12 июля 2018 12.07.18 11 6531

Фильмография На Хон-джина: полицейские, маньяки, ультранасилие, демоны, безысходность

+45

С фильмами южнокорейского режиссёра На Хон-джина я познакомился этим летом, поводом послужила подборка «Кинопоиска», в которой писали о хоррорах пострашней недавней «Реинкарнации». В статье упомянули корейский «Вопль», который обещал что-то крайне любопытное и интригующее. 

К южнокорейскому кинематографу до этого июля у меня было отношение довольно безразличное. Видел «Олдбоя» – восторгов не испытал, видел несколько фильмов Пон Джун-хо – отличные «Воспоминания об убийстве», остальное неплохо. 

Немного отторгало нагромождение жанров – даже в мрачных триллерах были, скажем так, сопли или юмор. Ещё одна вечная проблема – перевод, которому не доверяешь, из-за чего боишься пропустить важную информацию. А кроме того, в корейских фильмах всегда пугали хронометражи, которые при этом необязательно вмещали в себя нечто конструктивное и важное. Взять хотя бы три фильма о которых пойдёт речь – первый идёт два часа, остальные два с половиной. Короче, опасений было достаточно, но я всё же сел смотреть. 

С тех пор «Вопль» посмотрел 2.2 раза – почему именно столько расскажу позже. А затем я неожиданно обнаружил, что посмотрел и остальные два фильма Хон-джина – криминальные триллеры «Преследователь» и «Жёлтое море».

И знаете, что? Мне чертовски понравилось, и я горжусь этим. 

Преследователь 2008

Когда я пытался найти информацию насчёт жизни и образования На Хон-джина – отыскал я ничего от слова совсем, поэтому как он пришёл в кино и почему я сказать не могу. 

Так или иначе, дебютный «Преследователь» вышел в корейском прокате 14 февраля 2008 и заработал в итоге 35.8 млн. долларов. Кроме того, фильм возили по фестивалям, показали в том числе в Каннах. Критикам понравился первый полный метр молодого режиссёра (которому тогда было 34) и без местных наград он не остался. Что же эта картина представляет из себя в 2018? Крайне жестокий, кровавый, яростный, динамичный, напряжённый, мрачный психологический триллер. 

Место действия – Сеул начала нулевых, узкие улочки, гористая местность. В этом городе, который большую часть хронометража показан ночью, живут разные люди с разными проблемами, которых объединяет беспомощность при столкновении с реальным злом. 

Взять хотя бы главного героя – Джун-хо, который бывший полицейский, а ныне сутенёр. Ему нужны деньги, а при этом, у него пропали две проститутки – они то ли сбежали, то ли были перепроданы. На работе регулярно происходит какая-нибудь оказия – этой ночью извращенец пытался заснять с девушкой любительское видео, несмотря на противодействие последней.  

А кроме того, попался какой-то судак, который отвергает всех девиц, а деньги Джун-хо нужны, поэтому он посылает Мин-джин, хотя у той сильная простуда и малолетняя дочь. Вспомнив, что номер судака он где-то уже видел, Джун-хо проверяет в офисе записи и понимает, что две ранее пропавшие проститутки должны были встретиться именно с этим неизвестным.

Актёр криповый на самом деле, отлично справился с ролью

Фильм работает как образцовый триллер, основанный на саспенсе – зритель с самого начала фильма знает кто убийца, видит его действия, но этого не видят положительные герои. Убийца играет с ними и понимает, что его не накажут, если он всё сделает по уму. К сожалению, сделать это весьма просто.

В корейской полиции работает принцип презумпции невиновности. Что бы подозреваемый ни говорил – вину нужно сначала доказать, а для этого нужны весомые улики, которых у полиции естественно нет. И чувство злости и ненависти с каждой минутой фильма возрастает снежным комом – маньяк, как бы ни били, не обращает внимания на боль, не раскалывается перед полицейскими. В этом плане фильм слегка напоминает уже ранее упомянутые «Воспоминания об убийстве», где полиция тоже была бессильна перед злом.

