Война. Наверное не буду голословным, если скажу, что подавляющее большинство людей часто не сильно представляют, что скрывается под этим словом. Мало что, кроме авторских проектов и независимого кино, способно донести до обычного зрителя правильный посыл и, зачастую, такие проекты до него не доходят, прежде всего потому, что заинтересовать рассказом о действительно стоящем, но тяжелом кино, которое раскрывает тему войны с не привычной для зрителя точки зрения — очень тяжело. Игрой же подобного толка заинтересовать обычного игрока практически невозможно, потому что в интерактивных развлечениях ты полностью вовлечен в процесс, и хочешь ты этого или нет, но пережить и пропустить через себя события хорошего проекта тебе придется. А как рассказать о игре, чьи события разворачиваются во время гражданской войны, где игроку нужно примерить на себя роль не бравого морпеха(который и танк на ходу остановит, и небоскреб, если надо, взорвет) а простого учителя, что со своей дочкой вынужден выживать в разбомбленном многочисленными арт-обстрелами доме по ходу военных действий?
Потому, я не ставлю для себя цели в этом обзоре заинтересовать вас This war of mine. Я попробую рассказать вам, тем, кто как и я не захотел по каким-то причинам запустить ее на момент выхода, почему нужно с ней ознакомиться.
Все ужасы можно пережить,
пока ты просто покоряешься своей судьбе,
но попробуй размышлять о них, и они убьют тебя"
Эрих Мария Ремарк:«На западном фронте без перемен»
Видеоигра This War Of Mine от молодой польской команды 11 bit studios, появилась в сервисах цифровых дистрибьюторов платформы ПК в июне 2014 года, и релиз этот был достаточно заметным для игрового сообщества. Я помню, как известные игровые СМИ ставили этой игре высшие оценки, рассказывая о ее достоинствах и о том, как важно в нее поиграть, при этом на экране моего монитора отображался весьма странный и, как тогда мне показалось, даже унылый игровой процесс. Проблема игры в том, что в видеоформате, как бы не старались блогеры и журналисты подробно(а в некоторых случаях даже не гнушаясь использовать спойлеры) и воодушевленно о ней рассказать, футажи, представленные в видео, были на редкость однообразными, потому возникала мысль, в духе:«Возможно когда-нибудь и стоит мне с ней ознакомиться, но не сегодня.»
Шло время. Ровно через год, а именно 15 июля 2015 года, игра вышла для мобильных операционных систем iOS и Android, а по прошествии шести месяцев — 16 января 2016 года, осчастливила своим присутствием и консоли PS4 и X-Box one, с добавленным в нее контентом и новым подзаголовком The little ones.
И так бы я о ней и не вспомнил, если бы в январе этого года игра не попала в список бесплатных игр по подписке PS+. Скачал я ее только для того, чтобы удостовериться в правильности моих мыслей три года назад. И был крайне удивлён, когда за, казалось бы, простой оберткой, скрывается отличная игра, способная увлечь на многие часы прохождения, заставить сопереживать ее героям и, что удивило меня больше всего, дать задаться, через прохождение, некоторыми очень важными вопросами.
Прежде всего стоит отметить, что разработчики при создании игры вдохновлялись реальными событиями в период так называемых Югославских конфликтов, а именно осадой Сараево, столицы Боснии и Герцоговины, что началась 5 апреля 1992 года и закончилась снятием осады 29 февраля 1996. На данный момент это самая длительная осада города в современной истории, и, что важно, один из разработчиков игры Эмир Церимович, будучи девятилетним ребенком, жил в этом городе и лично застал все эти ужасы. Я не буду вдаваться здесь в сравнительный анализ локаций города Погоренье в игре с реальными районами Сараево, но замечу, что не случайно глобальная задача для игрока по ходу прохождения — перезимовать, и пусть разработчики и стремились показать события, которые могут произойти в любом городе, тебя не покидает ощущение, что герои под твоим управлением находятся именно в столице Боснии и Герцоговины в период ее осады
Как бы то ни было, в осажденном городе Погоренье вы берете под свою ответственность группу обычных людей, и здесь нет оговорок, потому что теперь на ваши плечи ложится то, как они выживут и выживут ли вообще. Являясь представителем жанра сайдскроллерного симулятора выживания, она обязывает вас принимать тяжелые и не всегда однозначные решения, дабы те, кто находится под вашим руководством, просто не умерли.
