки истории. Пятеро незнакомых с настольными ролевыми играми людей. Кто же из них лучше подходит на такую ответственную, важную и уникальную роль? Что ж. Для начала давайте развенчаем мифы о ведущих. Ведущие — не сверхлюди. Не Богоподобные сущности своих миров. И даже не самые большие выдумщики с наибольшей фантазией в вашей компании, нет, ничего из этого. Ведущий это игрок. Да, удивительная мысль, но человек, решивший придумать для вас историю, тоже хочет хорошо провести время. И имеет полное право удивляться, расстраиваться, смеяться и злиться по ходу игровой партии. Причём, что ещё менее интуитивно, за ваших же персонажей, а не за самолично выписанных неписей.
Так что его уникальность, важность и ответственность — не выше, чем у обычного игрока. По крайней мере на этих первых порах. Так что не нужно бояться взваливать это всё на себя. Наша выдуманная пятёрка уже успела решить, кто из них попробует первым. Да, вы не ослышались. В рамках одной и той же компании люди могут пробовать ведущими разных людей. Именно так я сам пришёл к этой роли: в нашей первой компании мы все решили попробовать кого-то ещё в качестве ведущего, и выбор пал на меня. Так что не бойтесь, что за вами она будет следовать как проклятие!
Но всё-таки. Если подойти к делу чуть дотошней. Какие качества внутри меня самого могут выявить во мне потенциально хорошего ведущего? На самом деле я советовал бы проверять это уже в деле. У Ведущего во время игры есть множество задач. С организационными задачами мы справились без него — партия собрана и готова играть. Что остаётся? В подготовке к игре вы должны выбрать подходящее приключение, найти аудио-визуальные материалы (хотя многие играют и крышками от бутылок на тетрадных листочках совсем без музыки — лучше, когда всё выглядит и звучит хорошо), удостовериться, что все необходимые программы, листы персонажей, правил и блокнотики под рукой.
В самой же игре он описывает окружающую обстановку, говорит от имени своих неписей, а также ставит для тех или иных ситуаций условия для их преодоления. Важно, что он реагирует на слова и действия игроков. Так и создаётся та самая свобода выбора (хотя правильнее было бы её назвать иллюзией свободы выбора, но это тема для другого разговора), ведь мир не статичен, он всегда даёт какой-то ответ на решения игроков. Если описанное выше не вызвало в вас никакого негодования, а, даже напротив, разыграло воображение — поздравляю, вы подходите на роль ведущего.
Глава 6: Виртуальный Стол.
Теперь определимся, в какой программе нашему ведущему будет проще всего показать себя во всей красе. Можно, в теории, справиться только посредством аудиоконференции, но это больше подойдёт людям в специфических условиях. С плохим интернетом или невозможностью играть со стационарного компьютера дома. Лично я знаю всего 3 по-настоящему хороших выбора. Не то, чтобы другие выборы были хорошо не по-настоящему, но мы их всё же опустим, чтобы не распылять внимание.
Tabletop Simulator — Очень неплохой выбор для тех, у кого есть деньги и очень много времени! А уж тем, у кого есть устройства виртуальной реальности, и думать нечего, опыт будет очень приближенным к опыту игры в реале. Этот способ подводит необходимость купить копию игры в стиме для каждого игрока (мы опускаем иные способы приобретения игр). И период адаптации будет продолжительным для тех, кто впервые пытается не перевернуть игровой стол.
Хуже другое. Материалов конкретно по настольным играм в Тейблтопе выше крыши, а вот по настольным ролевым играм придётся скрести сусеки. Создание же условий под себя в нём очень тяжеловесное, я, признаюсь честно, не осилил. Какие-никакие навыки программирования необходимо иметь, перенос своих картинок и музыки в сам тейблтоп долгий, натужный. Скорее всего музыку вы и вовсе будете выбирать в виртуальном планшете. Над всем этим делом давлеет не слишком хороший сетевой код самой игры. Пропадают текстуры, лагают анимации, не прогружаются целиком материалы мастерской Steam.
