7 декабря 2017 7.12.17 7 9867

Братья Стругацкие и игровая индустрия.

+44

Я зарегистрировался на сайте «Стопгейм» лет пять назад, но впервые решился написать что-то в блогах. Надеюсь, первый блин на вышел комом. Тем не менее, не судите слишком строго. В то же время я буду очень благодарен читателям за подсказки и конструктивную критику.

Каждый раз, когда выходит игра по фильму, а особенно фильм по игре, это вызывает неподдельный интерес сообщества. Видимо слова основоположника большевизма о важности для нас киноискусства до сих пор не потеряли своей актуальности. Игры же, сделанные на основе литературных произведений, как правило, не вызывают подобного ажиотажа, хотя делается их не меньше, если не больше. (Сразу вспоминаются «Ведьмак» и «Метро», но исключения зачастую лишь подтверждают правило.) Мне стало обидно за печатные издания, и я решил посмотреть, что сотворила игровая индустрия по произведениям авторов, которых я отношу к числу своих самых любимых.

Итак, игры по книгам братьев Стругацких. «Википедия» выдает на этот запрос всего два варианта: «Отель «У погибшего альпиниста» (2007) и «Трудно быть богом» (2007). Однако, игр было значительно больше. И все они вышли около десяти лет назад.

Для начала – об официально признанных:

«Отель «У погибшего альпиниста» — классический point-and-click квест с детективным сюжетом. Но играть в него очень скучно. Я не осилил и первой главы. Это точно не Syberia, и даже не «Нэнси Дрю». Те, кто играл, сильно ругаются. В плане графики – смотрите сами (напомню, оригинальная Syberia вышла в 2002-м):

С «Тбб» совершенно другая ситуация. Игравшие её хвалят, неплохая, мол, но – ничего нового в жанре. Жанр, кстати, RPG. По описанию: «События игры происходят по прошествии трех лет, после событий книги. Ваш герой выпускник Имперской разведшколы и должен пробраться в Арканар, чтобы убить Арату Красивого (который, кстати, где-то потерял горб) и собрать инфу о некоем Румате Эсторском. По ходу прохождения игры герой столкнется с интригами Имперской разведки, узнает всю правду о землянах, станет бароном, и встретится со многими персонажами книги: бароном Пампой, доном Руматой, донами Томэо, Кондором, Гугом, и даже доном Рэбой и святым Микой. Игра неплохая, но будет интересна в основном поклонникам книги, так как ничего принципиально нового в жанр не вносит, кроме криво реализованной системы смены ролей в зависимости от шмота. Это Вор, Дон, Монах, Серый, Солдат Араты, и Наемник, как стартовый класс.»

Очевидец из VK описал как сюжет, так и геймплей. А у меня игра почему-то не пошла.

Теперь о том, чего нет в «Википедии». Вам говорит о чём-нибудь слово «сталкер»? А вы знаете, как оно появилось в русском языке? Вот что пишет об этом Борис Натанович Стругацкий:

— История написания повести «Пикник на обочине» (в отличие, между прочим, от истории ее опубликования) не содержит ничего занимательного или, скажем, поучительного. Задумана повесть была в феврале 1970, когда мы съехались в ДТ «Комарово», чтобы писать «Град обреченный», и между делом, во время вечерних прогулок по пустынным заснеженным улочкам дачного поселка, придумали там несколько новых сюжетов, в том числе сюжеты будущего «Малыша» и будущего «Пикника».

Самая первая запись выглядит так: «… Обезьяна и консервная банка. Через 30 лет после посещения пришельцев, остатки хлама, брошенного ими — предмет охоты и поисков, исследований и несчастий. Рост суеверий, департамент, пытающийся взять власть на основе владения ими, организация, стремящаяся к уничтожению их (знание, взятое с неба, бесполезно и вредно; любая находка может принести лишь дурное применение). Старатели, почитаемые за колдунов. Падение авторитета науки. Брошенные биосистемы (почти разряженная батарейка), ожившие мертвецы самых разных эпох...»

Там же и тогда же появляется утвержденное и окончательное название — «Пикник на обочине», — но понятия «сталкер» еще нет и в помине, есть «старатели». Почти год спустя, в январе 1971, опять же в Комарове мы разрабатываем очень подробный, тщательно детализированный план повести, но и в этом плане, буквально накануне того дня, когда мы перестали, наконец, придумывать сюжет и начали его писать, даже тогда в наших разработках нет слова «сталкер». Будущие сталкеры называются пока еще «трапперами»: «траппер Рэдрик Шухарт», «девушка траппера Гута», «братишка траппера Сэдвик»… Видимо, сам термин «сталкер» возник у нас в процессе работы над самыми первыми страницами текста. Что же касается «старателей» и «трапперов», то они нам не нравились изначально, это я помню хорошо.

«Сталкер» — одно из немногих придуманных АБС слов, сделавшееся общеупотребительным. Словечко «кибер» тоже привилось, но, главным образом, в среде фэнов, а вот «сталкер» пошел и вширь, и вглубь, правда, я полагаю, в первую очередь все-таки благодаря фильму Тарковского. Но ведь и Тарковский не зря же взял его на вооружение — видимо, словечко получилось у нас и в самом деле точное, звонкое и емкое. Происходит оно от английского to stalk, что означает, в частности, «подкрадываться», «идти крадучись». Между прочим, произносится это слово, как «стоок», и правильнее было бы говорить не «сталкер», а «стокер», но мы-то взяли его отнюдь не из словаря, а из романа Киплинга, в старом, еще дореволюционном, русском переводе называвшегося «Отчаянная компания» (или что-то вроде этого) — о развеселых английских школярах конца XIX — начала XX века и об их предводителе, хулиганистом и хитроумном юнце по прозвищу Сталки. АН в младые годы свои, еще будучи курсантом ВИЯКа, получил от меня в подарок случайно купленную на развале книжку Киплинга «Stalky & Co», прочел ее, восхитился и тогда же сделал черновой перевод под названием «Сталки и компания», сделавшийся для меня одной из самых любимых книг школьной и студенческой поры. Так что, придумывая слово «сталкер», мы несомненно имели в виду именно проныру Сталки, жесткого и даже жестокого сорванца, отнюдь не лишенного, впрочем, и своеобразного мальчишеского благородства, и великодушия. При этом мы и думать не думали, что он на самом деле не Сталки, а, скорее всего, Стоки.

