Сейчас все больше разработчиков стали портировать свои игры на как можно большее количество платформ. Порты получаются разными: от отличных и терпимых до паршивых и почти неиграбельных. Порой даже эксклюзивные игры для определенной платформы перебираются на другие платформы.
Так было с игрой ZombiU от Ubisoft. Бывший эксклюзив консоли Nintendo Wii U разочаровал издателя своими продажами, и позже игра стала покорять прилавки цифровых магазинов.
С чего же все началось?..
***
На E3 2012 Ubisoft анонсировала эксклюзивный в свое время проект для Nintendo Wii U – ZombiU. Игра представляла из себя Survival Horror от первого лица, в котором игрок брал роль одного из выжившего посреди зомби-апокалипсиса.
Ранее Ubisoft выпускала игру с подобным названием еще в 1986 году. В то время это была первая игра компании. В ней игрок брал под свой контроль 4 выживших, которые приземлялись на вертолете на крышу супермаркета. Их целью был поиск топлива для заправки своего воздушного транспорта.
Отличительной чертой новой ZombiU являлось взаимодействие игрока с Wii U Gamepad – геймпадом по центру которого располагается сенсорный экран. Помимо этого, в контроллере использовались и другие фишки планшета – микрофон, гироскоп и даже камера.
Геймплейно игра напоминала хорроры, наподобие Resident Evil, но от первого лица. Персонаж довольно слаб, патронов мало, в рюкзаке немного места для вещей и даже один противник является проблемой. Отличие проекта в том, что если выживший погибал, то игрок возрождался за другого персонажа. После этого требовалось добраться до своего прошлого выжившего, ставшим зомби, убить его и забрать свои вещи. Также в ZombiU был режим, в котором всю игру требовалось пройти за одного выжившего. Если игрок погибал, то игра заканчивалась.
Вышла ZombiU 18 ноября 2012 года. Она была одной из первых игр на запуске новой консоли от Nintendo. В свое время Ubisoft довольно активно поддерживала большую “N” своими проектами.
Были Assassin’s Creed III, Tom Clanсy’s Splinter Cell: The Black List, Rabbids Land, Just Dance, а Rayman Legends первое время был анонсирован только для Wii U.
Сама игра собрала неплохие отзывы и оценки. На Metacritic рейтинг держится в районе 77 баллов.
От себя скажу, что игра оправдала мои ожидания (в большей степени), за что я ее полюбил. ZombiU стала одной из главных причин покупки новой консоли от Nintendo.
Однако нельзя отрицать, что проект получился неровным. В игре есть минусы, на которые нельзя закрыть глаза. Слабая графика, практически однотипные враги, мало анимаций персонажа и зомби, практически полное отсутствие нормального сюжета и оружие, которое порой не нужно. Все говорило о том, что проект является экспериментальным, и бюджет у игры был довольно скромный. Да и раньше игра была не совсем про зомби.
Предполагалось, что у игры будет продолжение. Но так как продажи как WiiU, так и самой ZombiU были не особо радужными, сиквел был отменен.
В 2015 году стали появляться слухи о том, что ZombiU будет портирована на PC, Xbox One и PS4. Позже эта информация подтвердилась, и 18 августа 2015 года игра появилась в цифровых магазинах, но уже с изменённым названием – Zombi.
Тогда было интересно взглянуть, как игру портировали и что в итоге получилось. Собственно, об этом я и хотел рассказать. О том, как были реализованы порты Zombi на других платформах.
Скажу сразу, несмотря на небольшое изменение в названии, это тот же ZombiU, что вышел в 2012 году. Однако разница в версиях игры все же есть. Причем, не только графические и связанные с изменением интерфейса, но геймплейные. Но обо всем по порядку.
Я буду сравнивать две версии: оригинальную игру с Wii U и порт для PS4, так как многие изменения будут актуальны также для PC и Xbox.