Но, если вы справитесь со всеми этими неприятностями, виртуальный игровой стол порадует вас невероятным вовлечением, приятной физикой взаимодействия с игровыми элементами, а также ощущением, что вы действительно находитесь в комнате не один, а в компании своих друзей.
Fatasy Grounds — Тоже берётся в Steam, но предлагает уже конкретно заточенную под настольные ролевые игры виртуальную среду. Физики нет, зато есть всё, что только можно пожелать при ведении игры: удобные таблицы, листы персонажей, оформленные под выбранную систему, внутренний калькулятор, лишающий вас удовольствия потратить битые полчаса на обсчёт броска десятка дайсов.
Я пытался освоить эту программу лишь однажды, но меня отпугнуло отсутствие русского языка. Если вас это не пугает (хотя уже существуют моды, его добавляющие!), отпугнуть вас может то, что покупка и этой программы обязательный пункт. И ценовая политика издателя программы в СНГ вызывает недоумение — 700 рублей без скидки и 2000 для 4 человек это невероятно много для тех, кто не уверен, стоит ли вообще играть в настольные ролевые. Как инструмент для уже уверенного в себе ведущего — Fantasy Ground может оказаться невероятно полезным приобретением, и конкретно для него вложенные средства окупятся. Но вам бы я рекомендовал с большой осторожностью пробовать.
Roll20.net — В отличие от предыдущих программ-игр, ролл20 является сайтом. Вам не нужно ничего качать и даже приобретать, пользоваться всем действительно необходимым для игр можно совершенно бесплатно. Русский язык поддерживается, и даже листы персонажей многих популярных систем были переведены. Неудивительно, что на нём чаще всего и останавливаются те, кто начинают играть в настольные ролевые по сети.
Это не значит, что у него нет недостатков! В интерфейсе программы придётся изрядно покопаться, загрузка своей музыки в него невероятно нудная чехарда, да и на изображения бесплатным аккаунтам выделяется совсем немного места. В рамках одной игры его вполне возможно полностью израсходовать! На помощь приходит внутресайтовый поиск изображений, работающий, правда, только на английском, но предлагающий достаточно материала хотя бы для фентези приключений. Действительно интересные вещи в нём придётся покупать. А, чтобы получить динамические тени, без которых создание открывающегося тумана войны станет геморроем, вы будете вынуждены оплачивать ежемесячную подписку.
Но всё равно, именно с ролл20 я и предлагаю познакомиться поближе. Он не прячет за пейволлом действительно нужные вещи, а это главное. Потом, если не самый интуитивный интерфейс надоест, можно будет попробовать программы выше. Для нашей пятёрки обормотов этот сайт — как медовое королевство, и они готовы пуститься в него безо всяких но.
Глава 7: Roll20.net
Сайт не встречает нас чем-то экзотическим.
Не пугайтесь славянским символам, зачастую ролл20 не распознаёт в вас представителя СНГ и печатает всё на английском. Регистрируемся как обычно. После регистрации нам показывают пустой экран, в котором нам предлагается создать или найти свою первую игру.
Со временем оно начнёт разрастаться — играй не хочу!
Мы искать игру не будем, мы её сделаем сами! Так детально расписывать, как заполнять информацию о своей игре, я не буду, ничего неисправимого настроить всё равно не дадут. Единственное остановимся на выборе листа персонажа или character sheet.
Делают их обычные игроки, поэтому их тьма: еле GURPS нашёл!
Для более детальной настройки можно открыть… ну, настройки игры, но мы этот шаг пропустим. Всё, что действительно важно, встречает нас на этом экране:
Всё важное я подписал. В каждой менюшке можно ещё поковыряться!
