Добрый день тому, кто решился открыть этот блог никак не посвященный видеоигровой тематике. Но не спешите уходить, потому что как показывает мой жизненный опыт — многие геймеры ценят хорошие триллеры и хорроры. И этот далеко не постоянный, но несомненно душевный, блог попытается быть вашим проводником в мир старого или забытого напряжённого кино, которое, уж поверьте, будет способно сыграть на ваших нервах. Этот выпуск я начну с франко-нидерландского психологического триллера «Исчезновение» 1988 года.
Что я хотел бы сказать сразу: это один их тех фильмов о которых вообще лучше ничего не читать перед просмотром, даже мой блог, даже завязку. И дело даже не в спойлерах, а в довольно примечательно построенной истории, очень необычной для фильма про похищение. Моя рекомендация — идти и бежать смотреть, но ни в коем случае не ремейк (который, что удивительно снимал тот же режиссёр), а именно оригинал.
Для тех же, кто считает мой совет неубедительным или кто уже видел, будут посвящены следующие абзацы. Итак, картина голландца Георга Слёйзера «Исчезновение». Фильмы был выпущен в 1988, году аккурат спустя четыре года после выпуска романа Тима Краббе «Золотое яйцо». Слёйзер вёл разработку по экранизации уже на стадии того, когда готовы были только первые главы романа. Работа над адаптацией была серьёзной и основательной, были написаны три дрфта сценария, где Краббе и режиссёр работали то вместе, то порознь. В итоге, роман прилично переделали и получили… да офигительный хичкоковский сценарий мы получили!
По уши влюбленные друг в друга голландцы Рекс и Саския проводят свой отпуск в поездке по Франции. Они немного ругаются, но сразу же всё забывают и продолжают вести милые и немного неловкие для зрителя диалоги. Саския кроме того рассказывает о своём сне, преследующим её кошмаре — раньше она видела золотое яйцо в космосе, но в последний раз она уже видит два яйца в космосе, которые когда-нибудь столкнутся. И сон роляет, мощно и безысходно.
Но пока что Рекс и Саския путешествуют по Франции на машине. В конце-концов они останавливаются у заправки и магазина в глубинке. Неподалёку от магазина, под деревом они зарывают две монетки, Рекс торжественно клянётся никогда девушку не бросать, короче — пара явно счастлива и наслаждается друг-другом. Но перед самым отъездом с заправки Саския внезапно исчезает.
В первом акте Слёйзер и Краббе задали модель поведения Рекса, можно сказать даже раскрыли его, потому как далее за все оставшиеся два акта он не меняется, каким он был — таким и останется. Рекс предпочтёт умереть, чем ничего не узнать.
Лучше знать, что твоя любимая мертва, чем не знать её судьбу вообще и надеяться, что она жива. И эту идею жажды знания Слёйзер безупречно развивает по ходу повествования. Эта идея позволяет создать очень мощный триллер — люди боятся неизвестного, неопредённого. Слёйзер по лекалам Хичкока по максимуму раскручивает эту концепцию — режиссёр явно знает наперёд больше зрителя, а зрителю от этого некомфортно. В развитии третьего акта Слёйзер настолько крепко ввинчивает гайки, что скорее предпочтёшь ничего не узнать о судьбе Саскии, чем узнать, что же всё-таки случилось с девушкой. Вот только герой не такой, он узнаёт. И, чёрт возьми, концовка «Исчезновения» — это совершенно мощнейший в своей безысходности финал. С режиссёрской стороны фильм, конечно, очень сильный, в нём всего одна сцена насилия и та выглядит нелепо. В нём нет ни капли крови, ни выстрелов, вообще ничего подобного — только создание саспенса.
До сих пор свежо и оригинально выглядит сюжетная арка… похитителя, Раймона Леморна. Да, преступник играет в повествовании не меньшую, если не большую роль, чем Рекс. Это совершенно обычный, как кажется, мужчина, работающий учителем в школе, имеющий семью. На деле — это расчётливый социопат, стремящийся познать зло. Это познание для него «страсть», героический поступок он совершил — теперь он хочет знать каково это быть злодеем. Снова жажда, «страсть» к познанию.
Эту «страсть» на протяжении второго акта пытается утолить Рекс, ведущий поиски Саскии уже три года. При этом у него есть другая девушка, к которой он вроде что-то чувствует, переживает за неё. Однако все мысли его связаны с исчезнувшей. С новой пассией связана примечательная сцена — знающий о судьбе Саскии назначил встречу Рексу в кафе, тот приходит туда с новой дамой сердца. Устав ждать, Линеке (та самая девушка) уходит, за соседним столом же сидит Раймон и наблюдает.
Сцена в кафе — очень крутая. Во-первых, она напряжённа на уровне главного героя. Пойдёт ли он за Линеке, вдруг он и её потеряет. А во-вторых, из-за Раймона. Зритель уже знает, кто это и что он сделал, не знает только как (а именно это, что Рекс, что зритель и хочет узнать). А он сидит рядом, наблюдает, видимо боясь посторонней девушки, которая вот-вот уйдёт и он возможно с Рексом тогда заговорит. Зритель не знает, на что Рекс решится, таким образом режиссёр играет на нашей «страсти» к познанию.
На самом же деле, сцена в кафе и весь третий акт — это просто давление на зрителя до упора, а напряжение, чувство беспокойства за героя и ту самую «страсть» поддерживают в течение всего фильма. Как я уже сказал, сценарий не следит за одним только Рексом. Текст крупицами, одним стори-битом за другим поступательно раскрывает Раймона, при этом с самого начала давая ключи к разгадке тайны исчезновения. И снова саспенс, не просто же так нам показывают: загородный дом, то как Раймон специально усыпляет себя снотворным (измеряя вместе с тем время), какой-то план по заманиванию, отказ подвезти не одинокую девушку. Эти чеховские ружья непременно выстрелят в третьем акте, который по большей части будет прерываться флешбэками, в которых эти детали сыграют свою роль и дополнятся целым рядом новых. Иначе говоря, режиссёр заставляет зрителя голодать, а всю информацию скармливает кусочками, слишком маленькими чтобы ими насытиться.
Удивительно, но Георг Слёйзер после этого ничего путного не снимал. У него был амбициозный проект Dark Blood, так и не законченный из-за смерти умершего во время съемок Ривера Феникса (где-то в 2012 состоялись показы незаконченной версии, приём был положительный), у него был бестолковый ремейк «Исчезновения».
И это очень странно, голландец мог посягнуть на лавры Хичкока. Ведь «Исчезновение», подобно «Веревке» или «В случае убийстве набирайте М» сразу раскрывает личность преступника, и саспенс всех трёх фильмов вертится вокруг вопросов начинающихся с «как»? Вот только если у Хичкока это: «Как героев раскроют?» То Слёйзер же до самого конца стремится не раскрывать то, как кончила или не кончила жизнь Саския. От чего, на мой взгляд, напряжение даже сильнее.
Итак, надеюсь что «Исчезновение» 1988 сможет вас заинтересовать и вы не побоитесь его посмотреть, благо что фильм не смотрится архаично. А также я надеюсь, что этот блог станет регулярным нерегулярным, а не просто потонет в безвестной пучине ничего.
А в следующий раз мы, возможно, переместимся на поля Первой мировой войны.
Лучшие комментарии