Мало сколько франшиз могут сравниться с размерами и значением японской серии Mobile Suit Gundam.
«Мобильный доспех Гандам» за почти сорок лет своего существования породил около тридцати аниме сериалов и фильмов, десятки манг и новелл, а также бесчисленное количество игрушек самого разного формата. О культурном влиянии Гандама даже и говорить глупо – эта серия оказала революционное влияние на развитие мехи и всего аниме до такой степени, что её можно по праву считать фундаментальной в образовании целого пласта культуры, как в Японии, так и за её пределами. Эта серия статей подробно расскажет вам об истории феномена Гандама, его эволюции и развитии, взлётах и падениях, охватывая практически весь связанный с серией материал.
Один из первых прообразов механических роботов в «Войне Миров» Герберта Уэллса
Чтобы понять значимость Гандама для своего жанра, нужно в первую очередь осознать, что такое меха? Термин «меха» является японским сокращением термина «механический». Это понятие в Японии применяется ко всем механическим предметам, но исторически название закрепилось за условно «пилотируемыми роботами», т.е. огромными машинами (гуманоидными и не очень) которыми пилот управляет (обычно из кабины). Сформировался жанр мехи всё в той же Японии в начале 70-х (хотя особо ушлые смогут докопаться, что идеи пилотируемых механизмов уходят аж до «Войны Миров» Уэллса, если не дальше) под воздействием работ Го Нагая, в частности его манги «Mazinger Z», которая и задала большую часть устоявших жанровых троп так называемых «супер роботов».
Главный герой пилотировал огромного робота и сражался с полчищами врагов, на практике вытаскивая практически все сражения исключительно благодаря своему механическому союзнику, значительно превосходившему по характеристикам всё остальное (отсюда и название СУПЕР робот). Аниме-адаптации манг про Супер Роботов вдобавок ещё и имели привычку сильно «облегчать» исходный материал (хотя по современным меркам и там хватало жестокого), и добавлять больше рекламы игрушек, поскольку в начале 70-х аниме ещё только вставало на ноги, а основной целевой аудиторией 90% всего выходившего на голубых ниппонских экранах по-прежнему оставались маленькие дети. Таким образом, аниме окончательно сформировало жанр Супер Роботов в виде довольно специфического, но безумно весёлого и популярного развлечения для целого поколения юных зрителей.
Го Нагай и одно из самых известных его творений — супер робот, Мазингер Z
Однако, само собой, не всех авторов устраивали форматные рамки и ограничения. Именно здесь на сцену выходит непримечательный режиссёр и сценарист с широким лицом по имени Ёсиюки Томино. Начал свою карьеру Томино в начале 60-х в компании отца аниме Осаму Тэдзуки, Mushi Production, работая над сюжетами к легендарному Астробою. В начале 70-х он стоял у истоков студии Sunrise, ставшей впоследствии едва ли не синонимом слова «меха» в Японии, поскольку подавляющая часть всех аниме про огромных роботов выходила (и продолжает выходить) именно из-под их крыла. Именно в Санрайз Томино начинает работу над своими первыми крупными меха-проектами. В его творчестве было сразу же возможно проследить одну очевидную черту – желание создать комплексную историю с неоднозначными персонажами. В работах Томино довольно легко проследить любовь творца к Стэнли Кубрику и другим легендарным режиссёрам, посему и он сам старался раздвинуть рамки того, что было принято считать «аниме». Его первые работы в середине 70-х (вроде таких сериалов как Zambot 3 и Daitarn 3) хоть на первый взгляд и следовали обычным тропам аниме про супер роботов, однако на деле имели крайне отличающиеся от других сериалов того времени стили повествования, а также много смелых и неформатных идей и посылов, уводивших эти сериалы далеко от типичных детских утренних мультфильмов. Впрочем, самые смелые и выдающиеся проекты Томино были ещё впереди.