Несчастной (или счастливой?) Йеннифер, вызвавшейся быть ведущим в нашей выдуманной компании, придётся с этим всем хорошенько познакомиться. Но она уже выяснила, что любое изображение можно перенести обычным драг'н'дропом с компьютера в ролл20, и уже поместила карту из трейлера Cyberpunk 2077. И даже разобралась, как менять слои для картинки.
Не хотим же мы случайно схватиться за карту вместо фигурки злодея!
На этом пока остановимся. Поковыряться всласть вы можете и без моего подробного описания, а конкретно приключение мы начнём готовить в следующем блоге. Пока что мы можем поискать для него картинки, подобрать музыку из доступных библиотек или загрузить свою музыку на сайт Fanburst, Roll20 умеет искать музыку в пределах этого сайта. Это займёт какое-то время и может само по себе натолкнуть нас на идеи о том, какое приключение мы могли бы написать.
Глава 8: Предыгровая Настроенность
Последнее, что я бы я хотел затронуть перед тем, как мы начнём писать собственное приключение (или адаптировать уже готовое), это те места, где можно вдохновляться и настраиваться перед игрой как ведущему, так и игрокам.
Harmon Quest — Отличный сериал сам по себе, отлично передаст настроение настольных ролевых. Почему-то есть мнение, что даже они воспитывают неправильных игроков (я своё мнение по поводу существования «неправильных» людей высказывал в самом первом своём блоге на сайте), но на самом деле там отличная динамика отношений между персонажами, несмотря на абсурдность ситуаций атмосфера сериала неожиданно мрачная, а многие идеи очень хороши, чтобы просто брать и использовать их в своих играх.
Critical Roll — Классика стримов по D&D. 1 и 2 сезоны есть в записях на ютубе, там же или на твиче можно смотреть их продолжающиеся игры. Они гораздо серьёзней компании Дена Хармона, но не упускают непринуждённой атмосферы. В первом своём блоге я рекомендовал следить за хорошими игроками и ведущими — и именно Меттью Мерсер и ко могут подать отличный пример того, как нужно к вопросу настольных ролевых подходить. Разве что вам потребуется знание английского языка — храбреца-переводчика записей их стримов до сих пор не нашлось.
Re-Quest — Проект продота-коммьюнити, но не спешите пугаться! Ребята действительно любят настольные ролевые игры и знают, что делают. Они предлагают совсем простой опыт, к тому же не стесняясь позволять зрителям влиять на игровые события. Тем не менее, смотреть за их игрой интересно, а у них самих можно подсмотреть принцип ведения ролевой и убедиться, что это не потребует каких-то нечеловеческих усилий.
Counter Monkey — Проект бывшего обзорщика Spoony, где он делится забавными историями и личным опытом. Есть выпуски более полезные для будущих игр, есть менее, часть видео переведено на русский, часть обделено вниманием переводчиков. Так или иначе, истории его слушаешь взахлёб, ведь он, помимо того, что невероятно опытный ролевик, ещё и отличный рассказчик.
Да, вы всё правильно поняли, те самые ДнДологи! Но тут я сразу же уточню: смотреть их стоит начинать серии с 5, когда они действительно нащупали тот темп, в котором и им самим интересно, и зрителям не скучно. Примерно с начала Underdark'а наблюдать за их приключениями становится не скучно. До этого… ну, ребята набивали первые шишки. Вполне возможно, что когда вы посмотрите их записи стримов с решительным намерением поиграть самим, они вам откроются с новой стороны.
На этом я прощаюсь с вами на сегодня. Хотелось бы затронуть больше, но формат требует последовательности и строгого подхода, поэтому о том, как создавать приключение мы поговорим в следующий раз. Пока же можете отрапортовать, как у вас идёт включение в процесс создания ролевой партии и к каким выводам вы на этом этапе пришли. Не забудьте заглянуть на наш дискорд канал, там можно поговорить со мной лично и найти себе партию: discord.gg/63m55bz
Всё, всем спасибо, всем удачи, всем пока!
Лучшие комментарии