14 декабря 2017 14.12.17 1 4724

Штудируя классику (GTA 1 и GTA 2)

+3

ИНТРО

Недавно решил пройти ранние игры серии GTA. Не то, что я прям уж свирепый фанат, который знает всё об этой серии, каждый кусток и каждый закоулок, но к ней я возвращаюсь периодически. Много в ней привлекательного, и фан-база у неё крайне обширная. Ну а кто не знает о GTA? У нас в стране она приобрела культовый статус после выхода «трёшки», и преимущественно на ПК. Но на PS2 в неё тоже «гоняли», смирившись с отсутствием радио-редактора и графических наворотов.

Однако о первых двух частях знают немногие, да и то лишь по разрозненным обзорам и бесполезной «инфе», где суть дилогии вообще не раскрыта. Вот поймай сейчас среднестатистического геймера и спроси его, в чём смысл GTA 2, и он вам ответит стандартное «как GTA 3, только с видом сверху».

У поклонников серии существует двойственное мнение относительно первых двух частей (это не считая дополнений). Одни говорят, что GTA 1 — это одна из первый игр с открытым миром, где раскрыли потенциал этого жанра, смешав интересную идею криминального боевика с возможностью свободно колесить по американскому городу. Это говорят, в основном, люди, предавшиеся ностальгии по былому прошлому, когда Windows был зеленее. Другие же, не заставшие прошлых частей, а увидев GTA 3 в игровом клубе или установив её где-нибудь в 2005 году на свой Pentium, решили благополучно облить грязью первые две части. Для них настоящие, классные GTA начинаются с «трёшки». И я сейчас даже не говорю о вдумчивых гиках.

А факт в том, что и первые, и вторые впадают из крайности в крайности.

Поначалу я относил себя именно к первому лагерю, но вот совсем недавно, пройдя первую часть, у меня мнение об игре сложилось несколько иное. Я её, можно сказать, возненавидел, но закрывать глаза на её действительно интересные задумки не стал.

Понимаете, тут вот какое дело. Если смотреть на игру объективно (речь сейчас идёт о первой части), то у неё действительно было мало аналогов на консоли. Если вы взглянете на игры жанра Action-Adventure с открытым миром, выходившие во времена пятого поколения игровых приставок, то вы не найдёте практически ни одну игру, где бы так удачно скрестили симуляцию городской жизни с игровой механикой «плохого парня». Ну, говорят некоторые личности, что был ещё Driver. Но как по мне, эта игра больше относится к жанру гонок, которая опередила своё время и предвосхитила будущее NFS. У неё с GTA общего разве что погони да боссы. Но это не помешало её верным поклонникам хаять первую GTA, потому что она банально для них не была в 3D. Это, кстати, тема для отдельного разговора.

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС

А что мы наблюдаем на деле? В далёком 1997 году игру могли осилить только те, кто видели в ней потенциал. Ведь игра на момент её выхода была богата на детали. Более-менее живые пешеходы, транспорт, соблюдающий движение, и отдалённое подобие городских построек заставляли игрока этот мир изучать и исследовать. В начале нам дают только несколько жизней и ноль баксов. С дальнейшим развитием игрок понимал, что можно творить беспредел и что безнаказанным после этого остаться нельзя. К тому же можно играть по правилам, выполняя на первый взгляд интересные поручения боссов. Но можно эти правила и нарушать.

Сейчас же альтернатив первой части крайне много, включая последние части всё той же Grand Theft Auto, и следовательно, игра не только стала заменима, но и ещё морально устарела. Это не классика из прошлого, ценители которого будут существовать во все времена. Это реально устаревший моральный продукт.

Почему он заменим? Возьмём, к примеру, GTA 4. Вот скажите мне одну вещь: видя, до какого уровня доросла графика и физика взаимодействия объектов в «четвёрке», видя все графические преобразования, вы будете сидеть за первой GTA, в которой хоть и терпима графика, но мало саундтреков на радиостанциях, мало дополнительных миссий, нет продуманного реализма, в которой должна ощущаться кипучая жизнь города? Я думаю, что нет.