1. Начало игры и геймплей
…Шел двадцать первый день,
с того момента, как мы нашли себе очередное убежище. Я помню, в то утро Арика, девушка, которую мы приютили за неделю до этого дня, учила меня ставить ловушки на крыс. Мой отец Кристо обычно был уже дома в это время, но тогда задерживался. Арика говорила, что мне повезло с отцем, что он сильный человек, и обязательно доберется до дома, потому что знает, как сильно я его жду. Но тогда я уже знала, услышав ненароком их разговоры, что днем покидать убежище крайне опасно из-за снайперов. Тогда я еще не знала, что означает слово «снайпер», но оно наводило на меня ужас...
Первоначально вы столкнетесь с выбором истории. Настоятельно рекомендую людям, которые только знакомятся с игрой, не повторять моих ошибок и взять сюжет, где главными героями выступают трое мужчин, потому что если вы поступите так же, как и я, и выберете мужчину с ребенком, результат может быть весьма плачевным. Плачевным настолько, что вы, возможно, бросите игру после того как вы осилите первое прохождение, потому что этот выбор сюжета вначале своеобразный уровень сложности всей игры. И один взрослый с ребенком на руках — это, наверное, самый максимальный из всех, хоть и сейчас я понимаю, что проходя именно его в первый раз, я получил огромный спектр сильных впечатлений. Но сильных, не значит хороших, потому что пройдя в первый раз игру именно с теми людьми, над которыми по неопытности взял опеку, в This war of mine я не возвращался до конца мая, с учетом того, что закачал ее в январе.
Геймплей же поделен на два условных временных периода, таких как день и ночь. Группа выживших под вашим руководством находится в найденном ими в начале игры убежище, представляющим из себя либо частично разбомбленный жилой дом, либо трех или пятиэтажное здание, в котором нужно выжить всем членам группы условно месяц. Потому, днем нужно грамотно распределяя силы людей готовить еду, латать стены, укреплять двери, мастерить ловушки на крыс и вообще стараться делать все для того, чтобы люди под вашим руководством не загнулись от голода, холода и ранений, которыми вы, возможно, их обеспечите ночью, а в этом помогут найденные при ночных вылазках ресурсы в виде еды, инструментов, деталей для крафта, лекарств, алкоголя, сигарет, оружия и ценных предметов для бартера, в моем случае таких как кофе и драгоценности, хотя их почти всегда не хватает и нужно постоянно думать, чем ты можешь пожертвовать, чтобы сейчас исправить ситуацию, в которую, зачастую, ты сам себя вогнал. Вообще даже при первом знакомстве и прохождении видно, как разработчики с каждым днем раскручивают максимально понятную систему крафта и микроменеджмента, заставляют думать наперед игрока, уча его на собственных ошибках и, что самое важное, не ведя его за ручку. За счет этого вы еще больше втянуты в игровой процесс и чувствуете, что каждое ваше действие, каждый ваш выбор почти всегда влечет за собой последствия, а стандартный, казалось бы, бартер между тобой и раз в два дня приходящим «торговцем», заставлчет долго перечислять все за и против, к примеру: ага, если я сейчас обменяю вот эти редкие детали, на вот эти медикаменты, возможно я не сделаю обогреватель и группа замерзнет с наступлением холодов. Или стоя у верстака продумывать, что создать сейчас для убежища, что нужно на данный момент, а что пригодится потом. И самое главное успеть продумать ход дальнейших действий, потому что день не будет длится вечно, хоть вы и можете в достаточной мере обдумать каждое свое действие, не факт, что вы успеете за отведенный тайминг в игре реализовать все задуманное, так что на этом этапе вам придется учиться правильно расставлять приоритеты.
Что нужно сделать сейчас, а что понадобится в будущем, об этих вещах вы будете рассуждать каждый раз, подходя к верстаку.