Здесь всё ещё печальнее, потому что зритель однозначно знает кто убийца, как и герои, которые, однако абсолютно ничего не могут ему противопоставить, не преступая закон. При этом на фоне происходит типичная политическая возня – в мэра Сеула бросили фекалиями, чему стражи правопорядка не смогли помешать, от чего у них возникают проблемы, которые естественно отразятся и на деле с маньяком. Политикам и большим начальникам больше важна видимость поддержания правопорядка, нежели раскрытие реальных дел.

Поэтому символично, что единственный кто пытается довести расследование до конца и поймать подонка – сутенёр Джун-хо. Он с первых минут фильма показан с не самой положительной стороны: рукоприкладствует, гонит на работу болеющую, нещадно помыкает подручным. И взялся он за дело только потому, что не хотел терять деньги. Переродится ли герой? Да. Будет ли это безболезненно и легко? Нет. 

Иногда фильм берёт небольшую паузу, чтобы дать волю эмоциям.

Что однозначно заслуживает уважения в этом фильме, так это режиссёрская смелость и беспринципность. В «Преследователе» почти нет места сантиментам – строительные инструменты используются не по назначению, кровь хлещет реками, страдают невинные люди, а Джун-хо раз за разом превращает лицо подонка в месиво. Всё светлое в «Преследователе» – дочь Мин-джин Юн-джи, которая волей случая проводит большую часть злосчастной ночи с сутенёром собственной матери. Но и ей, конечно, тоже достанется.

В итоге перед нами предстаёт что-то вроде корейского нуара. Социальный комментарий – есть, атмосфера бессилия властей и общей безысходности – есть, неоднозначный протагонист — есть, тёмное время суток — есть. И всё это, естественно, переосмыслено по-корейски – беспринципно в жестокости, последовательно в исполнении. 

Из трёх полнометражных фильмов На Хон-джина – этот оставил после себя больше всего эмоций. Словами не описать как меня захватило, когда Джун-хо ближе к концу фильма бросил убийцу об шкаф – настолько яростно и заслуженно это было. Отбилась по эмоциям и сцена в магазинчике ближе к концу фильма – такой тоски и разочарования у меня давно не было. При этом, режиссёр прекрасно понимал, как будет ощущаться эта сцена и как назло сделал её в рапиде – чтоб зритель видел как кровь и кусочки черепа разлетаются на части. Жёстко это. 

Жёлтое море 2010

Второй фильм На Хон-джина стал больше походить на привычный южнокорейский фильм, в котором сочетаются несколько жанров сразу. Здесь есть и социальная драма, и что-то вроде детектива, и боевик, и слэшер. Но, по порядку.

Фильм разбит на четыре главы, которые выделяют выше обозначенные жанры. Первая глава: «Таксист» (по-любому отсылка). В ней представляют мир фильма и дают исторический бэкграунд.

Во время оккупации Кореи Японией в первой половине XX века, многие корейцы сбежали в Китай и не вернулись, осев в провинции Яньбань (Корейский АО), количество корейцев в этом регионе доходило до 50%. Они называются чосонджоками, от старого названия Кореи – Чосон. Эти люди за полвека так и не вошли прочно в социально-экономическую систему Китая, используемые скорее, как дешёвая рабочая сила. В то же время вернуться на Родину для чосонджоков проблема – из-за нехватки денег. А тем, кому всё же удаётся вернуться в Корею вряд ли удаётся что-то поменять в плане социального достатка. 

Знакомая цветовая палитра и обстановка, да?

В результате, на экране в Янцзы (административный центр Корейской АО) мы видим что-то вроде одного большого гетто или Омска: грязные улицы с плохими дорогами, старые обветшалые дома, бедность и буйство местной преступности. 

