10 февраля 2018 10.02.18 5 9381

Homo Ludens — Человек, Играющий в игры.

+12

Есть такое оскорбление – задрот. Данное оскорбление используют к человеку, который слишком сильно увлёкся определенным делом. Не важно, что это – работа, развлечения или хобби. «Задрачивает в то…», «Задрачивает в это…». Однако, я всегда находил данное оскорбление комплиментом. Правда, меня им довольно редко награждают ибо сам обитаю среди задротов. В слове задрот я вижу не просиживание задницы на одном месте, пустую трату времени, а увлечение, страсть и, в конце концов, игровой элемент.

А вот и виновник торжества

Нидерландский философ Йохан Хёйзинга, основываясь на трудах которого мы будем раскрывать тему, говорил, что элемент игры есть во всём и везде. За источник мы будем брать его философский трактат Homo Ludens – человек играющий. Во многих языках слово «игра» является так же синонимом таких слов, как «Спорт», «Обучение», «Работа». По его словам всякая культура начинается с игры – такая наша природа. Играть умеют все, не только люди. Животные так же имеют навыки игры, правда, у них они довольно хаотичны, в отличие от наших игр, казалось бы. Однако, наблюдая за детьми можно спокойно увидеть в их играх игры животные. Я не говорю сейчас про школьный возраст – я говорю о детях до 3-х лет. Правила их игр очень размыты, но они всегда есть. Однако, нидерландский философ даже и подумать не мог о феномене видеоигр. Сегодня я попытаюсь спроецировать труды Хейзинги на современные реалии и с помощью этой проекции дать цену видеоиграм, которые в наше время то недооцениваются, то переоцениваются. Вот тут мы и подходим к мозгоразрывающим фактам и выводам.

Весь мир игра а люди в нем актеры

Элемент игры. Что это такое? Стоит это оговорить. Игра, по сути, заключается в трех вещах. Она должна быть закрытой, ограниченной от внешнего мира; Она должна быть реиграбельной; Она должна иметь за собой награду. Три этих элемента делают игру игрой и все другие факторы ни на что не влияют, если не препятствуют элементу игры. Обычным созерцанием это можно легко проследить, но об этом позже. Главное, что сейчас мы усвоили, что такое элемент игры. А теперь докажем, что он есть везде. Кстати, цитата для закрепления:

Формально функция такой отгороженности и ради священной цели, и ради чистой игры совершенно одна и та же. Ипподром, теннисный корт, площадка для игры в «классики», шахматная доска функционально не отличаются от таких вещей, как храм или магический круг. Поразительная однородность обрядов освящения по всему миру указывает на то, что такие обычаи коренятся в некоем изначальном и фундаментальном свойстве человеческого духа. Это всеобщее сходство культурных форм чаще всего сводят к причине логической, объясняя потребность в отгораживании и обособленности заботой о том, чтобы отвести от святилища пагубные воздействия, которые могут ему угрожать извне, ибо в силу своей святости оно особенно подвергается опасности и само представляет опасность. Тем самым в начало упомянутого культурного процесса ставят некие разумные соображения и полезные цели — утилитарное толкование, против которого предостерегал и Фробениус. Хорошо еще, что при этом не возвращаются к представлениям о хитрых священниках, которые выдумали религию; однако оттенок рационалистической манеры приписывать явлению те или иные мотивы в подобном подходе все же присутствует. Принимая же, в противоположность этому, изначальное, сущностное тождество игры и обряда, мы тем самым признаем особое священное место в основе своей за игровое пространство, и тогда сбивающие с толку вопросы «почему?» и «зачем?» вообще не могут быть заданы.

Культура зарождается в игре. Очевидно, что те люди, что существовали на земле тысячи лет назад по уровню интеллекта были как современные дети. Даже не так. Скорее, их психический уровень развития был на уровне с современными детьми, нежели комплекс знаний в их головах. Собственно, резко перейдём к религии. Она зародилась в игре и этому есть множество подтверждений в ритуалах племен, за которыми наблюдал нидерландский философ и его коллеги. Мы сами можем наблюдать эти ритуалы сейчас, в странах третьего мира.

