22 июля 2017 22.07.17 12 3511

Xiu Xiu: История знакомства

+17

Сразу хочу оговориться, что, по большей части, рассказывать я буду именно о музыке, своих субъективных впечатлениях и ощущениях от неё. Сухой информации здесь будет минимум, за справками можно обратиться к Google.

Кто?
Xiu Xiu (читается как «Шу Шу») — экспериментальная группа из Америки, основанная бессменным гитаристом и вокалистом Джейми Стюартом (Jamie Stewart) в 2002-м году.
Собственно, это всё, что надо знать о Xiu Xiu, поскольку Стюарт — краеугольный камень всего творчества коллектива. В интернете довольно мало подробной информации о его биографии, но, судя по интервью, человек он весьма эксцентричный.
В любом случае, это всё не особо важно, самое интересное здесь — это музыка. Тревожная и пугающая, невыносимо печальная и живая. Она повествует о реальных людях и событиях, а основной её смысл — затронуть самые тёмные и трагичные стороны человеческого бытия в максимально необычной и экспрессивной манере.

Отторжение

 
 
 

Первое, что вызвали у меня Xiu Xiu — отторжение. С первых секунд тебя окунают головой в бурлящий ледяной поток, где мелодии гитар, клавиш, скрипок и духовых сливаются с перегруженными электронными партиями, а поверх всего раздаётся жуткий, пронизывающий, словно потусторонний вокал Джейми Стюарта. Слушать подобное без нужного настроя для меня довольно проблематично, в крайнем случае, музыка просто покажется мне скучной и безобразной. Поэтому моё с ними знакомство длилось долго и больше одного раза, ибо процесс прослушивания сильно утомлял, хотя экспериментальные музыкальные направления на тот момент не были для меня чем-то новым. Когда выходил очередной альбом, я пытался сесть и основательно взяться за него, но, в итоге, осилить так и не получалось. Конечно, были отдельные треки, запавшие в душу, та же Botanica de Los Angeles, но дальше этого дело не шло. И всё-таки, было в них что-то, что притягивало меня.
Тем не менее, я пришёл к выводу, что группа просто не стоит того ажиотажа, каким пользуется среди меломанов. А после попытки оценить прошлогодний Xiu Xiu Plays The Music of Twin Peaks, где Стюарт и ко. целиком переиграли саундтрек культового сериала Дэвида Линча, я совершенно в них разочаровался. Тогда мне показалось, что вся атмосфера «тёплой таинственности» оригинальной музыки Анджело Бадаламенти куда-то исчезла, а на её место пришло что-то странное и не очень осмысленное, какое-то чуждое мне авторское видение, которое кардинально разнилось с оригиналом.
В тот момент я решил, что больше к Xiu Xiu не вернусь, не моё это. И так бы оно и было, если бы не…

FORGET

 
 
 

Случился 2017 год, когда миру явился FORGET. На тот момент за релизами группы я, естественно, не следил, поэтому этот альбом стал для меня неожиданностью. При чём, буквально: я случайно наткнулся на него на ютубе, пока от скуки листал рандомную музыку в рекомендуемых. В этот раз я впервые поймал себя на мысли, что получаю удовольствие от прослушивания, хотя истеричный вокал Стюарта снова показался мне давящим и неприятным. Поэтому я решил вернуться к альбому через пару дней, собравшись с духом и открыв тексты.
Первым делом делом меня удивил явно более лайтовый звук, нежели на предыдущих пластинках. В этот раз альбом не стали наполнять альбом сложными звуковыми сочетаниями, их место заняли приятные и ненавязчивые мелодии, многие из которых неплохо так въедались в мозг и крутились в голове ещё пару дней.

Во-вторых, тексты. За кажущейся на первый взгляд простотой скрываются целые рассказы о смерти, о нездоровой любви, о перверсии, насилии, утрате, заботе и многом другом. Стюарт крайне прямолинеен в своей лирике, несмотря на обилие необычных метафор, вроде музыкальных инструментов, падающих герою на лицо в песне Get Up. А в сочетании с фирменным надрывным пением погружение становится настолько вязким, что начинаешь чувствовать себя непосредственным участником этих историй.
FORGET затрагивает практически все стороны музыкального разнообразия группы: от жёсткого нойза до лёгких акустических песен. Он стал для меня проводником, этакой входной дверью. На мой взгляд, он наиболее благоприятен для знакомства с Xiu Xiu и позволит воспринимать остальные релизы гораздо легче. Их, кстати, за 15 лет вышло аж 13 штук, и это только основных студийников. Немало, да? Так с какого же начать?

