Долго раздумывал, о чём бы таком игровом написать в преддверии 23 февраля. Шутеры про войну, тактические игры про спецназ, RTS типа «В тылу врага» — всё это безумно банально и заезженно. И вот вспомнил про Hearts of Iron 4 — самый глобальный, самый глубокий и самый исторически достоверный симулятор Второй мировой.
Данный материал определённо не предназначен для фанатов игр от студии Paradox. Это люди, которые живут в своей небольшой вселенной и на стратегические игры смотрят сильно по-другому, нежели простые смертные. Сам я отношу себя к ним только отчасти, так как простых человеческих радостей, типа новой Civilization, не чураюсь. Однако несколько лет назад этот мирок надолго поглотил меня. Сначала была Europa Universalis 3, потом Vicroria 2, затем Europa Universalis 4, и вот наконец Hearts of Iron 4. Все эти игры настолько же разные, насколько похожи. Объединяет их фанатичное внимание к мелочам, невероятное количество возможностей и историческая достоверность. Главное же отличие игр Paradox друг от друга — временная эпоха, в которую нам предстоит погрузиться.
Вселенная Paradox
Итак, Hearts of Iron 4. На дворе 1 января 1936 года. В Испании скоро вспыхнет гражданская война, Япония готовит вторжение в Китай, США пытается выползти из «Великой депрессии», Сталин во всю проводит индустриализацию, параллельно подготавливая «Большую чистку», а в Германии истошно вопит с трибуны Гитлер. Именно в этот момент мы можем взять любую(!) из существующих тогда стран под своё полное управление и привести её к… да к чему угодно. Hearts of Iron не ставит перед игроком никаких целей, эта задача целиком ложится на его плечи. И фантазии есть где разгуляться. Привести коммунистов к власти в США или Германии? — Вперёд, камрад! Создать ОСЬ Берлин — Москва? — Почему нет? Сделать Польшу супердержавой «от моря до моря»? — Всё в твоих руках!
Относительно спокойное предвоенное время. Занимаемся кадровыми вопросами
Что будет, если кадровыми вопросами не заниматься
После того как определитесь со страной и со своими амбициями на её счёт, вы постепенно начнёте познавать все сложности управления государством в предвоенный период. Строить больше промышленных фабрик или военных заводов? Стоит ли подавлять протест сторонников социалистической партии? Кто лучше справится с командованием дальневосточным фронтом? Направить усилия на разработку новых моделей бронетехники или сначала развить авиастроение? Стоит ли поддерживать Испанских повстанцев оружием и добровольцами? По ходу игры перед вами будет возникать бесконечное множество подобных вопросов. А ведь это только разминка перед настоящим испытанием.
Всё начинается с Польши
В 1939 году обычно стартует вторая фаза игры, когда мировое напряжение доведено до предела, и глобальная бойня может начаться в любой момент. Если в начале вы выбрали Францию и играете в первый раз, то, скорее всего, здесь для вас игра и закончится. Следуя своему историческому прототипу, армия Вермахта легко обойдёт вашу линию Мажино, и через несколько недель Гитлер устоит фотосет на Эйфелевой башне. На этой стадии игры все замирают в ожидании неминуемого. Кто-то выжидает момент для нанесения максимально эффективного удара, кто-то отчаянно готовится его отразить.
Судьба Франции в этой игре незавидна. Отбить натиск немцев — отличный челленж.
Начиная с середины 1941 года страны не участвующие в войне можно будет пересчитать по пальцам. Пришло время Жуковых, Паттонов и Роммелей. Всё внимание теперь концентрируется не на тылах, но на фронтах. Игра предоставляет удивительной ширины стратегические возможности. Атака всем фронтом, рискованные точечные удары с заходом во фланги, воздушный или морской десант в тыл, мёртвая оборона, стратегическая бомбардировка — вариантов множество. Только оставьте немного своего внимания тылам и производству. Солдатам нужно чем-то стрелять, а устаревшая бронетехника будет обречена в условиях вражеского воздушного превосходства.
Разделённая (немного по-другому) послевоенная Германия
И вот 1945. Вы дожимаете остатки некогда могучей армии врага в котлах и входите в Берлин или Москву (ах ты маленький нацист!). В течение следующих месяцев складывают оружие последние союзники коалиции, и наступает мир. Конец? Happy end? Как бы не так! Готовьтесь показывать КУЗЬКИНУ МАТЬ американцам!
Твоё лицо, когда рассказываешь про Hearts of Iron 4
Лучшие комментарии