Обратимся же в Хомо Люденс, цитата:

«Обратившись к сакралиям архаических культур, мы смогли бы сделать несколько замечаний относительно серьезности, с которой все это делается. Этнологи, как я полагаю, согласны с тем, что состояние духа, в котором пребывают участники и зрители больших религиозных праздников у дикарей, не есть состояние приподнятости и иллюзии. Задняя мысль, что все это «невзаправду», здесь отнюдь не отсутствует. Живой пример такого состояния духа приводит Aд.E. Йенсен в своей книге «Церемонии обрезания и инициации у первобытных народов». Мужчины, судя по всему, не испытывают никакого страха перед духами, которые бродят повсюду во время праздника, а затем являются всем в ключевые моменты. И тут нечему удивляться: ведь это те же мужчины, что осуществляют режиссуру всей церемонии; они сами изготовили маски, они сами их носят, и они же спрячут их от женщин, когда все это кончится»

Тут мы вынесем для себя тезис и запомним в голове, что чтобы быть полностью вовлеченным в игру и верить в неё не обязательно быть в зазеркалье, царстве иллюзий. Игрок может осознавать элемент игры в происходящем. Запомнили, идём дальше.

Есть у одного индейского племени игра «потлатч». Очень интересная вещь в контексте этой статьи, скажу я вам. Так, в чём же уникальность потлача перед другими играми аборигенов? В том, что в отличии от других множеств племен потлатч это одна из первых азартных игр, а так же игра, которая оказывает колоссальное влияние на формирование общества и помогает перераспределению богатств в нем, а так же настраиванию общественных связей. Суть игры в следующем: Один абориген хочет показать своё богатство и для этого проводит церемонию дарения своих ценностей перед равным ему соперником. Он дарит ему столько, сколько сможет. Так же позволено просто демонстративно уничтожать своё имущество, чтобы показать сопернику его незначительность для аборигена. Его соперник делает то же самое. Игра работает по принципу – кто себя больше разорит, тот и более уважаемый и богатый человек. Похожие на потлатч игры так же были обнаружены и в других культурах, а не только у индейцев.

Потлатч

Игра может затрагивать личное имущество человека, а среди аборигенов личное имущество приравнивается к самому человеку. То есть игра может заставить человека жертвовать не только имущество, но и эмоции. Это мы рассмотрим поподробнее в следующем блоге. Но всё же этот абзац здесь не просто так. Во многих языках слово «игра» является основополагающим корнем для многих других действий или же совсем является синонимом некоторых действий. Потлатч зарождает среди индийцев общество и общественные связи. Налаживает их и корректирует – вот в чём его уникальность.

Вот спросите вы задрота почему он это делает, увлеченно чем-то занимается. Ответ, как правило, будет один – «Мне это нравится». Однако, разум субъективен и легко обманывает себя, что доказывают нам из раза в раз когнитивные науки. Причина, почему мы так много «задротим» таится куда глубже – в нашем животном начале. Обращаясь к первой главе Хомо Люденс можно извлечь вывод о том, что играем мы из инстинкта. Игра в нас заложена. Само собой, как и любой процесс в любом животном эта функция(играть) имеет смысл. Эволюция наделила нас этой чудесной способностью играть. Но человеческая цивилизация из-за этого инстинкта играть споткнулась о камень культуры и развития. Это не плохо, а скорее хорошо – это дало толчок цивилизации. Вся проблема в том, что людской род всю свою историю пытался сделать игру чем-то детским и несерьёзным, хотя игра пронизывает всю нашу жизнь и может быть вполне серьёзной. Цитата:

«Смысловое содержание серьезного определяется и исчерпывается отрицанием игры <…> смысловое содержание игры, напротив, ни в коей мере не описывается через понятие несерьезного и им не исчерпывается. Серьезность стремится исключить игру, игра же с легкостью включает в себя серьезное».

