Намедни, прогуливаясь по просторам YouTube наткнулся на видео, посвященное ЧВК Вагнера, а именно, проявленная в Сирийской республике отвага. Видео, само по себе, какой-либо значимой художественной ценности не имеет, но в нём поднимается забытая в популярной культуре тема — наёмническая романтика.
СПРАВКА
Само по себе наёмничество, т.е участие в военных конфликтах, с целью получения личной выгоды от одной из враждующих сторон — запрещено Женевской конвенцией, а также законодательством большинства старн земного шара. Статья 47 часть 2 первого дополнительного протокола к Женевской Конвенции определяет наёмниками лиц, которые:
1. Специально завербовано для участия в военном конфликте.
2. Фактически принимает участие в военном конфликте.
3. Имеет договорённость с одной из сторон военного конфликта о материальном вознаграждении за участие в оном. При этом вознаграждение наёмника превышает жалование личного состава вооруженных сил страны-участницы военного конфликта аналогичного ранга и функций.
4. Не является гражданином страны-участницы военного конфликта или лицом, постоянно проживающим на её территории.
5. Не входит в личный состав вооруженных сил стороны конфликта.
6. Не является прикомандированным личным составом миротворческих миссий или государств, не участвующих в конфликте.
Под это определение не попадают такие подразделения как: Французкий Иностранный Легион и частные военные компании. Первые: хоть и набираются из неграждан, но получают жалование аналогичное другим военнослужащим формирований французкой армии, а вторые: фактически не принимают участия в вооруженных конфликтах. В основном специалисты ЧВК выполняют функции наставников, охранников, советников.
Но зачастую специалистам ЧВК создают условия, в которых они, не участвуя в столкновениях с противником целенаправленно, выполняют боевые задачи одной из армий, т.е становятся наёмниками. Во время войны в Ираке сотрудники американской ЧВК «Blackwater», выполняя задачи по охране дипломатической миссии, участвовали в войне совместно с регулярной армией США.
Ныне почившая, южноафриканская ЧВК «Executive Outcomes» прославилась в конце ХХ века как «Наиболее успешная международная частная военная компания в истории». В период с 1992 по 1994 год сотрудники «Предрешённого Исхода» оказывали методическую и военную помощь правительству Анголы в борьбе против УНИТА. Лишь вмешательство ООН вынудило Анголу разорвать контракт с «EO».
В 1995 году компанию ждал следующий крупный контракт на борьбы с боевиками ОРФ в Сьерра-Леоне. 200 сотрудников ЧВК в мае 1995 года прибыли в район выполнения боевой задачи, подавили восстание и вынудили группировку ОРФ заключить мирное соглашение. Но снова давление со стороны ООН заставило правительство разорвать контракт с «EO», на смену им пришли миротворцы ООН, что, в конечном итоге, привело к потере столицы и захват власти в Сьерра-Леоне.
31 декабря 1998 года «Executive Outcomes» прекратила своё существование. Причинами этого послужили: обвинение сотрудников в нарушении прав человека и ужесточение законодательства ЮАР в отношении военной помощи.
Отдельно хотелось бы упомянуть такого человека как Георгиу Костас. Этнический киприот, капрал британский парашутно-десантных войск, в 1975 году был завербован командовать группой европейских наёмников в Анголе. До этого не имея офицерского звания и опыта командования, вместе с группой вёл партизанскую войну против сил правительства и кубинского экспедиционного корпуса, при этом не неся многочисленных потерь среди личного состава. К сожалению, малочисленность подразделения не позволяла противостоять массированному наступлению противника. Не смотря на тактический успех и мужество, многие отмечали Костаса как человека психопатически жестокого. В 1976 году Георгиу Костас, вместе со своим подразделением (13 граждан Великобритании и США), был захвачен в плен и предан суду. За наёмническую деятельность, пытки и убийствах Костас и 3 его подчинённых были приговорены к растрелу, остальные члены группы были заключены под стражу на срок от 16 до 30 лет.