Тоже касается ночных вылазок. И хоть тайминг особой роли в них не играет, нужно помнить, что каким бы персонажем вы не пошли за так нужными вам ресурсами, нужно отдавать себе отчет, что даже самый сильный и опытный добытчик не сможет вынести все из локации, на которую вы его отправили ни с первого раза, ни со второго посещения, поэтому и здесь вы должны постоянно помнить о том, что обязательно нужно найти и принести сейчас. Так что бездумно гулять, в поисках ресурсов здесь тоже не получится, не говоря уже о том, что пока вы ищете ресурсы, никто не мешает мародерам ограбить ваше убежище. Потому нужно думать и о том, кого ночью оставить на охране дома, оставить или нет ему оружие или оно пригодится вам, и вообще куда, зачем и кем вы идете. Потому что если в игре есть своего рода безопасные места, которые беспрепятственно можно обшарить, для их изучения днем желательно скрафтить лом, дабы сломать замки на дверях закрытых комнат, сделать лопату, для того, чтобы расчистить завалы, резак, чтобы отпилить решетки или отмычки, дабы тихо ограбить таких же, как и вы, людей, не привлекая внимания. Но так же есть и опасные места, где, скорее всего, не избежать контакта с бандитами, а со второй половины игры, с военными, и оружие там, скорее всего, лишним не будет. Локаций куда можно пойти за ресурсами достаточно, от жилых домов, школы, супермаркета и больницы до военного гарнизона, разрушенной церкви, бандитского склада и даже борделя.
Вот в этом меню нужно будет выбрать кем вы пойдете за ресурсами, куда пойдете, а так же кого поставите охранять дом от мародеров ночью
2. Персонажи и сюжет игры
Когда же со скрипом открылась входная дверь, мы вдвоем ринулись на встречу к нему. Мы были переполнены радости, бежали с Арикой наперегонки, подтрунивая друг над другом, навстречу морозному ветру, что впустил в наш двухэтажный полуразвалившийся от частых бомбежек дом мой отец. Но радость быстро исчезла, когда мы увидели его, облокотившегося на перила, и бросившего перед ногами свой рюкзак. Он плакал. Не отвечал на наши вопросы. Боялся даже смотреть на нас. И не хотел двигаться с места. Арика решила, что ему нужно побыть одному, и увела меня прочь на кухню, где около примитивной плиты, что собрал отец, находился обогреватель. Через некоторое время, может быть час, я еще раз попыталась поговорить с ним, но его уже не было на лестнице у входной двери. Арика сказала, что он закрылся в комнате, и что до завтра его лучше не трогать. А еще попросила ей помочь приготовить суп из овощей и полуфабрикатов, что нашел в супермаркете мой отец, и весь остаток дня только и делала, что искала чем меня занять.
Хотя скорее на первом месте персонажи, а за ними уже сюжет, потому что сюжета, в привычном для нас понимании, в игре нет, но это не значит, что авторы кидают нас в лапы бездумного рандома. Вдохновившись письмами и записями из дневников реальных людей, переживших блокаду Сараево, под нашим управлением живые, хорошо прописанные главные герои, каждый из которых обладает своими полезными для группы навыками и своими принцыпами. Кто-то хладнокровен, кто-то миролюбив, кто-то из них хорошо торгуется, а кто-то быстр или может принести больше боеприпасов. А еще у каждого из них есть своя история, которую вы узнаете по мере прохождения игры или не узнаете, если персонаж находится в депрессии от им выполненных действий по вашему приказу. Иногда необходимых действий, чтобы выжила группа.
По итогу прохождения, вы, зачастую, получаете свою уникальную историю, которую вы сами пишите в процессе игры. Это одна из немногих игр, где в зависимости от характера того персонажа, которым вы играете, в зависимости от того, что вы делаете и справляетесь ли, идете ли наперекор ему, тем самым ломая его убеждения, меняется и отношения между людьми в группе, и психологическая обстановка, и сами персонажи(если вы, как и я, будете первый раз играть, совершая много ошибок) Здесь все ваши решения на что-то влияют, в зависимости от того, сделали вы что-то или не сделали ничего. И решений по ходу игры, вам предстоит сделать много. Отправить человека из группы помочь соседям, зная, что он уйдет на сутки или же отказать им, орекая на возможную гибель, убить ли человека, зная, что это принесет персонажу душевную травму, ограбить ли мирных жителей, зная, что если вы этого не сделаете, людям в вашей группе нечего будет есть, либо тяжело раненный или больной товарищ не получит так нужное ему сейчас лекарство…
Кому-то из гостей отказать будет возможно...