Ёсиюки Томино один из самых значимых и влиятельных людей в аниме-индустрии
Довольно скоро креативная группа Санрайз с Томино во главе начинает работу над новым проектом, который должен стать ответом компании на успех аниме-космооперы Space Battleship Yamato, начавшей в стране настоящий космический бум. Концепт носил название Freedom Fighter Gunboy или просто Ганбой (в честь главного оружия робота, т.е. огнестрела). Затем название сменилось на Gundom, после чего Томино предложил ставший каноничным вариант Gundam.
Постер оригинального сериала
Сериал происходил в недалёком будущем человечества (79-м году нового календаря Universal Century, принятого после выхода человечества в космос), где значительная часть людей покинула землю, поселившись на космических колониях, Сайдах, находившихся на орбите земли. Эти «жители космоса» получили название «Спейсноиды». Несмотря на самодостаточность космических колоний, политически и экономически они подчинялись правительству Земли, Земной Федерации, что удовлетворяло далеко не всех жителей космоса. Одна из колоний, Сайд-3, объявила о своей независимости в 58-м году UC и провозгласила себя независимым Герцогством Зиона. Опиралась новая космическая власть в том числе и на совершенно новый тип вооружения – Мобильные Доспехи (человекоподобных пилотируемых роботов, работавших на инновационных технологиях). Такого вооружения Федерация не имела, полагаясь на обычные космические корабли.
«Заку» стал одним из фирменных Мобильных Доспехов Зиона
Почти 20 лет напряжённых отношений с Земной Федерацией вылились в кровавую войну 79-ого года UC, длившуюся ровно один год. Сериал и показывал этот конфликт, получивший название «Годовая Война» (One-Year War).
Интересное: С самого начала новый календарь вызывал споры между желающими точно рассчитать в каком году нашей эры происходят события оригинального Гандама. На стадии пре-продакшена, Томино писал, что UC начинается с 1988-ого года, что хронологически ставит события Гандама в 2066 год. Однако из-за разросшихся размеров франшизы с тех пор масса источников (в том числе и сам Томино), вносила правки и «меняла» дату начала нового календаря, ставя начало UC то в 21, то в 22, а то и вовсе в середину 23 века. Следует ещё и помнить, что первым годом нового календаря был нулевой год, а не первый. Дошло до того, что согласно некоторым расчётам события нашей эры и UC возможно даже и не шли друг за другом (то есть была ещё и эпоха «посередине»). Начиная с конца 90-х авторы всех работ в UC-таймлайне стараются избегать упоминаний точных лет нашей эры.
В целом, сейчас принято ставить первый год UC в районе 2045 года н.э., а события оригинального Гандама в 2124 год н.э., соответственно.
Карта земли и космических колоний в 0079 году UC
Гандам встречал нас в середине 79-ого года на зелёных лугах Сайд-7, где истощённая войной Федерация в тайне разрабатывала сверхсекретный проект – свой первый Мобильный Доспех, способный противостоять МД-войскам Зиона. Им и был тот самый Гандам (носивший официальное название «RX-78-2 Гандам»). Из-за внезапного нападения сил Зиона, Амуро Рей, «простой японский школьник», оказался единственным выжившим, способным пилотировать Гандама. Он, а также экипаж корабля «Белой Базы» (выжившие при нападении гражданских, состоящие преимущественно из детей, подростков и женщин) под руководством молодого и неопытного капитана Брайта Ноа, прорываясь сквозь силы Зиона пытались доставить экспериментальный Гандам силам Земли, чтобы переломить ход войны и остановить Зион.