Версия Zombi (PC, PS4, Xbox One) делалась командой из Австралии Straight Right. Она известна по WiiU версиям таких игр, как Deus Ex: Human Revolution и Mass Effect 3: Special Edition. Неудивительно, что этим ребятам поручили заняться портом Zombi, благо опыт для этого у них есть. Но как они справились?
I. Графика
Итак, графически изменений почти нет. Игра, что на Wii U, что на PS4, идет в 30 FPS. Здесь все стандартно. Разве что загрузки в портах гораздо более быстрые (примерно в 2 раза).
А вот какое изменение можно не заметить с первого раза, это эффект грязной линзы. Он особенно заметен, если посмотреть на какой-либо источник света.
Этот эффект есть только в ZombiU (Wii U). На других платформах картинка чистая.
Данный момент довольно спорный. Эффект грязной линзы может и придает некоторой атмосферы, но может и не прийти многим по душе.
Версия на Wii U была гораздо темнее. Фонарик хоть и помогал, но не особо спасал ситуацию. В версии для PS4 игра стала посветлее.
Собственно, на этом список графических изменений подошел к концу. Разве что можно упомянуть, что в начале игры убрали «скример», когда игрок убегал от зомби к спасительной двери убежища.
II. Интерфейс
Другой разговор обстоит с интерфейсом, ибо изменения довольно большие.
Wii U использует сразу два экрана. Основное изображение идет на телевизор, в то время как дополнительная информация отображается на экране Wii U Gamepad. Подобным образом используются два экрана в портативных системах Nintendo – DS и 3Ds/2Ds.
Zombi U использует эту фишку на полную. На основном экране перед носом игрока будет маячить только прицел (который можно отключить в настройках), кнопки, которые нужно нажать для взаимодействия с объектом и пометки, сделанные с помощью сканера.
В это время на втором экране отображается карта локации, ячейки быстрого доступа к предметам, доступ к инвентарю, активация радара и фонарика. Тут же можно увидеть сколько здоровья у выжившего.
Инвентарь открывается, если на экране планшета потянуть вниз за ярлык «Рюкзак». Перетаскивать предметы в рюкзаке можно удерживанием иконки нужно предмета пальцем. Собственно, также, как перемещении объектов на мобильных устройствах с сенсорным экраном. При нажатии на предмет можно прочитать его описание. Помимо этого, предметы можно перетащить в ячейку быстрого доступа.
Само собой, перенести такой интерфейс на другие платформы было проблематично. Поэтому он был адаптирован, со своими плюсами и минусами.
Первым делом, полоска здоровья появилась на экране телевизора в самом верху. В правом верхнем углу появляется полоска фонарика, а в правом нижнем — карта. Радар (до определенного момента) активируется при нажатии отдельной клавиши.
Карта сделана полупрозрачной, чтобы не ухудшать обзор игроку, что определенно плюс.
Рюкзак теперь также вызывается с тачпада на геймпаде PS4. Однако назначать предметы в ячейки быстрого доступа стало не так удобно. Активация предметов из этих ячеек теперь производится с помощью кнопок «влево» и «вправо» на крестовине. И на геймпаде это делать не так удобно. Порой приходиться «проматывать» ячейки, нажимая несколько раз одну кнопку, чтобы найти нужный предмет.
Фонарик активируется при нажатии на R3.
В целом, это не самый худший вариант адаптации интерфейса. Привыкаешь довольно быстро, хотя если имеется опыт игры на Wii U, первое время будет не легко свыкнуться.
От интерфейса начнем плавно переходить к изменениям в геймплее.
III. Геймплей
На Wii U многие действия приходиться выполнять на экране геймпада. Это обыск шкафов и трупов, открывание люки и забаррикадированных дверей или даже вырывание глаза у одного не самого везучего королевского врача. В некоторых опасных случаях, как например с вводом необходимого кода, это бывает даже полезно.
На PS4 эту функцию на себя берут кнопки. С тем же самым электронным замком и вводом пароля это сделано не очень удобно. Но с другой стороны, а была ли возможность сделать лучше?
