Внимание! Это обзор на дополнение к игре. Обзор на оригинал вы можете прочесть здесь.
«Никогда такого не было, и вот — опять.»
Зимой прошлого года вокруг Сирии развернулся нешуточный ажиотаж: уже было угасший интерес СМИ к вялотекущей борьбе «тирана Асада» против всех разожгла, небывалая для неторопливо проходивших здесь военных действий, череда важных и не очень событий.
Пока из Алеппо — крупнейшего города на севере страны — выбивались засевшие там ещё четыре года назад джихадисты, далеко на востоке, гарнизон республиканской гвардии, сидевший в осаде в Дейр-Эз-Зоре начал докладывать о небывалой ранее активности боевиков из ИГИЛ, следовавших крупными конвоями на восток.
Разведка российской авиации подтверждала сообщения осаждаемых, но точку назначения, к которой стремились террористы, предугадать не удавалось, пока не стало слишком поздно.
8 декабря началось второе сражение за Пальмиру. Потеря города стала ударом по репутации российско-сирийской коалиции, однако армии удалось удержать за собой позиции на военном аэродроме Т4, а также эвакуировать большую часть жителей. Несмотря на очевидность в необходимости скорейшего контрудара, он постоянно откладывался: главные ударные силы в лице «Соколов Пустыни», Республиканской армии и дивизии «Тигров» были заняты обеспечением безопасности Алеппо. Лишь четыре месяца спустя город был стремительно отбит назад и началось продвижение сил САА в сторону Дейр-Эз-Зора.
Тем не менее, это уже совсем другая история. А вот события между 8 декабрём 2016 года и 2 марта 2017 и стали сюжетной основой дополнения «Сирия: Возвращение в Пальмиру».
Чего же это хорошей теме, да зря пропадать?
Большой дабабе — большая бабаха.
С первых же секунд становится видно, сколько разных отрядов, вооружения и техники было добавлено в игру: практически все аспекты игрового процесса получили какой-либо новый элемент в копилку и так недурного оригинала.
Стороной не обошли даже музыкальное сопровождение, и для дополнения записали ещё несколько хороших и вписывающихся в пустынный антураж треков.
В игру были добавлены и чёрные «хамви» ИГИЛ, которые будут встречаться вам в первых миссиях: захватив их, вы получите на руки недурно бронированные машинки с очень точными пулемётами.
В арсенал с собой пехота теперь может таскать крупнокалиберные пулемёты ДШК и станковый гранатомёт СПГ-9.
Юнитов разнообразили отрядами «Тигров»: четыре человека с крупнокалиберными снайперскими винтовками и ПТРК способны в одиночку остановить небольшую роту террористов при танках и артиллерии. Вместо полицейских отрядов из оригинала теперь фигурируют голодранцы из народного ополчения в составе 5 человек, пригодные лишь для того, чтобы некрасиво умирать от очередной бронеколымаги боевиков, или убегать в панике от шахид-мобиля. Даже в БТР/БМП нормально с другими отрядами не засунешь. Зато в стандартные 8 человеко-мест теперь аккуратно и со свистом влезает отряд из 8 бойцов «Хезболлы», которых разработчики политкорректно обозвали «Ливанскими добровольцами». Противнику теперь доступны отряды «иностранных наёмников», отличающихся от обычных отрядов боевиков более качественным снаряжением, например ручным револьверным гранатомётом.
На закуску российские войска теперь могут прислать отряд ВДВшников, регулярно бросающихся фразами: «Войска дяди Васи!» и «Расплескалась синева, расплескалась...»
Уже и без того обширный список «техничек» и «гантраков» пополнился тачанками с БО (безоткатным орудием) калибром 82 мм и «Зушками» (ЗУ-23-2). Танки получили ещё целый ворох самых разнообразных модификаций и улучшений, а многострадальный Т-55 — ещё и целую отдельную роль в виде «укреплённой» версии, на которой вкатывается прямо в сердце боя персонаж из оригинальной игры.
Дедушка Мансур и его странный танк-пустой бензобак.
Выполнив квест по поиску бензовоза в условиях наступления противника по всем фронтам, вы получите максимально прокачанного танкиста в свои ряды.
В транспортных средствах теперь есть Хаммеры, на которых перемещаются сбежавшие из иракского Мосула игиловцы, а также российские МРАПы «Тигр», на которых катаются уже российские военные советники и контрактники. С воздуха всё это безобразие можно щёлкнуть ПТУРом с вертолёта ВВС САА «Газель».