Интересное: События Годовой Войны стали не просто самым первым крупным конфликтом UC, но и, пожалуй, самым разрушительным. В первый месяц войны совершенно бесконтрольно применялось оружие массового поражения. Силы Зиона применяли химическое и ядерное оружие в подконтрольным Федерации Сайдах и даже инициировали первый в истории «Сброс Колонии» (что тоже стало одной из визитных карточек серии). Сброс Колонии – попытка осознанно использовать космические колонии как астероиды и столкнуть их с землёй. Самым первым Сбросом Колонии был полностью уничтожен Сидней с окрестностями. Сила взрыва составила порядка 60 000 мегатонн, оставив на месте взрыва лишь 500-километровый кратер. Считается, что всего лишь за год войны, как Федерация, так и Зион, потеряли примерно половину своего населения.
На сентябрь 0079 года (начало событий сериала) Зион контролировал приблизительно 2/3 всей поверхности планеты.
По ходу действия сериала мы своими глазами видели, как дети с подростками росли, преодолевали трудности войны и постепенно превращались в настоящих закалённых солдат. Параллельно мы наблюдали и за сюжетом главного преследователя Белой Базы – капитана сил Зиона, Чара Азнабеля, который и вёл нападение на колонию главных героев. История постепенно раскрывала Чара с совершенно неожиданных сторон, не только впутывая его и экипаж Белой Базы в тяготы войны, но и исследуя вместе с ними концепт Ньютайпов – теории о естественной эволюции в космосе людей, способных «перестать держаться за землю» и осознанно принять космос своим настоящим домом.
Чар Азнабель — антагонист ставший одним из самых популярных персонажей франшизы
Финал истории ставил точку в кровавом конфликте, но от настоящего хэппиэнда, в лучших традициях Томино, был крайне далёк.
Гандам, как уже говорилось, позиционировался космооперой. И хоть сериал по-прежнему сохранял многие узнаваемые черты классического шоу о супер роботах, целый ряд визуальных и сюжетных инноваций делал его совсем непохожим на своих предшественников.
Отличительной чертой серии стали уже упомянутые «Мобильные Доспехи», человекоподобные роботы, которые, однако, были не такими огромными, как прошлые роботы и напрямую вдохновлялись боевыми экзоскелетами из романа «Звёздный Десант» Роберта Хайнлайна. Мобильные Доспехи были старательно объяснены с научной точки зрения (в рамках вселенной) с целым рядом уникальных «систем и фишек», влиявших на их эффективность и функциональность. Подобный подход, а так уже упор на милитаризированное позиционирование роботов и породило новый жанр мехи – Реалистичных Роботов, где меха в первую очередь позиционировалась оружием (сам Томино сравнивал отношения между пилотом и роботом, как отношения между гонщиком Формулы-1 и его машиной, которую тот лишь использует для достижения своей цели). И Гандам по праву называют создателем и первым (но далеко не последним) представителем этого жанра.
Интересное: Разделение мехи на Супер и Реалистичных Роботов продолжается и сейчас. Несмотря на то, что Гандам во многом нёс в себе черты обоих, его последователи отточили концепцию жанра до совершенства. Пережив пик в 70-х и начале 80-х, Супер Роботы с середины 80-х годов медленно но верно сдавали позиции своим поджанровым братьям. Сегодня практически все выходящее меха-аниме (включая Code Geass, Kakumeiki Valvrave, Aldnoah.Zero и конечно же новые Гандамы) представляют собой именно Реалистичную Меху, в то время как аниме про Супер Роботов практически не встречается.
Помимо Мобильных Доспехов (преимущественно Гандама и ставшей не менее легендарной МД-пехоты Зиона под названием «Заку»), встречалась в сериале и другие роботы – как экзотическое супер-оружие вроде невероятно сильной Мобильной Брони, так и простые рабочие пилотируемые роботы, различные роботы поддержки и т.д. Всё работало на тех же принципах и технологиях, что и боевые роботы, помогая созданию атмосферы и проработки вселенной. Значительная часть всех дизайнов была создана работавшим с Томино и ранее Кунио Окаварой – первым в индустрии признанным «механическим дизайнером». Окавара впоследствии занимался дизайнами к 90% основных Гандамов и продолжает заниматься тем же и сегодня. Его руке принадлежат практически все самые легендарные образы роботов во франшизе (и не только).
