«Давненько я не брал в руки шашек. Особенно, тротиловых» ©. Всё никак не было времени писать что-то на бложик, а тут как раз время появилось да тема в голове наконец сформировалась.
Вы задумывались о том, что многие интересные со всех точек зрения конфликты игроделы по тем или иным причинам просто обходят стороной? Об одном из этих конфликтов я и хочу вам поведать.
Для начала, что вы знаете про Югославию? Я вам расскажу, если вы запамятовали или не знали. Говорить мы будем о коммунистической Югославии (т.н. СФРЮ).
Социалистическая Федеративная Республика Югославия — государственное образование на Балканах, которое выросло на руинах предыдущей Югославии (которая была королевством). Включает в себя следующие республики: 1- Босния и Герцеговина, 2 — Хорватия, 3 — Македония, 4 — Черногория, 5 — Сербия (5а — Косово, 5b — Воеводина), 6 — Словения.
Основано было после Второй Мировой войны, во времена которой на территории Королевства Юголславия творился натуральный «дезматч». Основными участниками данного замеса были немцы/итальянцы, хорватские националисты (усташи), сербские националисты (четники) и югославские красные партизаны. Последних возглавлял будущий глава СФРЮ Йосиф Брос Тито (очень занимательный дядька. Если вкратце, то, ИМХО, это третий по значимости в истории лидер стран соцблока после Мао и Сталина).
После того, как коммунисты при поддержке РККА освободили страну, Тито стал строить страну на новый лад под лозунгом «давайте забудем все исторические распри и объединимся». И начиналось всё неплохо да только потом Тито очень сильно поссорился со Сталиным в вопросах строительства коммунизма и Югославия пошла своей дорогой, став в будущем главой Движения Неприсоединения и жила, балансируя между НАТО и странами советского блока.
Этот промежуток характеризуется жителями бывшей Югославии как «золотое время». Югославский паспорт считался полноценным в Европе, в стране производили много товаров, продаваемых соцблоку, население жило припеваючи и хорвата по национальности Тито за это благодарят все народы Югославии и поныне. А вот приемники не смогли справиться с экономическим кризисом и лоскутное одеяло из народов начало рваться…
С 1989 года во всех республиках начались движения «вправо». О своих амбициях объявляли в Словении, Хорватии и Боснии. Да и в самой Сербии начались разговоры из разряда «Хватит кормить нахлебников». В июле 1990 года Словения объявила о своём суверенитете (при этом, югославские законы продолжали действовать, так как «они не противоречат словенской конституции»). 23 декабря того же года прошёл референдум о независимости, на котором 88% проголосовавших поддержали независимость и понеслась.
Под контролем у словенцев были местные части Территориальной обороны (ТО) (чуть лучше, чем ополчение, но хуже, чем регуляры) и подразделения республиканских МВД. Летом 1991 года будущий президент Словении заявил о намерении брать штурмом казармы Югославской Народной Армии (ЮНА). 27 июня сепаратисты сбили из ПЗРК вертолёт ЮНА Ми-8 и ответ последовал незамедлительно. В тот же день первые механизированные части ЮНА начали входить на территорию Словении, а десантники захватили крупный словенский аэродром.
28 июня начались активные боевые действия. Дезориентированная и морально подавленная ЮНА натыкалась на многочисленные словенские баррикады, чем и пользовались сепаратисты. Одна из таких колонн была зажата и сепаратисты, подбив танк и убив нескольких солдат, сумели взять в плен около сотни солдат ЮНА, многие из которых были казнены. В течении следующих дней стычки обернулись потерями для всех сторон, но ЮНА не смогла выполнить поставленных задач. 3 июля было объявлено перемирие, а 7 июля под давлением ЕС, СФРЮ приняло выход Словении из состава федеративной республики.
Понять солдат ЮНА можно. Их учили защищать Родину от иностранных оккупантов, а пришлось воевать, по факту, против своих же бывших сограждан, которые, в отличии от тебя, убивать готовы. Но, к сожалению, вся эта ситуация была лишь репетицией к будущей кровавой бане…
Хорватские националисты ВНЕЗАПНО вспомнили про старые традиции усташей и принялись активно глаголить о том, что сербы — это люди второго сорта, которые не заслуживают прав граждан Хорватии. Были проведены показательные люстрации и приняты откровенно националистические законы. Хорватские сербы, испокон веков жившие на своих территориях, попросили помощи у СФРЮ, но они, официально, сумели лишь вывести части ЮНА из под хорватского управления. После того, как Хорватия (уже независимая) начала исполнять свои законы с невероятным рвением, хорватские сербы провели т.н. «революцию брёвен». Закрыв все дороги баррикадами, они провели референдум и объявили о своей независимости как Республика Сербская Краина (РСК).
Следующий этап характеризуется как «погоня за лутом», ибо противоборствующие стороны принялись набегать на склады ТО для пополнения вооружением. Нередко солдат ЮНА, охранявших эти склады, хорваты тупо убивали. Один офицер ЮНА, решив не изменять присяге, отпустил солдат по домам и… подорвал себя, склад и толпу хорватов, решивших залутать бесхозный склад.