Погружение

 
 
 

Итак, 13 альбомов. Но все ли из них так хороши? Сразу могу сказать, что нет. Вся проблема в смене саунда от альбома к альбому: когда в одном звучание может быть плотным, диссонирующим и музыкальным, то в другом — ломанным, сухим, но лёгким.
Начинать, как я уже сказал, лучше с крайнего FORGET (2017), после стоит попробовать наиболее излюбленные фанатами A Promise (2003) и Fabulous Muscles (2004) — они довольно нейтральные и мелодичные, потом уже можно переходить к более мрачным The Air Force (2006) и Dear God, I Hate Myself (2010). Ознакомившись со всем вышеперечисленным — переходим к концептуальным Plays The Music of Twin Peaks (2016), о котором отдельно, Nina (2013) — творческое переосмысление песен легендарной джазовой исполнительницы Нины Симон, и Unclouded Sky (2014) — сборник каверов американских и карибских спиричуэлс. Далее идут самые тёмные и тяжёлые альбомы в дискографии: Angel Guts: Red Classroom (2014), Knife Play (2002) и La Forêt (2005). Остались средненький, на мой вкус Always (2012) и абсолютно неинтересный и пустой Women as Lovers (2008).

Теперь хочу высказаться об упомянутом выше Plays The Music of Twin Peaks. Выше я писал, что сперва мне показалось, будто на этом альбоме была полностью утрачена атмосфера таинственности оригинала, но после основательного погружения в творчество Джейми Стюарта я понял, как сильно ошибался. Его уникальный стиль удивительным образом коррелирует с творениями Бадаламенти, добавляя к общей картине ещё более яркий налёт безумия и какой-то едва заметной элегантности, делая композиции более беспокойными и загадочными. Знакомые мелодии играют новыми красками, затягивая в ту самую привычную неизвестность сериала, придавая ей фирменный Стюартовский гротеск.
Собственно, это всё. Если вдруг и этого окажется мало, есть ещё тонна различных сплитов и EP, ссылка на дискографию ниже.

Завершение

 
 
 

Удивительно, как в индустрии, где, казалось бы, всё уже сыграно и продано всеми возможными способами, Xiu Xiu ухитряются делать что-то своё, так или иначе отличающееся от всего остального.
Стюарт отлично умеет обращаться к слушателю напрямую, выстраивая очень близкий, интимный диалог. Магия Xiu Xiu проникает куда-то глубоко внутрь, сводит дрожью, оставляя после себя неуютный холод. Она умеет пугать, по-настоящему, до боли в груди, позволяет прочувствовать леденящую, мёртвую грусть, избавляя от накопившегося психологического груза. Давно мне не попадалось что-то такое же искреннее, давно музыка не поражала меня настолько, чтобы я чувствовал реальную физическую слабость и приятную опустошённость.
Конечно, она подойдёт не для каждого, восприятие у всех своё. Кого-то отпугнёт тематика, кого-то своеобразная подача, но это не страшно. Главное, чтобы музыка приносила духовное удовлетворение и давала выход эмоциям.
Для меня Xiu Xiu стали запоздалым сюрпризом, который я сознательно не раз обходил стороной. Но теперь, когда мы нашли общий язык, они надолго останутся в моей жизни, и я ещё не раз вернусь к ним на откровенный разговор.

Спасибо за потраченное время.

Официальный сайт
Дискография
Официальный канал на YouTube


Лучшие комментарии

Тема интересная) О группе не слышал никогда до этого, да и блоги такие редко когда увидишь. Так что плюс, однозначно) Надеюсь кто-нибудь еще зафигачит «плюсик», чтобы, возможно, сюда подтянулись единомышленники, которые в теме, чтобы ты не грустил тут в гордом одиночестве)
А где клип с порнхаба?))

Музыка — дело крайне индивидуальное, тут всё зависит от личных ощущений, предпочтений и всякого такого. Потому что-то внятное высказать в ответ сложно, разве что поделиться встречными впечатлениями.

