«Improvise. Adapt. Overcome.» — всего пару лет назад эта фраза украшала собой бесчисленные фотожабы с угрожающей личиной Беара Гриллса, призывающей нас взять свою волю в кулак и смело отправиться бороться с жизненными трудностями в стиле известного британского путешественника. Вскоре ажиотаж вокруг его авторской телепередачи «Выжить любой ценой» потихоньку сошёл на нет, та самая фотография перестала мелькать в новостных лентах, а эта чёртова фраза всё равно умудрилась основательно засесть в моей памяти.
-Just Do It
-Ты только что использовал саксофон вместо логотипа «Nike»?
-IMPROVISE. ADAPT. OVERCOME.
С тех самых пор эти три слова стали для меня особенными ярлыками, которыми я обозначал челленджовые видеоигры, требующие от геймера не дюжей осмотрительности, упорства и осторожности. Ты в очередной раз погиб в схватке с огромным боссом в «Dark Souls»? Смахни пот со лба и продолжай «превозмогать» боль от утраты очередной порции живительных душ. Страшный и тёмный польский лес из «Darkwood» не позволяет тебе и ночи прожить без нападений тамошней агрессивной фауны? Соберись с силами и начни «адаптироваться» к беспощадной survival-механике, выдуманной талантливыми творцами из студии «Acid Wizard».
А вот с «импровизацией» дела обстоят куда сложнее, ибо интерактивных развлечений, вынуждающих игрока придумывать собственные пути достижения цели, избегая заранее заготовленных разработчиками дорог к победе не так много, как хотелось бы. К этой категории можно причислить несколько изобретательных sandbox-игр на подобии «Metal Gear Solid V: The Phantom Pain», постепенно восстающих из пепла времени представителей жанра immersive-sim в лице свежих «Prey», «Dishonored» и «Deus Ex», да никем не замечаемые скромные-инди проекты, к которым относится и наш препарируемый.
Подобное кровавое мессиво – вполне обычное дело для «Heat Siganture».
Описание «Heat Signature» в магазине Steam сходу даёт понять, что это именно тот случай, когда мы можем смело прицепить на сие творение заветный ярлык «improvise». Случайная генерация каждого элемента внутриигровой Галактики, поощряющий изобретательность и творческий подход игровой процесс, богатый арсенал научно-фантастических приспособлений для выполнения наших грязных делишек и полная свобода в выборе занятия по вкусу. Там же разработчики честно признаются, что в «Heat Signature» головокружительных сюжетов и новаторских решений мы не найдём, но предоставленный ими инструментарий для проведения незамысловатого «action-driven» спиномозгового приключения ощущается весьма внушительным. Кроме того, сотворили это чудо геймдизайна ребята из «Suspicious Developments», подарившей миру великолепную стелс-головоломку про корпоративной шпионаж под названием «Gunpoint» в далёком 2013 году. Да такое великолепие сам Гейб велел приобрести!
Но прежде, чем я приступлю к описанию богатств здешних экшн-механик, стоит объяснить, о чём, собственно говоря, эта самая игра. Действие «Heat Signature» разворачивается в классическом sci-fi будущем вдали от нашей родимой Солнечной системы. Безжизненные космические пространства неизведанных уголков Вселенной между собой разделяет четыре фракции, безустанно борющихся друг с другом за влияние местных колонистов и дефицитные минеральные ресурсы. У конфликта не видно конца и края, каждый новый космический крестовый поход заканчивается плачевнее предыдущих, а вольные колонисты уже не в силах терпеть этот галактических масштабов бардак. Поэтому простые работяги, обитающие на обустроенных внутри астероидов жилых космостанциях, организовывают Сопротивление против осточертевших захватчиков. Как несложно догадаться, представителями именно этой революционной ячейки мы и будем управлять вплоть до финальных титров.
Вскоре одному из этих барных зевак предстоит стать освободителем галактики… Или бесславно погибнуть на задворках вражеского сектора.
Противостояние всегда осуществляется с двух перспектив: локальной и глобальной. В первом случае, избранный нами главный герой выполняет случайно генерируемые поручения, направленные против тирании четырёх злобных фракций. Чем эффективнее игрок справляется с поставленными заданиями, тем больше очков Освобождения получит наше движение после его отставки (насильственной или по собственному желанию – здесь возможны оба варианта). С каждым новым уровнем данного показателя повстанцы получают возможность захватить один сектор, власть над которым дарит нашим инсургентам разнообразные преимущества. Среди них имеются: надбавка к валютным вознаграждениям (здесь эту роль исполняет вечно кончающееся топливо), доступ к новому оборудованию и, разумеется, возможность провести штурм одной из четырёх вражеских цитаделей, постепенно приближающих игрока к радостному финалу и свержению деспотичных властей.