Научный и «реалистичный» подход прослеживался не только в роботах сериала, но и в его технологиях. Космические колонии, Сайды, были основаны на «Цилиндре О'Нилла» — реальной теории космического поселения, предложенной физиком Джерардом О’Ниллом, а расположены колонии на орбите земли были математически точно по точках Лагранжа, чтобы поддерживать своё местоположение между землёй и луной.
Цилиндр О'Нилла
Научный и «реалистичный» подход прослеживался не только в роботах сериала, но и в его технологиях. Космические колонии, Сайды, были основаны на «Цилиндре О'Нилла» — реальной теории космического поселения, предложенной физиком Джерардом О’Ниллом, а расположены колонии на орбите земли были математически точно по точках Лагранжа, чтобы поддерживать своё местоположение между землёй и луной.
Интересное: Помимо Гандама пример Цилиндра О'Нилла можно наблюдать, например, в художественном фильме «Интерстеллар» Кристофера Ноллана.
Ещё одним отличительным элементом Гандама стало его повествование. Гандам стал первым сериалом от Томино (и едва ли не первым аниме вообще), где противниками героев были простые люди. Автор изначально планировал сделать взрослое аниме про войну, намереваясь показать на экране смешанные чувства японской нации после конца второй мировой войны. По мнению некоторых критиков, Томино пытался передать национальную вину, параллельно признавая героические подвиги многих молодых японцев. Служил сериал и комментарием ко многим более современным конфликтам, вроде событий в Пакистане. По собственным словам, Томино вложил в Гандама «все свои разочарования».
Интересное: Война так или иначе прослеживается практически во всех работах Томино (как и практически у всех авторов его поствоенного поколения). Автор нёс и несёт через свои работы строгий антивоенный посыл, а экстрагированная жестокость мира многих его произведений говорит в первую очередь о том, куда человечество может завести война, личные амбиции и отказ понимать и принимать друг друга. Показывает это Томино, к слову, весьма наглядно и убедительно. Что и побудило фанатам дать ему кличку «kill ‘em all» (дословно: «убьёт их всех»). Впрочем, самые жестокие его работы, на момент выхода Гандама, были ещё впереди.
Гандам не был лишён юмора, светлых и добрых моментов, но никогда не давал зрителям забыть, в каком мире происходит шоу. Сериал раскрывал войну с самых разных сторон, показывал героев и злодеев с «обеих» сторон, не стеснялся заставлять своих героев страдать, а мир крайне условно (для своего времени) был разделён на «хороших и плохих» да и в целом Гандам так или иначе наводил на мысли, заставлял задуматься. Однако далеко не во всём Томино и Санрайз смогли найти общий язык. Компания настаивала на более широком маркетинге и более обширной рекламе игрушек (основной целевой аудиторией сериала оставались как-никак всё же дети). В итоге, в концепт сериала вносился ряд изменений, вроде смены цвета Гандама с серого на ярко-белый с цветными полосками. Белая База также изначально должна была быть «Чёрной». Подобные изменения шли вразрез с виденьем Томино, который старался приблизить Гандама к реализму и спорил с коллегами о том, что подобные аляповатые дизайны никогда не появятся в настоящем мире.
Концепт-арт оригинального Гандама
Не принимая подобных изменений, Томино ещё до конца выхода аниме решил взять инициативу в свои руки, и принялся писать свой изначальный концепт в первозданном виде на бумаге. Результатом стали три новеллы (позднее объединённые в некоторых источниках в одну книгу) — Mobile Suit Gundam: Awakening, Escalation, and Confrontation. В них Томино избавился от всех игрушкоцентричных элементов сериала, сделал повествование ещё более мрачным и жёстким (так, например, в отличие от аниме, в новелле главный герой, Амуро, довольно жестоко погибал в конце. Впрочем, со временем, видя популярность Амуро и серии в целом, Томино открыто жалел о своей концовке). К слову параллельно с новеллой от Томино и самим аниме, шла ещё и полноценная манга-адаптация сериала от Йу Оказуки под простым названием Mobile Suit Gundam. Длилась она аж три года до 1982-ого года.