В этих нелёгких условиях живёт главный герой фильма – Го-нам, работающий таксистом. Он купил жене визу в Южную Корею, чтобы там она заработала на визу для него. Однако, от неё давно нет вестей. Го-нам как бы воспитывает дочь, но большую часть времени прожигает жизнь и деньги. Его замечает местный криминальный авторитет, мистер Мён, который даёт ему работу – убить в Корее человека. Таксист за неимением лучшей возможности добыть деньги соглашается. Ему дают 3 тысячи юаней на дорогу и обещание дать ещё денег на визу в случае успешного завершения работы. 

В главе «Убийца» фильм перерастает в подобие детектива, в том смысле что в этом жанре герою нужно решить некую загадку, здесь – это подготовка покушения. Вместе с тем Го-нам пытается найти жену, слоняясь по мало чем отличающимся от Янцзы улицам Ульсана и Сеула – холодным и вечно мрачным. Проживает он, естественно в какой-то дыре.

Автомобили жалеют также, как людей. Никак.

В дальнейших главах, «Чосонджок» и «Жёлтое море» страсти накаляются, завязывается клубок интриг и предательств, в центре которого оказывается главный герой. Фильм доходит до крайне кровавого и жестокого насилия, с использованием холодного оружия и бараньей кости, будет даже погоня на машинах, не говоря уже и о пеших пробежках.

С этим фильмом, однако, менее однозначно чем с предыдущим, который я бы рекомендовал к просмотру абсолютно каждому. Проблемы как раз начинаются в третьей главе (хех), когда фильм перестаёт концентрироваться исключительно на Го-наме. Очень много внимания уделяется Мёну и брату жертвы, которые собственно и являются враждующими сторонами. 

В результате недостаёт внимания протагонисту, глазами которого мы видим мрачный и суровый мир. Вместо демонстрации выживания героя во враждебной среде, нам всё больше показывают бандитские разборки, которые хоть и сделаны крайне брутально, кроваво и натуралистично, но это всё же не совсем органично коррелирует с предыдущей частью фильма. Если бы герою уделили чуть больше внимания, глубже раскрыли борьбу тёмного и светлого в нём, поместили бы в большее число пограничных и неоднозначных ситуаций – было бы лучше.

Корейский мафиози готовится яростно бить чучело бандита

И всё же, «Жёлтое море» годное кино. По крайней мере на уровне постановки и атмосферы, потому что всё что касается триллера, саспенса и экшена сделано в этом фильме на превосходном уровне. 

Конец, как всегда у На Хон-джина, вряд ли будет счастливым. 

«Вопль» 2016

Ну и, наконец, последний на данный момент фильм Хон-джина, который собственно и побудил меня ознакомиться с творчеством этого режиссёра. 

В начале текста я написал, что «Вопль» я смотрел 2.2 раза. 0.2 – первые полчаса фильма, которые я с трудом осилил, а всё из-за перевода. Смотрел в любительской многоголосой озвучке, которой почему-то сразу не поверил и включил официальные английские сабы с Blu-ray, чтобы хоть как-то проверить опасения. 

В результате сравнения выяснилось, что перевод, судя по всему, сделан примерно на уровне Uncharted 2 – что-то есть, но это что-то не то и что-то не к месту. Поэтому, остальные два раза я смотрел с теми английскими сабами. Лучший ли это выход? Не знаю, но мне так было спокойней. Для справки: «Преследователь» смотрел в многоголосом дубляже «Нового диска» и там вроде всё окей, «Жёлтое море» в одноголосной озвучке Сербина и там вроде тоже нормально.

Как и предыдущий фильм На Хон джина, этот сочетает несколько жанров. Кроме хоррора, в первой половине есть место юмору, во второй преобладает драма. Начинается и развивается фильм как детектив, а всё это дело пронизывают культурно-религиозный фон корейского захолустья.

Главный герой, Чжон-гу – трусоватый неудачник-полицейский, который несмотря на то, что женат, всё ещё живёт вместе с мамой. Он офицер полиции деревни Коксон, в которой в последнее время происходят странные вещи: почерневшие люди в фурункулах и сыпи по какой-то непонятной причине жестоко убивают своих родственников; кроме того, в горах завёлся японец, который насилует женщин, жрёт сырое мясо и бегает в одной набедренной накидке. 