Рассмотрим, почему животные играют? Тут всё предельно просто и понятно – для них игра служит тренировкой, дабы в ключевой момент их не подвела реакция, растяжка, навык и тд и тп. Про брачные игры я молчу, это одна из самых известных моделей поведения у животных. Эволюция подарила им данную модель поведения именно для этого. Мы, как выше упоминалось, так же не обделены данной способностью. Однако, эволюция не предусмотрела то, что у нас появится свобода воли, а так же самоощущение прошлого, настоящего и будущего. Как вы можете знать даже на своем опыте – цивилизация с эволюцией не дружит. Дам пример окромя игры. Банальное клише, где высокопоставленный чин или миллиардер оказывается извращенцем или маньяком. Ярчайший пример это недавний инцидент с Харви Вайнштейном. Его животное начало иметь всё что не приколочено поцеловалось с асфальтом производства компании «Цивилизация», где у него есть статус и огласка и получилось то, что получилось. Возвращаясь к игре. Базовый инстинкт всех животных повлек за собой создание культуры через ритуалы, обряды и язычество, перетекшие в религию, которая, как известно, поначалу являлась единственной причиной для людей сохранять о себе память. Элемент игры пронизывает не только нашу культуру, но и все сферы жизни. Обращаясь к Хомо Люденс взглянем, как элемент игры перерос в правоохранительную систему. Стоит сказать, что право это не игра. В данном случае мы взглянем на то, как правоохранительная система зарождалась и как она работает, а не для чего она работает. Самое очевидное это то, что правовая практика это всегда состязание. Алчные порой прокуроры и адвокаты защищают своих обвиняемого и обвиняющего в процессе суда под видом состязания и это очевидно каждому. Цитируя Хомо Люденс:

«Ну будьте же честным и ведите себя спортивно… Один бывший судья писал мне: «Стиль и содержание наших судебных дел выдают, как часто и с каким чисто спортивным наслаждением наши адвокаты подкалывают друг друга своими аргументами и контраргументами (в том числе и не чем иным, как софизмами), так что их способ мышления напоминал мне иной раз речистых участников процессов, обусловленных требованиями адата (не отраженная в шариате привычка), где при каждом аргументе сторон в землю втыкали палочку, чтобы затем по наибольшему числу таких палочек попытаться выявить победителя»«Ну будьте же честным и ведите себя спортивно… Один бывший судья писал мне: «Стиль и содержание наших судебных дел выдают, как часто и с каким чисто спортивным наслаждением наши адвокаты подкалывают друг друга своими аргументами и контраргументами (в том числе и не чем иным, как софизмами), так что их способ мышления напоминал мне иной раз речистых участников процессов, обусловленных требованиями адата (не отраженная в шариате привычка), где при каждом аргументе сторон в землю втыкали палочку, чтобы затем по наибольшему числу таких палочек попытаться выявить победителя»

Судопроизводство это спор о справедливости и несправедливости, в конце концов. А в споре всегда есть элемент игры. А теперь от права к войне. Тут все предельно просто и ясно. Циничные воеводы, по сути, играют своими солдатами, а если не циничные, то играют чуть-ли не в шахматную партию с противником. Они играют в тактику и любой заядлый игрок увидит в военном ремесле элемент игры чуть-ли не на каждом шагу. Элемент игры присутствует так же и в науке, ведь в науке одна из основополагающих вещей это спор. Можете сами включить свое созерцание и вы прекрасно увидите в каждом культурном действии элемент игры. Учеба, война, мода, театр, спорт, быт – везде он есть, элемент игры. Достаточно лишь созерцать дабы его увидеть и при этом из данной природной ловушки мы никогда не выберемся. Но не стоит воспринимать элемент игры как недостаток, который делает нас менее рациональными – его стоит воспринимать как дар и шанс для культурной эволюции в новый вид – Homo Ludens.

Так кто же такой Человек играющий? Как мне видится, это не биологически выведенный новый вид, а сугубо культурно эволюционировавший вид. Человек играющий это человек, для которого элемент игры становится в жизни основополагающим. Трудно это представить, но мы, игроки, уже в какой-то степени люди играющие. Мы становимся ими, когда играем в игры. Вершим судьбы на экране монитора/телевизора, веря в происходящее, но в то же время видя в этом игру. Очень по-дилетантски и грубо говоря Хомо Люденс это вид человека, который почти лишен серьёзности. Стоит понимать, что несерьёзный ещё не значит иррациональный. Такой человек всё ещё будет способен двигать науку, культуру вперёд и заниматься серьёзными для нашего общества делами. Такой вид людей будет способен давать вещам свою объективную цену. Он не будет воевать в магазине ради футболки, не будет с пеной изо рта доказывать, что лучше – ведро или айфон. Он будет играть и разумно мыслить. Человек играющий не будет отвергать свое животное начало, а примет его. Для Хейзинги более века назад это были фантазии, которые он и осознать в своей полноте не мог. Однако, кое-кто из современников смог. Покажу на практике. Бой с Психомантисом.