Выбор этих самых апгейдов с возможностью вылететь на специальные задания-испытания и представляют собой ту самую глобальную перспекутиву. Эта возня на глобальной карте составляет от силы 5% времени, проводимого в «Heat Signature» и не требует проявления незаурядных стратегических навыков. Весь смак игры кроется именно в вышеупомянутых рандомно-генерируемых разнообразных заданиях. Они различаются по условиям выполнения, степени сложности и дополнительным модификаторам геймплея, но каркас для всех этих наращений не меняется от миссии к миссии.
Глобальная карта одновременно является и своеобразной веткой прокачки. Захватил сектор – получил в распоряжение новые улучшения.
Мы заходим в игру, определяем нашего будущего освободителя галактики, подходим к футуристической доске объявлений, выбираем себе суицидальное поручение по вкусу и отправляемся на его выполнение на собственном космическом шаттле весьма скромных размеров. Планеты здесь отсутствуют, поэтому основное действо будет протекать на бортах многочисленных и заранее сгенерированных космических кораблей противника. В зависимости от сложности миссии, там могут шастать как полуголые болванчики с гаечными ключами да почти безобидные усмирители с нелетальным оружием, так и серьёзные ребята с портативным телепортом за спиной и пуленепробиваемым щитом в придачу. Кроме того, борт космической посудины врага усеян разного рода сундуками с ценной экипировкой, взрывоопасными бочками, турелями и закрытыми дверями, требующими особого ключа одного из членов экипажа. Чем сложнее задание, тем больше и запутаннее сам корабль, и тем агрессивнее его многочисленные обитатели.
Штурмом мы занимаемся в гордом одиночестве, поэтому игра дарит нам ряд функций, способных помочь незадачливому рейдеру выбраться даже из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Во-первых, такие действия, как прицеливание, срабатывание тревоги или применение противником особых умений сопровождается недолгим замедлением, дающем геймеру пару секунд на обдумывание своего следующего шага. Во-вторых, мы вольны в любой момент поставить паузу и в относительно спокойной обстановке оценить положение дел и мгновенно, без каких-либо задержек, принять меры по спасению собственной шкуры из лап супостатов.
Заметить нас ещё не успели, и игрок в слоу-мо режиме ещё имеет шансы на аннигиляцию любопытного вражины.
Эти упрощающие (что на самом деле не всегда так) факторы и приносят наибольшее удовольствие от игрового процесса вкупе с обширным арсеналом разного рода дробовиков, пистолетов, гранатомётов, телепортёров, устройств для взлома, мин-ловушек и других необычных фантастических гаджетов. Как бы сильно вы не облажались, у вас всегда есть пространство для хитрющего манёвра, который по своей кинематогафичности не уступит по-голливудски красивым разборкам из «Uncharted 4». Сработала тревога, и корабль на полной скорости несётся на базу, где вас ожидает неминуемое поражение? С помощью особого девайса на пару секунд поменяйтесь местами с охранником на капитанском мостике, за эти тщетные мгновения пропишите меткий хедшот в голову пилота и откатитесь на изначальную позицию. Вам удалось спасти из заточения своего брата-инсургента, но неподвластные свинцу джаггернауты стремительно окружают ваш отсек? Прострелите соседний иллюминатор, вылетите в открытый космос вместе с врагами, возьмите удалённое управление вашим шаттлом и ловко перехватите себя вместе с соратником прямо в открытом космосе до того, как исчерпаете запасы кислорода. А быть может вы прилетели эвакуировать дорогой научный прототип с вражеского линкора, а тамошняя охрана оказалась слишком крепкой? Никто не мешает вам устроить рейд на слабенький крейсер, ошивающийся по соседству, сесть в кресло пилота, вернуться обратно на чужом корабле, открыть огонь из всех орудий по первоначальной цели и под шумок вынести искомый предмет из разваливающейся на части военной посудины.
Наш герой поступил неграмотно, и теперь требуемый нам заложник окружён мощными отморозками с щитами. Но имеющиеся в инвентаре гранатомёт и ловушка-телепорт вселяют надежду на положительный исход миссии.