ДЛЯ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ

Конечно же, найдутся те, кто решат ознакомиться с первой частью, чтобы, например, найти какие-нибудь сюжетные истоки. Однако я их огорчу: сюжет не раскрывается дальше монологов боссов, которых нам удосуживаются показать при переходе от одного этапа к другому. К тому же есть несколько деталей, затрудняющих игру и отталкивающих людей от дальнейшего знакомства. Из них я могу выделить следующие:

1) В игре нет карты. Вообще. А значит, что места с покрасками машин вам придётся запоминать, также как и придётся запоминать доки, в которых можно сбыть украденные калымаги, и места бонусных режимов типа Kill Frenzy, позволяющие набить дополнительные очки. А от копов вам придётся угонять очень часто, врезаясь в их «тачки» из-за ограниченного обзора с видом сверху.

2) В игре ОЧЕНЬ большие проблемы с камерой, так как она постоянно шатается во время ускорения автомобиля. По идее она должна пародировать взгляд человека с высоты вертолёта, но она скорее больше вредит, нежели создаёт этот эффект.

3) В игре ограниченное количество жизней, и при поимке снижают множитель очков, необходимый для перехода на следующий уровень. А поскольку сохраняться нам позволено лишь в определённые нечастые промежутки времени (в версии на PS1), то и наработанный часами множитель тем самым может сгинуть в небытие.

4) В игре вас убивают с одного выстрела. Можно также попытаться взять бронежилет, повышающий здоровье ровно на три пункта, но он по законам подлости где попало не валяется.

5) Миссии перепройти нельзя. И они ещё сложные. В некоторых миссиях жёсткий тайминг, в некоторых не совсем понятно, что от нас требуют (даже при нормальном переводе). Значит, чтобы в случае неудачи попасть на другой этап и, следовательно, на следующий остров, нужно накапливать очки. А сделать это при зашкаливающей сложности значит пройти сквозь иголье ухо.

Хотя, если возвращаться к последнему пункту, можно отметить, что сами задания немного интересны сюжетно. Например, вы можете войти в случайный припаркованный автобус, завести ключ и узнать, что там есть бомба, зависящая от скорости движения автобуса (все дружно вспоминаем фильм «Скорость»). Или же вам предлагают убить человека по заказу его брата, потому что жертва узнала про измену её жены с заказчиком. В общем, ребята из DMA, создававшие эту игру, были явно с юмором.

А теперь главное — в GTA 2 все эти проблемы были решены. Можете перекреститься.

Если хотите подробно, то вот вам подробно. В игре подправили камеру, миссии можно перепройти, сложность не настолько «мозгоразрывающая», но она всё ещё зудит казуальные чувства. Карты всё ещё нет, но расположение улиц не настолько запутанное, что позволяет нам наконец-то полагаться на простые стрелки. Поэтому единственной проблемой остаётся только сложность самих миссий. Но с этой сложностью возрос и сюжетный интерес к ним. Миссии стали более последовательны и понятны, их прохождение стало осязаемым с точки зрения логики. И «лулзов» стало ещё больше.

Альтернативный способ прохождения через накопление очков тоже стал по-настоящему возможен. Этому способствует увеличенная шкала здоровья, раскиданные всюду автоматы и бронежилеты. Также проявился широкий спектр модернизации «тачек»: прикрепление на машину бомбы, оснащение её автоматами, ловушками и прочими ништяками. Понимаю, звучит глупо, но такие навороты были придуманы потому, что игра сменила стиль от подражания реально существующим американским городам на ретрофутуризм.

ЧТО ЕЩЁ ЗА РЕТРОФУТУРИЗМ?

Для тех, кто не в курсе главного замеса GTA 2. Мир погряз в будущее, где большую часть городов контролируют криминальные элементы, очертив свои границы в пределах целых районов, а научный прогресс застрял в прошлом. Виден лишь технологический прорыв в области вооружения. Полиция куплена, бизнес контролирует банда «Дзайбацу». Теперь преступники больше не боятся ходить с автоматом наперевес, красть автомобили у всех на глазах и воровать среди толпы бабки у немощных стариков. По улицам можно встретить «шизанутых» парней из касты Loony (читай — отморозки), но если твоя репутация не запятнана отношениями с другими бандами, они вас не тронут.

Звучит мрачно, но играется на самом деле смешно. Комичный эффект добавляют диджеи на радиостанциях, но чтобы словить приход или понять британский рокстаровский юмор, нужно знать english.

И ЧТО С ТОГО?

Одним словом, GTA 2 всё ещё способна приносить удовольствие, хоть и со скрипом в зубах. Главное, что нужно лишь привыкнуть к управлению, понять правила геймплея и уделить всему этому кучу времени.


Лучшие комментарии

Читай также