В КУЛЬТУРЕ
Немецкий писатель Эрнст Юнгер в возрасте 18 лет сбежал из закрытой школы в Ганновере, чтобы иностранно полегионерствовать и в 1934 году выпускает автобиографичную книгу «Африканские Игры». Итак, Африка. Новое пополнение Иностранного легиона отправляется в Марокко, и главный герой повести проводит несколько недель в казармах, где с любопытством изучает человеческие типажи, волею судеб собранные вместе. С некоторыми из солдат он сдружился, некоторыми восхищался, некоторых презирал и сторонился, а одного из самых скупых и услужливых использовал по назначению, в качестве собственного слуги. При этом Юнгер (если ассоциировать его с главным героем) всегда оставался сторонним наблюдателем, что позволяло ему не создавать крепких приятельских уз, а наедине с собой изучать людей, определять свою позицию, свои желания.
Желанием 18-летнего юноши было не заниматься строевой подготовкой (хотя и в этом он находил определённую пользу для себя), а отправиться вглубь континента, к верховьям Нила или Конго, где он мог бы начать реальную жизнь сильного и свободного человека, как он её себе тогда представлял. Оставалось только сбежать из военного городка. Но побег провалился на следующий же день – поскольку такая игра в беглецов и охотников выверена в этой местности досконально и всегда заканчивается проигрышем, хотя приносит немало развлечения для солдат, офицеров и местных жителей.
Более того, видимым проигрышем заканчивается вся игра в Африку. Юнгера увольняют спустя лишь несколько недель пребывания в марокканских казармах. Его отец по дипломатическим каналам добился увольнения сына из Легиона и возвращения его в Германию.
Классическим же произведением о жизни наёмников считается книга Фредерика Форсайта «Псы Войны». Действие происходит в 1970 году, когда исследователь-геолог обнаруживает на территории маленькой африканской страны Зангаро (вымышленной, хотя прототипом, похоже, послужила Экваториальная Гвинея) богатейшие залежи платины. Получивший этот доклад Джеймс Мэнсон, глава крупной корпорации «Мэн-Кон», жаждет заполучить контроль над месторождением, но есть проблема. Страной правит президент Жан Кимба, заполучивший власть вскоре после провозглашения независимости, и пользующийся определённой поддержкой СССР. А Союз, будучи одним из экспортёров платины, вряд ли захочет появления на рынке ещё одного поставщика. И тогда Мэнсон с несколькими приближёнными разрабатывает другой план и негласно, не от своего имени вовсе, предлагает одному из известных (в определённых кругах, конечно же) наёмных солдат сначала оценить возможность, а затем и осуществить переворот в Зангаро, чтоб привести к власти своего ставленника. При этом утечка некоторых данных всё же происходит, Союз планирует направить в страну свою геологическую экспедицию, так что время на операцию оказывается крайне ограничено. Главный герой произведения, Карло Шеннон, списан с «идеального наёмника» гаэльца Тэффи Уильямса, а сюжет книги позже лёг в основу серии Jagged Alliance.
В кинематографе фильмы про наёмников известны широкому кругу лиц, поэтому останавливаться на них подробно — не имеет смысла. Лишь обозначу основное и самое интересное, имхо:
1. Трилогия «Неудержимые»
2. «Команда А»
3. «Дикие Гуси»
4. Сериал «Unit»
5. Документалка «Shadow Company»
В ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ
JAGGED ALLIANCE
Тематика наёмничества широко распространена в тактических играх. Самым большим и культовым произведением является, конечно же, Jagged Alliance 2. Именно второй контракт A.I.M получил наибольший ход в массах: «джага» до сих пор многими считается эталоном пошаговой тактики. Арсенал разнообразного оружия, сложные тактические бои, интересный сюжет, повествующий о борьбе принца-изгнанника с деспотичной диктаторшой, при помощи группы профессионалов-наёмников, отличные персонажи (чего только Иван Долович стоит), потрясающая локализация, море пользовательских модификаций — всё это обеспечило игре культовый статус. К сожалению, Jagged Alliance, в отличии от другой культовой серии X-COM, не получила достойного перезапуска: Back in Action — оказалась низкосортной калькой с отечественной 7.62, а Flashback — одна из жертв kickstarter, Online — неплохая браузерная игра, но не более того. Остаётся лишь ждать и верить, что и на Дейдрану Рэйман найдётся своя Firaxis.