Вот так неожиданно мы обратимся к первой MGS и битве с Психомантисом. Для тех, кто играл, будет яснее, но и для тех, кто не испытал ту бурю эмоций, которую дарит данный босс, я попробую объяснить. При встрече с Психомантисом в битве он начинает битву не со Снейком, которого вы контролируете, а с игроком. Он во время битвы переключает каналы, уворачивается от всех ударов игрока, если не переключить контроллер в другое гнездо, считывает его карту памяти. Очень грубо будет сказать, что все насмешки и действия злодея игрок берет на свой счёт, но это что-то рядом. Игрок перестает быть собой, он живет одним моментом во время этой битвы. Он приобщается к своему животному началу – к игре и играет с Психомантисом. Игрок одновременно с полной серьёзностью дерется с Психомантисом, играя с ним. Именно в этот момент игрок становится тем самым чуть-ли не мифическим для нидерландского философа Homo Ludens’ом.

Мы живём лишь для того, чтобы передать свои гены. Мы выбрали этот путь… поэтому погрязли в войне. Но ты… ты другой. Ты один из нас. У нас нет ни прошлого, ни будущего. Мы живём сегодняшним днём. В этом заключается смысл нашей жизни. Люди не предназначены приносить счастье другим. С того момента, как мы попали в этот мир… мы обречены приносить друг-другу лишь боль и страдания.

Ладно, пора отбрасывать книгу в сторону. В моем случае это буквально, ведь она в данный момент служит для меня импровизированной подставкой под клавиатуру. Что мы можем понять из вышеописанного? Игровой элемент пронизывает всю нашу цивилизацию и мы как никогда близки к культурной эволюции. «Близки», правда, относительно. По лично моему прогнозу это будет пара веков, когда сам Йохан Хейзинга боялся даже думать о том, когда это произойдёт. Так же не побоялся предсказать этот момент Хидео Кодзима, который данную книжку ценит, любит, уважает. Даже его поведение на публике можно прочесть в данном философском трактате. Так что же говорил г***й в послании своим фанатам в 2015-ом году? Цитата:

«С того момента, как мы входим в этот мир, мы инстинктивно создаем способы развлечения себя и делимся нашими открытиями с окружающими. Нас никто не просит создавать эти новые способы, но нам и не нужны причины для их создания. Это просто мы.

Мы конкурируем друг с другом. Мы смеемся вместе и плачем вместе; все это происходит в игре. Наш опыт связывает и обучает нас. Чтобы поделиться нашим самым ценным опытом, мы создаем истории, изобретаем инструменты и развиваем искусство игры. Игра была нашим союзником с самого начала цивилизации.

«Игра» — это не просто времяпрепровождение, это изначальная основа воображения и творения. По правде говоря, люди играющие одновременно являются людьми созидающими.

Даже если бы Земля была лишена жизни и сводилась к бесплодной пустоши, наше воображение и желание творить выжили бы — это обеспечило бы надежду, что цветы однажды могут снова расцвести. Благодаря изобретению игры наша новая эволюция ждет.
Kojima Productions — Мы — Homo Ludens. Мы те, кто играет.»

Зерно идеи способно как расцвести, так и завять. Оно может дать корни, разрастись и создать идеологию. Так каков же итог? От игрового элемента цивилизация всегда пыталась увернутся личиной серьёзности и пафоса, даже не замечая, что он пронизывает всю человеческую культуру. Игровой элемент в жизни нужно использовать, а не избегать. Избегать его – противоречить своей природе. Не нужно стыдится того, что вы вот уже восьмой час играете в Сидж или в другую *игра-нейм*. Это наша природа – это наша суть. Простым подтверждением моих вышеописанных слов может являться простой факт о том, что техника обучения детей, взрослых, специалистов через игру это общепризнанно самые эффективные методы обучения. «Сама культуры носит игровой характер» — говорил Йохан Хёйзинга. Вообще меня на создание данного материала повлекли частые слова моих друзей и игровых напарников – «Ой, я уже столько времени играю, пора сворачиваться». Нет, не пора, мужик, продолжай — сама природа говорит тебе это делать.
Возможно, вышло сумбурно, хотя я надеюсь, что нет. Оставляйте свое мнение, комментарии, отзывы. Мир вашему дому, до скорых встреч.


Лучшие комментарии

Мама, ты родила неправильного сына!
Мам, Принеси чипсы с Колой, у меня рейд!
Нажми на паузу и сходи сам!
Я читать не успеваю с той скоростью, с которой ты пишешь
Читай также