В ZombiU динамики на геймпаде также играют свою роль в геймплее. Так, с помощью них персонажи игры разговаривают с выжившим, дают ему поручения и т.д. Также из динамиков доносится писк радара, когда выявляется подозрительный живой объект. Это особенно удобно, когда радар автоматически сканирует местность на наличие врагов.
На Xbox One и PC такого нет, но это удалось реализовать на PS4. На геймпаде консоли тоже есть динамик, из которого доносится речь здешних NPC и звуки радара, что в плюс к атмосфере.
В ZombiU также используется и другая фишка планшета – гироскоп. Он используется при использовании сканера местности (для этого держим перед собой геймпад, вертим вокруг себя и помечаем активные для исследования точки), а также стрельбе из различного оружия.
Использовать оружие с помощью гироскопа довольно удобно. Правда, в игре использовать гироскоп приходиться нечасто. Пару раз появится возможность встать за пулемет, и с помощью гироскопа можно целиться из снайперской винтовки и арбалета.
Если персонаж берет в руки снайперское ружье или арбалет, а игрок держит геймпад горизонально, то можно стрелять от бедра. Однако если поднять планшет перед собой, включится режим прицела. На экране геймпада будет отображаться прицел вашего оружия, который можно двигать вокруг себя, как и сканер местности.
Таким образом прицеливаться в головы противников гораздо проще, чем используя правый аналоговый стик.
Увы, но несмотря на наличие гироскопа в геймпаде PS4, такой возможности в Zombi нет. А использование прицела активируется при нажатии отдельной клавиши на крестовине.
Сканер также следует поворачивать с помощью правого стика.
Бег персонажа на PS4 был усложнен. Теперь нужно держать нажатым левый стик для бега. На Wii U для этого нужно было нажать стик один раз.
IV. Новый контент
Раз с управлением и интерфейсом разобрались, посмотрим, что же добавили в Zombi важного. А изменений тут немного: это улучшенный фонарь, новые виды холодного оружия… и баги.
Фонарь в Zombi теперь имеет два режима – обычный и усиленный. Во втором режиме фонарь лучше и дальше светит, но батарея быстрее тратит заряд, а свет привлекает мертвецов. На WiiU фонаря хватало на 6 минут. В других версиях в обычном режиме фонарик работает 11 минут, а в усиленном – 6 минут.
В ZombiU из холодного оружия была и остается только бита для крикета. Ее нельзя улучшать, разве что изменять рисунок на ней. Сама по себе бита неплохое оружие, однако на высоких уровнях сложности с ней игроку приходиться страдать, ибо избивать зомби приходиться очень долго.
Чтобы исправить эту ситуацию, в Zombi были добавлены лопата и бита с гвоздями. Каждое оружие имело повышенный урон по сравнению с битой для крикета. Однако их изменять нельзя вообще.
Добавление новых «дубинок» для избиения оживших трупов – определенно хорошее нововведение. Бить ими зомби гораздо удобнее за счет повышенного урона. Определенно плюс в копилку новой версии игры.
Однако с холодным оружием есть неприятный баг, который несколько усложняет прохождение игры или делает игру более неудобной. Логично предположить, что, получив лопату, игрок захочет выбросить биту для крикета из-за ненадобности. Однако сделать он этого не сможет.
Причиной этому возможно то, что в игре у выжившего всегда должны быть при себе два вида оружия – бита для крикета и обычный пистолет. Ни биту, ни пистолет нельзя выкинуть или положить в сундук/шкаф/труп вашего врага. В итоге приходиться таскаться с лишним снаряжением, которое мертвым грузом будет храниться в рюкзаке выжившего.
На Wii U бита нужна была всегда, поэтому избавляться от нее не было смысла, да и альтернативы нет. Но вот пистолет хотелось выбросить хотя бы после того, как игрок находит такой же ствол, но с глушителем. Однако избавиться от ненужного огнестрела нельзя.
На других платформах это проблема ухудшились. Ведь теперь помимо пистолета, прибавляется и бита для крикета! И если на консолях с этим приходилось смириться, то на ПК энтузиасты быстро решили проблему с помощью сторонней программы, которая позволяет удалить ненужное барахло из своего инвентаря. Почему эта проблема так и не была решена разработчиками – непонятно.
