8 июля 2018 8.07.18 4 5611

4k. Личное мнение. Особенности в работе, тестирование ПО.

+4

Внимание! Данная тема не является рекламой. Всё оборудование и программное обеспечение было приобретено за деньги автора. В теме выражается только субъективное мнение автора, наблюдения и технические характеристики оборудования, указанные производителем.

Всем привет. Начну с небольшой истории. В начале 2010 года возникла необходимость собрать новый ПК с периферией. Когда дело дошло до выбора монитора оказалось, что не так просто его выбрать. В то время у всех знакомых были «квадратные» мониторы с диагональю 17"-19", разрешением 1280x1024 и соотношением сторон 5:4. Только у одного был монитор Samsung SyncMaster T220 22" с разрешением 1680x1050 и соотношением сторон 16:10. Такой я себе и захотел приобрести. В местном магазине компьютерной и бытовой техники такой модели не было и мне предложили другой вариант LG W2253TQ с соотношением сторон 16:9 и разрешением 1920x1080. Тогда стандарт Full HD или 1080p только начинал массовое распространение, поэтому у меня возникли сильные сомнения относительно поддержки данного формата производителями ПО (и банальным опасением, что новый компьютер не сможет воспроизводить игры с подобным разрешением). После недолгих раздумий, я всё же решил его приобрести.

Монитор для того времени был передовым. Большая диагональ 21,5" (да, для 2010 года это была большая диагональ монитора), высокое разрешение 1080p, отличная TN матрица, DVI разъем для подключения, сенсорные кнопки управления с датчиком приближения (когда подносишь руку к кнопкам, то они начинают светиться), возможность изменить соотношение выводимого изображения с 16:9 до 4:3 (очень было полезно в старых играх, которые не поддерживали 16:9), датчик освещения, который автоматически регулировал яркость подсветки монитора в зависимости от освещения в помещении. Мои опасения, что компьютер не сможет воспроизводить игры в 1080р, не подтвердились. Большинство игр работало отлично. Данный монитор до сих пор работает (несмотря на надпись «Сделано в России» на этикетке сзади). Но время не стоит на месте. Компьютер был заменен. PS2 уступила место PS3, а позже и PS4. 2017 год подходил к концу, и я решил задуматься о приобретении нового монитора.

В конце 2017 года я уже обладал достаточным опытом работы с различными мониторами и накопил достаточно знаний о технических аспектах. Все я перечислять не буду (будут упоминаться в дальнейшем), приведу только основные. Монитор должен был соответствовать следующим требованиям:

1. IPS матрица (или IPS-подобная: PLS, AH-IPS, AHVA)
2. Наличие нескольких современных разъемов (HDMI 2.0, DisplayPort 1.2a и новее)
3. 3,5 мм аудио выход для наушников/колонок
4. Высокое разрешение 1440р или 4К (он же 2160р, Ultra HD и UHD)
5. Диагональ 25"-27"

В первую очередь я заинтересовался линейкой продукции компании LG. На тот момент я рассматривал модель 27ud69p-w. Однако появились слухи, что компания должна была представить новую линейку мониторов с разрешением 4к и поддержкой HDR на выставке CES 2018. Так и произошло. Была представлена модель 27uk650-w, которая полностью удовлетворяла моим требованиям. Я дождался начала продаж и приобрел её.

После старого монитора разница просто огромная. Разрешение в 4 раза выше, отличная матрица с полуматовой пленкой (компромис между матовой и глянцевой, не так сильно теряется контраст изображения как с матовой, но и не теряются антибликовые свойства. Кристаллический эффект не заметен), большая диагональ в 27", регулировка по высоте и наклону, большой запас по яркости(максимальная 450 нит), поддержка AMD FreeSync (хорошо для владельцев карт от AMD и Xbox One X), отличный минималистичный безрамочный (почти) дизайн. В общем — полностью доволен.

Теперь немного конкретики:

Какие аппаратные требования для работы в разрешении 4к?