Герой сначала нехотя расследует это дело с убийствами, но со временем понимает, что японец с этим как-то связан, а уж когда заболевает и его дочь — Чжон-гу, то дело обретает личный характер.

Цветовая гамма снова довольно мрачная, дождь льёт часто. Атмсоферно это. 

В фильме есть ожившие мертвецы, которые обретают нечеловеческую силу и которые настойчиво не хотят умирать во второй раз. (Если это в первый раз была смерть, конечно). Существенная роль в фильме уделена противостоянию различных верований: здесь есть и традиционный корейский шаманизм, и буддизм, найдётся место католичеству. Более того, фильм даже открывается цитатой из Библии: 

Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

И, сказав это, показал им руки и ноги.

Как вы можете понять, это хоррор основанный на всякой паранормальщине, что-то вроде корейского «Изгоняющего дьявола» под тяжёлой наркотой. И да, здесь будет сеанс экзорцизма. Режиссёр, кстати, по собственному признанию христианин. 

Фильм строится на постоянном непонимании происходящего, непонимании того, кто друг, а кто враг, на страхе перед лицом неизвестного и неподдающегося разумному объяснению. От страха протагониста за дочь зрителю передаётся напряжение, его страх перед неизвестным и непонятным становится и нашим страхом. Здесь, в отличии от предыдущих фильмов Хон-джина, зрителю не дают возможности предугадать события.

Как и «Жёлтое море» это фильм о противоборстве сил больших, чем главный герой, только в этот раз раз духов и демонов, а не бандитов. Есть демонический японец, корейский шаман и загадочная девушка в белом. Кто из них действительно имеет добрые намерения и, кто действительно хочет помочь герою неизвестно и непонятно даже после просмотра фильма. «Вопль» не даёт очевидного ответа на зрительские вопросы, вместо этого выдавая крупицы информации, которые ещё не факт, что соберутся в целостную картину. 

В плане постановки это снова крайне мощное кино, снова не обошлось дело без ощущения безнадёги, которое хоть и не появляется с самого начала как в предыдущих картинах, но после середины начинает преобладать. Снова кино снято натуралистично и напряжённо, атмосферно, без дурацких пугалок в виде громких звуков.

Говорить о фильме больше – наговорить спойлеров, чего бы мне не хотелось поэтому дальнейший, более подробный разбор, интерпретации сюжета будут помещены под спойлер. 

Собственно фильм для меня существует в двух трактовках, которые одинаково субъективны. Первая – это представление сюжета как притчи о борьбе нескольких культур в Корее, вторая – буквальное объяснение происходящего в сюжете.

Начнём с первой. Традиционный корейский шаманизм всегда был популярен в народе, даже когда в Средневековье в государстве официальной религией было конфуцианство. Шаманизм неплохо жил и в те годы, когда Корея была колонией Японии в первой половине XX века. Сейчас, насколько я понимаю, шаманизм в Корее что-то вроде нашего славянского язычества, которое почитают отдельные интересные личности. Короче, это верование с жертвоприношениями, танцами с бубном и прочими кострами. На стороне этой силы, безусловно, выступает местный шаман.

Вторая сила – Япония и японский буддизм. Колониальные годы были для корейцев не самыми демократичными, поэтому вполне логично, что японец объявившийся в горах занимается примерно тем же, что и его предки-империалисты – терроризирует местных. 

Третья сила – католическое христианство, которое занесло сюда в Средние века. По сути, как и в истории оно не имело реальной силы, а местная паства была невелика. В фильме это, конечно, паренёк-послушник, который, что на мой взгляд характерно, показан довольно слабым и нерешительным человеком. 

Четвёртая сила – некая женщина в белом, с которой уже не всё так ясно. Возможно, она представляет собой тот шаманизм и тех людей, которые выступали за освобождение Кореи от власти Японии. Именно поэтому она выступает против попавшего под влияние японца шамана и против самого японца. 