ИГРЫ «АПЕЙРОН», КРОМЕ «МАРОДЁР»
Санкт-Петербуржская студия «Апейрон» в 2005 году, не побоюсь этого слова, изобрела «умную паузу». Вдохновившись творением Sir-Tech Software, разработчики разработали свой сеттинг: латиноамериканская страна (Палинеро), главный герой — наёмник и группа у него — наёмники, viva la Arulko (Palineiro). Несмотря на массу сходств, есть и масса разоличий.
Во-первых, режим боя: бои проходят в режиме реального времени с постановкой паузы в определённые моменты.
Во-вторых, детализация оружия и экипировки: на каждое оружие идёт определённый уникальный набор приспособлений, в отличии от Jagged Alliance (где они были универсальными).
В-третьих, адреналин: каждое событие на поле боя влияет на серцебиение героя, а следовательно на его боеспособность.
В-четвёртых, упрощение микроменеджмента: необходимости захватывать шахты, добывающие ресурсы, и обучения ополчения членами группы — либо упразднена, либо она упрощена.
Несмотря на нехаризматичность наёмников, огромное количество багов игра, заслуженно как по мне, собрала горсть титулов «Лучшая тактическая игра — 2005» от самых разных отечественных изданий, но западными критиками была принята весьма холодно (IGN поставили 3/10), что не помешало ей всё равно стать культовой, но в узких кругах ценителей реалистичных сражений.
Далее последовала 7,62 и аддон High Calibre, а за ними «Мародёр»… Они не были плохими, это были действительно добротные тактики, но они не имели геймплейных отличий от Brigade E5. Из-за этого оценки начали падать и постепенно «Апейрон» сошла с радаров. Но все, без исключения, игры Питерских разработчиков достойны ознакомления: сейчас багов уже почти нет, есть масса пользовательских модификаций расширяющих, и без того огромный, тактический потенциал, достоверный(с поправкой на расстояния в игре) и богатый арсенал. 10/10, кароч, лучшие тактики 00-ых.
SILENT STORM: SENTINELS
В апреле 2004 года свет увидел аддон к пошаговой тактике от Nival Interective, посвещённый борьбе тайных военных организаций «Часовые» и «Молот Тора». Под крылом «Часовых» оказались многие персонажи стран как Союзников, так и Оси из оригинальной Silent Storm. Основным отличием было то, что в аддоне всё снаряжение было необходимо покупать, а персонажей в группу — нанимать. Core-геймплей перешёл из оригинала — перемещаемся по миру, приходим на локацию, выполняем задание (захват «языка», документов, технологий или зачистка) и переходим обратно к 1 пункту. Тактическая составляющая была Jagged Alliance с поправкой на 3d-графику и разрушаемость. Именно с Silent Storm: Sentinels началось моё знакомство с жанром тактических игр.
Также отдельной строкой стоит упомянуть серию Mercenaries, она также повествует о нелёгкой жизни «солдата удачи». Игры являются TPS с открытым миром, репутацией у фракций и полной разрушаемостью. Первая часть повествует о гражданской войне в Корее, а вторая — в Венисуэле. Первая часть получила хвалебные отзывы как от игроков и критиков, и зачастую фигурирует в топах «Самые удачные GTA-клоны», вторая часть такой же удачной не стала.
Жизнь «диких гусей» связана с постоянным риском, деньгами и отсутствием личной жизни — отличная среда для создания художественных произведений любого формата, но сейчас разработчики, режиссёры и писатели обходят эту тему стороной, а жаль…
Лучшие комментарии
Пошел искать диск(!)…