Лично я нахожусь в стане тех, кто считает Шу Шу изрядно переоценённым коллективом. Они в определённой степени хороши, бывает настроение их послушать, но всей ажиотации они, на мой взгляд, не заслуживают. Крепкий такой коллектив третьего разряда. Слишком вторично (прежде всего), в плохом смысле грубо (и в то же время недостаточно дерзко), не знаю даже толком, как описать. Просто уже существует настолько огромное количество настолько разной и великолепной музыки, что на этом фоне Стюарт выглядит как-то несерьёзно. Ничего плохого про него лично сказать не хочу, он искренне и с отдачей музыку делает, просто итоговый уровень сильно слабее претензий и ажиотации.

Приведу не совсем честный, но показательный пример.

Вживую был на них только один раз, когда три года назад у них был совместный концерт с Psychic TV. Контраст был просто уничтожающий. Идёт, значит, выступление Шу Шу. Ритмы херачат, крепенький Стюарт скачет, всё такое агрессивное и индустриальное. Кто-то подтанцовывает, кто-то подпевает, кто-то залипает на музон, заметная часть народу просто слоняется, бухает и общается. В целом норм.

А потом выходит баба Женя. Старенький, патлатый, с тросточкой (он ногу повредил незадолго до), силиконовыми сиськами и золотыми зубами. И весь зал просто растворяется в космосе.

Да, музыка совсем другая. Да, ПТВ — прожжённые деды, и всё же. Даже если сопоставить Шу Шу с тем же Пи-Орриджем времён Троббинг Гристла, эффект будет схожим. Просто тут это было очень уж показательно (и вживую).

Это я всё к тому, что Шу Шу — ребята милые, но лично я с большим удовольствием переслушаю первоисточники, или что-то ещё великое (тех же Свонс), чем их.

Но энивей спасибо за пост, на СГ таких не хватает))

И, повторюсь, музыка — дело индивидуальное, если автор получает искреннее удовольствие от Шу Шу, то можно только порадоваться.
Я тоже не считаю их переоценёнными, но Стюарт произвёл на меня впечатление. Я вообще стараюсь особо исполнителей не сравнивать, больше на отдельные ощущения привык опираться, от сравнений весь личный шарм теряется. Тех же Суонс я, к примеру, никогда не понимал, получасовые заунывные гитарные стоны не заходят. Хотя я не слушал первые альбомы, надо бы уже взяться за них. В случае с Шу Шу меня привлёк именно сам Стюарт и его вокал, потому что с музыкальной точки зрения они действительно не особо уникальны. Но вот именно их атмосфера меня приковывает, почему-то. Вкусы странная штука, всё-таки.
Мне, кстати, последний альбом у лебедей очень доставил, особенно First Shot. Короче буду их дисуографию наворачивать. Они мне Unwound чем-то напоминают. Ну или наоборот.
Хорош)) Они уже на той стадии, когда фирма веник в принципе связать, кажется, не может)) Я, по большому счёту, крайние три альбома почти как один воспринимаю. Но начать стоит, пожалуй, с Сира.
Это предыдущий)) И это первый трек, сам альбом — To Be Kind. Но, по мне, как раз Ту би Кайнд и Сир — два самых сильных у них.

Unwound как-то мимо меня прошёл, послушаю.
Но, по мне, как раз Ту би Кайнд и Сир — два самых сильных у них.

С них тогда и начну. А то не могу дискографии по порядку тащить, скучно. Народ, кстати, прошлогодний Светящийся Мужик пиарит, тебе как он?
считаю их переоценёнными

Пофиксил.
Ну, я не специально сравниваю. Просто каждый раз, когда слышу Шу Шу, не покидает ощущение, что я это уже слышал много раз, и оно было круче))

А у Свонс мне как раз последние альбомы (после реюниона) больше всего нравятся. Но это очень требовательная к слушателю музыка, на мой взгляд. Их не имеет смысл включать на фоне, или как-то по ходу дела. Настоящий эффект они производят, если специально сесть, и полностью погрузиться в музыку. Ещё и хорошее оборудование при этом крайне желательно. А при переслушивании начинаешь сильнее вникать в то, как у них выстроена музыка, и это ещё дополнительное огромное удовольствие. А уж какой эффект производит их концерт — вообще словами сложно описать.

Хотя, опять же, всё это индивидуально. Меня Шу Шу атмосферой вообще не цепляет, а те же Свонс сразу захватывают. Но это и хорошо, что в мире столько разной музыки, и каждый что-то своё найти может.
Screen Shot

First Shot это другая группа была.
Читай также