Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся...
Эрнст Хэмингуэй, «Старик и море»
Вы когда-нибудь были на море? Или, может, жили рядом с ним? Замечали, как чайки останавливаются в потоках морского бриза, на мгновение обретая невесомость? Как солнце скрывается за водной гладью безграничного океана, унося за собой прошедший день и отдавая бразды правления вашими эмоциями теплой летней ночи?
Море всегда будоражило умы людей, это всегда было нечто большее, чем огромный водоем. Море — это эмоция, настолько же древняя, как солнце, пение птиц или мурлыкающий кот. В том числе благодаря этой эмоции и родилась Old Man's Journey — но не только лишь ей. Это короткая история о страсти к морю, сожалении, потере и целеустремлённости.
Геймплей
Но внесем немного конструктива в этот вихрь иррациональности. Игра представляет собой двухмерную приключенческую игру с довольно простенькими головоломками. Вам нужно указывать, куда главный герой пойдёт, просто кликнув на нужной плоскости. При этом, плоскости, на которых старик не находится, можно поднимать или опускать. При пересечении «земель» главный герой сможет переходить с одной на другую.
В сущности, вся игра представляет такую головоломку последовательного размещения плоскостей. Присутствуют водопады, которые служат своеобразной «лестницей» вниз. Существуют и препятствия, вроде овец, которых надо правильно отправить на одну из плоскостей и убрать с дороги. Звучит значительно сложнее, чем есть на самом деле. Задачки тут далеко не уровня Talos Principle или The Witness, даже сравнивать смешно.
Игра разбавит прохождение и немного другими механиками, типа подстановки рельс под едущий поезд, прокладывание дороги для грузовичка, а также парой задачек на примитивную физику. Присутствуют также point-and-click механики и взаимодействие с механизмами.
В сущности, ничего выдающегося геймплей не представляет, банально внося хоть какой-то элемент интерактива в отличии от какой-нибудь Dear Esther. Игра, собственно, про другое.
Сюжет и визуальный стиль
Почему обе этих составляющих объединены? Потому что в этой игре они слишком неразрывно связаны. Крайне простой и понятный сюжет, без какой либо интриги или неожиданных поворотов, рассказывается здесь через работу художников. Окружение часто напоминает главному герою о прошлом в виде своеобразных слайдов и рассказывает историю его жизни.
К сожалению, сам геймплей с сюжетом мало связан и выглядит несколько оторвано от повествования. Попытки же связать перемещение «земель» с желанием главного героя собрать весь пазл своей жизни показались мне уже поиском скрытого глубинного смысла, который игре совсем не нужен. Отчасти это компенсируется безумным вниманием к мелким деталям на слайдах. Интерактивность окружения с курсором тоже придает миру живости — на указатель реагирует вода, деревья, ставни и двери.
В остальном, игра детально и очень красиво прорисована, напоминая местами «Песнь моря». Эмоционально эти два проекта тоже во многом похожи.
Всё это без единого слова очень ярко рассказывает историю нашего пожилого мужчины. О его счастье и бедах, неправильных решениях и упущенных возможностях. Но письмо пробудило в нём решительность сделать хотя бы ещё одно дело правильно.
Музыка и звук
Музыкальная часть исполнена хорошо, каждая локация и переживание главного героя имеет свою мелодию, кроме того, есть некая общая тема старика, проходящая единой линией через всю игру. Стиль очень подходит игре и задает атмосферу не хуже изображения.
О звуке можно сказать мало, но не плохо: он хорошо передает антураж окружения, чего и вполне достаточно.
Итог
Стоит сразу оговориться, что если вам не нравятся визуальные новеллы или игры типа Dear Esther, What Remains of Edith Finch или Night in the Woods — смело проходите мимо. Здесь практически не во что играть, негде искать глубокие философские мысли. Ценность данного произведения именно в эмоциональном общении создателей с игроком, не больше и не меньше. И при всей моей любви к игре, я не могу рекомендовать её всем.
Ценник у игры соответствующий — 186 рублей. На мой взгляд немного завышено за полтора часа игры, но бывают соотношения и значительно хуже. Игра доступна на Android, iOS и PC.
Для тех же, кому такие произведения искусства интересны, мой вывод ниже.
Это очень простая история, которая всё равно способна в конце выбить из вас слезу. Потому что знакома и понятна каждому. Потому что любая картина из прошлого старика в этой игре будит общие для всех народов архетипы.
Пусть этот рассказ очень старомоден и затрагивает уже давно прошедшие времена, он не теряет своего шарма. Это история про те времена, в которые люди путешествовали пешком до соседних городов, катались на велосипедах целыми днями и мечтали о том, чтобы лето никогда не заканчивалось.
Это игра для людей, которые понимают, что такое сидеть на скамейке летним вечером и смотреть на до боли знакомую улочку. Возможность взглянуть на мир, без скандалов, гаджетов, поиска денег и сложных моральных выборов. Исключительно на то, что мы называем «очень человечным». На любовь и семью, на сожаления и надежду.
Так в чём же ценность этой игры? Она не предлагает ничего революционного, кроме хорошего визуального стиля и музыки. Её ценность в том, что она об очень простом и светлом, чего всё меньше становится в нашей жизни. И это простое рассказано хорошо и, как это говорят, «с душой», вложенной в каждый аспект игры. Это история о тех временах, что скоро сгинут, как слеза на щеке усталого старика.
Вместе с главным героем отправляется в путешествие и эти ностальгические эмоции. А достигнут ли они оба своей тихой гавани или исчезнут среди вечности… Решать только вам.