Именно эти дерзкие и непредсказуемые налёты и составляют основной костяк здешнего игрового процесса. Также, помимо этой базовой механики, «Heat Signature» преисполнена разного рода нюансами, призванными значительно разнообразить и без того увлекательный процесс «ограбления караванов» в безвоздушном пространстве. Типов заданий немного, но такого набора вполне достаточно, чтобы разыгрывать зубодробительные экшн-сцены: то нам нужно банально убить или похитить важную персону прямо из-под носа врага, то Сопротивление может послать ваше альтер эго угнать огромный дредноут, разваливающийся под натиском вражеских орбитальных орудий. Во многих миссиях также действуют особые модификаторы сложности, подразумевающие прохождение без поднятия тревоги, тотальную зачистку без единого свидетеля, выполнение задачи за ограниченное время или неравное противостояние против толпы уберсолдат, вооружённых по последнему слову техники. Стоит отметить, что генерируемые при старте персонажи отличаются не только начальной экипировкой, но и наличием собственной сюжетной линии. Одни вступают в ряды Сопротивления, чтобы спасти попавшего в плен друга, другие желают отомстить кровожадному офицеру, повинному в смерти семьи главного героя, а третьи просто-напросто хотят спереть особо ценное оборудование, чтобы расплатиться с накопившимися долгами. Но сразу штурмовать сюжетный корабль не получится, ибо его местонахождение в начале сессии никому не известно. Поэтому игроку сначала приходится накопить достаточно топлива, чтобы заплатить за информацию о дислокации обидчиков, потратить некоторое время на подготовку к судьбоносному налёту, и только потом приступать к завершающей стадии вашей «личной» цели.
Масла в огонь подливает и местная система накопления очков Освобождения. Чем больше успешных вылазок проведёт ваш подопечный, тем меньше опыта он будет получать впоследствии. А если вы ещё и умудрились относительно быстро завершить персональный квест, то скорость захвата секторов снизится чуть ли не вдвое. Поэтому, рано или поздно, геймеру придётся уйти на пенсию, лишившись своего смертоносного рейдера-смертника. Дальше путь только один – выбирать нового персонажа, заново накапливать деньги, с нуля вооружаться мощными вундервафлями и приступать к завоеванию галактики с уже ничем не ограниченной скоростью. Не забывайте и о том, что смерть в «Heat Signature» перманентна, поэтому любая, даже самая безобидная ошибка, может отбросить вас к нищенскому существованию неопытного новичка.
Только мы прицепились к кораблю противника, как его начали обстреливать вояки другой фракции. Действовать придётся быстро. В противном случае нас разорвёт на части.
Казалось бы, проект с таким инструментарием и целой плеядой неочевидных возможностей просто не сможет надоесть. Но это не совсем так. Первые два-три часа игры геймер будет неистово получать фан от каждого убитого офицера и грамотно спланированного побега из космического пекла. Но как только пора ознакомления пройдёт, большая часть игроков рискует прийти в отчаяние. Как только основы механики «Heat Signature» будут изучены, прожжённые хардкорщики посчитают, что проект больше ничем не сможет их удивить и мигом забросят какие-либо попытки возвращения в этот чарующий мир межпланетарного беспредела.
Тут то и всплывает тот самый желанный «improvise». Так уж вышло, что «Heat Signature» — это видеоигра из разряда «развлеки себя сам». Без игривой фантазии и креативной жилки здесь делать особо-то и нечего. В этом отношении творение «Suspicious Developments» напоминает мне всё тот же «Metal Gear Solid V». Фанаты серии жаловались на то, что тамошняя песочница очень быстро исчерпывает себя, а после вычисления собственного набора «доминантных тактик», игрок невольно начинает забивать на любые творческие потуги. И лишь заядлые любители экспериментов остаются в подобных играх на несколько десятков часов после завершения основного сюжета, устраивая самые настоящие Ад и Погибель бедным компьютерным болванчикам, которым не повезло стать жертвами геймера-маньяка.
Пожалуй, это хоть и не единственный, но всё же очень значительный недостаток «Heat Signature». Если вам не чужды заигрывания с механиками и изобретение новых способов получать удовольствие от очередного налёта на громадный военный крейсер, то с данным проектом вы расстанетесь ещё ой как нескоро. Благо, комплексный геймдизайн умельцев из «Suspicious Developments» и огромная свобода игрового самовыражения этому очень сильно способствуют. Однако, если вас не привлекает злосчтасный принцип «Improvise. Adapt. Overcome.», а выдумывание увеселительных мероприятий не входит в ваше представление о достойном интерактивном досуге, то, к сожалению, «Heat Signature» вам лучше обойти стороной. На вкус и цвет, дорогие друзья, все фломастеры разные, как бы грустно это не звучало.
Ссылка на мой предыдущий обзор:
Lone Survivor: Страсти по Безмолвному Холму — stopgame.ru/blogs/topic/83678
Лучшие комментарии