Вооружившись, бойцы Хорватии и РСК начали активные боевые действия. Также, на первых порах, ЮНА поддерживала РСК своими армейскими частями. Кровавые БД с попутным выпиливанием мирного населения вне зависимости от его национальной принадлежности продолжались до перемирия 1993 года. Затем, после давления на Союзную Республику Югославия (СРЮ, преемник СФРЮ), она закрыла границу с РСК, и в 1995 году Хорваты провели активный набег на заметно ослабевшие части РСК. После разгрома РСК произошло 2 вещи: исход хорватских сербов в Сербию и резня сербов, оставшихся в Хорватии.
К слову, хорваты эту войну называют «Отечественная война».
С 1991 по 1995 Босния косплеила Югославию времён Второй Мировой — «дезматч». Стороны конфликта: боснийские сербы, боснийские хорваты, боснийцы-мусульмане и боснийцы-христиане. После 1993 года боснийцы-христиане были выпилены, а хорваты и боснийцы-мусульмане стали дружить против сербов.
В принципе, начало конфликта похоже на Хорватию. Правое государство, этническое меньшинство (31% от общего населения) объявляет независимую Республику Сербскую (РС), ЮНА встаёт на её сторону. Тот же забег на склады, те же этнические чистки.
Первое отличие конфликта от хорватского я уже описал выше («дезматч»). Второе — рост исламского фундаментализма в Боснии. Бошняки (боснийцы), если кто не знал, ещё пару веков назад были сербами и стали бошняками после принятия ислама (время, когда турки поделили сербов на православных и бошняков-мусульман). По факту, это единственный славянский народ мусульманского вероисповедания. Так вот, на сторону боснийцев со всего мира начали съезжаться разные «воины Аллаха», искавшие славной смерти в боях за веру. За хорватов ехали воевать, в основном, наёмники из западных стран. За сербов, в основном, съезжались греки, русские, румыны, болгары. Отдельно упомяну про УНА-УНСО (запрещена на территории РФ), ибо члены данной правой украинской организации засветились и у сербов, и у хорватов.
После того, как мусульмане выпилили мешавших боснийских христиан и повоевали с хорватами (кстати, воевали они капитально, чем пользовались сербы. В 1993 году лидеры западных государств умоляли их перестать междоусобную потасовку ибо «главный враг — сербы»), бошнякам удалось создать единый фронт против войск Республики Сербской и ЮНА. При этом сербы держали осаду мусульманской части столицы Боснии Сараево (она продлилась до конца войны). Вообще, у бошняков были конкретные проблемы со всем вооружением. По результатам забега на склады, большинство (включая заводы) оказалось у боснийских сербов, которых в довесок поддерживала ЮНА (на одну единицу бронетехники/артиллерии антисербской коалиции приходилось в несколько раз большее количество у сербов). Боснийских хорватов также поддерживали на плаву поставки из большой Хорватии и контрабанда через море. Боснийцы же натурально воевали на Т-34 с берданками в руках. Итогом стало сербское наступление 1994 года, в результате которого РС заняла 70% территории Боснии. Затем было эмбарго на СРЮ, слив республики правительством СРЮ и авиаудары НАТО без санкции ООН. Тем не менее, Республика Сербская сохранилась в виде автономии в Федерации Боснии и Герцеговины до сих пор.
Конфликт в Боснии — самый кровавый для всех сторон и самый насыщенный на боевые действия.
Финальным добиванием Югославии стал 1998 год, в котором свою независимость объявила сербская автономия Косово. Вернее, независимость объявила её албанское большинство. Немедленно вспыхнули стычки между МВД Югославии и сепаратистами. Последние, не имея средств для полноценного сопротивления властям, принялись резать сербов, черногорцев и вообще всех, до кого дотянулись. Всё это время НАТО давило на Союзную Республику Югославия, требуя вывести войска из Косово. Переговоры окончились ничем, и после провальной попытки санкционировать агрессию через ООН НАТО в открытую начали военную операцию против Югославии. «Гуманитарный» груз бомб и ракет посыпался на Югославию. Причём потери военные были минимальны. Американцы и их саттелиты бомбили гражданские объекты, скопления мирного населения и практически никак не уменьшили боеспособность ЮНА.
ПВО ЮНА, несмотря на отвратительную техническую подготовку (с начала 90-ых страна под санкциями и в состоянии перманентного конфликта), тем не менее, отгоняли НАТО от военных объектов. Немногочисленная авиация ЮНА на уже устаревших МиГ-29Б и J-22 доблестно вылетала навстречу самолётам НАТО, зачастую без ракет, лишь бы отвести удар на себя (пилот одного из штурмовиков, подполковник Живота Джурич, направил свой горящий самолёт в скопление албанских боевиков. Другой пилот, майор Зоран Радосавлевич, в паре с другим самолётом вступил в воздушный бой с группой бомбардировщиков и истребителей НАТО. Подбив один самолёт НАТО, он оттянул огонь на себя, дал своему напарнику уйти в облака и был уничтожен. Причём пилоты шли на подобное осознанно. Перед последним вылетом Зоран сказал матери следующее: «Я должен, мама. Кем будет человек, если он потеряет родину? Мы, пилоты, должны принять на себя первый удар, чтоб спасти хотя бы одного ребенка в этой стране»).