… а кому-то нет.
Это далеко не полный список всего того, с чем придется столкнуться в игре, но от того, что вы непосредственно участвуете в процессе их жизни, в итоге, создается ощущение, что вы буквально прожили игру вместе с этими людьми, ведь персонажам не сопереживать невозможно, потому что только ваша заслуга, если они все остались в живых и перезимовали, или наоборот, ваша вина, если довели своего подконтрольного героя до критического состояния.
3. Музыка, визуальный стиль и дополнение.
Утро двадцать второго дня останется самым страшным днем в моей жизни, потому что ничего не подозревающая я, не успев до конца проснуться, нашла его бездыханное тело, висевшее у потолка. А прямо под ним лежала записка, которую я увидела, когда в истерике пыталась снять его тело на пол… В записке было написано большими жирными буквами:
«ПОТОМУ ЧТО Я ТРУС»
Немногие проекты в наше время, имеют свое неповторимое лицо. This war of mine можно легко узнать лишь по рандомному скриншоту, который при беглом взгляде на него в тот же момент будто оживает, заставляя вспоминать все те эмоции, что подарила вам игра. Такой в то же время простой подход к картинке, которую будто бы на твоих глазах зарисовывают серым карандашом, заслуга арт директора проекта Przemysław Marszał. Так же стоит отметить и то, что игру узнаешь с первых аккордов. Прежде всего за музыку в ней стоит благодарить Piotr Musiał, польского композитора, на счету которого написание композиций к таким известным проектам как Ведьмак 3: Кровь и вино (DLC) и Bulletstorm.
Ну и конечно же, нельзя не упомянуть о введенных в игру новых персонажах. Детях.
Многие говорят, что они, зачастую, бесполезны в игре, с трудом поддаются обучению, да и то, чему они учатся, оказывают крайне малую помощь группе. Но для меня они, скорее, немного разряжают ту гнетущую атмосферу игры, постоянно несясь из одного конца дома в другой, рисуя на стенах и играя в комнатах и на улице. Они заставляют стараться прикладывать максимум усилий, чтобы не травмировать их, хоть я и осознаю, что при первом прохождении сделать это мне не удалось.
***
Подводя итог, надо предупредить вас, что проект хоть и реиграбелен, но перепроходить его слишком часто не стоит. Все таки, когда знаешь наперед, чего ожидать, кем, когда и куда пойти, все слабости очень опасных, но довольно слепых противников, которых к третьему прохождению кладешь штабелями, а рандомные события, что происходят в процессе игры начинают повторяться слишком часто, играть становится слишком просто. Так что рекомендую пройти ее раза три-четыре за разных персонажей игры и остановится. Те эмоции, которые она вам подарит в первые прохождения и тот игровой опыт, который вы несомненно получите, стоит того, чтобы обратить на игру внимание, если вы это, по каким-то причинам, еще не сделали. This war of mine — изумительна, не сомневайтесь в этом, подобно мне.
Эпилог
Много позже, после войны в Погоренье, Арика, взявшая надо мной опеку и ставшая моей матерью, рассказала мне, что случилось в ту ночь. Отец, будучи в глубокой депрессии после ограбления группы таких же людей, как мы, был свидетелем зверского убийства девушки. По слухам, убийца был миротворцем, но доказательств этому до сих пор нет. И видимо угрызения совести из-за того, что он не помог ей, сломили его дух окончательно… Теперь понимаешь почему я тебя наказала, Бруно?
Маленький мальчик с заплаканным лицом, стоявший сейчас в углу комнаты, еле заметно кивнул.
— Так почему же?
— Потому что я ничего не сделал, чтобы защитить девочку которую ударил Павло. – хриплым от застрявшего кома в горле, выдавил из себя мальчик…
Женщина подошла к ребенку, присела на колени, развернула его лицом к себе и тихо проговорила:
— Запомни, сынок, нет ничего страшнее, чем сожаление о том, что ты чего-то не сделал. Нет ничего страшнее, чем остаться наедине с угрызениями совести. Обещай мне впредь не изменять себе.
Спасибо за внимание.
Лучшие комментарии