Градиозное возвращение классики
Возможны некоторые спойлеры.
«Бегущий по лезвию 2049» стал для меня самым завораживающим и впечатляющим фильмом, что я смотрел в кинотеатре. Я будто оказался на сеансе гипноза, где самим гипнотизёром выступил невероятно талантливый и многообещающий режиссёр последних лет — Дени Вильнёв. Продолжение культовой классики Ридли Скотта оказалось ему не просто по зубам — он снял фильм, который смело можно ставить с оригиналом в ряд.
В своём последнем, на данный момент, фильме Вильнёв смог достичь совершенства в плане визуального сторителлинга. Мир и декорации являются не просто фоном, а рассказывают самую настоящую историю — историю мира, находящегося на грани истощения природных ресурсов, на грани вымирания: искусственные поля Калифорнии, над которыми пролетает главный герой в начале фильма, мёртвое дерево, подвешанное тросами, постапокалиптиический город Лас-Вегас, где единственными живыми существами остались лишь пчёлы (и Декарт!), город Лос-Анджелес, где за яркими неоновыми вывесками и вездесущей броской рекламой скрывается нищета и разруха и т.д. Каждая локация, каждые детали интерьера проработаны с невероятной кропотливостью, мир живёт своей жизнью. Вильнёв, оператор Роджер Дикинс и вся тех. команда смогли не просто создать красивый мир, но и сделали его осязаемым, живым, убедительным.
Однако, уделив внимание проработке сеттинга, талантливый канадец не забыл и о сюжете, рассказав сложную и комплексную историю с целым пластом философских вопросов и рассуждений.
На протяжении многих лет, писатели-фантасты и кинорежиссёры задавались вечным вопросом, который можно лаконично сформулировать как: «Человек или робот?». Что если люди вдруг создадут машину, которая будет не просто похожа на человека по внешним признакам, но также будет способна на чувства и эмоции? Где стирается грань между механическим началом и человеческим? И что, если машина будет способна на сострадание и милосердие больше, чем сами люди? Такими вопросами задавался Ридли Скотт в своём фильме «Бегущий по лезвию». Сходными (но далеко не одинаковыми) вопросами был озадачен и Дени Вильнёв, и захотел дать на них свои ответы, в продолжении оригинала 1982 года под названием «Бегущий по лезвию 2049».
Главными вопросами фильма на этот раз являются поиск индивидуальности и формирование собственного мироощущения. На примере главных героев фильма, я бы хотел рассмотреть, каким образом они были затронуты и как раскрыты.
Главный герой — офицер Кей, в исполнении Райана Гослинга, является Бегущим по лезвию. Его задача — находить и арестовывать репликантов (человекоподобных роботов) старых моделей, сбежавших из внешних миров. Прибыв на нужное место, а именно, в логово беглого мятежника-репликанта Саппера Мортона, он успешно выполняет свою задачу по «отправке в отставку» вышеупомянутого репликанта. Самое первое столкновение Кея с Саппером характеризуют его, как хладнокровную личность, умело выполняющюю свою работу. Самое интересное заключается в том, что герой Райана Гослинга сам является репликантом. Но разве ему не жалко своих собратьев? Не особо. Эмоциональную стабильность Кея контролирует сама полиция посредством проведения время от времени теста на психотравму — более продвинутую версию теста Войта-Кампфа из оригинального фильма. К тому же, отношение к нему не как к личности, а скорее как к рабской силе, сформировало в Кее внутреннюю пассивность и подавленность собственного «я». Единственной отдушиной офицера является его девушка — искусственный интеллект Джой, которая как бы «любит» его (об этом чуть позже), но и она является лишь проекцией, неспособной выбраться из своей голографической формы во что-то более материальное.
Стоит вернуться к вопросу: «Человек или робот?». Обычно в научно-фантастических произведениях роботы/андроиды понимают, что они не сильно отличаются от людей и должны иметь такие же права и свободы. За примерами далеко ходить не надо — репликант Рой Батти из первого «Бегущего по лезвию». Являясь главным антагонистом фильма, он, однако, был одним из самых человечных персонажей кинокартины — умел ценить жизнь и был способным на сострадание, а его злодеяния были мотивированы желанием жить, ведь срок его существования был невелик — 4 года. С Кеем всё обстоит
иначе. Если Рой просто хочет жить, то Кей хочет понять смысл своей жизни, В
один момент он обнаруживает, что его рождение было произведено, возможно, не искусственным путём, а естественным. Этот факт начинает пробуждать в нём надежду на осмысленность своего существования. Самой главной целью для офицера становится поиск самоидентичности и самопознание.
Полной противоположностью Кея является Рик Декарт — главный герой оригинального фильма. В отличие от Кея, который ищет смысл своего существования, Декарт его давно уже потерял с утратой двух самых близких его людей: возлюбленной Рэйчел и своего ребёнка. Ему даже безразлично, кем он является: человеком или репликантом (в картине Скотта на это давались жирные намёки), поскольку сам не видит в этом никакого смысла.
Одной из интереснейших и неоднозначных вещей в фильме является любовная линия Кея и Джой. Джой, как уже говорилось ранее, искусственный интеллект. Создана она была для удовлетворений потребностей владельца, купившего её. Джой очень чувственна и искренна по отношению к Кею и открыто проявляет к нему свою любовь. С другой стороны, по ходу повествования не раз поднимается вопрос: а что, если любовь Джой была изначальна высчитана математичискими алгоритмами? И будет ли это являться истинной любовью? В одной из финальных сцен фильма, когда Кей смотрит в огромные чёрные бездушные глаза Джой, он разочаровывается в ней и в себе, потеряв единственное, что ему казалось по-настоящему живым в давно прогнившем мире.
«Бегущий по лезвию 2049», безусловно, прорывной фильм для всего массового кино последних лет. Это кинополотно, выходящее за рамки типичного блокбастера и забегающего на поле настоящего авторского кино, глубокого, интеллектуального.
Лучшие комментарии
В целом, я остался доволен этой кинолентой.
Если кому интересно:
Blade Runner 2049 and the VFX behind the film
Blade Runner: 2049 | VFX Breakdown by Rodeo FX
vimeo.com/248179339
Но вот зрителям — однозначно «не зашло». Рядовые зрители говорили «нудная скучища» и прочее, в то время как и сами сборы, хотя в итоге и окупили фильм, были далеко не такими ошеломляющими, как ожидалось.
А если брать во внимание оценки зрителей — это они только сейчас еле-еле отразили то, чего достойна данная кинолента, в то время как в ближайшие дни с момента релиза в кинотеатрах, оценка висела в районе шести баллов, если я не ошибаюсь.
В целом достойны обзор.
Кстати, позволю себе такую наглость (поскольку говорим о высоком) — хотел бы попросить оценить Вас мой разбор фильма «Аннигиляция», который я только сегодня выложил…
stopgame.ru/blogs/topic/87692
Хотя нет, не так! Сначала посмотреть, а потом уже оценить разбор. Я считаю, что картина обязательна к ознакомлению всем, кто любит умные фильмы и качественную научную фантастику! А в моем блоге идет разбор основных тем и мотивов фильма, а потому там огроменные спойлеры!