Незаконная агрессия НАТО возымела успех. ЮНА вышли с территории Косово, и албанцы, несмотря на «миротворческие силы ООН», принялась резать всех, кто не был похож на албанцев.
Стоит упомянуть попытку генералов РФ хоть как-то помочь сербам. А именно — знаменитый бросок на Приштину, когда 200 десантников РФ из числа миротворцев в Боснии совершили марш-бросок и заняли аэродром Приштина, несколько дней удерживая его от сил НАТО. Затем планировалась переброска дивизии ВДВ и совместное с Югославией противостояние агрессии НАТО. Но всё пошло по причинному месту, ибо самолётам не был предоставлен воздушный коридор.
После потери Косово по причинному месту пошла и сама Югославия. В 2003 году она преобразовалась в государственный союз Сербии и Черногории, который прекратил существование в 2006 году.
Отдельный срач. Во время развала Югославии резали все и резали всех, но, как ни крути, сербов резали дружно и в разы больше. Тем не менее, «самый гуманный суд в мире» осудил 102 сербов + 3 черногорцев, 38 хорватов, 17 боснийцев и 9 албанцев. «Победителей не судят» и сербов сделали крайними. Хорватов, в большинстве своём, судили не за резню сербов, а за резню боснийцев. Кто в курсе мемов, должен знать недавнего генерала Праляка, которого судили за это недавно и который «выпил йаду» прям в здании суда. Короче, Гаага — судилище сильных над слабыми и крайне мало имеет общего с правосудием.
Всё тускло. Вышеописанные события полны человеческими трагедями, героями и событиями. А игры по Югославии ровно две — танковый симулятор «Т-72: Балканы в огне», где нам предлагают сесть за баранку югославских стальных коней, и «This War of Mine», которая косвенно, но основана на конфликтах времён распада Югославии.
И это действительно обидно. Ведь весь этот конфликт — кладезь идей.
Войны были манёвренными, активными и с применением местных вундервафель. Из чего можно было бы сделать неплохой активный шутер в стиле Батлы, например.
Из игры бы могла получиться неплохая стратегия в стиле «В тылу врага» или «Warfare», где вам бы приходилось умело маневрировать отрядами и бронетехникой, грамотно распределять имеющиеся силы и поддерживать боевой дух
Трагедия первых месяцев войны, когда люди стреляли в тех, с кем ещё вчера учились за одной партой и ходили вместе на работу. Также встаёт вопрос мирного населения в этой войне. Отличной темой могут быть итоги войны для всех сторон конфликта. Сюда же можно отнести, например, истории греческих/русских добровольцев. Всё даёт почву для драмы и серьёзных игр в стиле «Spec Ops: The Line» или той же «This War of Mine».
Данный список можно продолжить, но ладно, и так уже много написал. Пора закругляться.
А по итогу мы имеем огромный пласт потенциально годных игр, за которые никто не берётся. И это печально. Но надежда не угасает…
Лучшие комментарии
Про то, что «никто не даст на это деньги». Во-первых, инди-игроделы с кик-стартерами ещё не перевелись. Во-вторых, ведь кто-то в 2010 году выделил деньги на «Стукачку», а это фильм, в котором в «как бэ» хорошей стране победившей демократии (Боснии) творятся непотребства. Так что время покажет…
atomgribА это уже борьба силовиков с либералами в РФ, это я их условно называю так. В 1999 году перед РФ стоял выбор — что делать — либо все продолжается и РФ распадается на суверенные государства — условная Африка, позиция либералов, либо через кровь, пот и слезы вытаскиваем страну, силовики. Победили силовики, и поэтому в 1999 году пришел Путин к власти, и был разворот над Атлантикой, и Бросок на Приштину. Страна сделала свой выбор. Обидно, что историю 90-х мы забываем. Ведь и Крым, и санкции, и 08.08.08 берет корни еще оттуда, еще когда самолет с ПРимаковым разворачивался.
atomgribКонечно, трудно рассказать о том, что армия Израиля сосет и им чертовски везет, что они находятся на Ближнем Востоке, в окружении арабов. Если бы они не воевали с арабами, то их давно бы уничтожили ^^)))
atomgribКак показала война Судного дня, если заместо арабов в танках сидели русские экипажи, то Израиля уже бы не было. ПРоблема Израиля в том, что он не воевал с равным противником. Если старшеклассник избивает младшеклассников, то не говорит о его качествах как бойца.
И эта тема до сих пор болезненна и щекотлива, как для запада, так и для участников этих конфликтов.
Если и будут делать игру по тем событиям, то как выше написали сделают её по западной версии событий(с плохими сербами пьющими кровь хорватских( боснийских и т.д.) младенцев). Так как деньги на все это выделяют западные издательства. Сейчас во времена обострения отношений пендосии и РФ, никто не будет рисковать выпуская «правдивую» игру.
Так что," а нужна ли нам такая игра", основанная на истории, в которой даже сейчас спустя четверть века много белых пятен и откровенной лжи.