Странный факт, но именно в Zombi появилось множество багов. Некоторые порой критичны, так как могут привести к потере всего прогресса, заработанного в последние несколько часов. К примеру, автор этих строк 3 раза перепроходил момент с Лондонским Тауэром, потому что в первый раз, выживший застрял в стене, а во второй, при появлении вертолета, не мог найти последнего зомби, которого требовалось убить. Мертвец просто провалился сквозь текстуры. Из-за этого приходилось возвращаться к последнему сохранению и начинать момент сначала.
Помимо таких критичных багов имеются и другие. К примеру, у главного героя нет тени, зато она есть у биты (возможно это связано с увеличением поля зрения персонажа). Или проблемы у королевского врача, который может ставить предметы на воздух. Застревающие и проваливающиеся сквозь текстуру зомби, неоткрывающиеся сундуки и прочее.
Что же до нового контента (лопата, бита с гвоздями и обновленный фонарик), то в версию для Wii U их не добавили.
IV. Вырезанный контент
Осталось упомянуть, какой контент не попал в порт для других платформ.
В Wii U есть возможность оставлять сообщения игрокам. К примеру, есть ли рядом полезный предмет или опасный враг. Проще говоря, аналог предупреждений, как в Dark Souls. Сами предупреждения видны только при активации сканера в свете ультрафиолета. При этом сообщения создаются с помощью символов. И из них порой непонятно, что другой игрок хотел этим сказать. Увы, функция не такая полезная как планировалось.
Другой контент, который не попал в Zombi, находиться в разделе «Бонус». Первый – это приложение «Я зомби». С его помощью игроки могут примерить на себе лицо ходячего мертвеца. Выглядит забавно первое время, но «масок» очень мало, и хоть фото можно сохранить в игре, переслать их, к примеру, к себе на почту не получится.
Второй бонус – это видеоролик с артами игры. Он разблокируется через сервис Uplay. Особой ценности не представляет. Ролик можно найти на YouTube по тэгу «Art of ZombiU».
А вот что больше всего вызывает интерес, так это мультиплеер. Да, в ZombiU есть мультиплеер! Правда это локальная игра на одной консоли, но все же.
Суть режима в том, что двое игроков берут по контроллеру. Первый игрок берет Wii U Gamepad, а второй использует контроллеры Wii Remote и Nunchak (стандартные контроллеры Nintendo Wii) или Wii U Pro Controller (обычный геймпад).
Игрок с планшетом брал на себя роль короля Бориса, а второй играл за выжившего. Цель первого – натравлять мертвецов на выжившего, а цель второго – выжить как можно больше или убить как можно больше зомби. Также после активации бонуса в Uplay можно открывать режим захвата точек, где выигрывает та команда, которая захватила все точки.
Говоря о наградах в Uplay, можно упомянуть, что в игре можно открыть пиксельный титульный экран игры (отсылка к старой Zombi 1986 года) или получить новые скины для крикетной биты. На других платформах эти бонусы разблокированы по умолчанию.
***
Собственно, вот и все отличия этой неплохой, но далеко не выдающейся игры. Выводы можете сделать сами. Однако я не говорю, что какая-то версия лучше, ведь у каждой свои плюсы и минусы. Да и покупать ради одной спорной игры WiiU, чтобы посмотреть на ее фишки, будет далеко не каждый.
Скорее всего, мы не увидим сиквела Zombi. А ведь как правило Ubisoft исправляют многие свои ошибки в сиквелах (Assassin’s Creed 2, Far Cry 3). Идею можно было развивать и возможно, мог появиться хоррор уровня Resident Evil 7… при наличии времени и достаточного количества ресурсов.
Этим материалом я хотел показать насколько может измениться игра при портировании на другую платформу. Особенно, если это касается игр Ubisoft. До сих пор не могу простить им порезанный ПК-порт Rayman Raving Rabbids 2. Но это уже другая история.
Лучшие комментарии