С точки зрения тактики разработчики ввели в игру окопы в качестве укрытий. От обычных зданий их отличает полная неразрушаемость в традиционном смысле этого слова. И если здание в ходе боёв разваливается и оставляет бойцов в нём без прикрытия, то в окопах можно сидеть сколько угодно. Также за счёт того, что окопы не выделяются на фоне остального пейзажа, попасть в него гораздо труднее, чем в строения, а мелкая артиллерия и РЗСО, раньше наводившие шок и трепет, разнося узкие улочки арабских городков в щебень, теперь за счёт малой точности практически не наносят урона засевшим в земле отрядам. Однако вплотную подъехавшая бронетехника наоборот, перемалывает нерасторопных бойцов в кровавую кашу.
Как и в реальности, подходы к военному аэропорту Т4 ввиду отсутствия естественных преград были полностью перерыты бульдозерами.
Маленькому уму — большую армию.
Среди ряда обещаний и планов, которыми разработчики делились с прессой и игроками, звучали слова о улучшенном искусственном интеллекте как противников, так и союзников. С выходом дополнения стало понятно, что здесь они не обманули, и ИИ компьютера был действительно подтянут и он научился новым трюкам.
Например, в оригинальной игре из подбитой техники противника выпрыгивал её экипаж и после этого можно было забыть об опасности с её стороны: экипаж будет сидеть у покалеченной машины вплоть до конца миссии. Теперь же любая свободная и пригодная к ремонту техника будет захвачена и использована противником при первом же удобном случае.
Подбитый в самом начале миссии вражеский БТР может быть отремонтирован подошедшими подкреплениями противника, пока игрок внимательно управляет ходом боя на передке, и напомнить о себе, внезапно появившись в глубоком тылу.
Если игрок или союзник вынужден оставить свою подбитую технику на позиции и отступить, то поломанную коробочку лучше «добить», чем допустить чтобы она пополнила арсенал противника.
Если же боевикам будет лень ходить на своих двоих, то свои загребущие руки они накладывают даже на гражданские автомобили, в большом количестве припаркованные на городских улицах: довольно забавно видеть, как из крохотного голубого хиппарского минивэна высыпают джентльмены с автоматами в чёрных трико.
Лишившийся орудийной башни Т-55 элегантно превращается… превращается… в шахид-мобиль!
Раньше, в ходе миссии можно было заранее запомнить, куда и откуда наступают орды болванчиков-супостатов, и оставить им подарочки в лице пт-мин. Теперь же можно узнать, откуда атакуют противники: вместо хаотических надоедливых спавнов практически отовсюду, теперь ИГИЛ и САА обладают неким общим фронтом, откуда они с разной степенью регулярности получают подкрепления. А вот выяснить, куда же они направят свой удар — нельзя.
Каждый раз появившиеся свежие отряды врага выбирают направление атаки совершенно случайно и не гнушаются обойти с тыла, и, сделав приличный крюк, ударить в самое слабое место обороны игрока. В городской постройке поведение также стало сложнее, и при возможности отряды больше не прут в лоб на укреплённую позицию, а прячутся за строениями и ожидают подхода подкреплений, ведя беспокоящий огонь.
Однако, если дело доходит до штурма через открытую местность, то здесь ИИ по старинке закидывает позиции мясом.
Палаточный лагерь сапёрной роты ВС РФ под Пальмирой.
Как и в реальности, войска в спешке покинут его, не дожидаясь падения города, оставив немало рабочей техники и боеприпасов, которые игрок при возможности может взять себе.
В оригинальной кампании «Русской бури» союзные войска появлялись только в третьей миссии, прикрывая подъезды к аэропорту Хмеймим. В дополнении же они играют весомую роль в первой половине игры, поскольку вместе с ними игрок должен будет держать оборону.
Однако защищать компьютерного союзника совершенно необязательно: всегда можно сконцентрировать все свои силы только на своих опорных пунктах, доверив уничтожение противника искусственному интеллекту.
Если же игрок пошлёт пару отрядов в прикрытие соседним укрепрайонам, то это может сильно облегчить жизнь в дальнейшем, так как свободные от вражеских войск пространства позволят осуществлять широкие маневры по всей карте, что необходимо делать для выполнения побочных заданий. По ходу миссии часть уцелевших войск союзника может быть передана под ваше командование и использована, чтобы залатать бреши в вашей обороне. Таким образом делая кооперацию полезной для прохождения кампании.
«Ассадки, ассадки — бегут по посадкам...»
Так о чём же, господа, игра? Ну, тут всё относительно просто: главный герой начинает своё приключение, сидя на базе в небольшом городке Аль-Амирии. В этой местности бойцы ИГИЛ появляются только по большим праздникам, несмотря на близость к линии фронта. День типично обещает быть тихим и спокойным, как всё завертелось…
С ходу танками и «Градами» не засыпают (это вас ждёт уже во второй миссии), но приличное количество мелких коробочек, шахидок и пехоты геймдизайнеры выложат на стол не церемонясь.
В кампании «Русской бури» такие интенсивные бои начинаются только в середине игры. В «Возвращении в Пальмиру» по зубам бъют решительно в первой же миссии.