Даже несмотря на попытки студии сделать сериал более доступным для детей, далеко не всем зрителям пришёлся по душе такой инновационный подход к их детским мультикам про больших роботов. На протяжении всей своей трансляции Гандам страдал от низких рейтингов. В итоге сериал пришлось обрезать с планируемых 52 серий до 43.
Интересное: Изначально сериал планировалось обрезать до 39 серий, но команда создателей с силой выторговала себе один дополнительный месяц, чтобы хоть как-то закончить историю. Хоть это и кажется чем-то незначительным, но в то время далеко не со всеми сериалами Томино даже так везло.
Так бы и закончилась славная история Гандама, который бы занял место в списке амбициозных, но в конечном итоге забытых творений Томино, если бы не игрушки.
Одной из причин раннего закрытия сериала стала компания-спонсор Кловер, ответственная за игрушки по бренду. Однако вскоре после конца сериала, права на выпуск, казалось бы, никому не нужного мерчендайза по мотивам были выкуплены компанией Бандай, решившей подойти к Гандаму с другой стороны.
Решением Бандая было простым, но эффективным. В отличие от «прочных» игрушек Кловера, Бандай предложил покупателям пластиковые наборы. За небольшую цену, потенциальный обладатель Ганплы (именно так стали называть пластиковые наборы от Бандая) получал себе в распоряжение набор деталей-модулей, которые с помощью клея могли превратиться как в канонического робота из сериала, так и в что-то совершенно своё. Дополняло всё несколько цветов красок, идущих в самом наборе и поощрявших фанатов делать свои «кастомные» версии привычных Мобильных Доспехов.
Вариации современных линеек Ганплы
Интересное: Ганпла во многом является тайным лоббистом весьма популярных «кастомных», (т.е. персонализированных) Мобильных Доспехов во многих Гандамах. Однако настоящим отцом кастома является сам Чар Азнабель и его привычка раскрашивать свои Мобильные Доспехи в красный цвет. Первым и фирменным роботом Чара в оригинальном Гандаме был стандартный MS-06S Zaku II Commander Type, который не отличался от прочих рядовых Заку ничем, кроме красного цвета. Однако благодаря талантливому пилоту, он двигался значительнее быстрее остальных, что вызвало среди фантов шутки на тему того, что, покрасив любого робота в красный цвет, вы увеличите его скорость в три раза.
Амуро, Чар их Мобильные Доспехи (RX-78-2 Гандам и красный Заку II)
Таких игрушек рядовой японский покупатель тогда не видел. Ганпла дала расцвет креативному творчеству и создала огромную прослойку фанатов Гандамов, которая растёт и процветает и по сей день. Технологии Ганплы совершенствовалась на протяжении нескольких десятков лет — уже не нужен и клей, поскольку масса моделей взаимозаменяема, а детальность и проработка самих наборов достигла поистине впечатляющих результатов (не менее впечатляюще выглядит и творчество многочисленных коллекционеров). В конечном итоге Ганпла нашла свою дорогу обратно в аниме, породив несколько сериалов во франшизе. Но об этом попозже.