Вторая трактовка – буквальная, дальше последует краткий пересказ того, как я понял события фильма.

Есть некий буддистский демон, который вселился в тело японского профессора. Его цель – питаться душами людей. Его ловля, как я понимаю, проходит несколько этапов – сначала он фотографирует жертву. Далее идёт проклятие через связь с личным предметом (кедом дочери, в нашем случае). Затем демон ждёт пока в жертве зреет болезнь, которая покрывает тело гнойными наростами. Потом это существо убивает близких, и их души достаются псевдояпонцу. Последнее скорее всего как-то связано с фотоаппаратом – возможно полароидный снимок является неким средством фиксации и материализации души, условной упаковкой или обёрткой для неё. 

Шаман имел сначала положительные намерения и хотел помочь дочери Чжон-гу. Перед сеансом экзорцизма он говорит, что обряд может дать обратный эффект (в инглише сказано слово «backfire»), если его прервать. Как мы знаем, при виде того, как плющит дочь, отец ритуал прерывает. Как мне кажется именно тогда шаман и попал под влияние демона. Это первая версия. 

Вторая чуть более логичная, но мне кажется менее интересная – шаман с самого начала был заодно с демоном. Его обряд «экзорцизма» как раз-таки и должен был довести девочку до кондиций гнилого овоща, чтобы она в свою очередь убила родственников. Фоткает жертв в финале он специально для своего хозяина. При сеансе экзорцизма японца скручивает не от действий шамана, а из-за девушки в белом.

Девушка в белом это, скорее всего, добрый дух, или по крайней дух, не настроенный против Чжон-гу, потому что по каким-то своим причинам ей выгодно ему помогать. Только в финале фильма она этого сделать не может, потому как протагонист согрешил, покусившись на жизнь японца. 

Короче, противоборство таинственных и непознаваемых сил, в одну из которых герою нужно просто слепо верить и ненавидеть другие убеждения. Видимо, месседж был такой.

Итоги и рекомендации

Наверное, следующий вопрос нужно было вынести в начало, но как мне кажется лучшее место для него будет в выводах: Зачем я всё это написал? Да затем, чтобы люди, которые устали от шаблонов, от лёгких и доступных фильмов, от чёрно-белых героев, от хэппи-эндов при общей мрачности фильма, от заезженных приёмов, от бальной скучности постановки увидели бы кино, которое переосмысляет на свой лад жанры, которое показывает неоднозначных персонажей, которое не стесняется насилия, которое не боится расстроить зрителя и оставить его в смешанных чувствах.

Этот текст и для таких же сомневающихся в корейском кинематографе, как и ранее я, людей. Такой гнетущей откровенности, которая ещё и при этом крайне напряжённо и захватывающе снята нет на данный момент нигде.

Пишите, если вам понравился это блог, не отмалчивайтесь, пожалуйста, мне важен ваш фидбэк. Если ставите минус, напишите почему, чтобы я понял, что исправить и куда расти. Если, вдруг, по какой-то неведомой причине пост зайдёт – дальше будет канадски интересно.

И Призрак (Cheon Woo-hee) пусть тоже будет


Лучшие комментарии

Спасибо за блог. Люблю работы На Хон-Джина. Удивлён, что о нём тут кто-то знает.

Пусть это не очень популярное мнение, мой любимый фильм у него — «Вопль». Его я увидел первым, даже полез в инет читать что там к чему (хотя по большей части всё либо понял правильно, либо есть несколько версий и хрен пойми какая правильная). Даже вырезки из какого-то там интервью режиссёра читал, чего со мной раньше вроде бы не случалось)))
Смотрел «поезд в Пусан» и «город насилия», оба фильма очень понравились. Возможно корейское кино — это мое. Так что спасибо за блог.
С «Морем» нелегко, это да. Но, я надеюсь это было из текста понятно, что меня привлекают подобные истории, где ГГ-одинчока выживает в суровом мире. Вместе с годной постановкой, конечно.
«Вопль» стоит досмотреть, если нравится майндфаковое кино. Если нравится копаться в фильме, сидеть-искать интерпретации сюжета или какие-то факты о кино в Инете, читать интервью режиссёра — то это оно.
А «Преследователь» охренителен, вообще без б.
Прочитав только вступление блога, я добавил фильмы в список к просмотру. Что-то нашло на меня и просмотрел остальные твои блоги. В свое время хотел посмотреть «Сырое», но увы забыл про него. Спасибо что напомнил.
''Неоновый демон'' на минималках, это ты?