Большое количество событий удобрено хорошо прописанными диалогами и миниатюрными сценками. Вечно кто-то что-то говорит, комментирует и приказывает. Рация не умолкает ни на минуту. Персонажи активно обмениваются мнениями друг о друге и происходящем. Плотность происходящего на экране зашкаливает, и временами напоминает какую-то экшн-рпг, нежели стратегию.
В течении первых трёх часов игры нам придётся совершить следующие подвиги:
*Отбить массированную атаку на свои позиции имея под контролем едва двадцать человек и ноль техники.
*Этими же силами совершить разведку пригорода и зачистив авангард ИГИЛ, прикрыть эвакуацию местной администрации. Освободившееся здание мэрии нужно будет защищать от бесконечно прущих противников до конца миссии.
* Вытащить живым и невредимым генерала из центра города, в который с тыла прорвались вражеские войска, обрушив оборону местных ополченцев, одновременно удерживая позиции на базе. Увлекательный квест «и как я должен это сделать без бронетехники?» в комплекте.
*Прикрыть автобус с мирными жителями, который прошивается даже из автомата насквозь, пока он катается по тылам и вывозит людей.
*Найти и вернуть в строй экипажи Т55 и БМП1 сбежавшей бронетанковой роты, которые бросили технику из-за отсутствия в ней горючего. И да, горючее тоже нужно где-то найти, иначе техника не сдвинется с места. Удачи вам с этим.
*Отбить город назад, одновременно удерживая все прежние позиции.
Разведчики-пехотинцы двигаются крайне медленно, но разведка бронетехникой — дело с нюансами и может закончиться гибелью техники и экипажа.
Напряжение в игре просто зашкаливает. Такой уровень эмоционального напряжения, помноженный на общую сложность игры, я не испытывал ещё никогда ранее. Даже с возможностью в любой момент поставить игру на паузу, спокойствия не наступает. Поспешное отступление из Пальмиры во второй миссии с точки зрения постановки и вовсе тянет на сюжет отдельного фильма или книги. В общем и целом процесс игры в «Возвращении в Пальмиру» можно описать как эдакий XCOM, только в реальном времени и ещё беспощаднее, чем обычно.
К сожалению, тут же и кроется главный порожек игры, о который многие могут споткнуться: постоянное напряжение и вытекающая из неё сложность. Никакого таймера в игре нет, но боеприпасы и люди с техникой очень даже кончаются, а какой толк от танка без снарядов или бронетранспортёра без горючего? Чем больше ты тратишь времени на прохождение миссии, тем меньше у тебя шансов на победу. Даже находясь в авангарде наступления, вечно приходиться бегать глазами и искать заветные грузовички со снарядами, от которых можно можно пополнить боезапас у техники, потому что подвозить снаряды командованию, видимо западло.
И бесконечные потоки вражеских техничек, пехоты и Т-55, которые, видимо, в ИГИЛ научились печатать на 3D-принтерах, делу не помогают.
Последняя миссия, на удивление, по сравнению с тем, что было до этого, пустая и скучная — апофеоз трудностей, которые разработчики подкидывают нам под ноги.
Неудивительно, что вдобавок к трём уровням сложности: «Нормальному», «Реалистичному» и «Железному человеку», в дополнении теперь доступен и четвёртый уровень — «Лёгкий».
Уставшим от песчаной желтизны глазам позволяют отдохнуть в устланном снегом ущелье. Жаль, недолго.
Бог! Сирия! Ассад!
В былое время, когда солнце светило, трава росла, Ельцин был скином а пенопласт делали из молочной пены — на рынке стратегических игр существовал негласный паритет между украинцами из «GSC Game World» и русскими из «Nival». И в это прекрасное время «Казаков», «Блицкрига», «В Тылу Врага» и «Противостояния» наш сегодняшний экземпляр вписывается идеально: сложная, разнообразная и действительно стратегическая игра, заставляющая считать не то что каждого пехотинца, а уже каждый патрон.
Только вот длительность хромает: на прохождение на предпоследней сложности со всеми достижениями у меня ушло всего 15 часов — а это два-три дня неторопливого клацанья по кнопкам. Обидно — нет слов. Остаётся лишь уповать на Аллаха, дабы он пнул уже разрабов и они выкатили нам долгожданный редактор карт.
Но те 400 рублей, которые просит дополнение — ничто по сравнению с тем, какие эмоции она дарит взамен.
Я не ставлю оценок, ибо это дело субъективное, и поэтому скажу что «Возвращение в Пальмиру» — дополнение, с любой точки зрения достойное одной из лучших стратегических игр этого года, которое мы заслужили.
Лучшие комментарии
8 из 10 от меня. Где скирмиш? Где редактор? Где ЦАХАЛ и Лива-аль-Кудс?