Пока что, в начале 80-х Ганпла массово привлекала внимание людей к Гандаму. Повторные трансляции оказались крайне успешными, посему было принято решение сделать из сериала трилогию фильмов и посмотреть, что из этого получится. Незамедлительно был возвращён Томино для переработки сериала в новый формат. Хоть фильмы по большей части состояли из кадров сериала, были и некоторые изменения. Автор воспользовался шансом и удалил из исходного материала практически всё, что считал ненужным – некоторые близкие к супер роботам элементы (вроде некоторого откровенно странного оружия Гандама), часть юмора, филлеры. Словом, проделал тоже самое, что со своей новеллой, но в масштабе поменьше. Вышедшая в 1981-82 трилогия фильмов (Mobile Suit Gundam I, Mobile Suit Gundam II: Soldiers of Sorrow и Mobile Suit Gundam III: Encounters in Space) имела невиданный успех и оказалось коммерчески успешной. Многие критики говорили, что «Гандам начинает новую эпоху, где аниме становится искусством», а сами фильмы до сих пор считаются удобным стартом для всех желающих приобщиться к серии и единственной хорошей компиляцией во франшизе.
Артбокс третьего фильма компиляции
Интересное: Культурное влияние Гандама на аниме и японскую культуру подчас оказывалось совершенно неожиданным. Так во время показа фильмов многие взрослые фанаты прямо в зале фотографировали обнажённую фигуру Сайлы Месс (женского персонажа сериала) когда она принимала душ. Что принято считать одним из первых открытых проявлений «интереса» фанатов к нарисованным персонажам. Этот момент некоторые историки культуры отаку считают отправной точкой, стимулировавшей интерес к анимационной порнографии и вдохновившей целый ряд авторов соответствующего направления. Так что Гандам вполне может быть дедушкой как современных отаку, так и современного понятия об анимационной порнографии в целом. При этом примечательно, что Томино ни о чём таком и не думал, всего-навсего придерживаясь своей политики показывать всё предельно реалистично. Сам же Томино терпеть не может отаку и не скрывает своего негативного отношения к ним, что наглядно иллюстрирует какой порой непредсказуемый эффект работа автора может оказать на других. В том числе и для него самого.
Фигурка Сайлы
Так или иначе, успех трилогии фильмов вкупе с набирающей популярность Ганплой крепко поставил франшизу на ноги. Фанаты требовали больше и в недрах студии Томино с рабочей группой уже во всю работали над полноценным продолжением сериала 79-ого года. Никто, однако тогда не знал, сколько неожиданностей принесёт новый сериал – как зрителям, так и создателям…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
Лучшие комментарии
Цитата вводит в заблуждение. Заку не просто фирменный доспех Зиона, а, во-первых, первая массовая серийная модель мобильного доспеха, а во-вторых, стандартное вооружение мобильных войск Зиона, в этом плане его можно сравнивать с автоматом Калашникова.
Вообще-то, Чар Азнавур сделал тонкую настройку своего Заку под себя, из-за чего его доспех и отличался. И красил он не только в красный, а в принципе в яркие цвета, чтобы все знали, где он. Но да, мем про «Char custom» — это прикольно. И орки еще толком WAAAAGH не кричали тогда.
Есть все-таки некоторая разница между принятием космоса как дома, и превращением в сверхлюдей, которые все связаны между собой через «астрал», обладают сверхреакцией и сверхинтеллектом, но стать таковыми могут только рожденные в космосе.
Во-первых, не единственным, а самым способным. Во-вторых, нифига себе простой школьник, если он четко показан именно как гений с обширным инженерным образованием, который способен самостоятельно проводить как ремонт и модернизацию Гандама, так и разработку новых моделей. Крутость первых Гандамом как раз в том, что здесь ребенок в центре не просто ради ЦА, а ради того чтобы показать жесть войны, которая втягивает в себя даже детей. Вокруг этого строится половина конфликтов в сюжете.
Ну и далее по мелочи. От таких вещей легко можно избавиться внимательной редактурой.
Единственно, я не очень понимаю. Планируется рассказ о всея франшизе вообще, или будет уклон именно в сторону игр?
По поводу остального — я посчитал, что особо грузить деталями в плане лора не стоит, ограничившись интересными моментами и общей информацией, тем более что планирую писать по истории мира UC отдельные статьи. Но спасибо за комментарий.