«Преследователь» просмотрел на одном дыхании, «Жёлтое море» временно пропустил из-за шакальной версии, а вот с «Вопль» не все однозначно.
Если воспринимать персонажей за алюзии религиозных направлений, то это как-то да придает интерес в фильме, но только за само наличие этого приема… Я не мог отделаться от мысли, что смотрю тривиальный ужастик В-класса. Центральная сцена с битвой с бубнами за титул Короля Шаманов в дальнейшем не то что не даёт ответов, но и рушит любые логические догадки. Это не тот случай, где отсутствие однозначного ответа идёт на пользу фильму, а наоборот — грубо запутывает зрителя.
Но отдам ленте должное, предугав на протяжении фильма большинство дальнейших событий, в финальной сцене о выборе стороны я метался в догадках как хомяк в залитой кислотой и подключенной к электротрансформатору беспрерывно вращающейся железной деве.
Ах да, твист напомнил «Ключ от всех дверей», но это мелочи.

Мне нравится твой вкус, посоветуй ещё фильмы
Спасибо за отзыв.

У Хон-джина всё как минимум хорошо, а что уж больше нравится — дело вкуса, как всегда. «Вопль» это, конечно, фильм мотивирующий на какие-то изыскания — этим он и хорош.
Спасибо за комментарий.

«Сырое», ну… Я вижу, что режиссёр(ша) пытался(лась) и пыжился(лась), но что-то интересное кроме демонстрации шок-контента у неё не вышло, и тот в скором времени надоедает и поэтому не работает. Имхо, конечно.

Насчёт класса B — ой хз-хз, слишком хорошо снято и слишком много концентрации на героях и атмосфере, а не на дешёвых пугалках. К тому же беспричинной обнажёнки нет. Мне же наоборот, то, что я вообще не понимаю кто есть кто в фильме — понравилось. Режиссёрская задумка была такой, мы и не должны знать точных ответов, не должны знать всё точно и ясно, иначе фильм бы не сработал. Зритель — как главный герой фильма, должен сомневаться и метаться, верить какой-то из точек зрения. «Ключ» не видел, так что ничего сказать не могу.

Сейчас как раз вовсю занят написанием нового блога по кино, который выйдет в ближайшие две недели. Блог будет исключительно канадский, это всё что я могу сказать)
Примерно так же знакомился с этим режиссером. Сначала посмотрел «Преследователя», и он просто вышиб из меня дух. Нахрен вышиб. И я начал смотреть остальные его фильмы. Но, как ни жаль, такого мощного впечатления они уже не произвели. «Море» досматривал через силу, а «Вопль» и вовсе дропнул. Может, потом досмотрю когда-нибудь.
Корейское кино меня всегда радовало, что 80% раз когда я начинал смотреть фильм просто наобум — выходило что фильм очень неплох, так года 4 назад и посмотрел Желтое море. Остальные тоже смотрел само собой, все три отличнейшие.
Когда у меня был период интереса к корейскому кинематографу, я для себя обнаружил такую жемчужину как «Я видел дьявола». где суть заключается в том, что полицейский преследует маньячину и «наказывает» его каждый раз как тот пытается сделать что то маньячное. Два с половиной часа отменного кино. Тут также в какой то момент становится тяжело сказать кто прав, а кто нет. и жестокости более чем предостаточно. Но кино все же серьезное и дает необычный взгляд, на уже приевшуюся тему «Маньяк кого то убил, теперь я буду весь фильм искать этого маньяка»
Читай также