Список требований к видеокарте указан в документации к монитору. Компания LG в этом плане молодцы, однако данную информацию было бы лучше разместить на официальном сайте, чтобы покупатель мог ознакомиться с ней ПЕРЕД покупкой, а не после. Поскольку в интернете я нигде её не нашёл, то прикладываю собственный скан под спойлер.

Поддерживает ли операционная система Microsoft Windows 10 данное разрешение?

Технически да, однако на практике пока не удалось проверить. Возможно будет во второй части.

Поддерживает ли операционная система Microsoft Windows 8.1 данное разрешение?

Технически да, однако на практике не так всё хорошо. Учитывая высокое разрешение монитора, приходиться прибегать к масштабированию системы. Многие штатные программы при нём выглядят странно, а сторонние зачастую не оптимизированы (в одном из скриншотов видна разница между шрифтами в операционной системе и в Steam).

Как работает PS4 Pro при таком разрешении?

Отлично. Никакой разницы в масштабировании шрифтов и других элементов. Изображение просто становиться намного «чётче». Появляется поддержка просмотра 4к видео на Youtube (если подключить к монитору с разрешением ниже, то максимально доступное разрешение будет 1080р). Также появляется поддержка просмотра Netflix в 4к. Поскольку монитор поддерживает HDR, то игры с HDR выглядят красочнее.

Как работает MacOS в данном разрешении?

Также отлично. Поскольку компьютеры Apple уже давно работают с экранами высокого разрешения (доходит и до 5к(5120x2880)), то у производителей ПО было много времени для оптимизации. Тот же самый Steam выглядит заметно лучше. Но не забываем про аппаратную поддержку. На сайте Apple есть список устройств, поддерживающих 4k и 5k. Если Вы владелец компьютера данной компании, то рекомендую предварительно с ним ознакомиться перед покупкой монитора.

Как выглядят сайты в высоком разрешении при масштабировании системы?

В большинстве случает хорошо. Шрифты более ровные. Читать намного приятней. Но часто встречается низкое качество изображений. К примеру, возьмём наш любимый сайт stopgame.ru. Некоторые изображения в превью высокого разрешения, некоторые нет. Операционная система MacOS Sierra, браузер Safari, масштабирование 200% (по факту 2160р, но размер элементов как при 1080р).

Операционная система Windows 8.1, браузер Google Chrome, масштабирование 200%.

Это всё конечно здорово, но как же игры? Допустим у меня не самый новый и мощный компьютер. Видеокарта подходит по требованиям. Во что можно поиграть в данном разрешении?

Хороший вопрос. Возьмем к примеру мою сборку (Дата сборки — середина 2013г.):

Asus P8Z77-V LX2
Intel Core i5 3470 3.2GHz(up to 3.6GHz)
G.SKILL RipjawsX 8Gb DDR3 2133 MHz
MSI GTX 660Ti PE(Nvidia)
Sound Creative X-Fi Extreme Gamer
SSD Kingston V300 120Gb
HDD 2TB Seagate Barracuda 7200.14

Как видно видеокарта не самая новая и далеко не самая мощная. Однако она ещё способна удивить.

Dead Space 2 — (Максимальные настройки) 70-150 fps

Half-Life 2 — (Максимальные настройки, сглаживание x2) 100-150 fps

Need for speed Hot Pursuit (2010) — (Максимальные настройки) в данной игре установлено ограничение на максимальное количество кадров в размере 60, «проседаний» не замечено.

Counter-Strike: Global Offensive — (Максимальные настройки, сглаживание x2) 60-90 fps

Brutal Legend — 50-75 fps

Call of Duty: Modern Warfare 2 — сильно скачет от 60 до 130, в дыму/пыли просадки до 25-30 (сказывается слабая оптимизация под очень высокие разрешения)

Bayonetta — 2160p неиграбельно, fps скачет от 30 до 45, 1440р стабильно 60 кадров.