Конец цитаты. Прекрасно понятно, что при создании игры авторы вдохновлялись, в первую очередь, «Пикником на обочине», я даже читал об этом где-то в Интернетах, но это НЕ игра по книге Стругацких. Поэтому я её трогать не буду. Лучше уж весной посмотрим историю серии «Сталкер» от Ивана Лоева.

Теперь самая трудная часть повествования. В 2008 году Федор Бондарчук

снял фильм «Обитаемый остров». А в 2009 вышла вторая часть фильма – «Обитаемый остров. Схватка». Поэтому следующие игры будут скорее по фильму бондарчука (извините, что с маленькой буквы, но он для меня и есть бондарчук-с-маленькой-буквы, в отличии от его отца), чем именно по книге. Тем не менее пару слов о них сказать стоит.

Во-первых, официальная стратегия с мордой главного героя на обложке диска, разработанная Quant Games и выпущенная «Новым Диском». На данном сайте она не получила оценки вообще, а пользователи поставили ей 3.7 балла.

Это о чём-то говорит. N'est-ce pas?

Другая игра по этому фильму – «Обитаемый остров. Чужой среди чужих». Описание – просто огонь: симулятор сапёра (!), обезвреживающего инопланетные машины (!!), в чужом мире (!!!). На деле же… Я попробовал в неё поиграть. Это – ужас кромешный! Никто и никогда – не подходите к этой игре. Её в 2009 году разработала фирма Orion, а выпустила в РФ «Акелла».

Даже если у вас не будет тех багов и лагов, что были на моём «железе», вы будете сутки сидеть на своей шконке в бараке, в ожидании новых миссий. Я уж не говорю про стрельбу. Причём, мне лень сейчас искать в интернете, но я видел рассказы разработчиков, что изначально игра называлась по-другому. Просто издатели настояли, а разработки согласились: почему бы на фоне общего хайпа не сделать себе денюжку на известном бренде, который сейчас так хорошо продаётся?

Ну, и последняя игра, которую я бы хотел сегодня упомянуть. Ту фразу на французском, которую так любил использовать профессор Выбегалло, я выше употребил неспроста. По «Понедельнику» тоже вышла игра. Выпустила её в 2008 году та же «Акелла». Это был point-and-click квест. Его нелогичность стала «притчей во языцех». Видимо, мало кто из обзорщиков проходил дальше момента с Наиной Киевной. И это правильно. Дальше вообще не стоит проходить.

Какой же из всего этого вывод? Несмотря на более-менее неплохую «Трудно быть богом», Стругацким с игроизацией их творчества не везло. В отличие от экранизаций, среди которых шедевральные «Сталкер» и «Дни затмения», а также несколько просто хороших фильмов. Возможно, интерактивность мирам Стругацких противопоказана, а может быть просто не нашлось опытных игроделов, способных взяться за столь масштабные проекты. Впрочем, будем надеяться, что всё ещё впереди. Всем добра и «пусть никто не уйдёт обиженным».


Dead Mountaineer's Hotel

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
15 февраля 2009
42
3.4
30 оценок
Моя оценка

Трудно быть богом

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
19 октября 2007
95
3.8
41 оценка
Моя оценка

Понедельник начинается в субботу

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
8 октября 2008
16
2.6
8 оценок
Моя оценка

Обитаемый остров: Чужой среди чужих

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
3 октября 2007
8
2.8
3 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Существует еще парочка игр по обитаемому острову. Во-первых, Обитаемый остров: Землянин — квест, следующий букве оригинального произведения Стругацких. Вышел он, правда, вслед за фильмом и был очередной попыткой срубить бабла на актуальности сабжа. Не то, чтобы совсем ужасной, но ценности, судя по паре рецензий, не представляет.
Во-вторых, прекрасная пошаговая стратегия Обитаемый Остров: Послесловие. Первый скрин в блоке по про Остров именно из нее. Вышла она за год до премьеры фильма и разрабатывалась Wargaming'ом, который тогда еще не погряз в танках. Представляла из себя наследника Massive Assault (от тех же Wargaming'ов). Прессой встречена была тепло. Я так же провел в ней пару десятков часов. При хорошем отношении с пошаговым стратегиям советую ознакомится, если еще не.
А вообще печально, что произведениям Стругацких не очень везет с игровыми воплощениями, да и с экранными не все гладко, хотя материал благодатный. Надеюсь что-то достойное мы еще увидим.
Предлагаю к ознаКомлению!
Ну, у Тарковского практически все фильмы такие («Иваново детство» я, правда, не смотрел): минимум действия — максимум глубинного смысла. Но, в отличие от большинства современного артхауса, смысл в его фильмах действительно есть.
Стоя аплодирую товарищу задроту!
Спасибо за информацию.
Все мнения, что я читал о «Сталкере» склоняются к «нудное артхаусное говно».
Надеюсь, первый блин на вышел комом.
Читай также