В общем я вывел такую небольшую закономерность. Если игра в 1080р выдает стабильно 150 кадров и выше, то с вероятностью в 80% в 2160р она будет выдавать 50 и выше. Особенности ранее рассмотренных игр: CS:GO перекрестие прицела толщиной в один пиксель, в итоге в 2160р очень тонкое и его сложно отслеживать, в Dead Space 2 субтитры становятся намного меньше, в Half-Life 2 меню очень мелкое, также становятся меньше значки оружия, надписи на интерфейсе и т.д.

Скриншоты это хорошо, но по факту видна ли разница?

Да. Особенно при диагонали 27" и выше. Небольшой пример под спойлером. Фото экрана, при 1080р и при 2160р.

Почему всё-таки 4к, а не 1440р?

Ну тут несколько причин. PS4 Pro не поддерживает 1440р (камень в огород Sony и плюс в карму Microsoft). Не такая драматичная разница между 1080p и 1440p. 4к является общепринятым стандартом (Разрешение современных ТВ, UHD Blu-Ray фильмы), следовательно контент в будущем будет оптимизироваться именно под данное разрешение. Ну и это своего рода «задел на будущее». Следующее поколение консолей будет очень активно помогать распространению данного формата в массы.

А можно список замеченных особенностей при работе, а также общие советы перед приобретением?

Конечно.
Если захотите посмотреть Youtube в 4к, то необходимо использовать Chrome. Youtube для новых роликов в 4к использует кодек vp9. Нативно его поддерживает на данный момент только Chrome. Также только в нем есть возможность аппаратного рендеринга видео. Очень сильно нагружает систему. Для стабильного просмотра нужен либо новый процессор(6 поколение Intel Core i и новее) или как минимум 4-х ядерный(но не ниже второго поколения).
Новые фильмы, которые идут в 4к, обычно закодированы новым кодеком h.265 (он же hevc). Если проще, то он чаще всего бывает 8-битным и 10-битным. Для просмотра данных фильмов рекомендуется аппаратная поддержка, реализованная в видеокарте. Встроенная в процессоры Intel Core i3/5/7 6-го поколения(Skylake) — только 8 бит, 7-го поколения и новее — 8 и 10 бит. С Nvidia сложнее, если видеокарта 900 серии и новее, то с большой вероятностью проблем не будет. Для продвинутых ссылка со списком под спойлером.

Если просматривать на видеокарте старее (допустим на моей GTX 660ti), то к декодированию активно подключается процессор, и нагрузка на процессор может возрастать до максимальной. Небольшой пример под спойлером.

Также для продвинутых небольшая статья о работе h.265 и расширенный список устройств под спойлером.

Нагрузка на систему даже в интерфейсе операционной системы вырастает, особенно касается ноутбуков. При подключении данного монитора к ним, то они греются сильнее и разряжаются быстрее. Также могут подглючивать анимации интерфейса.

В общем переход на 4к я считаю правильным решением. Очень скоро данный формат станет массовым, как в своё время стал 1080р. Чем больше народ будет его поддерживать, тем быстрее будут оптимизированы под него различные программные продукты и операционные системы. Если у Вас есть дополнительные вопросы, игры для теста и т.д., то можете задавать их в комментариях, либо в личку. Что-то отвечу сразу, что-то возможно попадет во вторую часть.

И напоследок немного скриншотов игр с PS4 Pro в 4к.


Лучшие комментарии

тоже перешёл на 4к, но только взял не монитор а тв 65 дюймов. ребята это что-то. посмотрите где-нибудь ведьмака в 4к, и вопросы по поводу брать или нет сразу отпадут. выглядит невероятно круто
Грац. Эх, уже гдет несколько месяцев валяется черновой пост про 4к телевизоры… Доделать бы, а то чем больше узнавал деталей, тем больше переписывал(
Отдельный чмаф за то, что рассказал про работу Ютуба в Хроме, а то я использовал Ябраузер, решил через него глянуть ролик и крайне удивился не увидив разницу между 4к и 1080р, хотя когда смотрел через хром всё было отлично.
Оххх… трудности вторых экранов…
Читай также